Буквально с самого момента восстановления независимой Польши после Первой Мировой Войны, польские адмиралы начали мечтать о «большом» флоте. Для государства, чья береговая линия ограничивалась несколькими десятками километров Данцигского коридора — причем сам Данциг в него не входил, что вынудило поляков в 1921-1923 строить на пустом побережье новый порт Гдыня — такие амбиции вполне могли показаться чрезмерными. Но был в них и трезвый расчет; новообразованная Польша была зажата между державами, отношения с которыми оставляли желать лучшего. Дружественные же страны (в первую очередь, Франция) с Польшей не граничили, и любая помощь от них могла поступить только по морю.
После того, как надежды поляков получить свою «долю» от русского и немецкого флотов завершились ничем (от немецкого флота Польше досталось только шесть небольших миноносцев и несколько тральщиков, от русского вообще только пара канонерок), польские адмиралы начали искать другие пути обзавестись боевыми кораблями. Простейшим способом было их купить — благо, после Первой Мировой в мире имелось множество военных кораблей, более не нужных их хозяевам.
Интерес поляков привлек «Дюсэ» (фр. Desaix) — французский броненосный крейсер типа «Дюпле», вошедший в строй еще в 1904 году. Этот относительно небольшой (7700 тонн водоизмещения) броненосный крейсер с «ромбическим» расположением артиллерии главного калибра был спроектирован как «дешевый» тип для заморских и колониальных операций. Результат оказался не вполне удачным, и более французы к нему не возвращались, но три построенных малых броненосных крейсера типа «Дюпле» служили долго и достаточно успешно.
На 1922-ой год, «Дюсэ» был уже сильно устаревшим, но все еще впечатляющим кораблем. Его основное вооружение состояло из восьми 164-мм/45-калиберных орудий образца 1893 года в расположенных ромбом (одна на носу, одна на корме, и по одной с каждого борта посередине) двухорудийных башнях. Корпус его защищался сплошным броневым поясом толщиной 83-102 мм никелевой стали, по всей длине корабля. Сочетание мощного вооружения и большой площади бронирования делали «Дюсэ» опасным противником даже для современных турбинных легких крейсеров. Скорость его, конечно, была по меркам 1920-ых совершенно недостаточной — даже в лучшие годы «Дюсэ» не выдавал более 20 узлов — но для Балтики особо скоростной корабль в общем-то и не требовался.
Переговоры о покупке «Дюсэ» польское правительство начало летом 1923 года. Французы в принципе не возражали; для них старый броненосный крейсер уже не имел вообще боевой ценности, и хотя и числился в резерве флота, но исключительно на всякий случай. В апреле 1924 года министерство иностранных дел Франции дало согласие на продажу «Дюсэ», но предупредило, что такая покупка может быть осуществлена только в полном соответствии со всеми подписанными Францией международными соглашениями. Особенно учитывая Вашингтонский Морской Договор 1922 года. И это стало главным камнем преткновения.
Закавыка была в статье 18, которая гласила:
«Article XVIII
Каждая из договаривающихся сторон обязуется не избавляться посредством дарения, продажи или иным путем от боевого корабля таким образом, что он может стать боевым кораблём во флотах любых иностранных государств.»
Хотя по смыслу статья явно относилась к кораблям, списываемым в соответствии с условиями соглашения, по форме статья запрещала передачу другим странам любых своих боевых кораблей вообще. Подчеркну «своих»; строительство на экспорт, оговоренное статьями 15, 16, и 17, не запрещалось.
Смысл статьи 18 был достаточно очевиден; высокие договаривающиеся стороны не особенно друг другу доверяли, и хотели исключить любые лазейки для жульничества. При помощи статьи 18, участники соглашения исключали возможность, например, Великобритании (приведена чисто для примера — прим. авт.) подарить десяток сокращаемых дредноутов Занзибару — формально независимому, хотя реально находящемуся под полным британским контролем — и тем самым формально от них избавиться, на деле сохранив в полном распоряжении.
Для поляков это означало, что просто взять и купить «Дюсэ» они не могут. Хотя французское правительство не возражало против продажи списанного крейсера, оно ясно дало понять, что не хочет никаких международных скандалов из-за этого. А следовательно, сделка должна была быть проведена так, чтобы не нарушать статью 18.
Поэтому поляки нашли следующий выход. Они собирались приобрести крейсер как несамоходный блокшив, списанный и разоруженный — формально, для использования в некой вспомогательной роли, например, как учебный корабль или плавучий склад боеприпасов — и в таком виде доставить его в Гдыню. А там уже капитально отремонтировать, и перевооружить на новые орудия, закупленные отдельно.
Был разработан план перевооружения крейсера, сводившийся к:
* Основное вооружение крейсера должны были составить восемь 152-мм орудий, предположительно британского производства. О каких именно пушках шла речь неясно, но исходя из веса и габаритов исходных французских 164-мм орудий, можно предположить что речь шла либо о 6-дюймовой 45-калиберной BL Mark VII (устаревшем, но широко доступном орудии, во множестве использовавшемся на старых британских броненосцах и крейсерах), либо о более современной BL Mark XII (основное вооружение британских легких крейсеров). Точно неясно, предполагалось ли установить их в старые французские башни главного калибра, или же новые орудия должны были размещаться в палубных щитовых установках. Первое, впрочем, вероятнее.
* Вспомогательное вооружение должно было состоять из четырех 102-мм орудий, заменяющих французские 100-мм. Вероятно, речь идет о 4-дюймовых 50-калиберных орудиях BL Mark VII, составлявших вспомогательное вооружение ранних дредноутов.
* Десять 47-мм орудий Гочкисса, используемых в качестве противоминного вооружения, должны были остаться на месте — их демонтаж для продажи корабля как формально «разоруженного» не требовался.
* Четыре устаревшие 37-мм пушки Гочкисса (также оставленные на месте) предполагалось заменить зенитными пулеметами.
* Дополнительно предполагалось установить две 76-мм зенитки на станках большого возвышения, и оборудовать в кормовой части рельсы для 300 якорных мин.
Полностью укомплектованный, бывший «Дюсэ» (как его собирались переименовать поляки, неизвестно) должен был нести экипаж в составе 510 человек — 22 офицера, 164 младших офицера и нон-кома и 324 матроса.
9 апреля 1924 года, польское правительство направило запрос во Францию о приобретении корпуса бывшего крейсера «Дюсэ» для использования в качестве несамоходного вспомогательного судна. Точно не известно, до какой степени в официальное объяснение верили сами французы, но их явно не особенно волновало, что именно поляки будут делать с крейсером, до тех пор пока Франция может поддерживать «déni plausible» (фр. правдоподобное отрицание) и искренне уверять, что была не в курсе никаких польских планов.
Поначалу поляки считали, что списанный крейсер французы им просто подарят или одолжат. Ну, или на крайний случай продадут за какую-нибудь чисто условную сумму. Но хотя французское министерство финансов было готово продать корпус крейсера меньше чем по цене металлолома — за 50.000 франков — морской министр Эмиль Борель (также знаменитый математик) категорически воспротивился такой благотворительности за счет флота. Переговоры затянулись.
В итоге польскому правительству пришлось раскошелиться. Специальной резолюцией польского кабинета министров на приобретение крейсера была выделена сумма в 1.200.000 франков; таких денег на руках у поляков, разумеется, не было, поэтому покупка «Дюсэ» должна была проводиться в счет военного кредита, предоставленного по франко-польскому соглашению 1919 года. Польский флот, в свою очередь, запланировал в бюджете 500.000 франков на ремонт и перевооружение корабля. Их предполагалось осуществить в несколько этапов, по мере закупки необходимого вооружения и оборудования.
14 июля 1926 года, польский кабинет министров на специальном совещании одобрил план покупки крейсера «Дюсэ». По расчетам польских моряков, на доставку корпуса крейсера в Гдыню потребовалось бы примерно пять месяцев, то есть получение крейсера ожидалось где-то в начале 1927 года. И в принципе, все выглядело достаточно безоблачно.
Но тут вмешались немцы.
Проигравшая Первую Мировую Германия рассматривала Польшу и Францию как двух своих наиболее вероятных противников. И, не имея возможности противостоять им в военном плане, не упускала возможности вставить им палки в колеса. Немецкая разведка в Польше (в те времена еще профессиональная и компетентная) сумела проникнуть в планы польских адмиралов и выяснила, что поляки имеют на «Дюсэ» куда более далеко идущие планы, чем говорят официально.
Сам по себе старый броненосный крейсер немцев волновал довольно слабо; даже при всех ограничениях Версальского Договора, оставшиеся в строю немецкого флота броненосцы были значительно сильнее «Дюсэ». Но упустить момент устроить милый дипломатический скандальчик и выставить поляков с французами в дурном свете немцы просто не могли. И 15 июля берлинская газета «Berliner Börsen-Zeitung» разместила материал, в котором подробно рассказывала о готовящейся продаже французского крейсера и недвусмысленно намекала на польские планы о его перевооружении.
Эта информация, разумеется, не прошла мимо американского и британского военного атташе в Берлине. Уже 20 июля о готовящейся сделке стало известно в Вашингтоне, а чуть позже — и в Лондоне. Британцы, как главные бенефициары Вашингтонского Договора (он «заморозил» гонку вооружений именно в тот момент, когда Британия еще имела значимое качественное преимущество, но уже не могла экономически его поддерживать) очень ревностно относились к его скрупулезному соблюдению всеми участниками. Британское адмиралтейство указало, что хотя «Дюсэ» и был выведен в резерв до 1921 года (т.е. до заключения Вашингтонского Соглашения), он не был формально исключен из состава флота до 1921 года — и стало быть, подпадает под действие Статьи 18. А чтобы их протест не выглядел просто очередным раундом франко-британского противостояния, англичане заручились поддержкой американцев, предоставив им данные своей разведки о польских планах.
Французы, явно не ожидавшие такого противодействия со стороны Лондона и Вашингтона, уступили. В ответ на запрос от американского военно-морского атташе в Париже, французский министр флота заверил его, что хотя сделка о продаже полякам крейсера «Дюсэ» обсуждалась ранее, французское правительство более в ней не заинтересован. 10 декабря 1926 года Франция уведомила Варшаву, что более не готова обсуждать данный вопрос.
Польское правительство было чрезвычайно раздражено таким развитием событий, но сделать ничего не могло. Но уходить с пустыми руками им тоже не хотелось — это выглядело бы как признание в неудачном жульничестве, да и полякам действительно нужен был блокшив для строящейся военно-морской базы в Гдыне. Поэтому поляки сделали вид, что обсуждали «Дюсэ» не как конечную цель, а всего лишь в контексте возможностей приобретения, и если французы его не продают, то купят другой разоруженный корабль. Их выбор пал на старый бронепалубный крейсер «Д’Антркасто» (фр. D’Entrecasteaux), заложенный еще в 1894 году. В отличие от «Дюсэ», «Д’Антркасто» уже явно не имел никакой боевой ценности, был списан еще в 1921 году, и с 1923 по 1927 вообще был одолжен Бельгии как плавбаза для миноносцев.
Против этой покупки возражать никто не стал, и в сентябре 1927 года «Д’Антркасто» перешел в польскую собственность за 2.8 миллиона франков (1.2 миллиона за корпус, 1.28 миллионов за машины и оборудование, и 0,35 миллиона за расходы на буксировку). Поляки переименовали его в «Круль Владислав IV», но затем видимо решили, что для блокшива это название уж слишком пафосное, и заменили его на скромное «Балтик». Отбуксированный в Гдыню, он был переоборудован в несамоходное учебное судно и штаб-квартиру морской школы. Все его вооружение состояло из четырех старых 47-пушек, применяемых только как салютные. Планы установить на него восемь 75-мм зениток и использовать как плавучую зенитную батарею для защиты Оксиве были оставлены, поскольку риск потерять восемь пушек от одного попадания в старый и изношенный корабль был сочтен чрезмерным. В 1939 году, «Балтик» был захвачен немцами и в 1941 разобран на металл.
Попытка купить «Дюсэ» была, по сути дела, первой серьезной попыткой польского флота обзавестись крупным боевым кораблем. И в общем-то практически удачной; вполне продуманный план сорвался исключительно из-за несвоевременной утечки информации. Разумеется, старый броненосный крейсер едва ли представлялся особо ценным приобретением… но ситуацию надо рассматривать в контексте.
На середину 1920-ых, основными потенциальными оппонентами Польши выступали Германия и Советский Союз. И на море дела у обоих шли… далеко не блестяще. Версальский Договор мало что оставил от некогда второго в мире немецкого флота; шесть старых броненосцев (плюс два в резерве) и восемь древних легких крейсеров откровенно не выглядели неодолимой силой. Польские адмиралы достаточно резонно полагали, что в случае войны, немцы не станут рисковать своими немногочисленными тяжелыми кораблями и будут использовать на Балтике только свои легкие крейсера. По сравнению с которыми старый «Дюсэ» выглядел очень даже убедительно.
Что же касается советского Балтийского Флота, то он, существенно ослабленный за годы Гражданской Войны, в начале 1920-ых был практически не боеспособен и до 1925 года толком не выходил за пределы Финского Залива.
Таким образом, покупка «Дюсэ» в качестве броненосного корабля береговой обороны была для Польши 1920-ых в значительной степени оправдана. Да, старый броненосный крейсер был существенно слабее немецких броненосцев типа «Дойчланд» или советских дредноутов типа «Севастополь» — но сильнее практически всего остального, что имелось на Балтике в советском или немецком флотах. Тем более, что приобрести «Дюсэ» поляки планировали за очень небольшие деньги, практически по цене металлолома.
О дальнейших попытках польского флота обзавестись крупными боевыми кораблями (крейсерами, линкорами и даже авианосцами), полагаю, стоит написать отдельно)