Немецкая противотанковая авиация в 1941–1943 году

8

Совсем недавно я публиковал статью Сергея Линника с сайта ТопВар посвящённую советским противотанковым авиационным вооружениям Второй Мировой Войны. Предлагаю вашему вниманию аналогичную статью, посвящённую Люфтваффе.

Немецкая противотанковая авиация в 1941–1943 году

В рамках германской концепции молниеносной войны ударная авиация считалась одним из основных инструментов, призванных обеспечить быстрый разгром противника. Задачи уничтожения вражеских войск (в том числе и бронетехники) в прифронтовой полосе, на поле боя и разрушения коммуникаций противника на начальном этапе боевых действий возлагались на одномоторные истребители Bf 109E, тяжелые истребители Bf 110, штурмовики Hs 123 и пикирующие бомбардировщики Ju 87. Для ударов по переднему краю советской обороны и объектам в тылу немецкое командование часто так же использовало двухмоторные пикирующие бомбардировщики Ju 88.

Содержание:

Штурмовик Hs 123

В советской мемуарной литературе, посвященной Великой Отечественной войне, редко встречаются упоминания о немецком штурмовике и пикирующем бомбардировщике Hs 123. Хотя этих самолётов было построено немного – всего около 250 единиц, они активно воевали до второй половины 1943 года и даже участвовали в сражениях под Курском. Архаичный по меркам начала 1940-х годов биплан оказался очень востребованным, и уцелевшие в боях машины летали до полного износа.

 Hs 123A-1


Hs 123A-1

Биплан Hs 123 не слишком презентабельно смотрелся на фоне стремительных монопланов, но в своём классе обладал очень неплохими данными. При нормальной взлётной массе 2 215 кг «Хеншель» брал на борт 200 кг бомб. Боевой радиус действия при этом составлял 240 км – вполне достаточно для самолёта непосредственной авиационной поддержки и для действий в ближнем тылу противника.

В случае, когда предстояло работать по переднему краю обороны противника, бомбовая нагрузка могла достигать значения 450 кг (одна 250-кг авиабомба на центральном узле подвески и четыре 50-кг – под крылом). Встроенное вооружение – два пулемёта винтовочного калибра. Двигатель воздушного охлаждения мощностью 880 л. с. позволял развивать в горизонтальном полёте скорость до 340 км/ч, что было близко к максимальной скорости советского истребителя И-15бис.

Фюзеляж Hs 123 был выполнен из дюраля, что делало его более живучим к боевым повреждениям по сравнению с советскими истребителями И-15бис и И-153, которые в начальный период войны стояли на вооружении штурмовых авиаполков. Хотя лётчик «Хеншеля» первоначально был защищён бронёй только сзади, боевая живучесть самолёта оказалась настолько высокой, что он заслужил репутацию «неубиваемого». По сравнению с другими ударными самолётами непосредственной авиационной поддержки, бипланы Hs 123 несли существенно меньшие потери от зенитного огня.

Неуязвимость штурмового биплана объяснялась не только цельнометаллической конструкцией планера, лучшей живучести способствовал двигатель воздушного охлаждения, который неплохо держал боевые повреждения и защищал лётчика спереди от пуль и осколков. К тому же в начальный период войны, когда немецкая авиация доминировала над полем боя, зенитное прикрытие советских войск было откровенно слабым, а основным средством ПВО в прифронтовой полосе являлись счетверенные зенитные установки на основе пулемета «Максим». Штурмовики Hs 123 ценились за способность совершать боевые вылеты с раскисших грунтовых аэродромов, чего не могли делать другие немецкие самолёты.

Немецкая противотанковая авиация в 1941–1943 году

Под управлением опытных пилотов штурмовой «Хеншель» оказался очень эффективным ударным самолётом. Благодаря невысокой скорости полёта и прекрасной манёвренности на малых высотах, Hs 123 мог сбрасывать бомбы очень точно. Он демонстрировал способность одинаково успешно выступать в роли штурмовика и пикирующего бомбардировщика. Неоднократно отмечались случаи, когда пилотам «Хеншелей» удавалось попадать 50-кг авиабомбами в одиночные танки. Хотя по отношению к другим типам боевых самолётов, действовавшим на советско-германском фронте, Hs 123 было относительно немного, пехотные командиры всех уровней отмечали очень высокую точность и результативность их авиаударов.

В конце лета 1941 года была предпринята попытка улучшить противотанковые возможности Hs 123, вооружив их контейнерами с 20-мм пушками MG FF.

 20-мм пушка MG FF


20-мм пушка MG FF

При сравнительно малом весе – 28 кг, темп стрельбы MG FF составлял всего 530 выстр./мин. Начальная скорость бронебойно-зажигательного снаряда массой 115 г не превышала 600 м/с, что ограничивало бронепробиваемость и дальность стрельбы.

Благодаря использованию фугасно-зажигательных снарядов типа Minengeschoß с высоким коэффициентом наполнения взрывчатым веществом, модернизированные 20-мм пушки MG FF/М демонстрировали неплохую эффективность по воздушным и наземным целям, не прикрытым бронёй, но были малоэффективны даже против легкобронированной техники. По всем показателям, кроме массы, немецкая 20-мм пушка проигрывала не самой мощной советской 20-мм ШВАК, и потому во второй половине войны была вытеснена более мощными 20–30-мм авиационными пушками.

Немецкая противотанковая авиация в 1941–1943 году

Вооружение Hs 123 пушками MG FF не сильно повысило противотанковый потенциал машины, но зато увеличило эффективность против грузовиков и паровозов, что позволило успешней действовать на транспортных коммуникациях.

Немецкая противотанковая авиация в 1941–1943 году

В начале 1942 года оставшиеся в строю штурмовые бипланы капитально отремонтировали и модернизировали. При этом кабину пилота закрыли фонарём и оборудовали обогревателем, а снизу и по бортам прикрыли бронёй. Для компенсации возросшего взлётного веса на модернизированные самолёты ставились двигатели воздушного охлаждения мощностью 960 л. с. На часть машин в крыло установили 15-мм пулемёты MG 151/15, после чего противотанковые возможности штурмовиков существенно увеличились.

 15-мм пулемёт MG 151/15


15-мм пулемёт MG 151/15

Масса тела пулемёта MG 151/15 достигала 43 кг. Темп стрельбы – 700–750 выстр./мин.
Бронебойно-трассирующая 15-мм пуля массой 72 г разгонялась в стволе до 850 м/с. На дальности 300 м она по нормали уверенно пробивала 20-мм броню средней твёрдости. Ещё большую бронепробиваемость имела бронебойная 52-г пуля с твердосплавным сердечником. После вылета из ствола она имела начальную скорость 1 030 м/с и в тех же условиях могла пробить 40-мм броню. Впрочем, ввиду острого дефицита вольфрама патроны с подкалиберными пулями использовались не часто.

В 1942 году Hs 123 применялись в боевых действиях даже в больших масштабах, чем год назад. Для увеличения их численности на фронте самолёты изъяли из лётных школ и тыловых частей. Более того, с авиационных свалок собирали и восстанавливали пригодные к дальнейшему использованию бипланы. На советско-германском фронте Hs 123 активно воевал до второй половины 1943 года. Хорошая управляемость и высокая маневренность позволяли ему, действуя вблизи земли, уклоняться от атак советских истребителей. К середине войны, в связи с возросшей мощью советской зенитной артиллерии, пилоты «Хеншелей» старались не углубляться за линию фронта, их основные цели были на передовой.

Истребитель-бомбардировщик Bf 109E

К июню 1941 года лучшими немецкими истребителями являлись Bf.109F («Фридрих»), и именно эти машины в первую очередь бросали на завоевание превосходства в воздухе. Самолёты более ранних модификаций Bf 109E-4, Е-7 и Е-8 («Эмиль») уступали по лётным данным новым моделям, и потому их в основном ориентировали на выполнение ударных задач. Впрочем, такое деление было во многом условным, хотя специализация всё же имела место.

 Bf.109E-4 с 250-кг авиабомбой


Bf.109E-4 с 250-кг авиабомбой

Впрочем, по меркам середины 1941 года истребитель Bf.109E-4, принятый на вооружение люфтваффе весной 1940 года был вполне современной и боеспособной машиной. В горизонтальном полёте Bf.109E-4 на высоте 5 000 м разгонялся до 580 км/ч. Бомбовая нагрузка могла достигать 250 кг. Встроенное вооружение состояло из двух 7,92-мм пулемётов MG-17 и двух 20-мм пушек MG FF (MG FF/М).

 Авиационная 20-мм пушка MG FF в крыле истребителя


Авиационная 20-мм пушка MG FF в крыле истребителя

Истребители-бомбардировщики Bf.109E, действующие на советско-германском фронте, имели 6-мм стальной бронелист, установленный за баком и перекрывающий всё сечение фюзеляжа, бронестекло и бронеспинку кресла. На часть Bf 109E-4 устанавливались дополнительные 8-мм броневые листы, которые защищали пилота снизу и сзади. Но использование двигателя жидкостного охлаждения и отсутствие бронезащиты бортов кабины делало Bf.109Е весьма уязвимым даже для пуль винтовочного калибра.

Немецкие пилоты, осознавая уязвимость своих машин, старались атаковать наземные цели на высокой скорости и при наличии зенитного прикрытия не делали повторных заходов. Но высокая скорость полёта резко снижала точность бомбометания и затрудняла прицеливание при ведении огня из пулемётов и пушек по наземным целям.

При внезапных атаках транспортных колонн, скоплений не укрывшейся живой силы и железнодорожных эшелонов «Эмиль» в ударном варианте был неплох. Но, несмотря на солидную бомбовую нагрузку, противотанковые возможности Bf 109Е были слабыми. После провала «блицкрига» и стабилизации линии фронта эффективность действия Bf 109Е в роли истребителя-бомбардировщика резко упала, а потери, напротив, возросли. По мере усиления советской войсковой противоздушной обороны высокая скорость полёта уже не гарантировала неуязвимости, да и советская пехота при воздушном налёте перестала паниковать и всё чаще вела сосредоточенный огонь из стрелкового оружия по низколетящим самолётам противника.

К началу 1943 года Bf.109Е на Восточном фронте практически не осталось, а истребители модификаций Bf 109F и G массированно для уничтожения наземных целей не применялись.

Двухмоторные истребители-бомбардировщики Bf.110

На начальном этапе боевых действий на востоке для ударов по наземным целям активно использовались двухмоторные истребители Bf.110. Командование люфтваффе переклассифицировало их в штурмовики, после того как в «Битве за Британию» стала очевидной неспособность тяжелых истребителей конкурировать с «Харрикейнами» и «Спитфайрами».

 Bf 110D


Bf 110D

Самолеты, подготовленные для ударов по наземным целям, получили усиленную защиту. Кабина спереди имела 12-мм броню и 57-мм бронестекло, стрелок был защищен 8-мм бронёй. На боковых панелях кабины использовались 35 мм бронестёкла. Толщина брони снизу составляла 8–10 мм.

«Дальний охотник» имел неплохие лётные данные. На высоте 4 000 м самолёт модификации Bf 110F развивал скорость 560 км/ч. Практическая дальность составляла 1 200 км. Штурмовик с такими характеристиками мог вполне успешно действовать в начальный период войны без истребительного прикрытия. Избавившись от бомб, он имел все шансы уйти от советских истребителей. В то же время попытки пилотов Bf.110 вести активный воздушный бой с одномоторными истребителями часто заканчивались для них плачевно. Тяжелый двухмоторный «Мессершмитт» с взлётной массой 9 000 кг безнадёжно проигрывал однодвигательным машинам в скороподъёмности и манёвренности.

Ударные возможности были высокими. Двухмоторный истребитель-бомбардировщик мог нести: 2 бомбы по 500 кг и 4 – по 50 кг. При доработке узлов подвески самолёт был способен взять даже 1 000-кг авиабомбы, при этом вес боевой нагрузки в перегрузочном варианте мог достигать 2 000 кг. При действиях по площадным слабо защищённым целям весьма эффективными оказывались 500-кг бомбовые контейнеры, которые снаряжались 2-кг осколочными бомбами и раскрывались после сброса на заданной высоте.

Немецкая противотанковая авиация в 1941–1943 году

По меркам 1941 года Bf 110 имел мощное стрелково-пушечное вооружение. Для стрельбы вперёд предназначались две 20-мм пушки MG FF и четыре 7,92-мм пулемета MG 17. Хвост прикрывал стрелок с 7,92-мм пулемётом MG 15.

При грамотном применении Bf 110 действовали успешно и больших потерь не нёсли. Прочная и живучая конструкция планера, бронезащита и два двигателя делали самолёт устойчивым к боевым повреждениям. Во всяком случае, сбить Bf 110 из оружия винтовочного калибра было сложно. Большая дальность полёта позволяла оперировать на удалении нескольких сотен километров от линии фронта, а значительная бомбовая нагрузка давала возможность поражать весь спектр целей, включая бронетехнику.

Однако для уверенного уничтожения средних и тяжелых танков огнём встроенного наступательного вооружения требовались более мощные пушки, чем 20-мм MG FF. Зимой 1941–1942 года стали появляться первые истребители-бомбардировщики, вооруженные 30-мм и 37-мм авиационными орудиями.

 30-мм авиационная пушка МК 101


30-мм авиационная пушка МК 101

Первоначальные испытания продемонстрировали, что 30-мм авиационная пушка МК 101 могла уверенно преодолеть защиту лёгких танков. Это орудие весило 139 кг и имело темп стрельбы 230–260 выстр./мин. Бронебойно-фугасный 30-мм снаряд массой 500 г содержал 15 г взрывчатки и имел начальную скорость 690 м/с. На дистанции 300 м по нормали, такой снаряд пробивал 25-мм броню средней твёрдости.

В первой половине 1942 года началось производство облегчённого бронебойного снаряда массой 455 г, покидавшего ствол со скоростью 760 м/с, его бронепробиваемость в тех же условиях составляла 32 мм. Снаряд, известный как Hartkernmunition (нем. – боеприпас с твёрдым сердечником), массой 355 г с сердечником из карбида вольфрама имел начальную скорость более 900 м/с. Согласно немецким данным, на дистанции 300 м при попадании под прямым углом он пробивал 75–80-мм броню, а под углом 60° – 45–50-мм, что уже позволяло пробивать броню не только лёгких, но и средних, а также тяжелых танков.

Впрочем, заброневой поражающий эффект твердосплавных сердечников даже в случае пробития танковой брони был очень скромным. Как правило, всё заканчивалось тем, что в броне образовывалось отверстие небольшого диаметра, а сам сердечник из карбида вольфрама после пробития рассыпался в порошок. К тому же, ввиду хронической нехватки вольфрама, снарядов с твердосплавными сердечниками произвели немного.

В связи с несовершенством 30-мм пушки МК 101 и нехваткой бронебойных снарядов с твердосплавными сердечниками ставка была сделана на 37-мм пушки ВК 3.7.

 37-мм авиационная пушка ВК 3.7


37-мм авиационная пушка ВК 3.7

Это орудие было создано на базе 37-мм зенитного автомата 3,7 cm FlaK 18 и заряжалось при помощи обоймы на 6 выстрелов. Так как 37-мм снаряд весил в два раза больше, чем 30-мм, это давало возможность получить высокую бронепробиваемость даже без использования сердечника из дефицитного карбида вольфрама.

 Истребитель танков Bf.110G-2/R1 с 37-мм пушкой ВК 3.7


Истребитель танков Bf.110G-2/R1 с 37-мм пушкой ВК 3.7

Компоновка самолёта Bf.110 позволяла осуществлять перезарядку 37-мм орудия в воздухе. В этом случае обязанности по перезарядке пушки возлагались на бортового стрелка. Теоретически из Bf.110, вооруженных 30- и 37-мм пушками, могли получиться неплохие противотанковые штурмовики. Но в середине 1942 года немцы стали ощущать острую нехватку ночных истребителей в авиационных частях, защищавших Германию от британских бомбардировщиков, и потому оставшиеся Bf.110 было решено перепрофилировать на решение задач ПВО.

Пикирующие бомбардировщики и истребители танков Ju 87

Весной 1937 года в строевые эскадрильи поступили первые Ju 87А-1. Это был двухместный однодвигательный моноплан с крылом типа «перевёрнутая чайка» и неубирающимся шасси. Ju 87 известен так же как Stuka (сокращённое нем. Sturzkampfflugzeug) – пикирующий бомбардировщик. Из-за неубирающихся шасси с крупными обтекателями советские солдаты впоследствии прозвали его «Лаптёжником».

Конструкция этого пикирующего бомбардировщика имела ряд существенных новшеств, и по сравнению с бипланом Hs 123 он смотрелся гораздо более выигрышно. Самолёт был двухместным, пилот и стрелок, защищавший заднюю полусферу, сидели в закрытой кабине. Для ограничения скорости пикирования на крыле имелись «воздушные тормоза» в виде решетки, поворачивавшейся на пикировании на 90°, а боевую работу пилота существенно облегчал «автомат пикирования», который после сброса бомб обеспечивал автоматический выход самолёта из пике.

Впоследствии в схему автоматического вывода из пике включили высотомер, определявший момент вывода, даже если сброса бомбы не произошло. Поиск цели облегчался наличием наблюдательного окна в полу кабины. Для того, чтобы пилоту было проще контролировать угол пикирования относительно горизонта, на остеклении фонаря кабины наносилась специальная градуированная сетка.

Самолёты первого серийного варианта Ju 87А были сырыми, а их лётные данные оставляли желать лучшего. Осенью 1938 года началось серийное производство Ju 87B-1 («Берта») с двигателем жидкостного охлаждения мощностью 1 000 л. с. С этим мотором максимальная скорость горизонтального полёта составила 380 км/ч, а бомбовая нагрузка – 500 кг (в перегруз 750 кг). Существенные изменения были внесены в состав оборудования и в вооружение. В кабине установили более совершенные приборы и прицелы. Хвост защищал 7,92-мм пулемет MG 15 в шаровой установке с увеличенными углами обстрела.

Наступательное вооружение усилили вторым 7,92-мм пулемётом MG 17. В распоряжении пилота появилось устройство Abfanggerat, обеспечивающее безопасное бомбометание с пикирования. После ввода в пикирование в наушниках шлемофона летчика раздавался частый сигнал. После пролета предварительно установленной высоты сброса бомбы сигнал исчезал. Одновременно с нажатием на кнопку сброса бомб происходила перестановка триммеров на рулях высоты, и изменялся угол установки лопастей винта.

 Ju 87B-2


Ju 87B-2

В декабре 1939 года началось строительство бомбардировщиков Ju 87В-2 с двигателем мощностью 1 200 л. с., с новым винтом и другими изменениями. Максимальная скорость этой модификации увеличилась до 390 км/ч. А в перегруз могла быть подвешена 1 000-кг бомба.

К середине 1941 года люфтваффе очень хорошо отработали систему управления авиацией над полем боя и взаимодействия с наземными войсками. На всех ударных немецких самолётах имелись качественные, надёжно работающие радиостанции, а лётный состав обладал хорошими навыками использования радио в воздухе для управления и наведения на поле боя. Авианаводчики, находящиеся в боевых порядках сухопутных войск, имели практический опыт организации управления авиацией и наведения на наземные цели.

Непосредственно для размещения авианаводчиков использовались специальные радиофицированные бронемашины или командирские танки. В случае обнаружения танков противника они зачастую подвергались бомбово-штурмовому удару, ещё до того, как успевали атаковать немецкие войска. При отсутствии сильного зенитного противодействия точность бомбометания была очень высокой, и опытный пилот «Штуки» часто добивался прямого попадания авиабомбой в танк.

«Лаптёжник» являлся идеальным ударным самолётом поля боя в начальный период войны, когда немецкая авиация господствовала в воздухе, а наземная советская войсковая ПВО была очень слабой и дезорганизованной. В то же время немецкие пикировщики часто несли большие потери даже при встрече со старыми советскими истребителями И-16 и И-153. Для того, чтобы уйти от них, скоростных данных Ju 87 было недостаточно, а слабое вооружение и невысокая для ведения воздушного боя манёвренность не позволяли эффективно защитить себя в воздушном бою. В связи с этим для сопровождения пикировщиков приходилось выделять Bf 109.

Уже осенью 1941 года немецкое командование констатировало серьёзный рост потерь Ju 87 от зенитного огня. При нехватке специализированных средств ПВО советское командование организовало обучение личного состава линейных пехотных подразделений ведению огня из стрелкового оружия по самолётам противника. В обороне для ручных и станковых пулемётов и противотанковых ружей оборудовались специальные позиции с самодельными или полукустарными зенитными приспособлениями, на которых постоянно дежурили выделенные расчёты.

Эта вынужденная «самодеятельность» давала определённый эффект. С учётом того, что пикировщик Ju 87 не имел особой бронезащиты, зачастую одной винтовочной пули, попавшей в радиатор двигателя, было достаточно, чтобы самолёт не вернулся на свой аэродром. При интенсивном обстреле с земли пилоты пикирующих бомбардировщиков старались увеличить высоту сброса бомб и снижали количество заходов на цель, что, конечно, не могло не сказаться на эффективности авиаударов.

По мере насыщения ВВС РККА истребителями новых типов и усиления зенитного прикрытия результативность действий «лаптёжников» резко упала, а потери стали неприемлемыми. Немецкая авиационная промышленность до определённого момента могла восполнить убыль техники, но уже в 1942 году стала ощущаться нехватка опытных лётных кадров.

С учётом опыта боевого применения была предпринята попытка улучшения защищённости и лётных данных «Штуки». На Ju 87D («Дора»), который поступил на фронт в начале 1942 года, установили двигатель мощностью 1 500 л. с. Максимальная скорость после этого увеличилась до 400 км/ч, а бомбовая нагрузка в перегрузочном варианте достигла 1 800 кг. Для снижения уязвимости от зенитного огня было усилено локальное бронирование.

 Ju 87D-5


Ju 87D-5

Самолёт модификации Ju 87D-5 имел штурмовую специализацию. На этой модели общий вес брони превысил 200 кг. Бронированию, помимо кабины, подверглись бензобаки, масло- и водорадиаторы. Максимальная бомбовая нагрузка была ограничена величиной 500 кг, вместо пулемётов в удлиненном крыле появились 20-мм пушки MG 151/20, а воздушные тормоза демонтировали. На внешних узлах под крылом могли быть дополнительно подвешены контейнеры с шестью 7,92-мм пулеметами МG 81 или две 20-мм пушки МG FF. Заднюю полусферу защищала «спарка» МG 81Z калибра 7,92-мм.

Ярко выраженную противотанковую направленность имели самолёты модификаций Ju 87G-1 и G-2 («Густав»). Данные штурмовики обычно создавались в полевых мастерских путём переделки из Ju 87D-3 и D-5, но некоторое количество новых машин построили на заводе.

 Ju 87G-1


Ju 87G-1

Основным назначением «Густава» стала борьба с советскими танками. Для этого штурмовик вооружили двумя длинноствольными 37-мм орудиями ВК 3.7, которые до этого уже применялось на «охотниках» Bf.110G-2/R1. Для увеличения ёмкости боекомплекта на «Густавах» пушки заряжались обоймами на 8 и 12 выстрелов. Впрочем, на части Ju 87G-2 сохранились 20-мм крыльевые пушки MG 151/20.

Несмотря на возросшую огневую мощь, самолёты, вооруженные 37-мм пушками, не пользовались популярностью у лётного состава. Хотя длинноствольные крупнокалиберные орудия в сочетании с невысокой скоростью полёта, хорошей устойчивостью и возможностью атаковать бронированные цели с наименее защищённой стороны позволяли бороться с бронетехникой, возросшее лобовое сопротивление и разнесение тяжелой нагрузки по плоскостям сделали самолёт более инертным, а максимальная скорость упала примерно на 40 км/ч.

 Снаряжение боекомплекта 37-мм пушки ВК 3.7


Снаряжение боекомплекта 37-мм пушки ВК 3.7

Самолёт уже не нёс бомб и не мог пикировать с большими углами. Сама 37-мм пушка ВК 3.7, весившая с лафетом и снарядами более 300 кг, была не слишком надёжной, а боекомплект был небольшим. Ввиду сильной отдачи при стрельбе и места размещения пушек, наводка сбивалась возникающим пикирующим моментом и сильной раскачкой самолета в продольной плоскости. При этом удерживание линии визирования на цели во время стрельбы и ввод поправок в прицеливание были очень сложными задачами, доступными лишь пилотам высокой квалификации. При отказе одного орудия прицельная стрельба из-за сильного разворачивающего момента была возможна только одиночными выстрелами.

Бронированный штурмовик Hs 129

Наряду с пикирующими бомбардировщиками и истребителями-бомбардировщиками в нацистской Германии велись работы по созданию специализированных бронированных штурмовиков. Самолёт, получивший обозначение Hs 129, впервые поднялся в воздух в мае 1939 года.

На момент создания Hs 129 был защищён лучше других машин аналогичного назначения. Спереди пилота прикрывала 12-мм броня, такой же толщины был пол, стенки кабины имели толщину 6 мм. Пилот размещался в кресле с бронеспинкой и бронезаголовником. Бронестекло передней части фонаря имело толщину 75 мм. Кабина спереди гарантированно выдерживала обстрел бронебойными пулями винтовочного калибра и с большой долей вероятности защищала от огня крупнокалиберных пулемётов и 20-мм пушек.

Оборотной стороной высокой защищённости кабины стала теснота рабочего места лётчика. Ширина кабины на уровне плеч пилота составляла всего 60 см. Из-за низкого расположения кресла пришлось сильно укоротить ручку управления, что не нравилась летчикам. Ввиду нехватки свободного пространства пришлось отказаться от установки в кабине нормального набора контрольных приборов. Обзор по бокам оставлял желать лучшего, а визуально контролировать заднюю полусферу было невозможно.

Самолёт с максимальной взлётной массой 5 000 кг оснащался двумя двигателями воздушного охлаждения французского производства Gnome-Rһone 14M 04/05 мощностью 700 л. с. Максимальная скорость полёта на малой высоте без внешних подвесок не превышала 350 км/ч. Практическая дальность – 550 км. Встроенное вооружение первоначально состояло из двух 20-мм пушек MG 151/20 и двух 7,92-мм пулемётов MG-17. На наружной подвеске могла быть размещена боевая нагрузка общей массой до 250 кг – включая одну 250-кг авиабомбу, или до четырёх 50-кг бомб, либо бомбовых контейнеров. На центральном узле вместо крупнокалиберной авиабомбы или топливного бака, как правило, размещали контейнер с 30-мм пушкой МК 101 с боекомплектом на 30 снарядов, или контейнер с четырьмя пулемётами MG 17 калибра 7,92 мм. Различные варианты сменного вооружения позволяли готовить штурмовик к боевому вылету в зависимости от конкретной задачи.

Штурмовик Hs 129 имел массу недостатков. Основными претензиями были теснота и плохой обзор из кабины, недостаточная тяговооруженность, обусловленная слабыми и ненадёжными двигателями, и малая боевая нагрузка. В случае выхода из строя одного двигателя, самолёт не мог лететь без снижения на оставшемся. Выяснилось, что Hs 129 не был способен пикировать с углом более 30°, в этом случае нагрузка на ручку управления при выводе из пике превышала физические возможности пилота.

Летчики, как правило, старались не превышать угол пикирования 15°. При больших значениях имелась вероятность, что самолет с бомбами на внешней подвеске может просто не уйти вверх и врезаться в землю. Хорошая устойчивость на малой высоте позволяла точно вести огонь по выбранной цели, но быстро изменить траекторию полёта было невозможно.

Доводка самолёта и устранение недостатков затянулись, и самолёты серийной модификации Hs 129B-1 начали поступать в специально созданное штурмовое соединение Sch.G 1 в январе 1942 года.

 Hs 129B-1


Hs 129B-1

Подготовка пилотов шла тяжело, в ходе учебного процесса было разбито три штурмовика. В мае 1942 года Hs 129 впервые использовались против советских войск в Крыму. В целом боевой дебют немецких бронированных штурмовиков оказался успешным. Броня кабины хорошо выдерживала обстрел из лёгкого стрелкового оружия, а отсутствие в небе советских истребителей позволяло действовать безнаказанно. Хотя боевые вылеты выполнялись достаточно интенсивно, за две недели боёв от зенитного огня был потерян всего один Hs 129.

Впрочем, в условиях высокой запыленности воздуха выявилась ненадёжная работа моторов «Гном-Ронн», на которых не было воздушных фильтров. Пыль также забивала втулки воздушных винтов, что затрудняло запуск двигателей. Очень часто французские моторы не выдавали полной мощности, внезапно останавливались или загорались в воздухе. Выявилась уязвимость протектированных, но не прикрытых бронёй топливных и масляных баков.

В мае 1942 года начался выпуск самолётов модификации Hs 129В-2. Исходя из итогов боевого применения и с учетом пожеланий лётчиков, с целью улучшения обзора вперёд-вниз была изменена форма носовой части. Для повышения надёжности внесли изменения в топливную систему и двигатели. Начиная с декабря 1942 года самолёты оборудовались бензиновыми обогревателями кабины.

После боевого дебюта в Крыму Hs 129 перебросили под Харьков, где они приняли участие в отражении контрнаступления советских войск в мае 1942 года. Здесь зенитное прикрытие и противодействие истребителей было гораздо сильней, и потери составили 7 штурмовиков. В то же время, по немецким данным, при помощи 30-мм пушек пилотам «Хеншелей», действовавшим в районе Воронежа и Харькова, удалось подбить 23 советских танка.

Во второй половине 1942 года относительно немногочисленные эскадрильи Hs-129 , вооруженные 30-мм пушками, стали своего рода «пожарными», которых немецкое командование при угрозе прорыва советских танков перебрасывало с одного участка фронта на другой. Так, 19 ноября 1942 года после того, как примерно 250 советских танков прорвали оборону итальянских войск на участке в междуречье Дона и Волги, против них задействовали шесть Hs 129B-1. Согласно данным фотокинопулемётов, за два дня боёв пилотам «Хеншелей» засчитали уничтожение 10 танков. Впрочем, повлиять на ход боевых действий немецкие бронированные истребители танков на этом участке фронта не смогли.

Для увеличения ударных возможностей весной 1943 года Hs 129 вооружили подвесными 30-мм пушками МК 103.

 Снаряжение боекомплекта 30-мм пушки МК 103 на Hs 129


Снаряжение боекомплекта 30-мм пушки МК 103 на Hs 129

Скорострельность пушки МК 103 была вдвое выше, чем у МК 101, и достигала 400 выстр./мин. По комплексу боевых характеристик МК 103 можно считать лучшей немецкой авиационной пушкой. Это орудие имело сравнительно простую конструкцию, низкую стоимость и было технологичным в производстве. Масса МК 103 составляла 142 кг, а вес патронного ящика на 100 снарядов – 95 кг.

Хотя 30-мм снаряды с твердосплавным сердечником использовались ограниченно, пилоты Hs 129 смогли добиться определённых успехов в борьбе с советскими танками. В ходе боевых действий была выработана оптимальная тактика: атака производилась с кормы танка, при этом лётчик снижал скорость и полого пикировал на цель, ведя огонь из пушки до полного израсходования боекомплекта. Благодаря этому увеличивалась вероятность поражения, но в ходе боевого вылета удавалось поразить не больше одной бронированной цели.

Некоторые опытные пилоты якобы добивались точности стрельбы, при которой 60 % снарядов попадали в цель. Большое значение имело своевременное начало атаки, для этого требовалось наличие большого опыта, мастерства и интуиции пилота, поскольку во время пологого пикирования корректировать полёт тяжелой машины было очень трудно. Также стоит сказать, что немецкие штурмовики могли успешно действовать, когда в воздухе не имелось советских истребителей или они были связаны боем воздушным эскортом.

Для повышения противотанкового потенциала следующим шагом стала установка на Hs 129B-2/R3 37-мм пушки ВК 3.7 с боекомплектом 12 снарядов. Однако и без того невысокие лётные данные штурмовика после подвески 37-мм орудия упали. Пилоты отмечали усложнившуюся технику пилотирования, большую вибрацию и сильный пикирующий момент при стрельбе. Ввиду невысокой практической скорострельности, в ходе одной атаки можно было произвести 2–4 прицельных выстрела.

В результате от крупносерийного строительства Hs 129B-2/R3 с 37-мм пушкой ВК 3.7 отказались. Примерно такой же практической скорострельностью при сравнимом весе обладала 50-мм пушка ВК 5, но она на Hs 129 не монтировалась.

Самым крупнокалиберным орудием, устанавливаемым на «Хеншель», стала 75-мм пушка ВК 7.5, но речь об этом пойдёт в следующей статье, посвящённой немецким противотанковым самолетам, появившимся во второй половине войны.

Источник — https://topwar.ru/204147-nemeckaja-protivotankovaja-aviacija-ispolzuemaja-v-1941-1943-gg.html

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account