4

 

Неяркое майское солнце 1889 года несмело заглянуло в один из залов северного крыла Гатчинского дворца и в ужасе отпрянуло, поспешив спрятаться за тучку. Картина, открывшаяся солнечному взору, была предназначена отнюдь не для солнечных глаз, особенного такого юного и робкого существа, как северное майское солнышко. Потому как в зале, где собралось два десятка русских адмиралов во главе с самим императором, солнышку по определению нечего было делать.

Нет, поначалу все должно было выглядеть вполне пристойно. Об этом даже договорились заранее на совещании в Морском министерстве. Адмиралы лишь желали высказать свои соображения по поводу развития Российского флота императору. Но, как всегда, у каждого нашлись свои соображения, выплыли старые обиды – и понеслось…

Часть адмиралов с фанатизмом юных неофитов требовала немедленного возрождения Черноморского флота и захвата проливов. «А уж там коли захватим, и покажем силу русского Черноморского флота, так весь мир придет нам в ножки кланяться и прощения за Крымскую войну просить. Ужо мы турку покажем». Другие с заметной ехидцой возражали – «Пока Вы будете там в проливах турецких саблями махать, придет англичанка гадкая, да немчура поганая с машиною, и пожжёт Санкт-Петербург православный. Куда тады царю-батюшке, с погорелова итидь? Не-е-е, в Балтийском флоте вся наша сила». Третьи адмиралы со всеми соглашались. Но с умным видом советовали: «Если построить мильон миноносцев, то никакой флот – ни турецкий, ни немецкий, ни даже самый рояль невидимый нам страшен не будет. Потому что мильон миноносцев это у-у-у, стра-а-а-шная сила. Пущай тады нас все боятся». Четвертые презрительно кривили губы: «Что там ваши миноносцы! Вот безбронные крейсера – это наше православное все. Строить их можно меньше, а стоить они будут не намного дороже миноносцев. И когда настроим мы много безбронных крейсеров, тогда помолясь пойдем на коммуникации, вот тогда и задрожат все, когда мы их за мошну возьмем».

Единственное, в чем адмиралы были едины, так это в приоритетах о выборе достойного противника. На Балтике «дружить» собрались против немцев и англичан. Причем доктрины «дружбы» были различные и определены для Германии как наступательная, а против Великобритании – оборонительная. На Черном море на должность «заклятого друга» была избрана Турция. А на Дальнем Востоке – вся та же вездесущая и пронырливая Великобритания, впрочем, с оглядкой на амбициозную Японию, но исключительно как второразрядного «друга».

Императору от всех этих разговоров становилось грустно и досадливо. Тактическое наследие, оставленное И. А. Шестаковым (он умер 21 ноября 1888 г., находясь в Севастополе), оказалось плачевным. Флот не имел четких представлений ни о том, как вести бой, ни о том, какие для этого нужны корабли. Именно в его правление флотом была создана свидетельствующая об этом разномастная "коллекция" образцов кораблей всех классов. Император все это прекрасно знал, и оттого хмуро-озабоченное выражение не покидало его лица. А тут еще адмиралы не давали императору повода для оптимизма.

И тут взял слово вице-адмирал Р.В. Хорошихин. Он говорил простые, совершенно обычные, даже банальные вещи. Но чем дальше говорил, тем более была убежденность в их правоте – и эта правота заряжала не только присутствующих адмиралов, но и самого императора. Он начал с того, что противника можно победить двумя способами: либо качественно, либо количественно, продолжив, что Россия по преимуществу страна аграрная и мы серьезно технологически отстаем от Европы, несмотря на наметившийся в последнее время прогресс. И если мы не можем победить европейские страны, как Великобритания и Германия, качественно, то нужно обогнать их количественно. Но количественно – это не значит плохо. Наоборот, надо взять все лучшие европейские достижения и постараться воплотить их все в едином броненосце, а не растрачивать казенные средства на различные эксперименты в области судостроения. И этот броненосец надо пускать в серию, так как серийное производство дешевле одиночных, пусть даже самых лучших кораблей. При этом император, любивший экономию, одобряюще кивнул адмиралу. А Хорошихин продолжал: «Для этого нам, прежде всего, стоит разработать типы основных кораблей, предназначенных для Российского флота, начиная от броненосцев и заканчивая миноносцами. Далее отработать прототипы данных кораблей, добившись максимально благоприятных результатов, а затем, уже отработав все технические приемы, переходить к массовому строительству». Речь адмирала Хорошихина одобрил император, а затем подтянулись и остальные члены заседания. Решение заседания гласило: не позднее 1890 года представить основные ТТХ для прототипов будущих кораблей.

Зимой 1890 года МТК выдал единое техническое задание на разработку кораблей для Российской судостроительной программы 1892-1902 года:

Броненосец – водоизмещение не более 12 000 тонн. Скорость – не менее 18 узлов. Вооружение: 2х2х305 мм и 12х1х152 мм.

Броненосный крейсер – водоизмещение не более 9000 тонн, Скорость – не менее 22 узлов. Вооружение: 2х2х203 мм и 12х1х152мм.

Бронепалубный крейсер – водоизмещение не более 5000 тонн. Скорость – не менее 22 узлов. Вооружение: 8х1х120 мм.

При этом разработка самой программы продолжалась постоянно. Весной 1892 года «Судостроительная программа на 1892-1902 год» была передана на рассмотрение императора.

Мы наш, мы новый, флот построим... Часть II. Деньги и броня.

Состав кораблей по флотам должен был выглядеть следующим образом:

Мы наш, мы новый, флот построим... Часть II. Деньги и броня.

1893 год. Александровский дворец. Царское село. Окрестности Санкт-Петербурга.

– Ваше Величество, те траты, которые Вы предлагаете заложить в бюджет, совершенно неподъёмны для слабой российской экономики. Россия есть держава сухопутная, может быть сократить расходы хотя бы на флот?

– У России только два союзника – её армия и флот, и ты, Витте, только что попытался отобрать у нас одного из союзников. Как министр финансов, скажи мне, что ты собираешься сделать, чтобы отыскать такие суммы?

– Увеличение налогов. Обложить налогом ранее не облагаемые группы населения. Ввести воинский сбор для инородческого населения России, при освобождении от налога тех семей, где один из членов семьи добровольно пошел в армию. Кроме того, учредить воинский сбор для дворян, не желающих служить или выбравших гражданскую службу.

– Разумно. Что еще?

– Увеличение акциза на алкоголь и табачные изделия, Ваше Величество.

– Мало. Необходимо вводить всероссийскую винную и табачную монополию. Подумай об этом, Витте. Дальше.

– Увеличение налога на доходы с денежных капиталов с 5 до 7 %.

– Согласен. Пусть те, кто живет исключительно с капиталов, раскошелятся, не обеднеют.

– Предлагаю еще ввести жилой налог, на лиц снимающих или сдающих жилье, исходя из размеров жилищной платы. На владельцев жилья – побольше, на снимающих жилье – поменьше.

– Вводи, хуже не будет. Что еще?

– Увеличение портового сбора.

– Ты портовой сбор увеличивай, только так, чтобы судовладельцы не разбежались и чтобы русские товары не подоражали. А то чую, пойдем мы с твоими сборами по миру.

– Как прикажете, Ваше Величество.

– Ладно, что дальше?

– Устав, Ваше Величество, казенно-коммерческих предприятий.

– А без этого никак нельзя?

– Увы, Ваше Величество, но иностранный капитал и прогрессивные технологии в Россию иначе не привлечь. Еще ваш великий предок Петр I не чурался привлекать иностранцев и делать иностранные займы.

– Знаю я этих иностранцев, на рубль ввезут, а на три вывезут. Хорошо, положи свой устав, я на досуге почитаю. А что там с займами?

– Французы готовы разместить у себя займ на 577 млн. руб.

– Да-а…, а не слишком ли много? Чем отдавать будем, Витте? Это ж кабала нашим детям.

– Не совсем, Ваше Величество. Финансирование экономики и появление новых предприятий, несомненно, пойдет на благо России и приведет к увеличению валового продукта, что благоприятно скажется на увеличении деловой активности и соответственно налогов. России нужна динамично развивающаяся экономика. Также благом для России однозначно явится введение «золотого стандарта». Это укрепит рубль и сделает его финансово привлекательным.

– Опять, ты, Витте, со своим «золотым стандартом». Этот вопрос слишком сложен, чтобы решать его вот так, походя. Впрочем, подготовь-ка мне докладную записку по всем этим вопросам.

– Я могу быть свободен, Ваше Величество?

– Да. Ступай. И не забудь: через недели две, твои соображения по бюджету должны быть у меня на столе. Ищи деньги, Витте. Ищи! Я готов на самом себе экономить, на семье, но на флот и армию ты мне денег найди. Для этого я тебя министром финансов и ставил.

– Я постараюсь, Ваше величество.

Мы наш, мы новый, флот построим... Часть II. Деньги и броня.

С.Ю. Витте

1894 год. Россия. Крым. Ливадийский дворец

– Слушай меня, Ники. Внимательно слушай. Может быть, это последний серьезный разговор между нами.

– Что вы такое говорите, папá!?

– Не перебивай. Все мы смертны. Но ты не бойся, я пока умирать не собираюсь. И все же хочу попросить выполнить мои просьбы, если все же мой смертный час придет.

– Как скажете, папá. Я все выполню.

– Запоминай. Первое. Крепи Дальний Восток. Россия держава европейская, но что делать, если вся Европа сейчас двинулась на Восток? Франция, Германия и Англия – все лезут, как будто им там медом намазано. Если я умру раньше, обязательно дострой железнодорожную дорогу. Не возражай. Слушай дальше. Второе. Проливы. Без них нам будет плохо. Любой ценой договорись с турками о проливах. Не получиться, воюй. Но сначала попытайся договориться.

Спрашиваешь, почему я сам за проливы не воевал? Я все же Александр Миротворец, а не Александр Завоеватель. А о проливах помни всегда, и лучше как-нибудь миром этот вопрос решить. Третье. Не забывай про флот и армию, в них наша сила. Доведи реформы, которые я начал. И да, чуть не забыл. Если умру, ты Витте не гони. Он человек хоть ловкий и беспринципный, но нам, Романовым, предан, где еще такого верного и исполнительного слугу найдешь.

И самое главное, Ники – дай России наследника, без него самодержавие не устоит. И помни, сын, ты за всю Россию в ответе. Никто, кроме тебя, этот воз везти не сможет. Ни на кого ответственность за судьбу России не перекладывай. Только сможешь ли не нести, это мне неведомо. Постарайся, Ники.

– Я постараюсь, папá.

– А теперь иди, сын. Мне еще бумагами заняться надо…

Мы наш, мы новый, флот построим... Часть II. Деньги и броня.

Александр III

Мы наш, мы новый, флот построим... Часть II. Деньги и броня.

Николай II

Выдержка из статьи «На пути к победе» адмирала Ф.В. Дубасова, от 12 марта 1910 года. «Морской сборник»

В 1892 последовало указание императора о строительстве эскадренных броненосцев, готовых не только для морских плаваний, но и для далеких переходов. Число их должно было дорасти до 36 единиц с соответствующим количеством крейсеров и минных судов. Соответственно этим планам продолжился и рост бюджета Морского министерства:

1892 г. — 54 923 509 руб.

1893 г. — 56 966 000 руб.

1894 г. — 67 902 172 руб.

1895 г. — 77 324 510 руб.

1896 г. — 85 922 015 руб.

1897 г. — 93 488 175 руб.

1898 г. — 107 040 628 руб.

1899 г. — 115 125 016 руб.

1900 г. — 100 338 775 руб.

1901 г. — 91 533 991 руб.

1902 г. — 88 418 184 руб.

В наиболее благоприятный для России 1899 финансовый год бюджет Морского министерства равнялся 12 169 663 фунтов (против 9 369 874 у Великобритании, 5 842 955 у Франции, 4 344 875 у Германии, 4 895 114 у США). Впрочем, к 1902 году его доля снизилась до 9 346 531 фунта (против 12 745 944 у Великобритании, 7 631 465 у Франции, 8 665 330 у Германии, 9 925 181 у США).

Мы наш, мы новый, флот построим... Часть II. Деньги и броня.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наиболее крупные судостроительные предприятия России, задействованные в программе 1892-1902 гг:

Санкт-Петербург и окрестности:

  1. Судоверфь Галерного острова (броненосцы, броненосные крейсера).
  2. Новое Адмиралтейство (броненосцы и броненосные крейсера).
  3. Франко-Русский завод (котлы, паровые машины).
  4. Балтийский судостроительный и механический завод (броненосцы, броненосные крейсера, котлы, паровые машины).
  5. Путиловская верфь (бронепалубные крейсера, миноносцы, котлы, паровые машины).
  6. Путиловский завод (башенные установки).
  7. Металлический завод (котлы, паровые машины, башенные установки).
  8. Новокронштадтский судостроительный завод (броненосцы, броненосные крейсера).
  9. Обуховский завод (снаряды, орудия, башенные установки).
  10.  Русско-Онежский механический и артиллерийский завод (снаряды, орудия, башенные установки).
  11.  Завод «Лесснера» (торпеды, торпедные аппараты, с 1897 года подводные лодки).
  12.  Судостроительный завод в Бъёрке (Приморск) (бронепалубные и безбронные крейсера и миноносцы).
  13.  Ижорский завод (снаряды, броня).
  14.  Судостроительный завод «Крейтон и К°» (безбронные крейсера и миноносцы).

Ревель:

  1. Русско-Балтийский судостроительный завод (броненосцы, броненосные крейсера, котлы и паровые машины).

Гельсингфорс:

  1. Машиностроительный завод (котлы и паровые машины).
  2. Сандвикский док (безбронные крейсера, миноносцы).

Рига:

  1. Рижская судостроительная и судоремонтная верфь (бронепалубные и безбронные крейсера, миноносцы, котлы и паровые машины).

Николаев:

  1. Судостроительный завод «Общества Николаевских заводов и верфей» (ОНЗиВ) – «Наваль» (броненосцы, броненосные крейсера, котлы, паровые машины, орудийные установки).
  2. Русское судостроительное общество «Руссуд» и Николаевское Адмиралтейство (броненосцы, броненосные крейсера, башенные установки).

Севастополь:

  1. Севастопольский судоремонтный и судостроительный завод морского министерства (броненосцы, броненосные и бронепалубные крейсера, миноносцы).

Мариуполь:

  1. Завод «Никополь-Мариупольского общества» (броня).

Таганрог:

  1. Русско-Бельгийское металлургическое общество (броня).
  2. Таганрогский механический завод (котлы и паровые машины)

Царицын:

  1. Русское акционерное общество артиллерийских заводов «РАОАЗ» (орудия).

Пермь:

  1. Завод горного министерства (орудия, снаряды).

Брянск:

  1. Завод Военного министерства (снаряды).

Харьков:

  1. Харьковский паровозостроительный завод (котлы и паровые машины).

Владивосток:

  1. Владивостокский судостроительный и судоремонтный завод (броненосные, бронепалубные и безбронные крейсера, миноносцы, башенные установки).
  2. Владивостокские минно-артиллерийские мастерские (морские мины и снаряды).

Порт-Артур:

  1. Судоремонтный завод морского министерства (броненосцы, броненосные и бронепалубные крейсера, военные транспорты, миноносцы).

Иркутск:

  1. Иркутские артиллерийские мастерские (снаряды).
  2. Иркутский паровозостроительный завод (котлы и паровые машины).

Хабаровск:

  1. Амурская судостроительная верфь (мониторы, канонерские лодки, безбронные крейсера, миноносцы).

Продолжение следует… Чес-с-с слово, третья часть уже готова… :)))))))))

                                                                                               С уважением Андрей Толстой

Подписаться
Уведомить о
guest

87 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account