На самом деле, для того чтобы оценить роль ленд-лиза в ВОВ следует определить не только общее количество поставленных грузов, но и, И ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ расписать поставку грузов по месяцам, или хотя бы по годам. А вот с этим, как я понимаю, в источниках — напряженка.
Для начала — попробуем вспомнить, когда произошел перелом в ВОВ. Учебники дают нам ответ — Сталинград, уничтожение армии Паулюса зимой 1942-43 гг. Но надо понимать, что ответ этот столь же распространен, сколь и неверен.
Перелом в войне произошел тогда, когда Германия не смогла реализовать принципы блицкрига — т.е. план "Барбаросса", а произошло это в ходе битвы под Москвой. Именно там группа армий "Центр" претерпела серьезнейший урон, в то время как РККА на данном направлении значимо усилилась.
В результате план кампании 1942 г разрабатывался вермахтом уже на совершенно других принципах — речь уже не шла о нанесении решающего поражения РККА, только о захвате экономически важных территорий с целью ослабления экономического потенциала СССР и увеличения экономических возможностей Германии. Фактически, такая цель являлась уже признанием проигрыша войны — отказавшись от приоритетной цели любой войны — уничтожения вооруженных сил противника (о том, что данная цель является приоритетом над любой другой писал еще Сунь-Цзы) Германия теперь делала ставку на борьбу экономических потенциалов, в которой она не могла не проиграть. И, что самое интересное, немецкий генштаб все это отлично понимал — но вот в чем дело, даже конгениальные немецкие мозги не могли уже родить план уничтожения основных сил РККА ! Иными словами, уже в 1942 г Германия планировала не то, что позволило бы ей победить, но лишь то, чего ее вооруженные силы еще могли достичь. Ну а к концу 1942 г стратегическое военное положение Германии было просто аховым — когда б советское управление войсками в 1942 г имело бы уровень 1944г — операция "Большой Сатурн" была бы реализована и война закончилась бы в 1943 г.
При этом одной из основных причин ослабления германской армии относительно РККА стало ослабление ее мобильных подразделений. Если в 1941 г вермахт имел ресурсов на 3 полнокровные танковые армии, полностью соответствовавших требованиям стратегии и тактики блицкрига, то в 1942 г — от силы 2 (а по факту, скорее полторы) ну а к лету 1943 г — фактически одну, благополучно почившую в битве на Курской дуге. Основной проблемой стала нехватка его величества грузового автомобиля. Несоответствие наличного автопарка требованиям маневренной войны на Востоке стало одним из важнейших причин поражения Германии в ВОВ.
Иными словами — переломный момент ВОВ — это битва за Москву 1941-1942 гг. В 1942 г вопрос о победе Германии на повестке дня уже не стоял. Вопрос был только в том, сколько еще пакостей успеет сделать вермахт перед своим неминуемым поражением, и во что нам обойдется победа.
Ну а теперь, собственно, к ленд-лизу (Примечание — здесь и далее цитирую статьи, выложенные здесь http://www.usinfo.ru/lendlease.htm)
"… До конца 1941 года — в самый тяжелый для Советского государства период — в СССР по ленд-лизу из США были направлены материалы на сумму 545 тысяч долларов при общей стоимости американских поставок странам антигитлеровской коалиции 741 миллион долларов, то есть менее 0,1% американской помощи получил Советский Союз в этот сложный период. Всего в 1941 году США и Англия передали СССР 750 самолетов (в том числе 5 бомбардировщиков), 501 танк и 8 зенитных орудий. К тому же первые поставки по ленд-лизу зимой 1941/42 года достигли СССР очень поздно, в эти критические месяцы русские, и одни русские, оказывали сопротивление германскому агрессору на своей собственной земле и своими собственными средствами, не получая какой-либо заметной помощи со стороны западных демократий…
…В 1941-1942 годах в СССР поступило всего 7% отправленных за годы войны из США грузов.
Итак, первый вывод — помощь союзников в течении определяющих 1941 и 1942 гг может быть оценена как крайне незначительная, если не сказать — ничтожная. Судьбу Германии решил советский народ, причем советскими же ресурсами.
Но что происходило дальше?
"Считая, что победа в войне зависела главным образом от ресурсов СССР, они показали, что в разные годы войны роль ленд-лиза менялась. Особенно весомой она была в 1944 году, когда в финансовом отношении составляла 13% от общих государственных расходов, 25% от расходов на войну, а в валовом национальном продукте доля ленд-лиза равнялась 10-12%. Многие поставки по отношению к собственному производству в СССР были сравнительно невелики, не носили определяющего характера, но они помогли преодолеть некоторые трудности.
Вы говорите о продовольствии? Но поставки продовольствия от собственного выпуска СССР колебались в районе от 1% до 15% (мясо). Да, это была реальная помощь — СССР в годы войны был чертовски близок к голоду, от него умирали в тылу люди. Не приходится сомневаться, что без ленд-лиза количество умерших от голода было бы куда больше, чем в РИ. Но вот насколько больше? Месячный паек мяса в тылу колебался от 400 г до 1,5 кг на человека -цифры страшные, я просто не могу себе их представить (я лично уминаю как минимум 150-200 грамм в день, а то и куда больше) ну а без ленд-лиза он бы сократился до 340 грамм и 1,28 кг соответственно. Насколько это фатально?
Оценки, согласно которым "продовольствия, поставленного по ленд-лизу хватило бы на кормление 10 млн армии в течении 10 лет" — мягко выражаясь абсурдны. Всего к нам поступило продовльствия на 1,3 млрд долл, соответственно на 10 млн чел получается по 130 долл на 1-го человека. При этом поставлялось это самое продовольствие по твердым американским ценам (учтите, что цена определена самими американцами) Вот пусть автор сего заявления и попробует прожить в США в течении 10 лет, потратив на питание 130 баксов. Боюсь, при самой скромной диете сдохнет месяцев через 6 от силы.
Топливо и автомобили.
Заметим, что внимательный читатель Э. Стеттиниуса нигде не найдет у него распространенной в литературе цифры в 400 тысяч автомашин в качестве американской помощи, ибо эта цифра относится уже к 1945 году, а приводимая Э. Стеттиниусом — 138 тысяч — к середине 1944-го, что позволяет реалистичнее оценить роль "авто" ленд-лиза на этом этапе войны.на 1 января 1944 года из общего числа в 496 тысяч автомобилей 78% составляли автомобили отечественного производства. К концу войны автомобильный парк вырос до 666,5 тысячи автомобилей, где 58,1% автомобилей отечественные, 32,8% — импортные, 9,1% — трофейные
И на этом можно было бы поставить точку. Всем, кто говорит о том, что широкомасштабные наступательные операции РККА без импортных автомобилей были бы невозможны. Но…
Дело в том, что точку на этом поставить не получится. По одной простой причине — мы знаем, что без ленд-лиза численность наших авто в 1943 г была бы ниже процентов на 20%. Но вот чего мы не знаем — А КАКОВА БЫЛА БЫ ЧИСЛЕННОСТЬ АВТО ГЕРМАНИИ БЕЗ
АМЕРИКАНСКОЙ ПОМОЩИ?
Например, рокфеллеровская нефтяная корпорация «Стандарт Ойл» только по линии немецкого концерна «И.Г.Фарбениндустри» продала Гитлеру бензина и смазочных материалов на 20 миллионов баксов. Один венесуэльский филиал «Стандарт Ойл» ежемесячно отправлял в Германию 13 тысяч тонн нефти, которую мощная химическая промышленность Рейха тут же перерабатывала в тот же бензин. До середины 44-го года танкерный флот «нейтральной» Испании работал почти исключительно на нужды вермахта, снабжая его американским «черным золотом»,Топливом дело не ограничивалось. Немцам шёл из-за океана вольфрам, синтетический каучук, и, конечно, куча необходимых штучек для автомобильной промышленности, которыми фюрера снабжал его большой друг мистер Генри Форд-старший. В частности. известно, что вермахту шло 30% автопокрышек, изготовленных на фордовских заводах, а только осенью 1942-го филиал Форда в Швейцарии отремонтировал 2 тысячи немецких грузовиков. Что же касается общего объема фордовско-рокфеллеровских поставок Германии, то полных сведений в открытой печати на этот счет до сих пор нет: коммерческая тайна.
Вот так-то, господа присяжные заседатели. По моим скромным ощущениям, при отсутствии ленд-лиза НО! и при отсутствии поставок американских товаров в Германию некоторое снижение автопарка СССР вполне уравновесилось бы аналогичным сокращением германского автопарка. В совокупности обе эти тенденции дали бы 0 — либо минимальное преимущество Германии относительно РИ.
А сколько всего и кому передали по ленд-лизу США?
Из 42951 млн. долларов, в которые обошлась американцам вся лендлизовская помощь, для разгромившей три четверти вооруженных сил Германии и ее европейских союзников Красной Армии добрый вашингтонский дядюшка выделил всего 9119 млн., то есть чуть больше одной пятой. В то время как одна Британская империя получила 30269 млн., Франция — 1406 млн., Китай — 631 млн. долларов. И даже страны Южной Америки, чьи боевые подвиги без электронного микроскопа практически неразличимы, урвали свой 421 млн. зеленых.
А сколько и чего мы заплатили за ленд-лиз?
Общепринятая версия о том, что со стороны США лендлизовская помощь носила характер чуть ли не благотворительности, при ближайшем рассмотрении не выдерживает никакой критики. Прежде всего потому, что уже в ходе войны – в рамках так называемого «обратного ленд-лиза» – Вашингтон получил необходимого сырья общей стоимостью почти в 20% от переданных материалов и вооружений. В частности, из СССР в Штаты были отправлены 32 тысячи тонн марганцевой и 300 тысяч тонн хромовой руды, значение которых в военной промышленности было чрезвычайно велико. Достаточно вспомнить, что когда немцы, отступив с Украины, лишились никопольского марганца, 150-мм лобовая броня их «королевских тигров» стала держать снаряды хуже, чем аналогичный 100-мм броневой лист ранее выпускавшихся обычных «тигров»
Но это еще не все
Кроме того, за союзные поставки мы расплачивались золотом. И в немалых количествах. На одном британском крейсере «Эдинбург», который разгильдяи-англичане позволили немцам утопить, золота было 5,5 тонн. Немало поживились с нас союзнички также платиной, ценной древесиной, пушниной, а также горячо любимыми ими красной рыбкой и черной икоркой. Наконец, значительную часть оружия и боевой техники, как и полагалось по договору, Советский Союз по окончании войны вернул обратно. Получив взамен счет на круглую сумму в 1300 млн. баксов. На фоне списания лендлизовских долгов прочим облагодетельствованным державам это выглядело откровенным ограблением, и Сталин потребовал пересчитать должок нормально. Впоследствии американцы были вынуждены признать, что приврали. Однако накрутили на итоговую сумму проценты. Взаимопризнанная сумма с учетом этих процентов, согласно вашингтонскому соглашению 1972 года, составила 722 миллиона баксов.
В общем — как-то интересно получается. СССР получил грузов на 9119 млн долл. Отдал сырьем примерно 20% — т.е. примерно 1,8 млрд. Ну, пусть даже вернул техники еще на столько же — еще на 1,8 млрд долл. И остался должен 722 млн? Это что же получается — прочие поставки в США составили 9119-1800-1800-722 = 4 797 млн долл? Прямо скажем — вряд ли. Но нельзя не признать — сумма обратных поставок в США была очень и очень существенной.
Поэтому нужно очень осторожно оценивать, например, такие архизначимые поставки как отгрузка СССР авиабензина — ибо возникает вопрос: "А сколько этого бензина нам ПРОДАЛИ?" Потому что продать и безвозмездно передать союзнику — это очень разные вещи.
Так что более всего к оценке роли ленд-лиза применима формула "слишком мало и слишком поздно" И я в полной мере разделяю
позицию иностранца Д.Боффа, который дотошно ищет истину вообще и в вопросе помощи по ленд-лизу в частности. Он говорит: «Однако при подведении общего итога верной выглядит оценка помощи союзников, высказанная маршалом Жуковым: «0на в определенной степени помогла Красной Армии и военной промышленности, но ей все же нельзя отводить роль больше той, чем она была в действительности»
P.S. Вечная память всем американцам, англичанам, и людям прочих стран мира, отдавшим свои жизни за то, чтобы караваны ленд-лиза дошли до СССР. И почет тем, кто рисковал своей жизнью ради доставки миллионов тонн грузов в СССР.
Мы Вас помним, любим, и ценим Ваши жертвы.