Мюнхенская перетасовка или что если подписание Мюнхенского соглашения будет отложено. Часть 12. Битва за Норвегию. Сражение за Берген

15

Другие части цикла

Продолжение описания битвы за Норвегию. Эта часть будет посвящена Бергену.

Апрель 1940 г. — май 1940 г.

Группа III состояла из легких крейсеров «Кёльн» и «Кенигсберг» в сопровождении учебного артиллерийского корабля «Бремзе», миноносцев «Леопард» и «Вольф» и тендера подводных лодок «Карл Петерс» при поддержке 4-х торпедных катеров.

Лёгкий крейсер «Кёльн»


Лёгкий крейсер «Кёльн»

Группу предполагалось усилить войсками и техникой с парохода «Рио-де-Жанейро». Однако, никому из Группы III не было известно, что «Рио-де-Жанейро» был перехвачен польской подводной лодкой ORP Orzeł и потоплен. При этом потери составили 200 человек из состава экипажа и солдат, 73 лошади и сотни тонн провианта, корма для животных, топлива и боеприпасов. Выжившие с корабля в немецкой форме стали первым явным признаком немецкого вторжения, и, когда в течение 8 апреля начались другие враждебные действия, норвежцы начали мобилизацию оставшихся трёх батальонов пехоты.

Польская подводная лодка ORP Orzeł


Польская подводная лодка ORP Orzeł

После подтверждения боя в Тронхейме, ВВС Великобритании и авиация флота направили самолеты на поиск немецких кораблей, направляющихся в Берген. Они также пытались найти другие потенциальные цели, но эти усилия оказались безуспешными.

Около 17:20 была замечена группа самолетов, пролетавших над Группой III. Поскольку самолеты не предприняли никаких действий, командир группы III капитан цур Зее Эрнст Краценберг предположил, что это самолеты Люфтваффе, и не предпринял никаких мер, чтобы изменить курс.

Однако, Краценберг ошибся в своей оценке, рассматриваемые самолеты представляли собой группу бомбардировщиков Королевских ВВС, и они заметили Группу III. К счастью для Группы III, у них было мало топлива, и они не стали атаковать. Однако они передали положение группы, и в 17:30 группа бомбардировщиков авиации флота нанесла успешный удар, в ходе которого крейсер «Кёльну» получил повреждения.

Несмотря на это, капитан Краценберг предпочел остаться на борту крейсера и не стал переводит штаб на крейсер Кенигсберг. В дальнейшем он изменила курс Группы III, начав двигаться на юг, в надежде сбить с толку другие вражеские самолеты, которые будут атаковать корабли группы в будущем. Эта тактика принесла успех, крейсер «Глазго» и его эскорта, не нашли Группу III в районе, о котором сообщил самолет. Это позволило избежать столкновения с британскими тяжёлыми кораблями, по крайней мере, на какое-то время. При этом Группа III не повернула в направлении Бергена до наступления темноты. Это позволило ей избежать дальнейших атак с вражеских самолетов и кораблей, однако они значительно отстали от графика.

Капитан цур Зее Эрнст Краценберг


Капитан цур Зее Эрнст Краценберг

Учитывая эту ситуацию, Краценберг решил нарушить радиомолчание и отправить краткое сообщение. Позже выяснилось, что текст сообщения, отправленного кораблем, был следующим:

«Атакован норвежской авиацией. Принял меры по уклонению. Продолжил движение к цели».

Группа III подошла к Бергену в 05:40 9-го апреля 1940 года, и вскоре стало ясно, что всякая надежда пройти под прикрытием темноты не оправдалась. Мало того, что защитники Бергена были осведомлены о действиях у Тронхейма, так атака на Осло продолжалась уже несколько часов. При этом уже был отдан недвусмысленный приказ:

«Любой корабль, пытающийся войти в вашу гавань под покровом темноты, должен рассматриваться как вражеский, независимо от флага или сигналов».

Таким образом, когда Группа III оказалась в зоне досягаемости, все орудия береговых батарей открыли по ней огонь. Первыми потерями стали торпедные катера группы. Была надежда, что в суматохе боя катера смогут ворваться и доставить войска на берег, чтобы подавить огонь береговых батарей, однако, вместо этого, в течение нескольких минут, катер S19 загорелся, S22 взорвался, а S24 потерял ход и плыл по течению. И это были не все потери, S21, совершая маневры уклонения, села на мель. Лишь S23 был не повреждён, и впоследствии его экипаж смог вернуться на борт своей плавбазы «Карл Петерс».

Немецкие торпедные катера известные как S-boat.


Немецкие торпедные катера известные как S-boat.

Хотя это был тяжёлый удар по Группе III, но главные проблемы случились с крейсером «Кельн». Уже поврежденный корабль, попал под сильнейший огнь береговых батарей, и он начал получать один снаряд за другим, пока в 06:07 сильнейший взрыв не потряс крейсер. При этом был вырван огромный кусок его палубы и уничтожена большая часть надстроек. Однако самым плохим было то что при взрыве погиб капитан Кратценберг со своим штабом, и Группа III осталась обезглавлена.

Что касается крейсера, то «Кельн» остался дрейфовать и загорелся, это помогло освещать его и другие корабли Группы III для артиллеристов береговых батарей. Оставшиеся члены команды крейсера, перебрались на крейсер «Кёнигсберг». При этом береговые батареи оставили тонущий крейсер в покое и сосредоточили огонь на новой цели.

Командир «Кёнигсберга», капитан Генрих Руфус принял командование над Группой III. А так как до рассвета оставались считанные минуты, то капитан Руфус понял, что у него нет выбора, и атака провалилась. Тогда он отдал приказ Группе III на отступление.

Ситуативный командующий Группы III Генрих Руфус


Ситуативный командующий Группы III Генрих Руфус

Примерно в это же время «Кёльн» перевернулся и пошёл на дно. Темнота снова воцарилась над бухтой Бергена и норвежская артиллерия замолчала. Однако темнота оказалась палкой о двух концах. На немецких кораблях, по понятным причинам, не были включены ходовые огни, и во время маневров по изменению курса учебный корабль «Бремзе» столкнулся с миноносцем «Леопард». Повреждения «Бремзе» были относительно незначительными, однако, имевший водоизмещение чуть более 1000 тонн, «Леопард» начал принимать воду в пробоину, и стало ясно, что его не спасти. Команду пришлось эвакуироваться на другой миноносец «Волк». «Леопард» исчез с поверхности моря в 06:57.

Миноносец «Леопард»


Миноносец «Леопард»

Когда остатки Группы III покинули зону действия береговых батарей Бергена, все посчитали что худшее осталось позади. Однако они ошибались, так как британский лёгкий крейсер «Глазго», со своей группой вмешался в сражение.

На самом деле, британская флотилия добралась до Бергена ещё затемно, однако, командующий ею капитан Пеграм, не рискнул вступать в бой опасаясь попасть под огонь норвежских береговых батарей. Британская флотилия остались недалеко от Бергена и ожидали подходящую возможность нанести урон Кригсмарине. Терпение Пеграма было вознаграждено в 10:12, когда наблюдатели заметили «Кенигсберг», а через несколько минут и «Карл Петерс». На «Глазго» и эсминцах сопровождения сыграли боевую тревогу.

Однако на «Кенигсберге» сразу не опознали надвигающуюся опасность. Вероятно, из-за того, что «Глазго» приближался носом, усталые наблюдатели, приняли британский крейсер за корабль с подкреплением. К большому удивлению капитана Пеграма, «Кенигсберг» попытался подать им сигнал фонарем. Тогда он решил ответить, чтобы выиграть время и сократить дистанцию. С «Глазго» отправили одно единственное сообщение «режим ожидания». Следующим «сообщением» с «Глазго» стал залп двух передних 6-дюймовых орудийных башен. Эсминцы HMS Acasta и HMS Kimberley вскоре присоединились к нему. В это время как два других эсминца, HMS Eskimo и HMS Forester пошли в атаку на базу катеров «Карл Петерсом».

Британский лёгкий крейсер "Глазго"

Британский лёгкий крейсер «Глазго»

«Глазго» как говорится вышел на пистолетный выстрел и все 6 снарядов первого залпа попали в цель. Тут же, Кенигсберг начал принимал попадания 120-мм орудий эсминцев.

«Кенигсберг» в ответ сосредоточил огонь по «Кимберли», и это была ошибка так как «Глазго» продолжал расстреливать немецкий крейсер практически безнаказанно. Примерно в 11:05 «Бремзе» и « Волк» наконец то нагнали остальную часть Группы III, и вступили в бой. Поначалу казалось, что они смогут склонить чашу весов в сражении, поскольку «Кенигсберг» еще продолжал огрызться, а «Карл Петерс» всё ещё держался на плаву. Однако, вскоре в «Карл Петерс» попала торпеда, выпущенной «Форестером» а затем и вторая торпеда, с «Эскимоса». Буквально за считанные минут «Карл Петерс», окутанный дымом, скрылся по водой.

Гибель плавбазы торпедных катеров «Карл Петерс»


Гибель плавбазы торпедных катеров «Карл Петерс»

Что касается «Кёнигсберго», то он лишился всех орудий главного калибра и пытался маневрировать, что сбить прицел канонирам британского крейсера. При этом он едва мог поддерживать скорость 15 узлов, поэтому получалось это у него не очень…

Капитан крейсера Руфус обдумывал последнюю отчаянную попытку торпедировать или протаранить «Глазго», когда «Бремзе» и «Вольф» вступили в бой, пытаясь поддержать «Кенигсберг».

«Вольф» выпустил две торпеды, правда ни одна из них не достигла цели. После чего немецкий миноносец поставил дымы что бы хоть как-то скрыть «Кенигсберг» от убийственного огня британцев. Однако «Кенигсберг» получал всё новые и новые попадания и начал погружаться кормой. Немецкий лёгкий крейсер затонул в 11:37, и вместе с кораблём на дно отправилось 49 моряков, включая раненого капитана Рухфуса.

Таким образом норвежская армия и Королевский флот сумели пресечь попытки захватить Тронхейм и Берген. Однако, в других местах дела шли не так удачно, и битва за Норвегию только разгоралась.

Источник — https://www.alternatehistory.com/forum/threads/munich-shuffle-1938-1942.518000/page-9#post-22516017

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account