Не успевший на войну русский Брэдли. БТР Б-10 на базе «Курганца-25»
Сегодня масса американской БМП Брэдли составляет почти 35 тонн. И это не спроста, это одна из самых защищённые БМП в мире. В России ни чего подобного нет. Для сравнения самая современна наша БМП-3 весит чуть меньше 19 тонн.
Американской машине конкуренцию на поле боя вполне могла составить перспективная боевая машина Курганец-25, с массой 36 тонн. Однако, в серию она никак не пойдёт, думаю по тем же причинам по которым не выпускается серийно Армата – санкции сильно затормозили комплектовании линии по производству. Банально, нет дорогостоящих западных станков и заменить их не чем. Так что же мы потеряли?
Содержание:
Машина для парадов
Разработка унифицированной гусеничной платформы под кодовым названием «Курганец-25» велась с начала 2010-х годов усилиями «Курганмашзавода» и ряда партнерских организаций. Проектирование было успешно завершено к началу 2015 года, что дало старт строительству прототипов различных модификаций. Параллельно возникла возможность представить новейшие бронированные машины широкой публике.
Дебют перспективного БТР «Объект 693» (впоследствии получившего индекс Б-10) и унифицированной БМП «Объект 695» (Б-19) был запланирован на 9 мая 2015 года. Предполагалось, что техника обоих типов примет участие в параде на Красной площади. Однако, благодаря участию в репетициях, новые машины попали в поле зрения общественности и фотокамер еще в апреле.
В день парада, 9 мая, несколько машин, базирующихся на УГП «Курганец-25», прошли по Красной площади в составе механизированной колонны. Наряду с ними были продемонстрированы и другие передовые разработки в сфере боевой бронированной техники. Все они, как и ожидалось, вызвали живой интерес у экспертов и энтузиастов военной техники.
Ровно год спустя последовала очередная демонстрация бронетранспортера Б-10. В 2016 году в парадном строю вновь были представлены унифицированные средние БМП и БТР. Тогда же сообщалось об успешном продолжении работ по обоим проектам и унифицированной гусеничной платформе. Завершение планировалось в ближайшие несколько лет с последующим принятием техники на вооружение.
Материалы по проекту «Курганец-25» и готовые образцы этой серии продолжали демонстрироваться и впоследствии. Например, БМП Б-19 регулярно участвовала в парадах и появлялась на выставках. В то же время, унифицированный бронетранспортер на несколько лет пропал из виду. Опытные/предсерийные Б-10 демонстрировались на публике только в виде макетов. Причины этого не разглашались, что порождало домыслы и подозрения. Однако, представители промышленности и военного ведомства заявляли о продолжении работ.
Первый показ на выставке
Впервые детально рассмотреть Б-10 можно было на военно-техническом форуме «Армия-2022», где российская оборонная индустрия в очередной раз продемонстрировала свои последние достижения в сфере бронированных машин.
Именно в 2022 году «Курганмашзавод» представили в Кубинке бронетехнику на универсальной гусеничной платформе «Курганец-25». В очередной раз широкой публике демонстрируют хорошо известную боевую машину пехоты Б-19. Более того, впервые на мероприятии подобного масштаба все желающие могли увидеть бронетранспортер новой модели. Впервые с момента разработки этого проекта у всех появилась возможность вблизи рассмотреть Б-10. Также посетители могли сравнить БТР с БМП, построенной на той же платформе.
Усовершенствованный БТР представлен в законченном виде и со всеми требуемыми системами. На универсальной платформе размещен боевой модуль с пулеметным вооружением. По бокам бронетранспортера установлены дополнительные броневые панели, увеличивающие степень защиты и позволяющие машине держаться на воде. Доступ к внутренним отсекам для осмотра не предоставлялся.
Что же представляет собой БТР Б-10
Б-10 – это гусеничный бронетранспортер средней весовой категории, разработанный для выполнения стандартных задач, стоящих перед подобной техникой. Его ключевые функции включают транспортировку солдат с их снаряжением и обеспечение защиты от потенциальных опасностей. БТР также предназначен для высадки десанта и огневой поддержки с использованием крупнокалиберного пулемета.
В основе бронетранспортера лежит универсальное шасси, построенное на базе оригинального бронированного корпуса, обеспечивающего необходимый уровень защиты. Согласно имеющейся информации, передняя часть машины способна выдерживать попадания малокалиберных снарядов, в то время как остальные проекции защищены от крупнокалиберных пуль. Предусмотрена возможность установки дополнительных броневых элементов и динамической защиты. Рассматривается интеграция систем активной защиты, таких как перспективный комплекс «Афганит».
Компоновка шасси предусматривает расположение двигателя в передней части; двигатель и трансмиссия полностью находятся в носовой части машины. Используется дизельный двигатель мощностью 750 лошадиных сил. Крутящий момент передается на передние ведущие колеса. Ходовая часть базируется на гидропневматической подвеске с возможностью управления.
Смежное с моторным отсеком пространство занимает отсек управления, где располагается рабочее место водителя-механика. Оставшееся внутреннее пространство используется для размещения целевого оборудования. Например, в модели Б-10 корпус способен вместить восемь пехотинцев с полным комплектом снаряжения и личным оружием. Вход и выход десанта обеспечивается через кормовую аппарель.
В конфигурации бронетранспортера платформа «Курганец-25» оборудуется дистанционно управляемым боевым модулем, который полностью интегрирован вне основного корпуса. Вооружение модуля ограничено крупнокалиберным пулеметом «Корд». Наведение осуществляется с помощью оптико-электронных средств. Оператор управляет модулем с специально оборудованного рабочего места. Подчеркивается, что система управления огнем обладает высоким уровнем автоматизации, включая автоматическое слежение за целями и ведение огня после подтверждения оператором.
Гусеничный бронетранспортер Б-10 имеет длину около 7,2 метра и ширину 3,2 метра. Дополнительная навесная броня увеличивает ширину до 4 метров. Высота машины с установленным боевым модулем превышает 3 метра. Боевая масса, соответствующая обозначению проекта, составляет примерно 25 тонн. При этом бронемашина демонстрирует высокие показатели скорости и проходимости, а также обладает возможностью преодолевать водные преграды вплавь.
Перспективы проекта
Основная часть разработки перспективной УГП «Курганец-25» и первых машин на ее базе завершилась еще в середине десятых годов. Были построены первые опытные и предсерийные образцы, которые затем участвовали в испытаниях и различных публичных мероприятиях. В 2017-18 гг. новая техника вышла на государственные испытания, по результатам которых должна была поступить на вооружение.
Работы по платформе, БТР и БМП продолжаются до сих пор. Согласно сообщениям последнего времени, они приближаются к своему завершению. Минобороны и промышленность в обозримом будущем собираются запустить полноценное серийное производство такой техники и начать перевооружение строевых частей. При этом точные сроки принятия на вооружение Б-10 или Б-19 пока не назывались. Темпы и иные особенности грядущего перевооружения сухопутных войск тоже остаются неизвестными.
Впрочем, уже ясно, как такое перевооружение в будущем повлияет на мотострелковые войска. Нетрудно заметить, что машины Б-10 и Б-19 имеют ряд преимуществ перед существующей техникой мотострелков. Кроме того, платформа «Курганец-25» отличается большим потенциалом для модернизации, который только предстоит использовать в будущем.
По уровню защиты новый Б-10 превосходит существующие БТР-80/82 и даже БМП-1/2. Кроме того, базовый корпус может дополняться различными навесными и иными средствами. Гусеничное шасси и мощный двигатель дают более высокую подвижность и проходимость на бездорожье и пересеченной местности. По этим характеристикам Б-10 обходит нынешние колесные машины.
По калибру основного вооружения перспективный Б-10 уступает существующим БТР и БМП. Однако УГП «Курганец-25» допускает установку различных систем вооружения. За счет замены существующего боевого модуля с пулеметом «Корд» можно будет получить прирост огневой мощи и выйти на уровень другой техники – если это потребует заказчик.
Следует учесть, что на платформе «Курганец-25» будут выполнены не только БТР и БМП. Сообщалось о возможности появления командно-штабных, санитарных, ремонтно-эвакуационных и иных машин. Максимальная унификация серьезно упростит и удешевит массовое производство всей необходимой техники. Кроме того, уменьшатся расходы на совместную эксплуатацию.
По материалам — https://topwar.ru/200562-btr-b-10-kurganec-25-vpervye-na-vystavke.html