Нам иностранцы не указ! Часть следующая. «А что скажет товарищ Дарвин?»

26

Нам иностранцы не указ! Часть следующая. «А что скажет товарищ Дарвин?»

Нежелание ХПЗ-шников отказаться от своего Т-24 и перевод его на подвеску и трансмиссию Кристи, создало тенденцию на создание в СССР массового среднего танка. Действительно, получившийся в результате танк, в конечном итоге названый СТ-2 (средний танк, модель вторая), по стоимости и трудоемкости изготовления не сильно отличался от танка Кристи. При этом, средний танк имел неоспоримые преимущества перед легким в бронировании, способному противостоять крупнокалиберным пулеметам и противотанковым ружьям. Все это, как мы помним, послужило причиной принятия решения о выпуске в Харькове, именно среднего танка, с чем питерцы согласиться никак не смогли. В пику СТ-2, в Ленинграде спешно слепили СТ-3. Используя новомодные американские идеи, в танке был установлен авиационный двигатель воздушного охлаждения М-15 от истребителя И-5. Не имея времени на разработку вооружения, на СТ-3 водрузили башни от МС-2 и МС-3 с 37мми 45мм пушками соответственно. Также была использована масштабированная подвеска от МС-3. Так удалось в короткий срок создать новый танк, в котором новой была только трансмиссия. Несмотря на необычный для советских танков мотор-звезду, танк получился довольно надежным и, сравнительно простым в эксплуатации. Завод немедленно развернул производство, как тогда говорили среднего пехотного танка. За первый год удалось собрать около 50 штук, все было хорошо, как вдруг…

Нам иностранцы не указ! Часть следующая. «А что скажет товарищ Дарвин?»

Нам иностранцы не указ! Часть следующая. «А что скажет товарищ Дарвин?»

Нам иностранцы не указ! Часть следующая. «А что скажет товарищ Дарвин?»Нам иностранцы не указ! Часть следующая. «А что скажет товарищ Дарвин?»

Харьковчане не соглашались мириться с недостаточным вооружением своего СТ-2, да и известный всем маршал все время пенял на слишком слабую для  среднего танка 45мм пушку. Опять же, геноссе Гротте, крутился вокруг «хлебных» заказов, пропихивая свое непотребство, зато с длинноствольной трехдюймовкой. И. когда появилась инсайдерсакая информация, что ленинградцы, для своего нового тяжелого танка разрабатывают башню с 76мм пушкой, харьковчане выложились, но чертежики скопиастили, в порядке обмена опытом, так сказать. Что и говорить, башня была «богатая», просторная, удобная, но в СТ-2 не вставала от слова совсем, длинна танка увеличивалась на метр-полтора, вес переваливал за 20 тонн, со всеми вытекающими технологическими затыками. Решение, опять подсмотрели на Кировском заводе: поперечное размещение мотора. Это решение позволяло остаться в прежних габаритах корпуса, а вес удержать в 15-18-ти тоннах.

Но не сразу встал на свое место мотор, ой не сразу. Виной всему шахты пружин подвески. Чтобы обойти шахту, пришлось сконстролить хитрый редуктор-гитару, и изобресть привод для вентилятора охлаждения, потом как Кристевский вариант не проходил. Пришлось поставить два вентилятора, в виде алюминиевых колес с обрезиненным ободом и фрикционным приводом от гитары (условно не показан).

Было очевидно, что привод не менее, чем на 4-е катка. Но возникла проблема: дышло, неплохо зарекомендовавшее себя на СТ-2, танкисты, все же забраковали, т.к. его снятие/установка задерживало переход машины с гусениц на колеса и обратно. Кроме этого, дышла терялись, их использовали не по назначению, гнули-ломали и тыды. Новому танку было решено сделать привод на 4-е катка сразу. Конструкция приводов напоминала таковую на реальных танках Т-29 и А-20.

Нам иностранцы не указ! Часть следующая. «А что скажет товарищ Дарвин?»

Все хотелки привели к созданию довольно необычной машины: с одной стороны в ней удачно сочеталась высокая огневая мощь, хороша подвижность и бронирование, с другой – машина получилась очень сложной в производстве. Это был не танк, а гора шестеренок, куча валов, и склад подшипников. Но на испытаниях харьковский танк показал себя молодцом, уверено обставляя ленинградский СТ-3 по всем показателям, кроме, разве что противотанкового рва, сказалась меньшая длинна корпуса.

И в 1935 годе на ХПЗ начали серийное производство СТ-4. За два года удалось «наклепать» примерно тысячу танчиков.

В войсках новую машину приняли осторожно и неоднозначно, т.к. будучи исправным СТ-4, был замечательной машиной: носился как угорелый (до 45 км/ч на гусеницах и 55 км/ч на колесах) по любым дорогам и бездорожьям, стрелял во все стороны и даже неплохо попадал, экипаж был размещен грамотно и с удобством. Но, ломался часто. А если ломался, отремонтировать его было ну оч-чень непросто.  Даже простое ТО превращалось в головоломку, например, проверка состояния колесных приводов была весьма нетривиальной задачей, как и многое другое. Да и управлять 18-ти тонной машиной без рулевого усилителя – задачка для сильных духом, и особенно руками. Это приводило к тому, что в войсках старались поменьше пользоваться колесным ходом, предпочитая ездить на гусеницах.

Сравнивая СТ-3 и СТ-4 хорошо заметно  различие в походе к назначению танка, если СТ-3 это неторопливый чистльщик окопов, то СТ-4 явный рейдер, с высокой подвижностью, мощным вооружением и минимальными габаритами. Борьба разных подходов вылилась в противостояние Харькова и Ленинграда, в итоге победил харьковский вариант, как более многоцелевой и лучше вооруженный.

Танки СТ-4 принимали активное участие в боях на Халхин-Голе и Зимней войне. В первом случае продемонстрировали высокую подвижность, неплохую защищенность от японских ПТО и хорошую огневую мощь. В Финскую войну, напротив, СТ-4 вязли в снегу, легко уничтожались противотанковыми Бофорсами, а баллистика короткоствольной ПС-3 была признана недостаточной для действий по защищенным целям.

Кроме этого, около 20 шт. СТ-4 участвовали в 1937 году в Гражданской войне в Испании, но ничем особенным себя не проявили.

Подписаться
Уведомить о
guest

32 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account