Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XVI. Плавучий порт адмирала Макарова. Продолжение Ч.4. Белые слоны России.

20

Уважаемые коллеги,

Прошу прощения, что долго не выкладывал продолжение «Мы наш, мы новый, флот построим…», но был занят одной замечательной картой. Больше месяца приводил её к необходимому мне, состоянию. Наконец сей, труд окончен, и позвольте мне опять «помучить» Вас альтернативным флотом русско-японской войны.  Это последняя, 4 часть, из подцикла «Плавучий порт адмирала Макарова». Следующие части я посвящу совсем другим кораблям.  Приятного чтения.

Содержание:

Главными игроками на российском рынке морских, товарно-пассажирских перевозок, в начале 20 века являлись: Добровольный флот (Доброфлот), Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ), Русское Восточно-Азиатское общество (Русазиатик), Общество железных дорог и морских перевозок «Русский Север» (ОЖДиМП «Русский Север» или просто ОЖДиМП), Русско-американское торговое общество (РАТО). Последнее было создано исключительно для перевозки оборудования и станков закупаемых в США для 3-х новых судостроительных верфей во Владивостоке и Порт-Артуре. Однако впоследствии РАТО стала вполне себе самостоятельным игроком, уверенно конкурирующим с Доброфлотом и Русазиатик.

Изначально РАТО ограничивалась небольшими 5-7 тыс. тонн товаро-пассажирскими пароходами. История покупки РАТО, своего первого лайнера «Иртыша», началась в 1893 году, когда известный американский промышленник, железнодорожный магнат и финансист У.Филдс, решил заняться еще и морскими перевозками.  В этом году было заложен лайнер «Латиния».  Водоизмещение 13 тыс. тонн. Полезная нагрузка 3550 тонн. Пассажировместимость составила – 90 пассажиров I класса, 440 пассажиров II класса и 1720 пассажиров III класса. Лайнер сошел со стапелей в 1895 году. Но У.Филдс не имел к нему, уже никакого отношения. К этому времени он разорился из-за нескольких спекулятивных железнодорожных концессий. Новые владельцы забрали лайнер за долги и поставили на линию Буэнос-Айрес – Гавана – Нью-Йорк, как изначально и собирался делать Филдс. Увы, рейсы из-за высокой конкуренции, приносили лишь одни убытки. Выручил пожар, случившийся в1897 году в здании Федерального иммиграционного центра на острове Эллис (США). Правительство США выкупило «Латинию» и поставив её на прикол, превратило во временную карантинную гостиницу для прибывающих иммигрантов. В 1901 году новый иммиграционный центр был построен. Корабль решено было продать, но за 4 года, от прежнего роскошного лайнера практически ничего не осталось. Иммигранты изрядно его загадили. Цена за «Латинию» упали до 800 тыс. долларов. Подсуетившееся руководство РАТО, выкупило лайнер. Отремонтированный корабль получил название «Иртыш» и встал на линию Сан-Франциско – Владивосток – Шанхай. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что не каждый рейс «Иртыша» приносил прибыль. И часть расходов брала на себя русская казна в виде помильных субсидий. На случай войны с РАТО был заключен отдельный договор на мобилизацию корабля.

Войсковой транспорт «Иртыш»

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XVI. Плавучий порт адмирала Макарова. Продолжение Ч.4. Белые слоны России.

Водоизмещение – 13400 тонн. Размерения – 162,5х17,5х8,7 м. СУ – 2ПМ, 12ПК. Мощность — 18500 л.с. Скорость – 20,8 узлов. Дальность хода – 8000 миль на 10 узлах. Запас топлива – 2220 тонн угля.

В 1902 году адмиралтейство выкупило лайнер «Иртыш», за 1 млн. руб. и отправило его в Севастополь. Там «Иртыш» переоборудовали под плавучий госпиталь для Порт-Артурской эскадры. Специально для «Иртыша» во Франции, было закуплено 4 комплекта рентгеновских аппаратов, комплекты для 6 операционных. Благодаря Красному Кресту и частным пожертвованиям было приобретено большое количество медикаментов. Еще одним нововведением был монтаж двух кислородных аппаратов для заполнения кислородных подушек. «Иртыш» мог принять на борт до 160 раненых офицеров и до 580 нижних чинов. Обслуживали госпиталь 103 человека медицинского персонала. Впервые на «Иртыше» установили специальные люльки для подъема тяжелораненых, которых не рекомендовалась поднимать по трапам. Двери для удобства транспортировки раненых были расширены, а переборки между каютами III класса убраны. Это было первоклассно оборудованный медицинский корабль.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XVI. Плавучий порт адмирала Макарова. Продолжение Ч.4. Белые слоны России.

«Иртыш» в окраске госпитального судна

В 1900 году ОЖДиМП, впервые решило организовать рейсы из России в Америку по северному маршруту, Архангельск – Екатерининская гавань —  Ливерпуль – Галифакс – Нью-Йорк. Для этого верфи «Вулкан» (Штеттин), по измененному проекту лайнера «Шпрее». был заказан товарно-пассажирский пароход «Енисей». Часть денег на постройку судна внесла русская казна, так как морское ведомство хотело видеть «Енисей» в качестве вспомогательного крейсера. Руководство ОЖДиМП этому не препятствовало. В 1901 году состоялись сдаточные испытания «Енисея». При мощности машин – 19500 л.с., пароход развил скорость в 22 узла. Но ОЖДиМП просчитался. Если рейс в США еще как-то заполнялся пассажирами и товарами, то обратно «Енисей» возвращался практически пустым. В целом линия оказалась убыточной, поэтому совет директоров «ОЖДиМП, был несказанно рад, когда морское министерство в 1903 году арендовало «Енисей» почти на год и отправило его на Дальний Восток. Пожалуй, это был самый опасный рейс «Енисея». Среди множества  военных грузов перебрасываемых во Владивосток, глубоко в трюме, разобранные на несколько частей и тщательно упакованные находились 6 подводных лодок типа О – «Окунь» (ВИ-152 т.) ПЛ типа «Окунь» предназначались для Порт-Артура, где их не было совсем. Вместе с 4 ПЛ, уже находящимися во Владивостоке, отряд подводных лодок, должен был увеличиться до 10 единиц. Кроме того в трюме «Енисея» находились, двигатели и оборудование для 4-х совершенно новых, только, что строящихся в Порт-Артуре и Владивостоке, подводных лодок типа У – «Угорь», с вдвое большим водоизмещением, чем у «Окуня».  Был еще один, абсолютно мирный, но очень важный и нужный груз, для Порт-Артура — оборудование и насосы для новых, опреснительной и насосной станций. В Порт-Артуре «Енисей» зачислили в строй, как вспомогательный крейсер, перевооружили на 120-мм. орудия и подняли на нем, Андреевский флаг.

Вспомогательные крейсера «Енисей» и «Урал»

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XVI. Плавучий порт адмирала Макарова. Продолжение Ч.4. Белые слоны России.

Водоизмещение – 10500 тонн. Размерения – 167,5х15,8х8,5 м. СУ – 2ПМ, 10ПК. Мощность — 19500 л.с. Скорость – 22,8 узла. Дальность хода – 11200 миль на 12 узлах. Запас топлива – 2400 тонн угля и дополнительно 1500 тонн в «эмигрантском» трюме. Вооружение – 6х1х120-мм. 8х1х63,5-мм. 2х1х457-мм.

У «Енисея» был полный брат-близнец, систершип «Урал». Доброфлот, заказал его на той же верфи, что ОЖДиМП. Спущен он был в 1902 году и практически сразу же, после сдаточных испытаний, ушел во Владивосток. Судьба предназначила его в качестве плавучего госпиталя для Владивостокской эскадры. На «Урале» установили 2 рентгеновских аппарата, 4 операционные, карантинный лазарет, 90 коек для офицеров и 650 коек для нижних чинов. Для удобства транспортировки раненых внутренние помещения значительно реконструировали.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XVI. Плавучий порт адмирала Макарова. Продолжение Ч.4. Белые слоны России.

«Урал» в окраске госпитального судна.

В 1892 году, Государственный совет, продлил субсидии Доброфлоту еще на 10 лет с условием построить четыре парохода крейсера и два грузовых парохода.  В 1895 Морское ведомство забрало в качестве учебного судна «Прут», пароход «Москва-II». Руководство Доброфлота посовещавшись решило построить четыре новых корабля в Великобритании. С 1896 по 1900 год, были построены «Херсон», «Москва-III», «Смоленск» и «Чернигов».  Новые корабли строились по значительно улучшенному проекту «Москвы-II». По сравнению с «Москвою-II» корабли увеличились в размерах, их остойчивость улучшилась. На судах установили силовые установки Таганрогского механического завода Русско-Бельгийского промышленного общества. Количество дымовых труб увеличилось до трех. На кораблях отказались от парусного вооружения и третьей мачты, оставив только две. «Херсон» и «Смоленск» заказали на верфи «Хозон, Лесли и К°», а «Москву-III» и «Чернигов» на «Клайдбэнк инжиниринг энд шипбилдинг и К°» в Шотландии. За каждый пароход было заплачено около 2 112 000 руб.  Суда могли принимать на борт 24 пассажира I класса, 74 пассажира II класса и 1450 пассажиров III класса и безклассных пассажиров. В трюме помещалось до 3250 тонн груза. До 1900 года все корабли вступили в строй, показав на испытаниях скорость от 21,2 до 21,8 узла.

В 1903 году Морское ведомство выкупило «Москву-III» и «Чернигов», за 3,75 млн. руб. и переоборудовало их в вооруженные транспорты. При покупки транспорты получили имена «Ангара» и «Обь».

Вооруженные транспорты «Ангара» и «Обь»

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XVI. Плавучий порт адмирала Макарова. Продолжение Ч.4. Белые слоны России.

Водоизмещение – 12100 тонн. Размерения – 147,5х17,8х7,5 м. СУ – 2ПМ, 30ПК. Мощность — 21000 л.с. Скорость – 21,5 узла. Дальность хода – 6500 миль на 12 узлах. Запас топлива – 1700 тонн угля и дополнительно 900 тонн в трюме. Вооружение – 6х120-мм. 6х87-мм. 6х47-мм., 2х1х457-мм.

У всех кораблей сведенных в Порт-Артуре и Владивостоке, оказались различные, но интересные судьбы. «Иртыш» ушел во время эвакуации Порт-Артура, в составе транспортного конвоя. Во время знаменитого боя он принимал раненых матросов с русских кораблей. Кроме этого на нем разместили свыше 1200 раненых защитников Порт-Артура. Вместе с эскадрой он благополучно прибыл во Владивосток. После русско-японской войны, «Иртыш» выкупило «Русазатик». В преддверии ПМВ, его перевели на Балтику и переделали в гидроавианосец. В этом качестве «Иртыш» участвовал в нескольких операциях. В сентябре 1916 года он был торпедирован немецкой подводной лодкой  и затонул.

«Енисей» был отправлен в крейсирование. Однако ему, почти сразу, не повезло. При попытке покинуть Порт-Артур он был замечен японским крейсером «Токива». Командир «Енисея» А.С. Шелигин, отдал приказ отступать к Порт-Артуру. В ходе преследования «Енисей» получил несколько повреждений и вынужден был стать на ремонт. Вместе с транспортным конвоем «Енисей» покинул Порт-Артур. После русско-японской войны, в ввиду плохого технического состояния корабля его решено было продать. Покупателями стали … японцы! Выкупив «Енисей» они переделали его в рыбоконсервный завод. Дальнейшая судьба бывшего «Енисея» не известна.

Госпиталь «Урал» после войны оставили в составе Тихоокеанской эскадры. В качестве плавучего госпиталя он служил вплоть до ПМВ. Перед самой войной его переделали в гидроавианосец. В этом качестве он прослужил всю Первую мировую войну. После революции «Урал» как водиться переделали в «Красный Урал». К качестве плавучей, учебно-тренировочной базы гидроавиации он прослужил вплоть до середины 30-х годов. Потом из-за плохого технического состояния «Красный Урал»  отправили на слом.

«Обь» была переделана в вооруженный войсковой транспорт, Участвовала в высадке наших войск на Сахалине. Выкуплена «Русазиатик». Выполняла регулярные рейсы Владивосток-Шанхай-Нагасаки.  Во время ПМВ служила на Балтике, в качестве подвижной базы эсминцев и подводных лодок. В 1918 году была переименована в «Кронштадтский коммунист», но после Кронштадтского мятежа, ей было возвращено прежнее имя «Обь». Снова переделана в товаропассажирский пароход, совершала рейсы Ленинград-Гамбург. В ВОВ опять переоборудована в базу подводных лодок. Динамо-машины «Оби» во время блокады снабжали ленинградцев электричеством. В качестве войскового транспорта «Обь» участвовала в десантной операции в Прибалтике. По возвращении домой подорвалась на мине. Команда «Оби» сумела довести корабль до Новокроштадтского судостроительного завода. Специальная комиссия обследовав судно признала его негодным к дальнейшей эксплуатации. Сдана на слом в 1948 году.

«Ангару» изначально предполагалось использовать как вооруженный войсковой транспорт. Однако, её почти сразу же пришлось разоружить, отправив артиллерию на сухопутный фронт.  В качестве невооруженного войскового транспорта, она все время простояла в Порт-Артуре. В октябре в неё попало два крупнокалиберных японских снаряда. Ремонт в полном объеме произвести не удалось. В составе транспортного конвоя «Ангару» пришлось брать на буксир. Во Владивосток она прибыла в крайне плохом состоянии с частично затопленными трюмами. Из-за нехватки ремонтных мощностей, ремонт «Ангары» был отложен на окончание войны. После русско-японской войны Морское ведомство пыталось продать поврежденный корабль, требующий серьезного ремонта, но покупателей на «Ангару» так и не нашлось. Денег на ремонт корабля не было. В 1908 году, после демонтажа машин и котлов, было принято решение разобрать «Ангару» на металлолом.

Как всегда жду Ваших замечаний,  уточнений, предложений и комментариев.

                                ПРОДОЛЖЕНИЕ, несмотря ни на, что все-таки следует :)))))))))))

Андрей Толстой
Подписаться
Уведомить о
guest

27 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account