Неудачные тени флота. Часть 1 Опытный палубный патрульный самолет General Aircraft G.A.L.38 Fleet Shadower. Великобритания
General Aircraft G.A.L.38 Fleet Shadower был британским патрульным самолетом дальнего действия, спроектированным непосредственно перед Второй Мировой войной. Хотя Fleet Shadower был узкоспециализированным самолетом, который имел бы соответствующую тактическую нишу, его концепция привела к созданию неуклюжего и в конечном счете неудачного летательного аппарата.
G.A.L.38 Fleet Shadower и Airspeed A.S.39 Fleet Shadower были изготовлены для удовлетворения спецификации S.23/37, которая пришла из «Оперативных требований OR.52» («Operational Requirement OR.52») Королевского Флота на самолет, который мог бы следить или поддерживать контакт с вражеским флотом в темное время суток. Первоначально в конкурс по созданию самолета данного типа вступили еще три компании: Percival, Short Brothers и Fairey Aviation. После оценки проектов с General Aircraft и Airspeed были заключены контракты на постройку каждой фирмой двух прототипов. Контракт с General Aircraft был заключен 15 ноября 1938 года.
Основными характеристиками, требуемыми спецификацией, были способность в течение шести часов на высоте 1500 футов (457,2 м) поддержать скорость в 38 узлов (∼70 км/ч). Самолет также должен был действовать с летной палубы авианосца и, следовательно, в проекте для облегчения хранения должны были быть предусмотрены складные консоли крыла. Он должен был обеспечивать наблюдателю хороший обзор и быть устойчивым на крейсерской скорости.
Проекты G.A.L.38 и A.S.39 были схожи — оба были высокопланами с неубирающимся шасси, оснащенными четырьмя небольшими двигателями Pobjoy Niagara V, размещенными по размаху передней кромки крыла для создания подъемной силы на на низких скоростях. Место наблюдателя располагалось в застекленном отсеке в носу, а радиста — в фюзеляже позади пилота.
Самолет был оснащен различными устройствами для увеличения подъемной силы: щелевые закрылки и щелевые элероны, спонсоны в виде нижнего крыла и разрезные закрылки. Консоли крыла складывались, поворачиваясь к фюзеляжу, с применением гидропривода.
В связи с проблемами разработки двигателя Pobjoy Niagara V было решено использовать маломощную гражданскую версию Niagara III. Первый G.A.L.38 Fleet Shadower (также известный как «Night Shadower») впервые поднялся в воздух 13 мая 1940 года, будучи оснащенным двигателями Niagara III. Инновационное использование создаваемых винтами «завихрений», направленных на расположенные по всему размаху закрылки, привело к впечатляющей минимальной скорости в 39 миль/ч (63 км/ч), которая позволила бы Fleet Shadower легко выполнять крейсерские полеты над вражеским флотом.
Во время испытаний самолет страдал от проблем аэродинамической устойчивости, но не настолько сильно, как его конкурент от компании Airspeed, работы по которому были прекращены в феврале 1941 года. Перед состоявшимися в июне 1941 года полетами самолет был серьезно модернизирован с установкой двигателей Niagara V, три киля были заменены одним большим. Летные испытания первого G.A.L.38, во время которых незавершенный второй самолет использовался в качестве источника запчастей, продолжались вплоть до сентября 1941 года. В октябре 1941 года компании было дано распоряжение сдать на слом второй самолет, а в марте 1942 года была выпущена инструкция так же поступить и с прототипом.
Концепция флотского патрульного самолета была заменена разработанной в военное время эффективной бортовой РЛС для действий против надводных целей (Air to Surface (ASV) radar), которая могла быть установлена на патрульных самолетах дальнего радиуса действия, таких как Consolidated Liberator I, и поэтому в феврале 1941 года Королевский Флот отменил проекты по спецификации S.23/37.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ*
Тип: патрульный самолет
Экипаж: 3 человека (пилот, наблюдатель, радист)
Силовая установка: четыре радиальных редукторных двигателя воздушного охлаждения Pobjoy Niagara III мощностью 130 л.с. (99 кВт) каждый
Размеры:
длина 36 фт 1 дйм (11 м)
размах крыла 55 фт 10 дйм (17,02 м)
высота 12 фт 8 дйм (3.86 м)
площадь крыла 472 фт² (43.85 м²)
Вес:
пустого 6153 фнт (2791 кг)
с полной нагрузкой 8591 фнт (3897 кг)
полезная нагрузка 3305 фнт (1500 кг)
максимальный взлетный вес 9458 фнт (4290 кг)
Летные характеристики:
максимальная скорость 115 миль/ч (185 км/ч)
крейсерская скорость 94 миль/ч (152 км/ч)
скорость сваливания 39 миль/ч (63 км/ч)
дальность 990 миль (1593 км)
практический потолок 6000 фт (1830 м)
скороподъемность 390 фт/мин (119 м/мин)
удельная нагрузка на крыло 20,0 фнт/фт² (97,8 кг/м²)
продолжительность полета 11 часов
коэффициент подъемной силы около 3,5
Вооружение: нет
* — данные взяты из Jane’s Fighting Aircraft of World War II
источники: