Статья с канала «DL24 | История авто» на яндекс-дзене.
К началу календарного 1964 года регулярное производство легковых автомобилей на главном заводе «Студебекера» в Саут-Бенде, штат Индиана, уже прекратилось — хотя малотиражная «допечатка» текущей модели в канадском Гамильтоне продолжалась ещё три года (а оборонное подразделение Studebaker General Products Division и вовсе живо по сей день — сейчас оно называется AM General и до недавнего времени занималось выпуском армейских внедорожников HMMWV, более известных как «Хаммер»).
Наступило время мечтателей с их гениальными планами по спасению марки…
Показанный здесь проект «субкомпактного» автомобиля, близкого по классу к будущим Fiat 124 и 128, был предложен руководству компании в феврале 1964 года. Его автор — ранее уже работавший на «Студебекер» независимый дизайнер Брукс Стивенс — задумал уникально дешёвую машину, себестоимость которой по его подсчётам должна была составить всего $585, при розничной цене около $1085 — то есть, примерно в полтора раза дешевле «Жука».
Достигнуть таких параметров планировалось за счёт уникальной по американским меркам компоновки — силовой агрегат на основе поперечно расположенного серийного шестицилиндрового двигателя планировалось расположить у непосредственно у ведущий оси (передней либо задней — Стивенсом допукались оба варианта), а также широкой унификации наружных кузовных панелей: капот и крышка багажника, панели передка и задка, бампера и передние и задние двери (по диагонали) должны были изготавливаться на основе одних и тех же штамповок, что позволило бы резко сэкономить на производственной оснастке. Вероятно, также планировалось использование пластика для части из этих деталей (Studebaker в те годы был владельцем компании Gering Plastics, которая могла бы разработать необходимые для этого технологии), за счёт чего стоимость оснастки получилось бы уменьшить до и вовсе смешных по меркам Детройта цифр.
Естественно, что подобный геморрой «Студебекеру» был уже абсолютно не нужен: ещё с 1962 года его совет директоров взял курс на форсированный уход из приносящего одни убытки автомобильного бизнеса, и к тому времени большая часть прибыли компании приходилась на производство иных продуктов — вроде тех же пластиков и другой промышленной химии, стационарных дизель-генераторов, рефрижираторных установок и электрических полировальных машин для паркетных полов. Кроме того, при высоких потенциальных рисках, окружающих освоение в производстве и последующий вывод на рынок автомобиля принципиально новой не только для «Студебекера», но и для американского автомобилестроения в целом конструктивной схемы, проект в любом случае имел довольно призрачные шансы на успех.
Также показаны эскизные проекты построенных на том же шасси автомобилей вагонной компоновки по типу Fiat Multipla и «Белки» Долматовского, которые по замыслу Стивенса должны были конкурировать с VW Typ 2 (контур которого показан на одном из чертежей для сравнения).
На последнем фото (ниже) показана реализация очень похожей идеи в виде построенного в 1966 году компанией American Motors концепта AMC Cavalier (дизайнер Ричард Тиг) — на который, судя по всему, тоже прямо или косвенно повлияли если не сам Брукс Стивенс, то как минимум его работы.
источник: https://dzen.ru/b/ZJAHnr-vhiQ-4vYJ