Нагорный Карабах: история конфликта и вопросы о самом главном
Когда начался конфликт между Арменией и Азербайджаном за Нагорный Карабах? Чего хотели сами жители Карабаха? Каковы цели сторон? Об истории противостояния и попытках решения вопроса — в материале WARCATS.SU.
Содержание:
От искры до Сумгаитского погрома
Итак, конец 80-х годов двадцатого века. В Нагорном Карабахе в это время преобладало армянское население, при этом район был частью Азербайджанской ССР.
Какие-либо проблемы в данной ситуации и возможные этнические конфликты (которые происходили ещё до возникновения самого СССР) изначально советское правительство не просчитывало. Всё-таки идея была прийти к единому советскому народу (про пятую графу — умолчим). Так что, если что и возникало на этнической почве, списывалось на бытовые проблемы. Но дальше, как кажется лично автору, Карабах затронула общая тема позднего советского перестроечного общества. А именно — отвержение всех этих идей «человека советского» и поиск виноватых в стагнации экономики.
Это привело к распространению националистических идей, культуры дискуссии уровня «почему мы, народ X, кормим народ Y?» и попыткам всё перестроить как надо, лишь бы не как было.
И касается это не только республик, — даже на территории самой РСФСР разворачивалось нечто подобное.
Двадцатого февраля 1988 года совет народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана отправил прошение Верховному Совету с просьбой присоединить автономию к Армянской ССР.
Решение было принято не на пустом месте — сказывалась и массовая поддержка народа, видевшего проблему в том, что автономию целенаправленно «гнобят» за этническую принадлежность. Депутаты были такого же мнения, поскольку в АзССР политический вес у карабахцев был минимальным, значимые посты им не предоставлялись, и в составе АрССР они надеялись получить большее. Именно поэтому в Карабахе никак не пресекали народные несанкционированные политические демонстрации, а всячески их поддерживали. Не говоря об отсутствии какого-либо противодействия радикализирующимся ячейкам, которые уже тогда готовились к военному решению проблемы и занимались банальной добычей оружия.
Москве стало известно о митингах, но поскольку «гласность, свобода и всеобъемлющее доверие», то идея положиться на азербайджанские или армянские силы для решения проблемы была сразу отвергнута.
Так что из Москвы выслали дипломатическую делегацию, а из Грузии направили батальон мотопехоты внутренних войск постоять рядом.
Самого главу совета Карабаха заменили на нового, подающего надежды лояльного лидера. Назначенец не оправдал надежд — только ещё больше поддержал идею присоединения Карабаха к Армении. Горбачев же лишь написал письмо обеим сторонам с общим посылом
«до меня лидеры страны, конечно, плохо границы республик нарисовали, но пересматривать мы их не будем, живите дружно и уважайте друг друга».
Учитывая уже начавшиеся этнические столкновения армян с азербайджанцами (и даже не сами инциденты столкновений, а разносившиеся вокруг них слухи с описаниями убийств детей с обеих сторон и прочими прелестями тотального уничтожения), ничего хорошего данный документ не принёс.
Двадцать седьмого февраля произошёл Сумгаитский погром — событие, в котором азербайджанцы, поднятые желанием
«отомстить за уже убитых азербайджанцев армянами в Карабахе»
атаковали основные армянские районы города. Официально в погроме погибло 26 армян и шесть азербайджанцев. Неофициально больше сотни. На призывы Азербайджана и Армении провести официальное открытое расследование случившегося Москва потребовала, наоборот, максимально засекретить произошедшее.
Привело это к массовому добровольному исходу (по смыслу ближе к «эвакуации, пока не началось») и недобровольному изгнанию (в ходе погромов) армян с азербайджанской земли и азербайджанцев с армянской.
Свидетельство очевидца
Народы поделились окончательно, с драками и стрельбой, в ходе чего погибли и бойцы внутренних войск. На призыв московской делегации к самой Москве ввести чрезвычайное положение и отправить мощную группу войск последовал отказ. Для Армении и Азербайджана это стало прямым подтверждением: СССР больше нет, даже если его флаг всё ещё развевается. Нужно учиться жить без Союза, готовиться к новому переделу.
Распад СССР
Азербайджанцы совершили фальстарт, позволив движению «Народный фронт» захватить власть в январе 1990-го и потребовать выхода из состава СССР. Тут-то Горбачев отреагировал, выслав десант на штурм Баку. И, хоть власть и была возвращена Советам, азербайджанский народ принял для себя произошедшее как атаку Москвы и «проармянского Горбачева». Политики республики выбрали нейтральную сторону, власть перешла в руки военных.
Жители Карабаха ликовали, но недолго: военные решили нанести удар и по армянским радикалам, — в Карабах вошли войска. Здесь есть мнение, что использовали для этого план, лежавший в ящике с начала 89-го года, когда ещё никакой «Народный фронт» до власти не добрался и никакой Баку независимости не требовал.
Однако карабахские радикалы всё это время готовились к такому ходу событий и уже даже успели наладить своё собственное производство вооружения. Здесь историки любят проводить параллели с Первой чеченской, только под федералами в данном случае подразумевают войска АзССР.
Кстати, нужно ли говорить, что Армения, в которую Москва войска не вводила, в своём движении из Союза и подготовке к созданию армии преуспела значительно лучше Азербайджана?
Дальше был финальный эпизод парада суверенитетов, переросший в этнические конфликты и гражданские войны. В какие-то Россия вмешивалась миротворческими силами, в какие-то — нет. Первые два года Закавказье было полностью предоставлено самому себе (ну, то есть Ельцин объявил перемирие между армянами и азербайджанцами после падения СССР, пожелал обоим народам жить мирно и дружно, но продержалось это всё недолго).
Армяно-азербайджанская война хоть поначалу и считалась войной только с карабахскими сепаратистами, очень быстро перестала быть таковой. Больше 30% солдат карабахской армии были армянскими военнослужащими. Азербайджан же призвал на свою сторону наёмников из разных исламских стран, например две тысячи афганских моджахедов.
При этом обе стороны массово использовали возможности призывной службы, отправляя на фронт достигших 18-летия граждан.
Под конец назвать этот конфликт войной государств было сложно, ибо в какой-то момент руководства над некоторыми участками фронта просто не осталось — местные командиры вооружённых отрядов сами решали, когда и что атаковать.
https://youtu.be/yWAo_ygiubQ
Басаев тоже участвовал в конфликте на стороне Азербайджана, как и множество чеченцев. Участвовал в обороне Шуши, а после поражения там покинул Азербайджан. Верить его интервью, конечно, дело такое (учитывая все эти «мы не хотели брать Будённовск, но так получилось» / «мы не хотели Беслана, но так получилось»).
Соседи и международное сообщество
В Турции звучали речи про необходимость ударить по армянам и поддержать азербайджанцев, — как-никак «бывший тюркский народ». Но в 90-е эти заявления были восприняты весьма неоднозначно — тогда в общность этих двух народов мало кто верил.
Турецкий политик и писатель Кадыр Мысыроглу:
«Что мы за люди, спокойно едим и смотрим ТВ, в то время, когда в Боснии происходит кровопролитие, в Карабахе армяне вытворяют ужасные вещи. Если бы у кого-то умер брат, то неделями соблюдал бы траур. Мусульманин мусульманину разве не брат?
Цель Армении — Турция! Азербайджанцы страдают именно по той причине, что они близкий к Турции народ. Азербайджанцы там страдают из-за того, что они наши братья. Какие же мы бессовестные.
В Карабахе идёт возрождение османского духа. Если сегодня мы и проиграем, то завтра обязательно победим. Это испытание для нас, Всевышний отправляет нам эти беды, чтобы пробудить нас».
Реакция остального мира тоже была специфической. Сначала вышло несколько резолюций ООН с осуждением сторон за войну, осуждением Армении за изгнание мирного населения с захваченных областей и вообще вмешательство в дела соседней страны. (Тут важно понимать саму специфику ООН как организации ОБЪЕДИНЁННЫХ наций — в её интересах поддержание целостности любого государства и его границ. Так что да, на любую войну, изменение границ и статуса территорий ООН отвечает обвинительной резолюцией и призывает все остальные страны осудить негативные процессы. У Израиля за Синай и Голанские высоты этих осуждающих резолюций тоже в достатке).
Но данный конфликт повлёк за собой и создание такой организации, как ОБСЕ — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (и да, географическое расположение страны в самой Европе для входа в организацию необязательно: Япония, Австралия, США — все там).
Тридцать первого января 1992 года Армения и Азербайджан также вступили в Совет безопасности, как и большинство постсоветских республик. В тот же год участники ОБСЕ и решили разобраться с конфликтом двух только что принятых стран, а Беларусь предложила свою столицу как центр урегулирования данного конфликта.
«Минская группа» — именно так она и появилась. И четыре года ничего не предпринимала. Даже не могла обеспечить сбор делегаций всех стран на заседания (а сами заседания переносили куда угодно помимо Минска).
Ещё отдельной проблемой стал сам фактор наличия делегации от Карабаха — ведь это государство не было признано. Карабах так и не стал официально территорией Армении (тут частично причина в том, что признание Арменией данных земель своими привело бы к восприятию ситуации не как «Карабах бьётся за независимость», а как «Армения проводит завоевательную операцию», особенно учитывая предыдущие резолюции ООН). Баку же признать официальный статус делегации Карабаха не мог, так как это лишь подкрепило бы полномочия сепаратистов на своё государство. В итоге речи спикеров Карабаха зачитывали представители Армении, а Азербайджан игнорировал саму возможность воспринимать Карабах как отдельную территорию.
https://youtu.be/YEJZK5K84Yc
Штурм Шуши, 1992 год. Операция «Свадьба в горах»
Дело пыталась урегулировать и Россия, причём без ОБСЕ, собственными силами — как со стороны МИДа, так и со стороны Минобороны (старая добрая борьба министерств, всё как мы любим). Минобороны предлагало услуги миротворцев с расквартированием российских военных в Карабахе и созданием там же военной базы. Азербайджан данный план категорически отвергал и обвинял в его продвижении Армению. Позже и армяне объявили, что на них давили ради Карабаха и они были против российской базы в данной зоне (однако в 1995-м база сил РФ появилась в Гюмри).
США творили вообще что-то лютое: одновременно пытались в многоходовочку дать постсоветским странам больше независимости от Москвы, не создать возможностей для усиления Ирана, пробиться к контрактам на бакинскую нефть, — но и не потерять одобрения армянской диаспоры в США.
Для них это всё ухудшалось ещё и следующими обстоятельствами.
МИД России испытывал проблему со спецификой района (МИД СССР всё-таки специализировался на знании других стран — Японии, там, Бразилии; кто же знал, что АзССР вдруг станет другой страной), но хотя бы мог положиться на принцип «все мы были советскими людьми». Минобороны России прежде всего положился на свой внутренний разношёрстный этнический состав (ведь, опять же, «все мы были советскими людьми») и наличие офицеров, участвовавших в подавлении конфликта ещё гражданского.
А вот США в понимании всей специфики данного региона положиться было вообще не на что.
Поэтому большую часть времени американцы реально занимались скорее попытками вытеснить Россию из сектора (или как минимум затянуть весь процесс), чем понять, как самим его успешно занять, выполнив все пункты программы.
Со стороны Армении и Азербайджана все эти процессы выглядели как издевательство с элементами сексуального характера (найдите мне, пожалуйста, этимологически верную замену слова «бл***тво» — оно сюда так и просится), поэтому МИДы обеих стран постоянно критиковали и обвиняли участников ОБСЕ во вмешательстве в конфликт и поддержке противника.
Азербайджан обвинял Россию в поставках вооружения Армении. Армения обвиняла Россию в поставках вооружения Азербайджану, чтобы спасти его от поражения.
На деле вполне вероятно, что само правительство России не было в курсе, с какого склада что в данный момент куда продаётся.
При этом Ереван и Баку совершенно спокойно пользовались наёмническими услугами российских лётчиков, с этим ни у кого проблем не возникало (и да, секретных документов не будет, если что, — автор всё выдумал, в том числе лётчика Беличенко Юрия Викторовича).
В итоге война выдохлась за счёт потерь обеих сторон. Четырнадцать процентов официальной территории Азербайджана было в руках карабахцев, — и здесь снова вмешалось Минобороны России и лично Павел Грачёв. Двенадцатого мая 1994 года был подписан договор о перемирии. Второй стадией должен был стать процесс ввода российского военного контингента. Но он не произошёл. Есть мнение, что всему виной стал пренебрежительный тон Грачёва в общении с военными руководителями остальных стран. В итоге Баку отказался давать разрешение на миротворцев.
Действительно ли сыграли роль манеры Грачёва или это было лишь отговоркой (или уязвлённый МИД просто выдумал обидную шутку), уже не важно.
Важно, что политического урегулирования не произошло и ситуация осталась незакрытой.
Попытки найти решение
Президент Азербайджана Гейдар Алиев занялся внутренними делами: подавил пророссийскую и любую иную оппозицию, стал единовластным правителем страны, после чего подписал «контракт века» — международные компании занялись разработкой бакинской нефти. В самом начале в контракте было 13 компаний из восьми государств (включая Россию, Турцию, США, Великобританию и много кого ещё), затем в ходе расширения списка участвующих компаний возросло и число стран. Но вот кого там нет, так это Ирана — против его участия выступили США. (И да, забегая вперёд, надеюсь, хотя бы перечисление стран-участников даёт понятие, почему Армения никогда бы не ударила по азербайджанскому нефтепроводу, как бы часто ни грозилась это сделать. Ведь с деньгами шутить не стоит — за них и убить могут).
Задавливание пророссийской оппозиции, кстати, привело к тому, что нефть пошла через Грузию и её порты, что считалось успешным примером уменьшения значимости России в регионе (тут не обошлось без влияния всеми нами любимого Збигнева Бжезинского — мировой был мужик-то!).
Армения под руководством президента Левона Тер-Петросяна тоже попыталась восстановить земли. Нагорный Карабах воспринимался в тот момент как отдельное государство, но для объединения была заложена дорога от Гориса до Степанакерта. Также Ереван пытался заняться восстановлением экономики в условиях, приближенных к блокаде (с Турцией на границе вообще минные поля на всякий случай лежат — не до торговли; с Азербайджаном — понятно; Грузия выбрала проазербайджанский курс; Иран не шибко понятно, насколько дружелюбен), и в итоге переопределился на курс сближения с Россией.
Однако нормального решения конфликта, а не временного перемирия, так и не появлялось. На переговорах Азербайджан требовал участия миротворцев не из России, западные страны — члены ОБСЕ поддерживали это стремление, но в тот момент все доступные миротворческие силы были заняты в Боснии (забегая вперёд, в итоге в 1999-м косовский миротворческий контингент — KFOR — вообще набирали из любых доступных военчастей).
Тогдашний президент Армении вскоре вообще перестал хоть как-то проявлять уважение ко всем этим собраниями и сказал прямо:
«Создаётся впечатление, что страны-посредники и международные организации заинтересованы не столько в урегулировании конфликта, сколько в выяснении не связанных с ним собственных счетов и взаимоотношений, то есть их интересует не прекращение войны, а возникающая вследствие этого новая ситуация в Закавказье».
Какое хорошее этимологическое замещение слова «бл***тво» — жаль только длинное!
И тут, кстати, произошёл некий сдвиг (ибо вы только посмотрите, как контракты на нефть облагораживают культуру дискуссии) — ОБСЕ преподнёс окончательное решение Карабахского вопроса. Опять же, какого-то официального подтверждения плана — с текстом и печатями, контурной картой — ничего нет. Но есть пункты и косвенные указания. В принципе, звучат они правдоподобно.
По итогу войны Карабах обзавёлся поясом безопасности из семи районов. В них преимущественно жили азербайджанцы, которые стали беженцами. Решить проблему безопасности, беженцев и развития экономики предлагалось следующим образом:
Шесть районов возвращаются назад Азербайджану. Лачин как город остаётся за Арменией и гарантирует ей коридор, Азербайджан же получает открытую границу для проезда в сторону Нахичеваня. Нагорный Карабах становится частью Армении. Для обеспечения контроля в первые годы должен быть выставлен контингент из более двух тысяч солдат, войска поедут от нескольких стран (одна из них точно Россия).
Данный вариант в тот момент не устроил Армению. Во-первых, предполагалось возвращение города Шуши Азербайджану, что для армян было неприемлемо, во-вторых, статус всего остального лачинского района вокруг коридора был непонятен. Ну и самое главное, Азербайджан по-прежнему не признавал Нагорный Карабах отдельным регионом со своей политической властью и готов был рассматривать его только в статусе оккупированного Арменией.
Это особенно не устраивало карабахских представителей, которые считали себя отдельной силой, а не какими-нибудь марионетками Еревана.
Тем более большую часть армянской армии стали составлять выходцы из Карабахского конфликта, появилась и политическая «карабахская» партия. Сама же Армения из-за этих споров вокруг конфликта, экономической блокады и необходимости содержать в Карабахе армию всё больше тонула в нищете и массовой миграции.
В 1997 году минская группа предстала в итоговом своём виде — Россия, Франция, США. И снова предложила примерно тот же план решения проблемы, только поэтапного ввода. Президент Армении Тер-Петросян публично поддержал данный план, так как считал, что он спасёт экономику, тем более Азербайджан готов был пойти на уступки и отсрочить изменение статуса города Шуши и Лачинского района.
Но в армянском обществе пошла волна критики и обвинения президента в предательстве. Больше всех против был сам Нагорный Карабах, правительство которого высказало следующее:
«Армения должна сдержать своё слово и оставить решение за Карабахом. Мы сами должны принять решение, какое сочтём необходимым».
Карабах и не видел никакой проблемы в своём статусе на тот момент. И дело даже не в опыте «непризнанной государственности» Южной Осетии, Абхазии или Приднестровья — в самой России в тот момент существовало непризнанное государство Ичкерия. И более-менее нормально все жили.
Тер-Петросян пытался парировать обвинения, указывая на Дейтонское соглашение и его результат для боснийских сербов, но его мало кто слушал. Это привело к отставке Тер-Петросяна в 1997-м, а президент Карабаха Роберт Кочарян стал президентом самой Армении. Его избрание поддержала лево-националистическая партия Армении «Дашнакцутюн», которую Кочарян убрал из списка запрещённых организаций. Насчёт Карабаха — все решения отменили, было публично высказано, что Карабах официально войдёт в состав Армении (последнее получило осуждение на Западе). К осуществлению так и не перешли.
Что было дальше
Азербайджан понял, что ОБСЕ ему не поможет, и стал теснее сотрудничать с Турцией. Обратился во все возможные международные организации (от ООН до Организации исламского единства), где добился подтверждения: земля Нагорного Карабаха официально принадлежит Баку.
Минская группа попробовала в новый пакет предложений — уже в 2005-м, с новыми правительствами Армении и Азербайджана. Но обе стороны требовали изменить предложенные условия. А новый президент Азербайджана — Ильхам Алиев — пошёл несколько другим путём и начал наращивать бюджет Минобороны.
По сути, в последующие годы это вылилось в двухгодичные циклы мелких стычек на границе района и увеличение оборонных бюджетов обеих стран, в чём лидировать постепенно стал Азербайджан.
Самым крупным конфликтом до 2020 года стали бои 2016 года («апрельская война» — длившееся со второго по пятое апреля), даже с применением БПЛА HAROP. А так, военный бюджет азербайджанцев год от года превышал бюджет армян на те же нужды в среднем в два раза.
Приход премьер-министра Николы Пашиняна в 2018 году ситуацию не сильно улучшил. Сначала тот предложил снова считать республику Нагорный Карабах участником собраний минской группы, что было расценено азербайджанской стороной как оскорбление. А в 2019-м Пашинян посетил город Шуши, где празднично станцевал шурджпар (круговой танец).
Ну и ещё выступил в Степанакерте, где заявил, что Арцах — Армения:
«Сегодня считаю важным представлять рабочий вариант мегапроектов, задуманных в правительстве. К 2050 году нужно довести население Армении до пяти миллионов человек, создать 1,5 миллиона рабочих мест, решить вопрос занятости 2,5 миллиона человек и устранить бедность. Мы намерены в 15 раз увеличить ВВП Армении, иметь минимум пять армянских технологических компаний с десятью миллиардами долларов капитала. (…) Многие из вас спросят: а почему Арцаха нет в этих планах? Ответ очень прост: Арцах — это Армения, и всё».
По итогу субъективно можно сказать следующее: то, что предлагала Минская группа в далёком 1997, было осуществлено силой и кровью сейчас, только статус оставшегося Нагорного Карабаха на текущий момент (ноябрь–декабрь 2020) так и не решён.
Вопросы и ответы о Нагорном Карабахе
Кто с кем ведёт войну?
Юридически — нет никакой войны, идёт контртеррористическая операция по восстановлению контроля над территорией Азербайджана.
Для самых любознательных: обе чеченские по документам тоже войнами не являются — всё операции КТО. В своё время из-за этого очень «весело» было бывшим военнослужащим, пытающимся получить от Родины удостоверения участника боевых действий.
Это подтверждают все резолюции ООН, а у Нагорного Карабаха есть проблемы с числом государств, которые бы считали его признанной страной. Хотя в азербайджанских СМИ весь этот процесс освещают как войну — причём войну с Арменией, которая захватила территорию Азербайджана.
При всей отдалённости Карабаха с первых дней удары со стороны Азербайджана приходились и на саму Армению, часть позиций армянских ракетных войск поражались на территории страны.
https://youtu.be/9ubGBuZKKSE
ВС Азербайджана засекает развертывание ОТРК на территории Армении. Видео ударов выложены не были, только письменное подтверждение с обеих сторон
Ещё юридически засветились пограничные силы Армении, которые принимали участие в боях, но там они были представлены лишь частично, а их действия — как попытка отбить атаку на границе.
Степень участия
Учитывая, что бюджет обороны НКР формируется из бюджета Армении, то ответ очевиден. Но официально президент Пашинян отметил в первые дни: Армения не участвует в войне, но готова признать НКР официально, и вот тогда-а-а-а…. [источник заявления].
В остальном был призыв формировать добровольческие отряды, — который был очень странно встречен: регулярная армия всё ещё на месте, а в бой предлагают экипироваться добровольцам.
Ещё было создано общее представление, что Армения помогает НКР воевать не с Азербайджаном, а лишь «с определёнными террористическими группами» (источник заявления).
А теперь к конкретике: пехотой отправились вызвавшиеся добровольцы, некоторые подразделения мотопехоты и сотрудники полиции.
В самой Армении прошёл частичный призыв, но основные силы так никуда и не направились (именно это сейчас и инкриминируется Пашиняну как предательство и сдача Карабаха).
Были перебросы техники, бронемашин, танков. Также — набор из нескольких оперативно-тактических комплексов. Хоть «Эльбрус» (он же «Скад») и «Точка-У» и есть официально на вооружении НКР, считается, что их модернизация и обновление прошли в Армении.
Ну и самое главное — ПВО. Азербайджан успешно уничтожил новейший ТОР-М2КМ. Они поступили на вооружение сил Армении 21 декабря 2019 года.
https://youtu.be/NpvTcsJtXKE
Если брать от общего числа армии Армении, в Карабах отправили лишь небольшой группу из самых боеспособных частей, в то время как Нагорному Карабаху пришлось бросать в бой вообще любые силы, вооружённые чёрт знает чем, и даже брать в виде техники инкассаторские автомобили.
Почему Пашинян так решил, сейчас никто не знает. В итоге таких полумер Азербайджан всё равно обвиняет Армению в участии в конфликте за счёт видеодоказательств перемещения техники, а в Армении не понимают, ради чего проводилась мобилизация.
Считает ли Армения Карабах своим?
Юридически — нет. Потому что в самом начале карабахские политики стояли на своей независимости от всех и ни в коем случае не хотели лишаться пояса безопасности из уже исконно азербайджанских земель. А после уже помешали возросший статус Азербайджана и резолюции ООН.
Нельзя просто объявить территорию какой-то земли своей. Нужно провести некоторые официальные ритуалы (например, референдум) и получить одобрение дипломатически важных для вас стран (например, стран — создательниц ООН).
Без этого проводить любое признание для Армении означает получение клейма захватчика, что в её положении — экономическое самоубийство.
Фактически — для простого обывателя — да, это армянская земля.
С политической точки зрения это сложный процесс из-за, опять же, действий карабахских политиков. В Нагорном Карабахе свои паспорта, хоть институт двойного гражданства и был введён, и даже в чём-то заверялся как пример гарантии защиты (в войне 08.08.08 наличие российских паспортов у абхазов и осетин использовалось как один из аргументов для проведения операции по принуждению к миру).
Ещё есть проблема экономическая, ведь официально статус экономики НКР практически отсутствует. Неофициально — гигантское количество «желтухи» в криминальной сфере за счёт статуса непризнанного государства. Пытались развивать туризм, но Азербайджан изначально считал посещение Карабаха через Армению нарушением границ страны.
Блогер Александр Лапшин за тур по Карабаху был выдан Азербайджану аж из Беларуси (там люто мутное уголовное дело).
Какова гипотетическая цель Армении?
Выжить. Это главная цель. В хорошем исходе — отбить атаки, получить от Азербайджана положительный ответ на минские условия в оптимальном для себя виде (Карабах + пояс безопасности признаётся независимым государством самим Азербайджаном). В идеальном — дойти до Баку, заполучить бакинскую нефть и стать богатой страной.
По крайней мере, вот в такое верили люди, которые шли на фронт. Для них Нагорный Карабах — это Арцах, часть их Родины, и они не хотели её отдавать. Пашинян же на вопросы «до какого итога будет идти война?» прямо не отвечал.
Что послужило триггером?
Президент Армении провёл перестановки в Минобороне, съездил в Степанакерт и в Шуши и объявил, что в будущем эта земля станет полноценно армянской и не будет никакого разделения регионов.
А ещё итоговый бюджет ВС Азербайджана переплюнул бюджет ВС Армении в разы. Семнадцатого февраля в Мюнхене состоялась конференция по безопасности, где прошла дискуссия между Алиевым и Пашиняном (все 49 минут — на русском).
https://youtu.be/AQpIIU8c7oo
Мероприятие чисто официозное, но по дискуссии прямо ясно — мирного решения не будет.
Двенадцатого июля 2020 года по всей линии армяно-азербайджанской границы прошли столкновения. Ни в какие серьёзные последствия четырёхдневные бои не вылились. Сам Карабах не был затронут, если не считать активность разведывательных БПЛА. Однако в Азербайджане в день памяти погибших солдат прошла массовая агитация с призывом решить ситуацию с Карабахом окончательно.
Главный триггер к самому действию, по мнению автора, — проведение Азербайджаном учений совместно с Турцией в июле–августе, а также выход Баку из числа участников российских учений «Кавказ-2020», проходивших с 21 по 26 сентября (просто тогда были тексты, что этот выход неспроста и что-то вот-вот будет, особенно учитывая то, что Россия провела дополнительные учения отдельно с Арменией).
В общем плане Азербайджан получил уверенность, что его военная мощь превосходит армянскую и Армения не сможет получить союзническую военную поддержку во время проведения операции в Карабахе. Возможно, даже как-то убедились, что не будет полноценного ввода самой армии Армении.
Нужен ли миротворцам мандат?
В теории:
«Миротворческие операции подразделяются на операции по поддержанию мира и по принуждению к миру. Первые проводятся с согласия всех основных конфликтующих сторон и направлены на контроль и выполнение уже достигнутых соглашений о прекращении огня. Операции по принуждению к миру проводятся с целью создания обстановки для перемирия или прекращения огня даже при условии несогласия конфликтующих сторон».
А теперь вспомним, что было на практике.
Возьмём операцию «Буря в пустыне» — принуждение к миру; одобрение Совбеза ООН получили.
«Обдуманная сила» — принуждение к миру. НАТО решало вопрос с боснийскими сербами, решения Совбеза не было.
«Союзная Сила» — бомбим Югославию. Совбез не смог осудить из-за нехватки голосов, но разрешения не было. Россия в итоге просто ввела свой контингент, который позже записали в миротворческую миссию.
«Война 08.08.08» — Россия защищает Абхазию и Южную Осетию от Грузии, тем более в Южной Осетии есть русские миротворцы. Совбез ООН осудил вообще всех.
Кратко говоря, мандат — штука такая: с ним хорошо, но и без него можно. И это мы говорим про операции по принуждению к миру.
В Карабахе же ситуация проще: там операция по поддержанию мира, — Армения и Азербайджан самостоятельно нас позвали, так что мнение ООН в данном случае никого не интересует. Однако если одна из этих стран выскажется против нахождения наших войск, то с миротворческим статусом начнутся проблемы.
На этом всё, спасибо за внимание, и помните, что данный текст написан в познавательных целях, несёт субъективную оценку и ничего не пропагандирует. А война — это всегда плохо.