3

Уважаемые коллеги, наконец-то я дошел до того, что Вы так долго ждали – до боевых кораблей. Прошу прощения, что столь долго испытывал Ваше терпение, но я, как Вы знаете, сторонник того, что без простых трудяг флот – это не флот, а плавающая жестянка. Впрочем, некоторые уважаемые коллеги, следящие за моим творчеством, без труда узнают крейсер. Да-да-да… Это тот «самый плохой крейсер». Правда видоизмененный, модернизированный, с несколько увеличенным водоизмещением и немного возросшей скоростью. Тем не менее, я стою на позициях, что такие вот небольшие и дешевые корабли очень нужны под Порт-Артуром. А кроме того, моя АИ живая. Общаясь с Вами, я получаю полезную информацию и стараюсь прислушиваться к интересным замечаниям и комментариям. Так, что этот крейсер – скорее работа над ошибками с учетом Ваших пожеланий и замечаний. Приятного чтения!

* * *

До 1892 года программа строительства «малых» крейсеров в России просто отсутствовала. Считалось, что «малые» крейсера в силу своих размеров имеют малый запас топлива для обеспечения достаточной дальности, низкую мореходность и неудовлетворительную устойчивость «артиллерийской платформы». Главный упор делался на строительство крейсеров с водоизмещением 6 тыс. тонн и выше.

В 1889 году, в Великобритании был принят «Акт о морской обороне», по которой в Англии закладывались 29 новых бронепалубных крейсеров II и III рангов. Такая «активность» англичан не прошла мимо Р.В. Хорошихина.

В 1890 году ГМШ возглавил адмирал Р.В. Хорошихин. Сразу после своего вступления в должность он подал на высочайшее имя докладную записку о выделении средств на постройку крейсеров для учебного отряда. По мнению Хорошихина – «Такой отряд в мирное время давал бы резерв дельных офицеров и команд нижних чинов для перворанговых кораблей, а в военное время, сочетая в себе качества канонерской лодки и крейсера, выполнял бы задачи возложенные на них». В своей докладной записке Хорошихин упирал, на то, что «в настоящее время российский флот имеет значительное количество устаревших канонерских лодок, а также паровых корветов, несущих малое вооружение, но значительную парусную оснастку». По мнению адмирала Хорошихина, по мере готовности «малых» крейсеров они должны будут со временем заменить устаревшие канонерское лодки и парусные клипера, тем самым дав казне экономию, а также офицеров и команды, подготовленные на более совершенных кораблях. По мнению адмирала Хорошихина, общее число таких крейсеров не должно было превышать 8 шт.

В 1892 году в Российском императорском флоте произошли два значительных события. Адмирал Хорошихин был назначен морским министром, а Александр III принял «10-летнюю чрезвычайную программу строительства флота». По этой весьма амбициозной программе Россия должна была до 1902 года построить 30 броненосцев, 14 «больших» крейсеров и 22 «малых» крейсера. С 1892 по 1902 только на строительство флота предполагалось истратить 600 млн. руб.

Но, несмотря на грандиозность замыслов, Александр III был не чужд приступам экономии и даже скаредности. Программа строительства «учебных» крейсеров была урезана с 8 до 5 единиц.

В 1882 году компания Sir W.G. Armstrong объединилась с судостроительной компанией Митчелла, образовав Sir W.G. Armstrong Mitchell & Company. А в 1885 году Адмиралтейство покинул уже ставший довольно известным Филип Уоттс, перейдя работать на верфь «Элсвик шипбилдинг», дочерней компании «Армстронг». Адмирал Хорошихин тщательно следил за новинками кораблестроения, в том числе и за работой верфи «Элсвик шипбилдинг», где до этого трудился не менее известный кораблестроитель Уильям Уайт.

Адмирал С.О. Макаров давно вынашивал идею быстроходного с мощным вооружением «безбронного» крейсера, как дальнейшее развитие «элсвикских» крейсеров. И неоднократно продвигал эту идею перед адмиралом Хорошихиным. Однако тот далеко не всегда сходился взглядами со Степаном Осиповичем. Неизвестно повлияли ли мировоззрения Макарова на Хорошихина, но при выборе крейсеров для учебного отряда его взор обратился на элсвикские верфи «Армстронга»

Руководство «Армстронга» было немало удивлено, получив необычный заказ из России. В то время как все сколько-нибудь значимые морские державы старались получить максимально хорошие крейсера, с высокой скоростью и мощным вооружением – визитной карточкой элсвикских крейсеров, эти странные русские шли на сознательное ухудшение проекта. Задание гласило, что при водоизмещении не выше 2000 тонн скорость крейсера не должна была превышать 20 узлов, а вооружение состоять из шести 120-мм орудий. Но «клиент всегда прав», и Филип Уоттс взялся за дело, тем более что к заданию был приложен эскизный чертеж будущего крейсера.

По договору Армстронг должен был построить один корабль. А после его испытаний, если те пройдут успешно, предполагалось заказать еще 4 корабля. Причем только два из них должны были строиться в Англии, а на еще два «Армстронг» обязывался передать всю документацию и чертежи и оказать помощь в строительстве крейсеров в России.

В 1894 году первый крейсер с именем «Шторм» был спущен на воду и после сдаточных испытаний передан России. Конструктивно «Шторм» представлял собой гладкопалубный крейсер. На крейсере были установлены простые, надежные, экономичные, но устаревшие и тяжелые огнетрубные котлы. Уложиться в заданное водоизмещение 2000 тонн не удалось, перегруз составил 250 тонн. Тем не менее на испытаниях «Шторм» уверенно развил скорость в 20 узлов и держал её в течении 6 часов. Последующая эксплуатация выявила не очень хорошую мореходность крейсера. При свежей погоде он «зарывался» носом в волну. На последующих кораблях этот недостаток пытались убрать путем придания носовой оконечности некоторой «седловатости», но до конца изжить эту особенность крейсера не удалось. Тем не менее, крейсерок оказался «ладно скроен и крепко сшит». Особенно привлекательной оказалась его цена. В чаянии крупного заказа «Армстронг» вышел на цену 45 фунтов или 426 руб. за тонну. Общая сумма за крейсер без вооружения составила 912 000 руб. И хотя официально крейсер «Шторм» сначала считался крейсером II, а затем и III ранга, по-настоящему крейсером он никогда не был. Скорее за сумму обычной канонерской лодки Российский флот получил быстроходную канонерскую лодку.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XIX. Клипера нового строя

Крейсера III ранга «Шторм», «Шквал», «Смерч», «Пассат», «Бриз»

Водоизмещение: 2250 тонн. Размерения (Д×Ш×О): 95,0×11,0×4,8 м. СУ: 2ПМ, 4ПК, 7500 л.с. Макс. скор. – 19,7 узла. Дальность – 4800 миль (на 10 узлах). Броня: палуба – 25…35 мм, скосы – 35…47 мм, щиты орудий – 25 мм, рубка – 50 мм. Вооружение: 6×1×120-мм/45, 4×1×47-мм, 4×7,62-мм пулемета, 1×2×457-мм надводный ТА. Запас топлива – 300 тонн

В процессе постройки кораблей в них были внесены кое-какие изменения. Так, в ходе обучения экипажей предполагалась артиллерийская подготовка. Поэтому было принято установить на крейсерах разное артиллерийское вооружение. Корабли, построенные в Англии, получили 6×120-мм орудий, а построенные в России – 2×152-мм и 4×107-мм орудия. Российские крейсера строились на Севастопольском судостроительном и судоремонтном заводе морского ведомства. Впрочем, не слишком удачно. Водоизмещение на крейсерах, строящихся в России, немного подросло и составило 2320 тонн, а скорость не превысила 19 узлов. Да к тому, стоимость без вооружения выползла за 1,15 млн. руб.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XIX. Клипера нового строя

Крейсер III ранга «Тайфун», «Ураган», «Циклон».

Водоизмещение: 2320 тонн. Размерения (Д×Ш×О): 95,0×11,0×4,8 м. СУ: 2ПМ, 4ПК, 7500 л.с. Макс. скор. – 19,2 узла. Дальность – 4400 миль (на 10 узлах). Броня: палуба – 25…35 мм, скосы – 35…47 мм, щиты орудий – 38…25 мм, рубка – 50 мм. Вооружение: 2×1×152-мм/40, 4×1×107-мм/50, 4×1×47-мм, 4×1×7,62-мм пулемета, 1×2×457-мм надводный ТА. Запас топлива – 300 тонн.

Но как бы там ни было, 5 крейсеров в период с 1894 по 1897 год вошли в строй. Мало того, уже при морском министре И.М. Дикове удалось построить еще дополнительно 3 крейсера, как и предполагал Р.В. Хорошихин.

К началу РЯВ учебные крейсера «Ураган» и «Шторм» находились на Балтике, – «Пассат» на российской военно-морской базе в Бендер-Аббасе (Персия), «Шквал» находился в Порт-Артуре, а «Бриз» во Владивостоке. В 1903 году на Дальний Восток были срочно переброшены еще три крейсера. Таким образом, во Владивостоке оказались «Тайфун» и «Бриз», а в Порт Артуре – «Шквал», «Смерч» и «Циклон».

Как всегда, жду Ваших комментариев, замечаний, уточнений и конструктивной критики.

ПРОДОЛЖЕНИЕ, НАДЕЮСЬ, СЛЕДУЕТ…

Подписаться
Уведомить о
guest

55 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account