Неуязвимый Гвардейский крейсер «Красный Крым»

20

Восстановление русского флота после катастрофы 1904-1905 годов началось с полной смены высших должностных лиц и перестройки системы управления флотом.Очистившись от старого и обобщив опыт войны и зарубежные достижения ,стало возможным приступить к постройке новых кораблей. В июне 1912 года была принята программы усиленного судостроения на 1912—1916 годы . Тандем морского министра И. К. Григоровича и главного инспектора кораблестроения и председателя Морского технического комитета А. Н. Крылова привел к созданию целого ряда удачных кораблей,на полвека ставших основой нашего флота.

Неуязвимый Гвардейский крейсер «Красный Крым»

Одним из проектов стали легкие крейсера типа «Светлана» .4 корабля были заказаны для Балтийского флота,но к 1917 году они еще находились в стадии постройки.

Головной крейсер строился «Русско-Балтийским судостроительным и механическим акционерным обществом» в Ревеле. 28 сентября (11 октября) 1913 г. в списки судов Гвардейского экипажа был зачислен крейсер «Светлана» .Закладка состоялась 11( 24) ноября 1913 года в присутствии морского министра ,но фактическая сборка корабля на стапеле началась только с 1 апреля 1914 года .Котлы и турбины крейсера должна была поставить германская фирма «Вулкан»,но после начала мировой войны пришлось искать поставщиков на английских и русских заводах. 28 ноября 1915 г. спущен на воду. К ноябрю 1916 года общая готовность крейсера «Светлана» составляла: по корпусу — 81 %, по механизмам — 75 % ,отсутствовали трубопроводы и часть вспомогательных механизмов,заказанных на других заводах.

Падение Риги создало угрозу захвата германскими войсками и Ревеля. Во второй половине ноября 1917 года по распоряжению Морского министерства крейсер «Светлана» на буксире ледокола «Тармо» отбуксировали в Петроград для достройки на Адмиралтейском заводе. На борту вывезли все детали и материалы ,а также оборудование заводских мастерских.

Планировалось ввести крейсер в строй в 1919 году. Однако интервенция,гражданская война, ухудшающееся экономическое положение и развал промышленности сделали эти планы неосуществимыми. В конце марта 1918 года в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров РСФСР о демобилизации военной промышленности Морское министерство приняло решение о прекращении достройки крейсера «Светлана».

После завершения гражданской войны дошли руки и до флота. В течение семи лет крейсер находился у стенки Адмиралтейского завода в законсервированном состоянии. Почти достроенный крейсер по расчетам требовал всего несколько месяцев для завершения,но это при нормально работающих верфях и смежниках. А восстановление судостроительной промышленности шло параллельно.

В ноябре 1924 года “Светлану” перевели к стенке Балтийского завода для достройки. За время вынужденного длительного хранения законсервированные корпус, надстройки, оборудование и механизмы крейсера покрылись грязью и ржавчиной, часть материалов, оборудования и вооружения, складированных на борту еще в Ревеле, было утрачено. Одновременно с очисткой крейсера от грязи и ржавчины была начата разработка чертежей частичной модернизации корабля по заданиям, выданным Управлением ВМС РККА. 5 февраля 1925 года приказом по Морским силам РККА крейсеру было дано новое название “Профинтерн”. В честь международной организации революционных профсоюзов.

Из-за ограниченности ресурсов Советом Труда и Обороны было принято решение достраивать корабль по первоначальному проекту с частичной модернизацией. Четыре устаревшие 63-мм пушки заменили девятью 75-мм зенитными орудиями системы Меллера с углом возвышения 70° и увеличили боезапас к ним. На юте установили три 3-трубных поворотных 450-мм торпедных аппарата дополнительно к двум подводным аппаратам. Крейсеру был придан гидросамолет-разведчик. Для его размещения между 2-й и 3-й трубами оборудовали специальную площадку. Для подъема самолета и спуска его на воду установили кран-балку. Дополнительное вооружение,боезапас,экипаж,запас воды и припасов увеличили водоизмещение до 8170 тонн. Изменились и основные размерения корабля.

26 апреля 1927 г. корабль был предъявлен к испытаниям.Несмотря на увеличенное водоизмещение, на испытаниях крейсер развил скорость свыше 29 узлов при мощности турбин 59 200 лошадиных сил . 1 июля 1928 г. крейсер «Профинтерн» вступил в состав Морских сил Балтийского моря .

Крейсер ‘Красный Крым’, осень 1943 г:

«Красный Крым» («Светлана»,с 5.2.1925 — «Профинтерн», с 31.10.1939 —«Красный Крым», с 7.5.1957 — «ОС-20», с 18.3.1958 —«ПКЗ-144»Строительство начато 24 ноября 1913. Спущен на воду 28 ноября 1915. Введён в эксплуатацию 1 июля 1928. Выведен из состава флота июль 1959

Водоизмещение стандартное 6833 т, полное — 7999 т.; длину 158,4 м, ширину 15,36 м, осадку 9,65 м, мощность механизмов (четыре турбины) 46300 л.с., скорость хода максимальную 29 уз, экономическую — 14 уз, дальность плавания 1200 миль. Вооружение (по состоянию на 1942 год): 15 (15×1)130-мм (9 палубных, 6 казематных) , 6 — 100 мм (три спаренные установки «Минизини»), 4 — 45-мм и 10 — 37-мм орудий, 7 — 12,7-мм пулеметов, 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата , 2 бомбомета . Крейсер мог принять на палубу до 90-100 мин КБ, 10 больших и 20 малых глубинных бомб. Бронирование: борт 25–75 мм, палубы 20 мм, боевая рубка 75-125 мм, щиты орудий ГК — 25 мм. Экипаж 852 человека.

*на 1943

В 1929 году крейсер «Профинтерн» был оборудован для приёма и транспортировки гидросамолёта. Спуск на воду и подъём самолета осуществлялся кран-балкой. С юта был демонтирован кормовой торпедный аппарат.

В 1930 году, в Севастополе, крейсер «Профинтерн» дооборудовали дополнительной парой трёхтрубных 450-мм торпедных аппаратов, установленных на верхней палубе побортно на специальных спонсонах.

1935—1938 годы — капитальный ремонт и модернизация. Установлены 100-мм зенитные орудия системы Минизини, взамен частично демонтированных 75-мм зениток образца 1928 года, зенитные полуавтоматические 45-мм пушки 21-К, зенитные пулемёты ДШК. Полностью модернизировано торпедное вооружение крейсера: вместо четырёх трёхтрубных 450-мм торпедных аппаратов были установлены два новейших трёхтрубных 533-мм аппарата и демонтированы подводные траверзные торпедные аппараты. Главные котлы переведены на жидкое топливо.

Летом 1941 года, во время ремонта, была установлена система размагничивания корпуса ЛФТИ.

В конце 1941 года вместо кормовой пары пушек 21-К были установлены 12,7-мм зенитные пулемётные установки «Виккерс».

В 1942 году часть пушек 21-К была заменена новыми 37-мм зенитными автоматами 70-К.

Во время ремонта 1943—1944 годов вместо оставшихся 45-мм пушек 21-К поставлены два 37-мм автомата 70-К.

В ходе эксплуатации изменялись также высота мачт,расположение постов,дальномеров и прожекторов.

Корпус крейсера был разделен водонепроницаемыми продольными и поперечными переборками,второе дно было на всю длину корпуса,а тройное-на отдельных участках,в т.ч. под машинами.Надводная высота борта- в носу — 7,6 метра, на миделе — 3,4 метра и в корме — 3,7 метра.

Неуязвимый Гвардейский крейсер «Красный Крым»

Энергетическая установка корабля состояла из четырех паровых турбин системы «Кёртис—АЭГ—Вулкан»,проектной мощностью 10700 л.с.,при форсировке-около 14 000 л.с. и четырех универсальных и девяти нефтяных котлов типа «Ярроу — Вулкан» . Каждая из четырех турбин работала на свой гребной вал. Две носовые турбины работали на правый и левый внешние валы, а две кормовые турбины — на левый и правый внутренние валы. Такая компоновка повышала живучесть корабля и энергетической установки и обеспечивала хорошую маневренность. Проектная скорость при мощности 50 000 лошадиных сил составляла 29,5 узлов. Нормальный запас топлива около 370—500 тонн нефти и 130 тонн угля обеспечивал шестнадцатичасовой пробег при скорости 29,5 узлов (470 морских миль) и двадцатичетырёхчасовой пробег при скорости 24,0 узлов (576 морских миль).

Бронирование обеспечивало защиту от артиллерии калибром до 150 мм-(эсминцев и легких крейсеров).Весь корпус по периметру охватывал 25 мм пояс высотой 2,25 метров. Ниже него шел главный броневой пояс толщиной 75 мм -почти по всей длине, из плит цементированной крупповской стали высотой 2,1 метра. Нижняя часть главного броневого пояса опускалась ниже ватерлинии на 1,2 метра . Боевая рубка имела вертикальные 75-мм бронеплиты, бронированные крышу и подшивку толщиной 50 мм. Все элеваторы подачи боеприпасов к орудиям имели броневые кожухи крупповской стали толщиной 25 мм. Настил нижней и верхней палуб имел толщину 20 мм.

На ноябрь 1943 года экипаж лёгкого крейсера «Красный Крым» состоял из 48 офицеров, 148 старшин и 656 рядовых краснофлотцев — всего 852 человека.

Вооружение на ноябрь 1943 года было представлено 15 орудиями 130-мм/ 55 Б-7 образца 1913 года. Угол вертикального наведения орудий составлял от −5° до +30°, горизонтального — 360°. Суммарный боезапас — 2625 выстрелов .

Крейсер имел многочисленное зенитное вооружение-

Кормовые орудия крейсера «Красный Крым», 1943 г.

Кормовые орудия крейсера «Красный Крым», 1943 г.

-три спаренных 100-мм /47 установки системы Минизини итальянского производства. Одна установка была на баке, две — на корме побортно. Угол вертикального наведения орудий составлял от −5° до +78°, горизонтального — 360°. Суммарный боезапас — 1621 выстрел.

2x100-47-мм ЗАУ системы Минизини.

2×100-47-мм ЗАУ системы Минизини.

-четыре полуавтоматических 45-мм /46 зенитных орудия 21-К, установленные по два на борт в задней части полубака между первой и второй дымовыми трубами. Угол вертикального наведения орудий составлял от −10° до +85°, горизонтального — 360°. Суммарный боезапас — 3050 выстрелов.

-десять автоматических 37-мм /62,5 зенитных орудия 70-К. Угол вертикального наведения орудий составлял от −10° до +85°, горизонтального — 360°. Суммарный боезапас — 10 440 выстрелов.

Счетверенный 12,7-мм зенитный пулемет «Виккерс», установленный на носовой возвышенной башне главного калибра

Счетверенный 12,7-мм зенитный пулемет «Виккерс», установленный на носовой возвышенной башне главного калибра

-две счетверённых 12,7-мм зенитных пулемётных установки Виккерс, установленные побортно на кормовой надстройке. Суммарный боезапас — 24 000 патронов.

-четыре 12,7-мм зенитных пулемёта ДШК образца 1938 года. Суммарный боезапас — 11 930 патронов.

Торпедное вооружение крейсера состояло из двух трёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов 39-Ю первой серии. Боекомплект представлял собой шесть торпед типа 53-38, находившихся в аппаратах.Противолодочное вооружение было представлено шестью совками для глубинных бомб типа М-1 и двумя тележками для глубинных бомб типа Б-1. Запас бомб составлял: десять глубинных бомб Б-1 и двадцать — М-1.Корабль мог принять на верхнюю палубу до 90 мин типа КБ-3 или до 100 морских мин образца 1926 года.

Новый крейсер сразу включился в учебные походы,Балтийский флот разминал мышцы после многолетней консервации. 6-12 августа 1928 года под флагом Председателя РВС Ворошилова он посетил юго-запад Балтики,через год вместе с «Авророй» и четырьмя эсминцами совершил заграничный поход,побывав в германском Свинемюнде. Это был первый зарубежный поход боевых кораблей СССР.

Крейсера «Профинтерн» и «Аврора» в Свинемюнде, 1929 год.

Крейсера «Профинтерн» и «Аврора» в Свинемюнде, 1929 год.

22 ноября 1929 года командование флота с целью продлить учебный сезон отправило в дальний поход Практический отряд Морских сил Балтийского моря в составе линкора «Парижская Коммуна» и крейсера «Профинтерн». Маршрут был запланирован от Кронштадта через Атлантический океан и Средиземное море до Неаполя и обратно.Заправку планировали производить в море,а посещать только Неаполь. Командиром отряда стал командующий бригадой линейных кораблей Балтийского моря Л. М. Галлер.

В Бискайском заливе отряд попал в жестокий зимний шторм 10-12 баллов. Крен крейсера достигал 40°. «Профинтерн» получил значительные повреждения , принял до 400 т воды. Кораблям пришлось зайти во французский Брест и производить ремонт своими силами.Шторм продолжался . Попытка выйти в море закончилась неудачно. Шторм достиг ураганной силы — ветер до 12 баллов, волны высотой 10 метров и длиной — 100. Все шлюпки были разбиты. Особенно тяжелые повреждения получил линкор, который носом зарывался в волну. Палуба его скрывалась под водой по первую башню. Когда под ударами волн разрушилась носовая наделка, корабли были вынуждены вернуться в Брест и пережидать шторм в течение двух недель.

Пройдя Гибралтар,отряд посетил Кальяри на Сардинии,только здесь местные власти разрешили увольнения команд на берег и даже организовали футбольный матч с местной командой.А с 9 по 14 января корабли находились в Неаполе, где их посетил А. М. Горький.

С учетом состояния кораблей и экипажей после тяжелого перехода,командование отменило возвращение на Балтику и разрешило отряду идти в Севастополь на ремонт и отдых.

18 января 1930 г.,за 57 дней пройдя 6269 миль , линкор с крейсером вошли в Севастополь. В итоге от возвращения кораблей на Балтику отказались,они были включены в состав Морских Сил Черного моря.

«Профинтерн» был включен в состав МСЧМ (с 11 января 1935 г. — ЧФ) 9 марта 1930 г. Он вошел в дивизию (с 1932 г. — бригаду) крейсеров вместе с линкором «Парижская Коммуна», крейсерами «Червона Украина» и «Красный Кавказ» (достраивался в Николаеве) . В 1932-1934 гг ,кстати ,командиром крейсера был будущий главком ВМФ СССР адмирал Юмашев И. С. .

В октябре—ноябре 1933 г. «Профинтерн» снова возил Ворошилова,на этот раз по Черному морю.Тот на турецком пароходе «Измир» наносил официальный визит в Стамбул на празднование 10-летия дружественной тогда кемалистской Турции. Сопровождал делегацию и систершип «Профинтерна»-крейсер «Червона Украина».

В 1935-38 гг на Севморзаводе крейсер прошел очередной ремонт и модернизацию. Была усилена зенитная артиллерия-вместо 75-мм пушек установили три спаренные 100-мм установки системы Минизини и шесть 45-мм пушек. Оба торпедных аппарата перенесли на шкафут.

22 июня 1939 г. «Профинтерн» как и вся бригада крейсеров, был включен в состав формируемой эскадры ЧФ.

В 1939 году в очередной раз поменяли имя,в связи с расформированием в 1937 году Профинтерна, 31 октября 1939 года крейсер стал «Красным Крымом».

Бригада крейсеров приобрела ,наконец,идеологическую цельность- «Красный Кавказ» , «Червона Украина», «Красный Крым» . Этюд в красных тонах.

Крейсер «Профинтерн» вскоре после вступления в строй, 1929 г.

Крейсер «Профинтерн» вскоре после вступления в строй, 1929 г.

К началу войны крейсер «Красный Крым» вместе с «Красным Кавказом » и «Червоной Украиной », а также 1-м дивизионом эсминцев типа «Новик» и 2-м дивизионом эсминцев типа «Гневный» входил в бригаду крейсеров .

22 июня 1941 года крейсер находился на текущем ремонте на Севморзаводе (с мая,завод №201).Ремонт завершили 16 августа и уже 21 августа «Красный Крым», в сопровождении эсминцев «Фрунзе» и «Дзержинский» направился в Одессу. Корабли доставили более 1000 моряков-добровольцев и 120 т грузов. Наступающие на город румынские войска получили 462 снаряда главного калибра. Вечером 23-го на крейсер были приняты работники Одесского банка и 60 мешков денег,которые уже утром были выгружены в Севастополе.

Под Одессой, крейсеру довелось принять участие в высадке первого черноморского десанта. В середине сентября 1941 года командованием Одесского оборонительного района при участии командования Черноморского флота был разработан план контрудара . Частью плана была высадка тактического десанта силами до одного полка в районе села Григорьевка, в 16-ти километрах от линии фронта . 21 сентября в Казачьей бухте Севастополя на корабль были приняты два батальона 3-го полка морской пехоты — 1109 человек. 22 сентября в 1.14 отряд кораблей , состоящий из крейсеров «Красный Крым», «Красный Кавказ», эсминцев «Бойкий», «Безупречный» и «Беспощадный» , прибыл в район Григорьевки. В 1.40 началась высадка десанта с помощью барказов,а потом и канлодки «Красная Грузия» . Крейсер два с половиной часа с перерывами перепахивал румынские позиции, выпустив 273 130-мм и 250 — 45-мм снарядов. К вечеру 22 сентября десантники и войска Приморской армии разгромили две румынские пехотные дивизии ,десантом была захвачена батарея 150 мм орудий.

Неуязвимый Гвардейский крейсер «Красный Крым»

С октября 1941 года «Красный Крым» активно участвовал в обороне Севастополя.2 октября он привез пулеметный батальон из Батуми в Феодосию,а 30 октября доставил в Севастополь из Новороссийска батальон морской пехоты .

28 октября бригада крейсеров была расформирована, а крейсера подчинены непосредственно командующему эскадрой ЧФ.

В ночь на 1 ноября 1941 года основной отряд кораблей флота ушёл из Севастополя. Для артиллерийской поддержки войск Севастопольского оборонительного района были оставлены крейсера «Красный Крым»«Червона Украина» и несколько эсминцев.

Утром 2 ноября Севастополь и стоящий в гавани крейсер подверглись налету немецкой авиации.К счастью это были не пикировщики,обошлось 5 ранеными при близких разрывах. 3 ноября «Красный Крым», приняв 350 раненых, 75 раненых военнослужащих, 100 эвакуируемых из семей военнослужащих,все документы и имущество штаба ЧФ, имущество эвакуируемого минно-торпедного отдела ЧФ и Крымского обкома ВКП (б) (30 торпед, 1800 приборов Обри, запчасти торпед и инструмент всего 100 ящиков) , в 18.27 вышел из Севастополя, 4 ноября частично разгрузившись в Туапсе,а 6 ноября в Батуми.

10 ноября «Красный Крым» выполнил три стрельбы главным калибром: по дальнобойной батарее противника в районе Качи (81 снаряд)на 85 кбт (батарея противника была разрушена) и по пехоте противника в районе Инкермана (31 снаряд) и в районе деревни Дуванкой (20 снарядов).При отражении немецкого налета зенитная сорокапятка сбила немецкий самолет.

11 ноября немцы начали первое наступление на Севастополь,«Красный Крым»отстрелял по штурмующим 105 снарядов.Утром 12 ноября стоявшие в порту корабли подверглись массированным налетам бомбардировщиков «юнкерс-88»-сперва 6 самолетов безуспешно отбомбились,а в 12-00 вторая волна из 28 пикировщиков добилась успеха .Погиб крейсер «Червона Украина» , тяжелые повреждения получили эсминцы «Беспощадный» и «Совершенный». «Красный Крым» остался невредим.Зенитчикам плотным огнем удавалось держать самолеты на расстоянии,за день они израсходовали 221 100-мм и 497 45-мм снарядов.

Налеты 13 и 14 ноября крейсеру также удалось отбить. 14 ноября на корабль были погружены курсанты учебного отряда ЧФ — 600 человек, личный состав и имущество СНиС ЧФ, санитарного отдела ЧФ, управления НК ВМФ, прокуратуры ЧФ, команды погранвойск, команды НКВД с прокуратурой и трибуналом Крыма, разведотдела ЧФ, семьи военнослужащих. Ночью корабль, приняв 350 раненых, 217 военнослужащих, 103 гражданских, 105 т. груза, вышел из Севастополя. На рассвете он взял на сопровождение транспорт «Ташкент» и 17 ноября пришел в Туапсе.

Следующим рейсом, утром 28 ноября, «Красный Крым» и эсминец «Железняков» доставили из Новороссийска 1000 бойцов и командиров пополнения для Приморской армии.За несколько дней в Севастополе крейсер провел 11 стрельб по немецким позициям,израсходовав 455 снарядов.Максимальная дальность в 120 кбт была достигнута искусственным креном в 3 ° на левый борт. В результате огнем крейсера уничтожено до батальона пехоты.

5 декабря, приняв 296 раненых и 72 эвакуируемых пассажира, «Красный Крым» в 16.20 вышел из Севастополя. Утром к нему присоединились еще два транспорта,которых он довел до Туапсе.

Неуязвимый Гвардейский крейсер «Красный Крым»

Утром 10 декабря крейсер вместе с транспортами «Калинин» и «Димитров» вышел из Поти на Севастополь с войсками. После разгрузки сразу вернулся в Новороссийск.

В Поти

В Поти

17 декабря войска Манштейна начали второй штурм Севастополя и Ставка срочно отправила на помощь городу резервы.Вечером 20 декабря «Красный Крым» с 1680 бойцов и командиров 79-й особой стрелковой бригады в составе конвоя (крейсер «Красный Кавказ» (флаг комфлота Ф.С.Октябрьского), лидер «Харьков», эсминцы «Бодрый» и «Незаможник») вышел из Новороссийска. Прорываться пришлось днем. У Херсонесского маяка крейсер атаковало 6 «мессершмиттов-110»,сбросивших 6 бомб. Зенитчики опять не дали немцам прицельно отбомбиться .

После разгрузки крейсер провел пять стрельб по выявленным целям,выпустив 171 снаряд.Вечером,22-го,приняв раненых,в сопровождении эсминца «Незаможник» ушел в Туапсе,по дороге обстреляв еще раз немецкие позиции 77 снарядами. Цели ему подсветили береговыми огнями.

Неуязвимый Гвардейский крейсер «Красный Крым»

По возвращении крейсер включили в отряд поддержки десанта Керченско-Феодосийской операции.Вечером 25 декабря «Красный Крым» с эсминцем «Шаумян» вышли из Новороссийска в район Керченского пролива. Обстреляв порт Феодосии и не дождавшись десантного отряда,корабли вернулись в Новороссийск.28 декабря крейсер принял на борт 2000 бойцов 9-го стрелкового корпуса, 2 миномета, 35 т боеприпасов, 18 т продовольствия. Отряд в составе «Красного Крыма»,»Красного Кавказа» и трех эсминцев ранним утром 29 декабря начал высадку на побережье.

За время высадки в корабль попало 8 снарядов и 3 мины, он получил две пробоины в бортах и множество мелких пробоин в рубках, надстройках и трубах, возникли два пожара. Пробоины заделывались, пожары быстро ликвидировались. Были выведены из строя три 130-мм орудия, из состава экипажа и десанта убиты 18 и ранены 46 человек.Прикрывая высадку, корабль вел огонь прямой наводкой по огневым точкам и скоплениям войск противника в порту и городе, в районе мыса Ильи. Две батареи были уничтожены, одна подавлена. Крейсер израсходовал 318 130-мм и 680 45-мм снарядов.Утром начались налеты немецкой авиации. Крейсер был атакован 11 раз, но только в трех случаях бомбы легли в 10–15 м от корабля. Осколки бомб сделали 50 мелких пробоин. Ночью «Красный Крым» стал на якорь.

Крейсер «Красный Крым» под вражескими бомбами, 1942 г.

Крейсер «Красный Крым» под вражескими бомбами, 1942 г.

30 декабря крейсер ушел в Туапсе за подкреплением. 1 января 1942 г., приняв 260 человек и 40 т грузов, вышел в Феодосию. 2 января он уже выгружал войска и одновременно огнем поддерживал десант.

«Красный Крым» 8 января доставил в Феодосию еще 730 бойцов и командиров, 45 т грузов из Новороссийска. В январе 1942 Черноморский флот для отвлечения противника, атакующего Феодосию, высадил три тактических десанта в районе Судака, в двух из них — 15 и 25 января — участвовал и «Красный Крым».

«Красный Крым» перебрасывает войска в Севастополь, март 1942 г.

«Красный Крым» перебрасывает войска в Севастополь, март 1942 г.

В ночь с 21 на 22 января на Туапсе обрушился бора. Утром 22 января волнами был сорван со швартовых крейсер «Молотов», стоявший у соседнего пирса.Якорь-цепь лопнула, крейсер ветром и волнами стало разворачивать на 180°. Поданые на «Красный Крым» швартовы лопнули. «Молотов» форштевнем прочертил по борту «Красного Крыма» развернув орудие и ударом в борт утопил стоявший далее танкер «Кремль».

Неуязвимый Гвардейский крейсер «Красный Крым»

Высадка десанта в Феодосии ослабила немецкое давление на Севастополь. 14 февраля крейсер доставил в Севастополь 1075 человек маршевых рот,35 штабистов ЧФ и 35 т груза. 19 февраля на корабле побывал писатель-маринист Леонид Соболев. 22 февраля из Севастопольской бухты «Красный Крым» обстрелял немцев в районе Шули. 24 февраля в 11.40 крейсер атаковали семь Ju-88. Зенитчики своевременно поставили огневую завесу и «заговоренный» крейсер опять не имел повреждений,все бомбы упали мимо.Вечером вместе с эсминцем «Шаумян» крейсер ушел в Туапсе.

Утром 27 февраля «Красный Крым»и эсминец «Шаумян» доставили из Новороссийска в Севастополь 674-й артиллерийский противотанковый полк: 500 бойцов и командиров, 20 76-мм пушек, 20 т боезапаса. 28 февраля «Красный Крым» 60 выстрелами подавил две немецкие батареи.После неудачной попытки высадки отвлекающего десанта в Алупке,командование направило крейсер в Поти.

Катастрофа Крымского фронта вынудила основное внимание уделить Севастополю- 11 марта «Красный Крым» в охранении эсминца «Свободный» доставил из Поти в Севастополь 180 т снарядов и мин,обратным рейсом в охранении эсминца «Шаумян» забрав 246 раненых и четыре тела 305-мм орудий для линкора «Парижская Коммуна» .

16 марта крейсер доставил севастопольцам еще 165 т боеприпасов, 20 т продовольствия, 150 аэростатов заграждения, и 293 бойца и командира и танкеры «Серго» и «Передовик». Конвой 11 раз атаковали бомбардировщики и 1 раз торпедоносцы, было сброшено 50 бомб, но ни одна в цель не попала. В Севастополе на крейсер погрузили еще четыре ствола 305-мм орудий.

Неуязвимый Гвардейский крейсер «Красный Крым»

Беспрецедентная интенсивность использования корабля потребовала ремонта механизмов. Ремонт произвели в Батуми с 25 марта по 23 апреля 1942 г. После этого,с 24 апреля по 1 мая «Красный Крым» совершил еще два рейса в Севастополь, доставил 130 т боеприпасов, 2500 человек пополнения и вывез 90 раненых и 100 эвакуированных. Налеты немецкой авиации на стоянке и в море были традиционно безрезультатны.

Всего за период с 22 июня 1941 г. по 1 мая 1942 г. «Красный Крым» при отражении атак авиации израсходовал 1336 100- мм и 2288 45-мм снарядов.

«Красный Крым» с десантом на борту, 1942 г.

«Красный Крым» с десантом на борту, 1942 г.

14 мая 1942 года «Красный Крым» привез в Севастополь 2126 бойцов и командиров, 80 т боеприпасов и забрал 473 раненых .

3 июня,доставив маршевые роты, вывез 275 раненых и 1998 эвакуируемых.

Больше возможности прорваться в Севастополь даже у самого удачливого крейсера не представилось.

«Красный Крым» стал самым активным кораблем флота ,обеспечивающим связь осажденного Севастополя с Большой землей. С февраля по май 1942 года он семь раз прорывался в главную базу .

За смелые и решительные действия при высадке десантов в Григорьевку, Феодосию и Судак, за мужество и героизм личного состава, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, 18 июня 1942 г. приказом Наркома ВМФ № 137 экипаж крейсера «Красный Крым» был удостоен гвардейского звания.

За проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава экипаж крейсера «Красный Крым» удостаивается звания «гвардейский».

15 июля 1942 г. «Красный Крым» вошел в состав вновь сформированной бригады крейсеров.

26 июля в день Военно-Морского флота контр-адмирал Н.Е. Басистый вручил командиру корабля капитану 1 ранга А.И. Зубкову гвардейский флаг.

76-мм пушка ЗИС-3 на палубе «Красного Крыма» во время переброски подкреплений в Севастополь

76-мм пушка ЗИС-3 на палубе «Красного Крыма» во время переброски подкреплений в Севастополь

В конце июля 1942 немцы начали наступление уже на Северном Кавказе. Эвакуация началась в Новороссийске ,с 5 по 17 августа, «Красный Крым» совершил четыре рейса, доставляя из Новороссийска в Батуми эвакуируемых и ценные грузы, а в Туапсе части 32-й гвардейской стрелковой дивизии. В течение месяца гвардейский крейсер «Красный Крым» и эсминец «Незаможник» вывезли в Туапсе более 10000 человек и свыше 1000 тонн грузов.

С 28 августа по 6 октября 1942 крейсеру пришлось встать на очередной ремонт.

Митинг на борту «Красного Крыма», 1942 г.

Митинг на борту «Красного Крыма», 1942 г.

Немцы уже подошли к Туапсе. 21 октября «Красный Крым» с эсминцами «Беспощадный» и «Сообразительный» доставили из Поти в Туапсе 3350 бойцов, 11 орудий и 47 минометов. 2 декабря «Красный Крым» в сопровождении эсминца «Незаможник» доставил из Батуми в Туапсе части 9-й горно-стрелковой дивизии.

За период обороны Кавказа с июля по декабрь 1942 года корабли эскадры, в которую входил «Красный Крым» перевезли 47 848 бойцов и командиров РККА с вооружением и около 1 тысячи тонн военных грузов.

В апреле 1944 г. А.И. Зубков был назначен командиром крейсера «Мурманск» преданного США в счет итальянских репараций. Командиром «Красного Крыма» становится капитан 1 ранга П.А. Мельников.

Неуязвимый Гвардейский крейсер «Красный Крым»

С 15 мая по 17 августа 1944 г. крейсер прошел плановый ремонт в Поти. При этом был применен метод неполного докования в 5000-тонном доке. Находившийся в доке крейсер посетил нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов. В ноябре 1944 г. эскадра Черноморского флота перебазировалась в освобожденный Севастополь. 4 ноября в 9.00 крейсер вышел из Поти вместе с линкором «Севастополь» в охранении пяти эсминцев («Незаможник», «Железняков» «Летучий», «Легкий», «Ловкий») и 8 «больших охотников». 5 ноября в 8.00 корабли соединились со вторым отрядом из двух крейсеров и трех эсминцев. В 8.50 на флагмане был поднят сигнал «Красному Крыму» быть головным». Крейсер полным ходом обошел линкор и стал во главе эскадры. В 12.50 носовая 100-мм установка крейсера сделала первый салютный выстрел, первым из кораблей эскадры в базу вошел первый гвардейский и самый удачливый советский крейсер. На входе в Северную бухту, артиллерия крейсера произвела первый салютный выстрел. На мачтах кораблей соединения был поднят флажный сигнал: «Привет от победителей непобеждённому Севастополю»

«Красный Крым» во главе флота входит в Севастополь, ноябрь 1944

«Красный Крым» во главе флота входит в Севастополь, ноябрь 1944

«Красный Крым» в Южной бухте Севастополя, 1944 г.

«Красный Крым» в Южной бухте Севастополя, 1944 г.

5 ноября 1944 года «Красный Крым» производит артиллерийский салют при входе на рейд Севастополя.

5 ноября 1944 года «Красный Крым» производит артиллерийский салют при входе на рейд Севастополя.

1944

1944

Командующий флотом вице-адмирал Ф. С. Октябрьский выступает перед экипажем крейсера «Красный Крым»

Командующий флотом вице-адмирал Ф. С. Октябрьский выступает перед экипажем крейсера «Красный Крым»

12 января 1949 г. «Красный Крым» был переклассифицирован в легкие крейсера, 31 мая 1949 г. переведен в состав отряда учебных кораблей ЧФ. 8 апреля 1953 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в учебный крейсер. С июня 1956 г. по июнь 1957 г. на крейсере размещался личный состав экспедиции особого назначения (ЭОН) по подъему линкора «Новороссийск». Крейсер стоял в Севастопольской бухте вблизи берега, против Ушаковской балки на Корабельной стороне и был связан с берегом (через плавказарму) плавучим причалом. 7 мая 1957 г. разоружен и переформирован сначала в СМ, затем опытовое судно «ОС-20» . С 18 марта 1958 г. — плавказарма «ПКЗ-144» . 7 июля 1959 г. исключен из списков флота в связи с передачей в ОФИ для разборки на металл.

За время войны крейсер «Красный Крым» участвовал во всех крупных операциях Черноморского флота, выполнил 58 боевых заданий, провел 52 артиллерийские стрельбы по позициям противника, подавил 4 артиллерийские и минометные батареи , уничтожил 3 склада с боеприпасами и до 3 батальонов пехоты, отразил 205 атак вражеской авиации (один самолет сбил), перевез свыше 20 тыс. военнослужащих, раненых и эвакуируемых граждан,высадил около 10 000 десантников.

Красный Крым на почтовой марке 1982 года

Красный Крым на почтовой марке 1982 года

При этом корабль не получил ни одного серьезного повреждения от мин,бомб ,торпед или снарядов неприятеля.

Феноменальное «везение»корабля во многом связано с его командиром. Капитан 2(позднее 1) ранга Александр Илларионович Зубков,принявший крейсер в сентябре 1940 года, смог поставить выучку экипажа на высочайший уровень. Особое внимание он уделял ПВО,добиваясь при каждой модернизации увеличения числа зениток и замены на более современные модели. Не отставала и выучка зенитчиков. Можно заметить,что при всех налетах немцы пасовали перед профессионально выстроенной «стеной огня»,отворачивали и сбрасывали бомбы мимо корабля.

Интенсивность использования корабля имеет крайне мало аналогов -он ходил в Одессу ,Севастополь без перерывов,действуя как быстроходный транспорт,при этом также ,в паузах между погрузками, выступая как корабль огневой поддержки и база ПВО.

Командир ,благодаря своему чутью,не раз спасавший корабль,пользовался безусловным авторитетом и уважением экипажа.

30 июля 1983 года в день празднования двухсотлетия Черноморского флота в центре акватории Феодосийского залива был установлен памятный знак, посвящённый морякам гвардейских крейсеров «Красный Крым» и «Красный Кавказ», погибшим при высадке десанта в Феодосии и захороненным в море. Памятный знак выполнен в виде бакена с табличкой, на которой изложена информация о данном событии.

В советском флоте наименование «Красный Крым» носил БПК проекта 61, в составе Черноморского флота с 1970 по 1993 год. Гвардейский флаг крейсера был поднят на нем 30 июня 1970 г .

Сейчас,к сожалению,в составе КЧФ нет корабля,продолжателя традиций славного и удачливого крейсера.

Неуязвимый Гвардейский крейсер «Красный Крым»

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account