2

В. Ю. Усов

Моторный миноносец «Видный»

Основой для реконструкции послужила работа коллеги Рюрика-2.

http://altflotofag.forum24.ru/?1-13-0-00000023-000-280-0 

В конце XIX в. стало очевидным, что паровые поршневые машины не смогут обеспечить дальнейший рост скорости миноносных кораблей. Попытки увеличения их мощности при сохранении приемлемых для миноносца весогабаритных характеристик успеха не имели. Жертвовать прочностью корпуса было нежелательно, а чрезмерное облегчение механизмов снижало надежность их работы. Опыты по замене угольного отопления паровых котлов миноносцев нефтяным были еще далеки от завершения, а предпринимавшиеся в 1898 г. попытки заказать английской фирме Парсонс миноносец с паровыми турбинами закончились неудачей [1]. Своего турбинного производства Россия не имела, да и перспективы этого совершенно нового типа двигателя были тогда далеко не ясны.

Не случайно поэтому такой большой интерес вызвало предложение инженера Б. Г. Луцкого, который брался разработать нефтяной мотор. Он предлагал двумя такими двигателями заменить на серийном миноносце водоизмещением 350 т машинно-котельную установку, предусмотренную проектом для кораблей этого типа. Б. Г. Луцкий уже имел опыт создания двигателей внутреннего сгорания для установки на судах. С его именем связана разработка бензинового двигателя для первой русской подводной лодки «Дельфин». Идею Луцкого о создании нефтяного мотора для миноносцев горячо поддержал начальник Главного управления кораблестроения и снабжения (ГУКиС). Представив 3 июля 1901 г. по этому поводу доклад морскому министру, он добился разрешения на подготовку необходимой документации для создания нефтяного двигателя. В тот же день Невскому судостроительному и механическому заводу было предложено прекратить работы по изготовлению паровых машин и котлов для одного из строящихся миноносцев. Сначала постройку двух двигателей системы Луцкого предполагалось поручить Ижорскому заводу, но в декабре 1901 г. его передали германской фирме Ховальдт [2].

29 сентября 1901 г. был подписан контракт, по которому Б. Г. Луцкий обязался разработать общий проект и рабочие чертежи для изготовления двух моторов эффективной мощностью по 3000 л.с. для миноносца водоизмещением 350 т. В контракте указывалось, что

«моторы должны действовать пиронафтом или иным продуктом из нефти, по  возможности с высокой температурой вспышки. Управление моторами должно быть так же просто и удобно, как паровыми машинами. Увеличение и уменьшение скорости миноносца должно происходить от изменения числа оборотов гребных валов. Чистка цилиндров и прочих частей от осадков и грязи не должна встречать никаких затруднений. Передача движения от машины к гребному валу должна происходить, как в паровой машине» [3].

Других технических подробностей в контракте не приводилось.

Морское министерство, со своей стороны, обязалось закончить постройку двух двигателей по чертежам и указаниям Луцкого до 31 декабря 1902 г. Оговаривалось, что если после установки на миноносец моторы покажут мощность не менее 3000 л.с. каждый и их вес со всеми устройствами окажется меньше веса типовых котлов и машин, то изобретатель получит вознаграждение, а все чертежи и проект двигателя перейдут в собственность Морского министерства. Предполагалось, что с двигателями Луцкого миноносец разовьет скорость не менее 28 уз при проектной скорости для кораблей этого типа 26 уз [3].

12 февраля 1902 г. кораблестроительный отдел Морского технического комитета постановил заменить на одном из эскадренных миноносцев паровые машины нефтяными двигателями. В случае успешных испытаний предполагалось снять двигатели с этого миноносца и разместить их в корпусе специально построенного для этого корабля, причем выигрыш в весе (55,8 т) употребить на бронирование его жизненно важных частей или уменьшение габарита [4]. Для эксперимента выбрали эскадренный миноносец «Видный» — последний из 10 кораблей водоизмещением 350 т, заказанных Невскому заводу в 1901 г. По контракту фирма Ховальдт обязалась изготовить, собрать и испытать оба двигателя, а затем доставить их в Петербург не позднее 1 сентября 1903 г.

Моторный миноносец «Видный»

Моторный миноносец «Видный»

Установка на миноносце нефтяных моторов в качестве главных двигателей потребовала принципиально нового подхода к разработке механического оборудования и систем этого корабля. Так, например, было принято решение полностью электрифицировать вспомогательные механизмы. К началу 1904 г. на Невский завод для установки на «Видном» доставили изготовленные на русских заводах три спиртовых мотора мощностью по 50 л.с. для привода динамо-машин, три динамо-машины по 33 кВт, вертикальный воздухонагнетательный насос с электроприводом, электрический шпиль, электрическую рулевую машинку, пневматический опреснитель [5, 6].

Получив первые сведения о постройке главных двигателей, Морское министерство выдало 1 сентября 1903 г. Невскому заводу наряд на изготовление и установку цистерн с трубопроводами для жидкого топлива со сроком исполнения два месяца. Предполагалось даже перевести «Видный» до ледостава в Либаву, поскольку доверенный фирмы Ховальдт уведомил о вероятной готовности первого двигателя к испытаниям в октябре 1903 г. 18 декабря 1903 г. управляющий Морским министерством приказал дать наряд Невскому заводу на все работы по установке на эсминце «Видный» главных и вспомогательных механизмов, оборудования и систем. Однако начавшаяся вскоре русско-японская война отодвинула на задний план эти работы. Невский завод даже обратился в Морское министерство с предложением срочно приступить к установке паровых механизмов обычного типа, так как изготовление нефтяных моторов задерживалось. Но разрешения на это не последовало, хотя срок готовности главных двигателей был перенесен на апрель 1904 г.

В июле 1904 г. русский морской агент (военно-морской атташе) в Германии Н. Д. Долгоруков доносил, что

«вчерне обе машины построены, но… в ход пускался только один цилиндр… Судя по диаграмме прежних ходов, работа цилиндра хороша и число сил, которое он должен развить (500), достигается при 280 об/мин. Давление — 20 атмосфер».

В том же донесении указывалось, что фирма Ховальдт предлагает построить миноносец водоизмещением 430 т, поскольку двигатели несоразмерны с корпусом«Видного». Далее Долгоруков заключил, что

«сооружение этих моторов, без сомнения, дело чрезвычайной трудности, требующее множества экспериментов и связанное с неисчислимыми неудачами, но в настоящем случае, от кого зависит скорейшее окончание их, установить положительно невозможно» [7]

20 августа 1904 г. последовало приказание смонтировать на миноносце «Видный» первоначально предназначенные для него паровые котлы и механизмы, сняв все приспособления для установки моторов Луцкого. В  августе 1905 г. эсминец «Видный» завершил ходовые испытания, развив при четырехчасовом пробеге среднюю скорость 27,25 уз. Корабль участвовал в первой мировой войне, а в марте 1918 г. — в Ледовом походе Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт. В 1922 г. его иск­лючили из состава флота и разобрали.

Луцкому не удалось довести двигатели, предназначавшиеся для «Видного», до работоспособного состояния. Поэтому в октябре 1905 г. специальная комиссия Морского министерства приняла решение о расторжении контракта с фирмой Ховальдт. Фирма продолжала доводку двигателей системы Луцкого, но после аварии во время испытаний 17 января 1906 г. работы были прекращены [8].

Этот эпизод остался в истории отечественного кораблестроения как попытка создания корабельного двигателя внутреннего сгорания большой цилиндровой мощности, опередившая свое время. Вместе с тем опыт проектирования, постройки и испытаний электрифицированных вспомогательных механизмов для эсминца «Видный» русские судостроители использовали позднее при постройке первых в мире боевых надводных кораблей с дизельными установками — мореходных канонерских лодок типа «Карс» для Каспия и башенных канонерских лодок типа «Шквал» для Амурской военной флотилии.

Моторный миноносец «Видный»

ЛИТЕРАТУРА 

1. ЦГА ВМФ, ф. 427, оп. 1, д. 273, л. 3.

2. ЦГА ВМФ, ф. 421, оп.  1, д. 1534, лл. 49—50.

3. Там же, лл. 6—7.

4. Там же, л. 8.

5. ЦГА ВМФ, ф. 427, оп.  1, д.  1056, лл.  13, 80.

6. Там же, д. 1241, л. 256.

7. Там же, лл. 5—7.

8. Там же, лл. 55—58.

Подписаться
Уведомить о
guest

26 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account