«Небесные наездники» против Гитлера: как сражались лётчики из захваченных Третьим рейхом стран
Мы помним о полке «Нормандия-Неман», воевавшем в составе РККА, но не знаем о его аналогах в ВВС союзников. А ведь они были, и их существование стало доказательством того, что континентальная Европа действительно сражалась против Гитлера. О том, как пилоты из оккупированных стран приняли участие в Битве за Атлантику, — в статье Владимира Нагирняка.
Содержание:
Чем дальше от нас Вторая мировая война, тем больше рождается о ней мифов. Одним из них стало утверждение, что «вся Европа воевала за Гитлера». Да, мы знаем, что 22 июня 1941-го на СССР вместе с Германией напали и её сателлиты. И вместе с ними пришли разные добровольческие формирования из европейских граждан, воевавших на стороне Третьего рейха.
Но это ещё не вся Европа. Ведь десятки тысяч европейцев боролись против нацизма в составе войск антигитлеровской коалиции. Например, в их военно-воздушных силах.
Хорошо известны французы из полка «Нормандия-Неман», сражавшиеся в составе Красной армии. Были аналогичные части и на Западном фронте, где в небе Европы бок о бок с союзниками против люфтваффе воевали эскадрильи из других стран. Но куда менее известен их вклад в победу в Битве за Атлантику, где польские, норвежские и чехословацкие лётчики защищали конвои от «волчьих стай».
«Силезская» эскадрилья
В годы войны в составе Королевских ВВС действовало более дюжины польских эскадрилий. Одна из них, 304-я «Силезская», сформировалась в августе 1940-го из польских лётчиков, ранее сражавшихся в Польше и Франции. Они быстро освоили новую технику — бомбардировщики «Веллингтон», — а затем приняли активное участие в налётах на Германию.
За два года боёв самолёты Силезской эскадрильи совершили 488 боевых вылетов, сбросив на рейх 800 тонн бомб.
Но лётчики несли потери: 12 машин было сбито и 137 человек погибли, пропали без вести или попали в плен.
Восполнять выбывших пилотов было особо не кем. Поэтому 304-я начала испытывать кадровый голод, особенно в штурманах. Чтобы избежать расформирования эскадрильи, в Лондоне решили перевести поляков на более спокойную работу, в противолодочную авиацию.
Но спокойствие в Атлантике было условным.
Полякам приходилось летать над океаном в любую погоду, обеспечивая безопасность конвоям. А если удавалось обнаружить подлодку, то они никогда не уклонялись от атаки.
Способность польских лётчиков вылетать на задание в суровых зимних условиях восхищала англичан, говоривших:
«Они летают, а чайки нет».
Всего же «Силезская» эскадрилья совершила 2451 «морской» вылет, во время которых её самолёты смогли повредить несколько немецких субмарин и достоверно потопили U 321. За это поляки заплатили гибелью 19 бомбардировщиков и 106 лётчиков.
Крылатые «викинги»
Вместе с польскими пилотами в Королевских ВВС воевали и норвежцы. В состав противолодочной авиации союзников входило две норвежские эскадрильи: 330-я и 333-я.
Первая из них была сформирована в Исландии в апреле 1941-го. Её пилоты летали на гидросамолётах «Нортроп» и летающих лодках «Каталина» и «Шорт Сандерленд». В ходе войны 330-й эскадрилье пришлось работать не только в Северной Атлантике, но и обеспечивать безопасность арктических конвоев с грузами для СССР.
Несколько позже, в мае 1943-го, родилась 333-я эскадрилья. В её функции входило не только противолодочное патрулирование, но и разведывательные полёты. Формирование состояло из «каталин» и истребителей-бомбардировщиков «Москито». В борьбе с немецкими подлодками норвежцы отличились на обоих типах самолётов.
К примеру, 17 июня 1944-го норвежская «Каталина» отправила на дно U 423 вместе со всем экипажем. А через две недели два «Москито» из 333-й крепко наподдали U 998. После боя с ними «немка» смогла доковылять до базы, где её списали, разобрав на запчасти. Кроме того, норвежцы не раз атаковали «серых волков» Дёница, вынуждая их лодки возвращаться в порты повреждёнными.
«Небесные наездники»
А вот наиболее удачливыми борцами с немецкими субмаринами оказались лётчики из 311-й чехословацкой эскадрильи КВВС. Как и поляки, они сначала летали на «веллингтонах», нанося бомбовые удары по немецким объектам в Европе. Но в 1942 году 311-я эскадрилья перебазировалась в Северную Ирландию и влилась в противолодочную авиацию.
Надо сказать, что чехословаки смогли отличиться намного раньше своих польских и норвежских коллег. Это произошло ещё в сентябре 1942-го, когда «Веллингтон» Вацлава Штудента потопил лодку U 165. А следующая волна успехов началась, когда лётчики 311-й эскадрильи пересели на грозные «либерейторы».
Пилотируя эти четырёхмоторные бомбардировщики, чехословаки записали себе на счёт ещё три немецких субмарины, которые они уничтожили совместно с другими самолётами и кораблями союзников. Одной из «жертв» стал подводный торпедовоз U 1060, доставлявший «угрей» из Германии на норвежские базы.
Ещё одной важной победой 311-й стало потопление немецкого судна-блокадопрорывателя в Бискайском заливе.
В результате Германия не получила тонны ценнейших грузов, посланных Гитлеру Японией.
Увы, но за свои достижения эскадрилья заплатила немалую цену. За годы войны она совершила 3140 боевых вылетов, во время которых погибли 246 чехословацких лётчиков. В память о них на их родине в 1968 году был снят фильм «Небесные наездники» (Nebestí jezdci).
По обе стороны Европы
Действия пилотов небританских противолодочных эскадрилий — лишь малая доля вклада европейцев в борьбу с Гитлером. К примеру, в составе ВВС союзников воевали свыше 50 эскадрилий, сформированных из добровольцев Франции, Бельгии, Голландии, Греции и других стран.
Европейцы сражались с вермахтом как на Западном, так и на Восточном фронте. Даже на примере небольшой Чехословакии видно, что её граждане принимали активное участие в войне на стороне антигитлеровской коалиции. Ведь вместе с Красной армией воевал 1-й Чехословацкий корпус, а с английских аэродромов на бомбёжку Германии взлетали самолёты чешских эскадрилий.
Так что Европа воевала никак не за Гитлера, а против него.