Николай Колядко. Торпедоносца век недолог…

20

Содержание:

Комар с кувалдой

Как говорил наполеоновский генерал Антуан де Лассаль: «Гусар, который не убит в 30 лет, не гусар, а дерьмо!» Гусарами морской авиации времён Второй Мировой стали экипажи торпедоносцев. С одной стороны, их самолёты несли самое грозное оружие – лишь торпеды тогда могли с одного-двух попаданий если не потопить, то как минимум вывести из строя тяжёлый корабль. С другой – они были наиболее уязвимы в бою.

Этот кадр с «Накадзима» B6N «Тэнзан» на боевом курсе наглядно демонстрирует, в каких условиях атаковали торпедоносцы

Этот кадр с «Накадзима» B6N «Тэнзан» на боевом курсе наглядно демонстрирует, в каких условиях атаковали торпедоносцы

Выходя на цель торпедоносец вынужден двигаться на низкой скорости, малой высоте и предельно предсказуемым прямым курсом. Что делало эти самолёты идеальной мишенью и для истребителей, и для зениток. В случае США всё это усугублялось ещё и отсталостью их техники. Американские авиаторпеды Mark XIII были слишком нежными.

Их можно было сбрасывать с высоты не более 15 м и на скорости не более 200 км/ч. Для сравнения, у японских авиаторпед обр. 91 эти показатели составляли 100 м и 480 км/ч соответственно. Впрочем, тогдашний американские торпедоносец «Девастейтор» с «рыбой» под пузом всё равно больше 100 узлов мог набрать только в пикировании.

Даже без торпеды «Дуглас» TBD-1 «Девастейтор» мог разогнаться максимум до 330 км/ч

Даже без торпеды «Дуглас» TBD-1 «Девастейтор» мог разогнаться максимум до 330 км/ч

На момент появления в 1935 г. это были очень продвинутые машины – первые цельнометаллические торпедоносцы-монопланы в мире. Но прогресс в авиации шёл тогда такими бешеными темпами, что к началу 1940-х эти очень красивые самолёты со старомодной гофрированной обшивкой плоскостей уже успели безнадёжно устареть.

8-я торпедоносная

Американцы всё это хорошо осознавали. 3 июня 1942 г., накануне сражения при Мидуэе командир 8-й торпедоносной эскадрильи авианосца «Хорнет» капитан 3-го ранга Джон Уолдрон раздал своим пилотам памятки, оканчивавшиеся словами:

«И если в воздухе останется хоть один самолёт, я хочу, чтобы он держал курс и добился попадания.»

Как в воду глядел!

Именно 15 «Девастейторов» этой эскадрильи первыми из американских палубников обнаружили японское авианосное соединение. Пикировщики и истребители из их авиагруппы благополучно заблудились, так что торпедоносцам пришлось идти в атаку в гордом одиночестве. А встречали их 26 «Зеро». Результат был немножко предсказуем.

«Гибель торпедоносца» – уничтожение 8-й торпедоносной эскадрильи на картине Джона Гамильтона

«Гибель торпедоносца» – уничтожение 8-й торпедоносной эскадрильи на картине Джона Гамильтона

Уолдрон собрал самолёты в плотный оборонительный строй. В надежде на 15 спаренных 7,62-мм пулемётов, что он выбил у начальства вместо одиночных, чтобы хоть как-то повысить шансы своих устаревших машин. Но для серьёзного противостояния скоростным и манёвренным истребителям их оказалось явно недостаточно.

На километр к ближайшему авианосцу «Сорю» смогли прорваться лишь три «Девастейтора». А на дистанцию сброса вышел всего один, с уже мёртвым стрелком-радистом в кокпите. Пилот этой машины выполнил приказ своего командира и успел сбросить торпеду. Через несколько секунд он тоже был сбит. Добиться попадания ему не удалось.

6-я торпедоносная

Ещё одной странностью американских авиаторпед была их несуразная дальность, достигнутая за счёт низкой скорости – всего 33,5 узла. Столько же, сколько у тогдашних авианосцев и крейсеров, не говоря уж об эсминцах. Так что даже тяжёлые корабли были в состоянии от них если не убежать, то без особых проблем увернуться.

Единственным вариантом результативной атаки была тактика «молота и наковальни». Когда две группы торпедоносцев одновременно атакуют с правой и левой скулы корабля. Так что, уворачиваясь от торпед одной группы, он неизбежно подставит борт другой. Или получит обе, если сохранит начальный курс.

«Девастейторы» 6-й торпедоносной перед вылетом на палубе авианосца «Энтерпрайз». 4 июня 1942 г.

«Девастейторы» 6-й торпедоносной перед вылетом на палубе авианосца «Энтерпрайз». 4 июня 1942 г.

Именно этот приём попытались провести 14 «Девастейторов» 6-й торпедоносной эскадрильи с авианосца «Энтерпрайз», появившиеся над «полем боя» спустя считанные минуты после гибели коллег с «Хорнета». Разделившись на две группы, они попытались взять в клещи ближайший к ним авианосец «Кага».

Они тоже шли без истребительного прикрытия, но поначалу им повезло. В воздухе в тот момент находились уже 30 «Зеро», но большая их часть находилась в нескольких километрах – рядом с «Сорю». К тому же, многие уже расстреляли куцый боекомплект своих 20-мм пушек. Так что к цели прорвалось уже «целых» 5 торпедоносцев из 14.

Но японцы к тому времени успели нарастить количество истребителей до 39. Зашедшим с разных курсов двум маленьким группам «Девастейторов» не дали шанса провести синхронную атаку, и «Кага» спокойно увернулся от разделённых по времени «залпов». Стоило это 10 сбитых торпедоносцев, ещё один был вынужден сесть на воду.

3-я торпедоносная

В тот момент, когда не отягощённые больше торпедами остатки 6-й торпедоносной пытались сделать ноги, к японскому соединению уже направлялась третья за час группа «Девастейторов». Это была 3-я торпедоносная эскадрилья с «Йорктауна». И она была единственной, что шла в атаку не в гордом одиночестве.

«Даже если останется только один», картина из коллекции Национального музея авиации

«Даже если останется только один», картина из коллекции Национального музея авиации

Четырьмя километрами выше летели пикировщики, но главное – там были ещё и истребители. «Основные силы» из четырёх «Уайлдкэтов» на высоте 2000 м, и ещё два – в виде непосредственного охранения торпедоносцев. Планировалось тоже четыре, но в последний момент перед взлётом численность и так скромного эскорта была урезана.

Японское соединение, как мы помним, в тот момент прикрывали 39 «Зеро», три из них село для пополнения боекомплекта, но взамен подняли сразу 6 свежих. 42 «Мицубиси» A6M2 против 6 перетяжелённых «Грумман» F4F-4 – результат, казалось бы, опять был «немножко предсказуем». Однако на этот раз безответного избиения не получилось.

Четвёрка командира 3-й истребительной эскадрильи капитана 3-го ранга Джона Тача не только оттянула на себя добрую половину «Зеро», но и ухитрилась сбить четыре из них ценной потери одного своего. Пара из охранения тоже не подкачала и отправила на дно ещё как минимум трёх японцев. 12 «Девастейторов» 3-й торпедоносной получили шанс.

Завершающий этап «плетёнки Тача», тактического приёма, позволившего одноимённому командиру и его группе уцелеть в бою с многократно превосходящим противником. Картина Гарета Хектора

Завершающий этап «плетёнки Тача», тактического приёма, позволившего одноимённому командиру и его группе уцелеть в бою с многократно превосходящим противником. Картина Гарета Хектора

Однако намеченная цель – скорей всего «Сорю» – удачным манёвром ушла из-под удара, и командир эскадрильи решил атаковать другую. Эти лишние километры стоили потери половины машин. Синхронной атаки опять не получилось, и теперь уже авианосец «Хирю» увернулся от двух разрозненных торпедных «залпов». Из всей эскадрильи уцелело лишь две машины, но и им пришлось садиться на воду.

Торпедоносцы с Мидуэя

Логично предположить, что столь чудовищные потери были вызваны прежде всего несовершенством устаревших «Девастейторов». Однако первыми американскими самолётами, что атаковали японцев в тот день были совсем другие торпедоносцы. За два с лишним часа до палубников к японскому соединению вышли шесть новейших ударных самолётов «Авенджер». Эти крепкие скоростные машины были гораздо лучше вооружены, а кроме того несли хоть и те же торпеды Mark XIII, но с увеличенными, благодаря нехитрой модификации, высотой и скоростью сброса.

Шестёрка «Грумман» TBF-1 «Авенджер» при Мидуэе. «Выжил только один», картина Крэйга Кадера

Шестёрка «Грумман» TBF-1 «Авенджер» при Мидуэе. «Выжил только один», картина Крэйга Кадера

Но их встретили 28 «Зеро», и лишь один изрешечённый «Авенджер» смог дотянуть до первого подвернувшегося корабля – тяжёлого крейсера «Тикума» – и сбросить торпеду. От гибели этот самолёт спасло лишь то, что японские истребители были вынуждены переключиться на новых гостей.

Это были ещё более мощные, уже двухмоторные армейские скоростные бомбардировщики «Мародёр», доработанные для несения торпед. Однако быстро выяснилось, что в ситуации, когда на каждого по восемь «Зеро» – то и скорость, и пять пулемётов, включая три 12,7-мм, помогают слабо.

Армейский средний бомбардировщик «Мартин» B-26-MA «Мародёр» в торпедоносной конфигурации

Армейский средний бомбардировщик «Мартин» B-26-MA «Мародёр» в торпедоносной конфигурации

Тем не менее, двум повреждённым машинам удалось прорваться к авианосцу «Акаги» и сбросить торпеды, от которых огромный корабль последовательно увернулся. К счастью для них, японские истребители получили команду не преследовать уже не представляющие опасности бомбардировщики, а готовиться к приёму следующих гостей.

Итоги

Всего в атаках на японское авианосное соединение в тот день участвовал 51 американский торпедоносец. Прорваться к целям и сбросить торпеды удалось лишь 14 из них. И ни одного попадания.

Долго было принято считать, что главным их вкладом в победу в этом сражении было то, что они «опустили» японские истребители практически на уровень моря. Тем самым дав возможность пикировщикам беспрепятственно вынести авианосцы. Однако это вряд ли соответствует действительности.

В случае своевременного обнаружения американских пикировщиков, «Зеро», с их скороподъёмностью почти километр в минуту, без проблем успели бы их перехватить. Но вот как-раз со своевременным обнаружением у японцев оказалось очень плохо. А ещё хуже – с организацией и управлением истребительным прикрытием.

Уклоняющийся на полной скорости от бомб авианосец «Хирю»

Уклоняющийся на полной скорости от бомб авианосец «Хирю»

Так что основной заслугой торпедоносцев стало то, что в течении критически важного часа они ценой своих жизней заставляли японские корабли непрерывно маневрировать. Мешая тем самым механикам в ангарах авианосцев перевооружать ударные самолёты. А также вынуждая непрерывно поднимать – а главное сажать – всё новые истребители. То есть держать лётные палубы «чистыми». В результате японцы так и не смогли подготовить и поднять в воздух ударные авиагруппы до роковой атаки американских пикировщиков.

Потери

Торпедоносцы заплатили за это очень дорого. Из 41 «Девастейтора» 35 было сбито, ещё три сели на воду, а из трёх вернувшихся один был сразу списан. Итого потери составили 95% техники. Всего погибло 68 лётчиков (83%) не считая раненых. Шестерых сбитых удалось найти и спасти, включая единственного выжившего из 8-й торпедоносной.

Но так повезло далеко не всем. Трёх американских лётчиков, включая пилота торпедоносца с «Йорктауна», подобрали японцы. После короткого «форсированного» допроса им раскроили головы пожарным топором и выкинули за борт. Маленький штрих к распространённому заблуждению, что японский флот был «цивилизованней» их армии.

Пилоты 8-й торпедоносной эскадрильи на палубе «Хорнета». Через два часа в живых останется лишь один из них

Пилоты 8-й торпедоносной эскадрильи на палубе «Хорнета». Через два часа в живых останется лишь один из них

Из 10 «Авенджеров» и «Мародёров», что взлетали с Мидуэя, потери «железа» составили все 100% – 7 машин было сбито, три дотянувших до атолла пошли на списание. Потери лётного состава – 30 погибших (65%) и пятеро раненых. Для многих это будет сюрпризом, но потери как пилотов, так и лётного состава вообще за всё сражение в целом у одержавших при Мидуэе победу американцев оказались намного выше, чем у проигравших японцев.

Выводы

Подобные примеры можно приводить ещё очень и очень долго. Мы слишком привыкли к тому, что США – это либо единственная сверхдержава на планете, либо, как минимум, одна из двух сверхдержав. У Дяди Сэма всегда всего много, и воюет он исключительно при наличии подавляющего количественного и качественного превосходства. Не говоря уж о мороженом и тёплых сортирах, без которых американцы, как всем известно, воевать не могут в принципе.

Но в реальном декабре 1941 г. Соединённые Штаты оказались в очень непривычной и непонятной для нас, нынешних, ситуации. Внезапно выяснилось, что им противостоит сила, по многим аспектам превосходящая их как количественно, так и качественно. И до того момента, когда могучая промышленность США сможет обеспечить то самое «тупое заваливание железом», надо было ещё как-то дотянуть. А пока воевать тем, что есть здесь и сейчас, сделав, как и многие другие в подобной ситуации, ставку на единственный доступный «ресурс» – массовый героизм личного состава.

источник: https://vk.com/@664805017-torpedonosca-vek-nedolog

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account