4

25 июня 1898 года Морское ведомство императорской России подписало контракт с французской фирмой «ФэШМ» на постройку крейсера, бронированного разведчика в 7800 т водоизмещением.

Не сгоревший "Витязь" или германский "Баян"

Но несколько неожиданно, 20 июля того же года, когда уже закончился конкурс проектов крейсеров – дальних разведчиков в 6000 т, от германской фирмы «Вулкан» поступили два проекта: один – проект бронепалубного крейсера в 6250 т, соответствующий заданию МТК; второй – проект крейсера в 7800 т, представлявший собой броненосный крейсер с башенной артиллерией. При этом завод «Вулкан» всячески обращал внимание на положительные стороны второго проекта, несмотря на его гораздо бóльшую стоимость, что, конечно же, увеличивало прибыль фирмы в случае заказа корабля большего водоизмещения.

И там, действительно, было на что обратить внимание – артиллерия ГК, размещённая в двух двухорудийных башнях в оконечностях, состояла из 24-см пушек длиной в 40 калибров. СК насчитывал 12–6″/45 пушек в бронированном 75-мм каземате, а ПМК состоял из 14×47-мм и 2×37-мм орудий. Бронирование состояло из полного пояса цементированной крупповской брони по ВЛ толщиной 150–100мм, и в пределах барбетов башен, двух поясов, до верхней палубы той же, но уже нецементированной брони, толщиной 75 мм. При этом крейсер должен был развивать максимальную скорость в 22,5 узла и иметь дальность плавания в 5000 миль 10-узловым ходом при полном запасе топлива в 1300 т.

Сравнение французского и германского проекта бронированного крейсера-разведчика, могущего поддержать свои броненосцы в бою, было далеко не в пользу первого, но отказаться от подписанного контракта не было никакой возможности, особенно учитывая, что сам государь император ранее благоугодно соизволил указать, что один из крейсеров надо заказать во Франции. Переделывать же свой проект по «германским лекалам» Амабль Лагань отказался наотрез.

Выигрывал немецкий проект и по цене: за корабль с крупповской бронёй «Вулкан» запросил сумму чуть менее 5 млн. руб., в то время как французы решили опустошить русскую казну аж на 6,142 млн. руб. – и это с гарвеевской бронёй и откровенно слабой артиллерией. Проект Лаганя отличался большим дисбалансом между соотношением защита-вооружение, в пользу первой. Германский проект, наоборот, имел очень сбалансированное соотношение артиллерии и брони.

Также «Вулкан» предлагал очень короткие сроки постройки головного корабля в три года и второго в два года 8 месяцев (если таковой будет заказан) после утверждения проекта. Кроме того, германская фирма предлагала большую скидку на второй корабль в 3 процента от стоимости первого.

Позднее (когда подписанный контракт прочитали без спешки), выяснилось, что 3% «Вулкан» скидывает только на постройку корпуса и машин и скидка не касается брони. Также неожиданно выяснилось, что в контракт заложена стоимость бронепалубы из трёх слоёв судостроительной стали, а за изготовление двухслойной, при одном толстом слое из броневой стали, придётся немало доплачивать. Пришлось также доплачивать за усиленные подкрепления для русских 10″ артустановок, имевших больший импульс отдачи, нежели германские 24-см орудия. Здесь случился казус: государственный контролёр товарисч господин С., запротестовал против выделения средств на усиленные подкрепления под АУ, утверждая, что вся сила отдачи гасится противооткатными устройствами (о чём он имел неосторожность прочитать в какой-то статье). Дело даже дошло до ВК генерал-адмирала Евгения Алексея, который силой своей власти добился замены госконтролёра на другого, который тоже ничего смыслил в данной области, но зато разных статей по артиллерии не читал.

Контракт на строительство двух броненосных крейсеров по проекту фирмы «Вулкан» был подписан в августе 1898 года. Проектом предусматривалась установка русских 10″ артустановок вместо 24-см германских, но пришлось заменить 12×6″ пушек на 12×120/45, во избежание перегруза. ГК из 8″ пушек не рассматривался, так как требовалось около года на проектирование двухорудийных башен, а 10″ АУ можно было изготовлять немедленно, по несколько изменённому проекту электрифицированных АУ для БРБО «Апраксин». Вместо скидки, русская сторона предложила «Вулкану» контролировать строительство третьего крейсера серии в России, а также поставить для этого корабля ряд ответственных деталей и оборудования. Кроме того, по отдельному соглашению «Вулкан» поставлял две паровые машины и один котёл в Россию в разобранном виде. Сборка машин также осуществлялась под германским контролем. Это позволило сэкономить не только время, но и около ста пятидесяти тысяч рублей. Броня полностью поставлялась из-за границы.

В апреле 1899 г. состоялась закладка первого крейсера (позднее названного «Богатырь») на верфи «Вулкан», который в августе 1900 г. был спущен на воду. Второй крейсер был заложен на этом же стапеле в сентябре 1900 г. и спущен на воду через год. «Богатырь» был передан заказчику после испытаний в октябре 1902 г., а второй крейсер («Олег») – в апреле 1903 г. Водоизмещение крейсеров на испытаниях достигало 8000 т.

Закладка крейсера серии русской постройки, названного «Витязь», состоялась в мае 1900 года, спуск на воду в ноябре 1901 года, и в начале сентября 1903 г. корабль вступил в строй.

Все три крейсера оказались в Артуре к началу 1904 года.

Не сгоревший "Витязь" или германский "Баян"

На крейсера германской постройки, по уточнённой смете, предполагалось истратить по 6,6 млн. руб. на каждый. Сметная стоимость «Витязя» составляла 8,6 млн. руб. (корпус с бр. пал. – 3,15 млн., МКУ – 2,4 млн., броня – 1,45 млн., вооружение с б/к – 1,6 млн. руб.). Т.о., на постройку двух черноморских крейсеров-«шеститысячников» не оставалось денег и было решено пополнить ЧФ двумя малыми броненосными крейсерами в 3300 т, по типу улучшенный «Боярин», с семью 6″-ми орудиями и скоростью в 23 узла с котлами Нормана-Сигоди. Три таких же крейсера предполагалось построить и на Балтике, для нужд Дальнего Востока.

Соотношение флотов России, Японии и Англии на ДВ к началу 1904 года (по предположениям Морведа от 1900 г.):

Не сгоревший "Витязь" или германский "Баян"

Краткие ТТХ

Водоизмещение проектное нормальное 7940 т. Длина (КВЛ) 134 м, ширина 17,6 м, осадка 6,8 м. Макс. мощность машин на испытании 17 000 л.с., скорость – 22 узла. Полный запас угля до 1350 т, дальность плавания до 5000 миль на 10 узлах.

2 четырёхцилиндровые ПМТР. 12 котлов Нормана-Сигоди с общей поверхностью нагрева 3840 м².

Вооружение: 4 – 10″/45, 12 – 120/45, 14 – 47 мм, 2 – 37 мм, 2 – 63,5 мм десантных, два пулемёта, один надводный ТА, два подводных, 50 мин заграждения в перегруз. Орудия ГК могли стрелять 225,2-кг снарядом с н/с 693 м/с, при заряде пороха в 56 кг. Допускалась стрельба из одного орудия каждой башни при заряде пороха в 64,6 кг и н/с того же снаряда в 777 м/с. Вес каждой пушки ГК достигал 27,6 т.

Бронирование: ГП высотой 2,4 м, толщиной у верхней кромки в 100, утолщался на 0,2 м до 150 мм, далее такая толщина шла на 1,1 м, после чего уменьшалась до 100 мм к нижней кромке пояса на высоте 1,1 м. Верхние пояса замыкались 75-мм траверсами, идущими перпендикулярно бортам к серединам барбетов. Бронепалуба никелевой стали, толщиной 40 мм, на подкладке из 10-мм судостроительной стали. Остальное на рис.

Не сгоревший "Витязь" или германский "Баян"Не сгоревший "Витязь" или германский "Баян"

Подписаться
Уведомить о
guest

112 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account