Нам иностранцы не указ! Часть следующая. «Наш паровоз!»

6

Из разговора парткоме ХПЗ:

— Иван Никанорыч, ну что ты так кипятишься? Прям не человек, а адский пламень!

— Как же ты не поймешь, Кузьма Макарыч, этот Кристи – проходимец, авантюрист, технический Хлестаков! Задурил головы нашим «ходокам» своими скоростями, и впарил невесть что, а не танк. Ты думаешь, случайно сами американцы этого мошенника на порог не пускают?

— Никанорыч, говорил я с парнями, не так уж и плох этот Кристи, считают они. Смотри сюда: подвеска катков с большим ходом, мотор в два раза мощнее нашего, а ведь размеры моторного отсека не больше, чем у Т-24. А все потому, что коробка скоростей поперек стоит.

— Ого! Я погляжу, парторг ты слов-то таких, где-то нахватался? Чешешь, как заправский спец!

— Куды ж нам, мы ж беспортошные, дальше заклепок и кувалды не понимаем. Да с ребятками, твоими встречался на полигоне и в цеху, поговорил, ввели они меня в курс.

И вот что я тебе скажу Никанорыч, со всей пролетарской откровенностью: кончай ты бузить и против московского начальства переть.

— Не могу я, ну как вместо серьезной боевой машины переходить на производство гоночной машинки, с жестяной броней, без вооружения и единственным положительным качеством –скоростью, как у самолета. Ну скажи мне, зачем, зачем танку скорость в два раза больше, чем у бензовоза? Пролетит он по рокаде свои 200 км и встанет в ожидании подвоза горючки и боеприпасов. Я бы понял, если б грузовики ездили б по 100 верст в час, а так – ерунда получается и бессмыслица.

— И опять ты неправ, Никанорыч! Кристи, он конечно, авантюрист и буржуй недорезанный, но он доказал, что танк это не паровой трактор, а очень даже быстрая машина. Конечно, гонять по 100 верст не нужно, но получить пятьдесят километров в час – это очень правильно. И поэтому машинка у Кристи заслуживает внимания.

И самое главное, вот ответь мне Никанорыч, вот ездил Халепский, аж в Америку, три месяца там пил, ел, жил, короче. Купил там за большуш-шую кучу золота танк, и что? Нешто он признает, что купил негодный товар? Вот ты бы что с таким сделал?

— Да за растрату народных денег, да шлепнуть мало!

— Во-от, Никанорыч и ответил. А он что же, жить не хочет? Конечно хочет, и поэтому костьми ляжет, но докажет, что Кристи лучше Алексеенко. А иначе ему, как ты уже сказал – вышка.

— Так что делать-то, смириться? Да я лучше уволюсь!

— Вот я тебе уволюсь! Ты сбежишь, другие сбегут, а кто Родине танки делать будет? Тут ребятки твои прикинули: вся эта Кристевская мехнанизьма в корпус Т-24 входит без проблем. Поэтому, предлагаю срач с Москвой прекратить, и начать освоение американской машины: как ребята сказали, коробку скоростей, фрициёны, подвеску можно смело брать.

— Фрициёны говоришь… Ладно, убедил, попробуем сделать из американской игрушки боевую машину.

Нам иностранцы не указ! Часть следующая. «Наш паровоз!»

Итак, было решено установить в Т-24 мотор Либерти, трансмиссию и подвеску по типу танка Кристи.

В качестве донора взяли стоявший в загашниках опытный Т-12. Выпоторошили корпус, в МТО встал американский мотор Либерти, по бокам радиаторы охлаждения. Коробка передач, главный и бортовые фрикционы, редукторы и гитары – слегка местами усиленные Кристевские. В днище прорезали окна, и в колодцах смонтировали индивидуальную свечную подвеску. На всякий случай оставили пару поддерживающих роликов.  Ленивец унифицировали с ведущим катком, лишь убрав из него ролики. Для размещения поворотных колес, всю переднюю часть переделали, сделав сужение. Над мотором пришлось установить купол иначе не влезал в низкий корпус Т-12-го. После монтажа агрегатов, корпус «задекорировали» под Т-24: добавили курсовой пулемёт,  срезали хвост и установили в надгусеничных полках бензобаки. Башню с пулеметом сняли, оставив командиру купол от МС-1. Вес машины составил 16,5 тонн.

Нам иностранцы не указ! Часть следующая. «Наш паровоз!»

В октябре 1931-го Т-12КГ (колесно-гусеничный) вышел на испытания. Увеличение мощности мотора в два раза очень положительно сказалось на подвижности танка: скорость на гусеницах достигала 40-45 км/час. Улучшилась проходимость, углы преодолеваемого подъема, танк отлично разгонялся. Переход на колесный ход был не так хорош: танк увязал в малейших неровностях, буксовал, резиновые бандажи на ведущих катках не выдерживали нагрузки и разваливались. Было очевидно, что для столь тяжелой машины двух ведущих колес слишком мало.

Воодушевленные первым успехом конструкторы, во главе Ивном Никанорычем Алексеенко,  не хотели сдаваться.

— Похоже, надо делать привод на четыре, а то и все шесть катков…

— Ты представляешь, насколько вырастет вес, сложность конструкции, упадет надежность? Не стоит овчинка выделки, да и не потянет наш паровозостроительный такую сложную машину, это ж сколько шестеренок добавится…

Тут пожилой слесарь-сборщик встал с ящика и пошел куда-то за угол. Через минуту вернулся, таща за собой тяжелую железяку. Подошел к танку, положил рядом. Железяка оказалась дышлом от маневрового паровозика.

-А ведь это мысль! Связав дышлами катки, мы получим требуемое решение задачки!

Сперва была попытка увязать дышлами все шесть катков, но подшипники «гитары» не выдерживали нагрузки, и решили обойтись четырьмя ведущими колесами. В итоге схема из 8х2 стала 8х4.

«Наш паровоз», как прозвали Т-12КГ, теперь ездил и на колесах, развивая солидные 60 км/ч. Резиновые бандажи перестали быть проблемой, а проходимость Т-12КГ(БТ-2) на колесах стала превышать таковую у более легкого  танка Кристи. Теперь танк ездил и по песку, и по мокрому лугу, угол преодолеваемого подъема на колесах заметно вырос.

В отчете об испытаниях записали, что переход на Кристевскую ходовую и мотор Либерти улучшили все характеристики Т-24, за исключением  запаса хода (это объяснимо). Умеренные скорости позволили избежать проблем с резиной и бандажами. Индивидуальная свечная подвеска хорошо зарекомендовала себя на  высоких (более 30 км/ч) скоростях. Сплав отечественного с американским доказал своё преимущество, а завод продолжил  производство освоенных и продуманных бронекорпусов и башен.

Нам иностранцы не указ! Часть следующая. «Наш паровоз!»

Серийные ТКГ-24, или как их стали называть, БТ-3 отличались от Т-12КГ несколько более высоким корпусом, отсутствием купола над МТО и конструкцией опорных катков – они стали изготавливаться литьем.

Так, в 1931 году, вместо ещё одного легкого танка, РККА получила скоростной, хорошо защищенный и вооруженный танк, способный развить успех, достигнутый пехотными танками МС-2.

Горячие головы, мечтавшие о сверхскоростных танках, успокоили, объяснив бессмысленность такой затеи, без наличия столь же скоростного обоза.

Подписаться
Уведомить о
guest

19 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account