Несостоявшаяся советская «Штука». Скоростной бомбардировщик «Спарка» (С). Болховитинова
Этот самолёт всплыл в комментариях у статье посвящённой альтернативному советскому истребителю Ал-1/3. Честно скажу, я о нём до этого ни чего не знал, поэтому и решил представить вашему вниманию рассказ об этой машине.
В 1936 году, советский конструктор Болховитинов, разработал скоростной ближний бомбардировщик. Бомбардировщик был разработан двухместным. Имел схему низкоплана с оригинальной установкой двух двигателей М-103 по 960 л. с., в тандеме с механической передачей от обоих на соосные винты (отсюда взялось название Спарка) . Такая установка была принята с целью уменьшить лобовое сопротивление самолета, устранив вредное сопротивление двигателей, заключив их оба в фюзеляж, с тем, чтобы получить рекордную скорость. Спарка была сконструирована и отработана на стенде специально для этого самолета, но пригодна и для других схем.
Двигатели были установлены на общих подмоторных брусьях в тандеме, носками в разные стороны. Передача была по идее и конструктивно очень проста, но тяжела — более 150 кг из-за вала с его креплениями и демпфирующими устройствами.
Проектирование самолета было начато с разработки спарки в 1936 г. Опробование спарки на стенде дало обнадеживающие результаты. В 1937 г. разрабатывался проект самолета, в июле 1938 г. началась его постройка, которая закончилась зимой. Летом 1939 г. были начаты испытательные полеты (их осуществлял летчик-испытатель Б. Н. Кудрин).
Конструкция самолета цельнометаллическая, в крыле и фюзеляже — панельная. Двухлонжеронное крыло размахом 11,38 м и площадью 22,9 м2 состояло из верхней и нижней панелей обшивки между лонжеронами, разрезанными по их нейтральной оси, носка и хвостовой части. Фюзеляж собирался из четырех панелей — двух боковых, нижней и верхней,- которые стыковались на четырех лонжеронах-угольниках. Конструкция была оригинальной, технологичной, прогрессивной. Через десяток лет она была применена в самолете Ил-28.
В крыле были закрылки Фаулера, без которых посадка была трудна, так как удельная нагрузка на крыло 247 кг/м2 была рекордной. В систему дифференциального управления рулями высоты было введено переменно-передаточное устройство для ограничения усилия на ручке. Широко применены электросистемы.
Во всех полетах было заметно, что самолет медленно разбегается, после отрыва медленно разгоняется и набирает высоту. При увеличении скорости до 300 км/ч (вертикальная скорость Vу = 8 м/с) сказывалась чрезмерная нагрузка на крыло, а также, видимо, то, что в передаче от заднего двигателя были чувствительные потери мощности, а соотношение скоростей вращения соосных винтов подобралось не наилучшее. Самолет был передан на госиспытания в 1940 г. Летали Б. Н. Кудрин и А. И. Кабанов. Были получены следующие данные: скорость на высоте 4,6 км составила 570 км/ч, разбег при уменьшенной на испытаниях до 5150 кг массе — 863 м (при нормальной массе 5652 кг он был бы 1045 м). Дальность полета по расчетам 700 км. Признано было, что самолет испытаний не выдержал из-за неудовлетворительных взлетно-посадочных свойств. В то же время отмечалось, что на самолете С, по сути экспериментальном, впервые в СССР решалась задача увеличения мощности ВМГ без увеличения лобового сопротивления и эта задача конструктором практически решена.
Выяснилось, что профиль крыла был выбран не очень удачный. Решено было его изменить на готовом самолете. 3. И. Ицкович, тогда (в 1940- 1941 гг.) работавший у Болховитинова, выполнил это, переклеив профиль. На поверхность цельнометаллического крыла были приклепаны потайными заклепками деревянные рейки и фанерные полозки, а на них наклеена вторая — фанерная — обшивка по верхней стороне крыла. Профиль стал лучше, самолет — также. Но это не помогло, поскольку самолет был выпущен в 1941 г., перед самой войной, когда на том же заводе уже шел массовый выпуск самолета Пе-2.
С целью проверки управляемости, устойчивости самолета и работы механизмов предварительно были проведены полеты на самолете варианта С со снятым задним двигателем, с неубирающимся лыжным шасси при взлетной массе 4000 кг.
Можно еще добавить, что вооружение самолета было слабым — всего один пулемет ШКАС в крайней задней точке фюзеляжа, потом замененный двумя пулеметами УБТ с дистанционным управлением от стрелка-наблюдателя, с оригинальным механическим приводом, очень удобным. В фюзеляже — 400 кг разных бомб. Пулемета впереди не было.
Источник — http://www.airwar.ru/enc/bww2/sparka.html