Альтернативные корабли типа «Дойчланд». 15-см зенитки
Альтернативные корабли типа «Дойчланд». 15-см зенитки
В теме «Альтернативные корабли типа «Дойчланд». Средний калибр и ПВО» основной интерес вызвал именно 15-см универсальные орудия. Как заметил коллега Андрей Андреев, немцы действительно разрабатывали 150-мм зенитное орудие.
150-миллиметровая зенитная пушка с автоматом заряжания Flak 50, 55, 60 и 60F https://pikabu.ru/story/150millimetrovaya_zenitnaya_pushka_s_avtomatom_zaryazhaniya_flak_50_55_60_i_60f_7040624
Так получилось, что немцев в то время гораздо больше заботили проблемы ПВО не кораблей, а городов. Но, если разрабатываемое в то же время 12,8-см зенитное орудие немцы все же смогли доработать, и использовать в войне, то 15-см орудия остались (точнее не остались) лишь как опытные экземпляры…
А если бы…
…сумрачный тевтонский гений представляет.
При разработке (1924 – 1926 годы) кораблей типа «Дойчланд» будущих «карманных линкоров», было много вопросов (какой корабль хотим получить, какой главный калибр выбрать). По мере работ, часть вопросов неизменно решалась (впрочем, некоторые вопросы решались появлением других вопросов) – какие-то раньше, какие-то позднее.
Одним из вопросов, стал вопрос о вспомогательном калибре. Ведь на корабль надо было поставить как противоминную артиллерию, так еще и зенитную артиллерию. Вот только зенитная артиллерия – это вес, вес, влияющий на водоизмещение корабля. А водоизмещение лимитировано, и за нарушение могут побить. Собственно, и противоминная артиллерия – это вес; но атака вражеских миноносцев куда более ожидаема, чем угроза с воздуха в лице вражеских самолетов (в последствии окажется, что ровно наоборот), поэтому от противоминных орудий не отказываемся. Но и отказаться от зенитных орудий нельзя – авиация хотя и слабенькая, но не приятная и грозит определёнными проблемами (особенно если данную авиацию не отгонять от корабля).
В связи с чем встал вопрос – а нельзя ли обойтись одним калибром (универсальным)? Чтобы и по вражеским эсминцам, ну и по самолетам в случае чего.
По идее все должно было быть просто
15-см – слишком мощный (но хороший противоминный)
8,8-см и 10,5-см – слишком слабый (но хорош против авиации)
Значит надо поставить что-то среднее – 12-13-см.
Профит!
Но, гений немецкий сумрачный решил не ограничиваться какими-то там полумерами. Тем более, что аргументы были убедительны: универсальное орудие (против авиации и эсминцев) – это значит, что будет орудие, которое будет две задачи выполнять одинаково плохо. А следовательно, все работы по промежуточным орудиям, есть вред, вредительство и происки попаданцев.
На корабле уже есть второй (противоминный калибр), почему данные орудия, нельзя использовать против авиации?
Говорите не хватает угла возвышения и скорострельности?! Ну так значит, вы нашли суть проблемы, осталось ее только решить.
Так (ну или примерно так), и началась история 15-см зениток, и зенитных установок, изначально в морском, но позднее и в сухопутном варианте (но сухопутный вариант рассматривать не будем).
Как оказалось, 15-см зенитка получилась хорошей – могла стрельнуть на 16-20 км вверх. Вот только скорострельность достигала 10 выстр/мин, а обычных 15-см орудий – целых 8 выстр/мин. Вроде бы зенитка и стреляет быстрее, но не так уж и на много, как хотелось (спрашивается и зачем тогда мучились с зениткой?). Впрочем, сторонники подобных зениток упирали на то, что универсальные 12,8-см орудия имели бы примерно такую же скорострельность.
К моменту создания 15-см зенитных установок (1936 год), три «карманных линкора» («Дойчланд», «Адмирал Шеер» и «Адмирал Шпее») уже были построены, причем с двойным вооружением – противоминным и зенитным, и менять вооружение (на единый противоминный) никто не согласился. Так же был отвергнут вариант модернизации легких крейсеров – заменить 9 обычных 15-см орудий, на 6 зенитных (вот если бы лет так 10 назад, вот тогда бы…).
Хотя можем представить, как выглядели бы корабли типа «Дойчланд» с 15-см зенитными пушками. На корабле 5 тяжелых 15-см зенитных установок вместо 8 одиночных 15-см и 3х зенитных установок в 88 или 105-мм. Может быть, быть у крейсера «Адмирал Шпее» такие установки вместо обычного вооружения, бой у Ла-Платы и сложился бы по-другому…
Вот, так, 15-см зенитные орудия, разрабатываемые для кораблей типа «Дойчланд», на данные корабли и не поставили.
К счастью для тяжелых зениток (и предприятия которое их изготовляет), строились «карманные линкоры» 2-й серии (улучшенного проекта) «Карл фон Мюллер», «Феликс фон Люкнер» и «Капитан Гранн» и было решено ставить новые зенитки на них. И немцы не поскупились: 8 зенитных установок (16 стволов) по идее должны были дать надежную защиту от всяких миноносцев (ну и при случае от самолетов).
К середине 30-х годов, Германия уже отошла от всяких «карманных линкоров», и хотела строить «линкоры обычные» (а точнее не обычные, выходящие за рамки Вашингтонского соглашения. Так, проект умеренного линкора / линейного крейсера («Шарнхорст») был отвергнут как очень слабый (по сути, это было дальнейшее развитие типов «Дойчланд» и «Мюллер» с увеличенным водоизмещением и вооружением). Главной силой Кригсмаринге должны были стать линейные корабли «Бисмарк» и «Тирпиц».
И вот тут возникает одна из странностей. Изначально 15-см зенитные орудия разрабатывались как средство снижения веса строящихся кораблей типа «Дойчланд». На линкорах типа «Бисмарк», немцы уже плюнули на Вашингтонское соглашение (тем более что они и не участвовали в нем), и водоизмещение строящихся линкоров было ограничено скорее техническими возможностями. Другими словами, немцы могли ставить и 15-см и 10,5-см орудия на линкоры. Но, был выбран вариант установки 16 тяжелых 15-см зенитных орудий…
В начавшейся в 1939 году войне 15-см зенитные установки, установленные на кораблях, приняли активное участие. Первоначально, казалось, что немцы сделали правильный выбор. Если рейдерство в 40-м годах «Мюллера» и «Люкнера» («Капитан Гранн» так и не был введен в строй) прошло вдали от вражеской авиации, то в 1941-м году противостояние между английской авиацией и немецкими кораблями пошло по нарастающей.
Отправленный в рейдерство линкор «Бисмарк», не смотря на постоянные атаки авиации, пришел в Брест без повреждений (за исключением повреждений от снарядов полученных ранее). Пусть британских самолетов было сбито не много (всего половина от участвующих в операции, в то время как обычно число сбитых самолетов, было равно или чуть больше, чем у противника имелось), но вот торпедировать «Бисмарк» никому из англичан не удалось. Зенитные установки ставили надежный водяной забор на пути хрупких «Суорфидшей».
Тревожный звоночек прозвучал летом 1941 года – «Бисмарк» и «Тирпиц», хотя и совершили рейд в океан, уже несли на своих бортах следы попадания как бомб, так и торпед (причем не от эсминцев, хотя те и старались). С другой стороны, следов от снарядов были куда больше – так, что поводов волноваться особо и не было (хотя мелкокалиберные зенитные автоматы были добавлены).
Расплата за пренебрежение к авиации и слабая эффективность 15-см зенитных орудий против штурмовиков и пикирующих бомбандировщиков наступила во время операции «Цербер» 11-12 февраля 1942 года. Мощные зенитные орудия вновь сказали свое веское слово, надежно ставя водяной забор на пути британских эсминцев и торпедных катеров. Но вот британская авиация сумела отомстить за моряков – были потоплен крейсер «фон Люкнер» (взрыв кормовой башни), а линкор «Бисмарк» получил столь серьезные повреждения, что вынужден был вернуться в Брест, и обратно уже не выходил. Хватило и остальным большим кораблям.
В итоге, на «Мюллере» и «Тирпице» было убрано по две 15-см зенитные установки, и поставлены 105-мм зенитки – менее мощные, но скорострельные.
Парадокс в том, что уже в 1943 году, «Бисмарк» и «Тирпиц» чаще подвергались атакам тяжелых бомбардировщиков, против которых куда лучше годились именно 15-см зенитки.
И надо сказать, активная служба 15-см зениток только начиналась – налеты англо-американской авиации на Германию становились все чаще и чаще…