1

 

Паровой дирижабль — один из главных символов стимпанковой стилистики. Однако, наверное, не все знают, что в отличие от паровых роботов, паровых компьютеров и прочих фантастических атрибутов стимпанка это вещь вполне реальная.

Ровно 165 лет назад, 24 сентября 1852 года впервые поднялся в воздух первый в мире реально летавший дирижабль, а одновременно — первый пилотируемый летательный аппарат с механическим двигателем. 

Его создатель — 27-летний французский инженер и воздухоплаватель Анри Жиффар воспользовался паровой машиной, поскольку никаких других силовых установок, способных привести в движение воздушное судно, в те времена просто не существовало. 

Электрический мотор не годился, так как до изобретения аккумулятора оставалось еще семь лет, а до появления относительно легкого и пригодного для транспортного средства двигателя вутреннего сгорания — 33 года.

Масса сконструированного Жиффаром одноцилиндрового паровика с котлом и топкой составляла 150 кг, а его мощность — три лошадиные силы. По тем временам это считалось неплохим показателем. Машина работала на угле, то есть, пилот дирижабля одновременно являлся кочегаром.

Двигатель вращал трехлопастный (по другим данным — двухлопастный) воздушный винт диаметром примерно 4 метра с лопастями из тонких стальных листов. Чтобы избежать воспламенения водородного баллона искрами, летящими из дымовой трубы, ее пришлось делать коленчатой, в виде буквы "П", и выводить вниз, под гондолу.

Шелковый баллон дирижабля имел длину 44 метра и объем 2500 кубометров. Под ним на веревках была подвешена небольшая деревянная площадка с перилами, на которой размещалась паровая машина, пилот-кочегар и уголь для топки. Площадка опиралась на четыре колесика.

Дирижабль управлялся по курсу большим треугольным полотняным рулем поворота, а по высоте — выпуском газа и сбросом балласта. При необходимости можно было бросить якорь и подтянуть аппарат к земле.

В ходе испытаний дирижабль Жиффара под управлением его создателя пролетел 27 километров за три часа, то есть, его скорость составляла 9 км/ч. Правда, частично она обеспечивалась попутным ветром. В полете Жиффар набрал солидную высоту 1800 метров и несколько раз совершал развороты, убедившись в эффективности воздушного руля.

Однако в обратном направлении, против ветра, дирижабль лететь не мог, не хватало мощности двигателя. Таким образом, испытания завершились лишь частичным успехом, подтвердив принципиальную возможность управляемого моторного полета аппарата легче воздуха.

Наш паровоз вперед летит

дирижабль Жиффара, который я нарисовал для одного авиационного журнала по гравюрам XIX века. А внизу — гондола дирижабля крупным планом и портрет его создателя.

Наш паровоз вперед летит

источник: https://vikond65.livejournal.com/669569.html

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account