2

В продолжении поднятой темы армейского эрзац-перехватчика "Дина" – морской эрзац на базе разведчика "Сайюн"/"Мирт"

К началу 1944 года стало очевидным, что стратегическая инициатива Японии утрачена безвозвратно. Разведданные, поступавшие из США, свидетельствовали о появлении у противника нового тяжелого бомбардировщика В-29, качественно превосходившего все, что до этого встречалось в небе японским летчикам. Было очевидно, что в ближайшем будущем эти машины следует ожидать на фронте. Ввиду этого, японской флотской авиацией были предприняты шаги по укреплению обороноспособности метрополии, где формировались новые части флотской ПВО.

В марте 1944 г. на авиабазе Кисарацу был сформирован новый 302 кокутай ночных истребителей, призванный обеспечивать оборону центрального сектора в районе Токио – Нагоя. Это подразделение возглавил опытный японский офицер дайсё (капитан 1 ранга) Ясуна Кодзоно (Yasuna Kozonо). Полтора года назад именно по его инициативе на базовые двухмоторные разведчики флота J1N1 "Гекко" начали ставить наклонные пушки для стрельбы вперед-вверх, превратив, таким образом, разведывательный самолет в ночной перехватчик. Именно эта машина и должна была по мнению командования стать основой матчасти нового 302-го кокутай. Однако реалии оказались таковыми, что ограниченный выпуск "Гекко"-перехватчиков не позволил полностью укомплектовать ими новое подразделение. К началу воздушного наступления американцев на Японские острова матчасть полка составляла сборная солянка из самой разной авиатехники, стараниями и инициативой Кодзоно приспособленной для выполнения ночных перехватов. Помимо уже упомянутых "Гекко" в состав 302 кокутай поступали обычные истребители А6М "Рейсен" последних модификаций Модель 52 и новейшие перехватчики J2M "Райден".

Кодзоно был убежденным сторонником применения наклонного пушечного вооружения и тактики его применения с атакой из задней нижней полусферы атакуемого бомбардировщика. В 1942–43 гг. такая тактика имела определенный успех, поскольку в нижней полусфере бомбардировщиков старых конструкций типа В-17 и В-24 они имели наихудший обзор и наиболее слабое оборонительное вооружение. Но в случае с новыми В-29 такая тактика уже теряла смысл. Новые американские самолеты снизу были защищены ничуть не хуже, чем с любой другой стороны. Но консерватизм – это национальная японская черта, и быстро перестроить сознание, оперативно изменить отработанную тактику было просто не реально. Поэтому по инициативе Кодзоно наклонные пушки ставились практически на все самолеты, поступавшие на вооружение вверенного ему 302-го Ku. 20-мм пушка Тип 99 модель 2 устанавливалась позади пилотского сиденья в "Зеро" прямо в кабине пилота. Две таких же пушки размещались "на спине" "Райдена" позади кабины, дополняя и без того мощное 4-пушечное вооружение этого перехватчика.

Кроме вышеупомянутых машин на вооружении части имелось несколько палубных пикировщиков "Сюсей", также переоборудованных в перехватчики. Модель D4Y2-S с расположенной в кабине стрелка одной наклонной 20-мм пушкой Тип 99-2 была довольно скоростной машиной и, несмотря на скромную огневую мощь, пользовалась популярностью у экипажей. Нехватка авиатехники заставила командира части использовать в качестве пополнения все, что было доступно. В ход шли скоростные базовые бомбардировщики "Гинга" модели P1Y2-S, также получавшие наклонное вооружение из пары 20-мм пушек или одной 30-мм Тип 5. Часть таких машин несли даже две 20-мм и одну 30-мм пушку, что делало их залп рекордно мощным.

Не остался без внимания Кодзоно и скоростной палубный разведчик С6N1 "Сайюн" фирмы Накадзима. Несколько разведчиков этого типа поступило на вооружение 302 Ku. в начале 1945 года. Эта машина обладала очень высокой скоростью, значительно превосходившей даже истребители. Ко всему прочему, с подвесным баком "Сайюн" мог преодолеть свыше 5 тыс км. На первых порах "Сайюны" 302-го кокутай использовались по своему прямому назначению. Отсутствие сплошного радиолокационного поля в японской ПВО делало дальнюю воздушную разведку архиважной для эффективной обороны. "Сайюны" часами барражировали на дальних подходах к сектору обороны японской столицы, которую прикрывал 302 Ku. Высокая скорость позволяла экипажам разведчика делать это, практически не опасаясь перехвата.

Морской перехватчик "Сайюн"

Один из захваченных после войны перехватчиков "Мирт" из бывшего 302-го кокутай. Вариант, вооруженный парой 20-мм наклонных пушек Тип 99-1. Пушки располагались бок о бок в кабине штурмана и не выступали за габариты машины, поэтому внешне отличить перехватчик от разведчика можно было только по зашитому остеклению верхней части фонаря над бывшим местом штурмана и прорезанным в нем амбразурам. Обращает на себя внимание закрашенный хвостовой код и нанесенный поверх американский регистрационный номер.

К весне 1945 года, однако, потери в авиатехнике части, даже несмотря на то что она была укомплектована опытными летчиками-ветеранами, начали стремительно расти. Японская промышленность, близкая к коллапсу, уже не успевала восполнять их. Именно к весне 1945 года относятся первые упоминания о переделке палубных разведчиков C6N1 в перехватчик. В апреле 1945 года на трех имевшихся в части разведчиках провели необходимые переделки. В средней части самолета, на месте штурмана расположили две 20-мм пушки Тип 99 Модель 1, под углом 65 градусов. В верхней части фонаря были сделаны специальные вырезы. Стволы пушек не выступали за габариты кабины, поэтому внешне истребительная версия машины не отличалась от базовой. Пушки располагались бок о бок. Причем левая устанавливалась чуть выше правой для удобства доступа к барабанным магазинам емкостью по 60 патронов. Штурман из средней кабины пересел на место стрелка, откуда имел возможность прицеливаться из орудий. Задний 7.92-мм пулемет Тип 1, по-видимому, был сохранен. Модернизация была успешно выполнена силами технического персонала части. Машина получила обозначение Saiun 11-gata Kaizō yasen, то есть, дословно, "Сайюн", модернизированный в ночной истребитель. Обозначение, принятое в авиационной литературе сегодня – C6N1-S – официально во время войны никогда не использовалось. Позднее подобным образом были модернизированы еще два "Сайюна", получившие вместо пушек Тип 99 модель 1 более мощные Модель 2.

В ходе летных испытаний выяснилось, что, несмотря на недостаточный потолок и скороподъемность, самолет обладал неплохими летными характеристиками. Летом 1945 года еще один разведчик, попавший на вооружение 302-го Ku., вместо пары 20-мм пушек получил одну 30-мм Тип 5. Обозначение модификации сохранилось.

Морской перехватчик "Сайюн"Морской перехватчик "Сайюн"Морской перехватчик "Сайюн"

30-мм пушка Тип 5 — пожалуй самая мощная авиапушка в мире в этом классе на единственном перехватчике "Сайюн" № Yod-295 тюи (лейтенантов) Хироси Ясуда и Таро Фукуда

Общее количество переделанных в перехватчики "Сайюнов", таким образом, составляло лишь 6 штук, хотя возможно наличие подобных переделок и в других частях.

Морской перехватчик "Сайюн"

Эрзац-перехватчики "Сайюн" (на переднем плане) и "Сюсей" 302-го кокутай

Хроники завершающих боев 2-й Мировой войны зафиксировали лишь единственный случай боевого применения перехватчика "Сайюн" в ночь с 1 на 2 августа 1945 года. Тогда единственный C6N1-S с 30-мм пушкой Тип 5 из 3-его хикотай (эскадрильи) 302-го Ku., пилотируемый тюи (лейтенантом) Хироси Ясудой и наблюдателем Таро Фукудой, атаковал одиночный В-29. "Sayun" сделал десять заходов на В-29, полностью израсходовал боекомплект 30-мм пушки. По возвращении на базу Ясуда доложил о "вероятно сбитом" В-29. Потерь у американцев в эту ночь среди В-29 не зафиксировано.

Надо отметить, что перехватчики C6N1-S оставались самыми скоростными "ночниками" не только во флотской, но и в армейской авиации. Основным недостатком, не позволившим самолету успешно противостоять главной угрозе — американским бомбардировщикам В-29, стали отсутствие бортовой РЛС и небольшой потолок. Для устранения этих недостатков необходимо было уменьшить массу самолета и увеличить высотность двигателя.

Морской перехватчик "Сайюн"Морской перехватчик "Сайюн"

Изготовление ночного истребителя с улучшенными высотными характеристиками было поручено фирме Nakajima. Решить проблему высотности предполагалось установкой нового двигателя с турбокомпрессором. Работа эта проводилась одновременно по нескольким направлениям. В первом случае на самолет установили двигатель Nakajima NK9K-L Homare 24-Ru, снабженный турбокомпрессором Hitachi Model 92, размещенным в нижней части мотоотсека. Двигатель комплектовался четырехлопастным винтом VDM С6 Р10. Самолет получил обозначение C6N2 Model 12. Главным внешним отличием новой машины от Модели 11 являлся дополнительный воздухозаборник, осуществлявший подачу воздуха к турбокомпрессору.

Постройку первого экземпляра C6N2 закончили в феврале 1945 года. Испытания самолета проходили на авиабазе Мисава до июля 1945 года. В ходе испытаний машина показала максимальную скорость в 639 км/ч. Потолок увеличился с 8500 до 12 500 метров. Хотя полученные результаты подтвердили расчеты конструкторов, самолет в серию не пошел. Причиной этого послужила ненадежная работа турбокомпрессора и двигателя.

Вторым вариантом высотного ночного истребителя стал C6N3 KAI 1. На самолете установили улучшенный двигатель Nakajima Homare 24 и новый турбокомпрессор. Работа над истребителем прервалась с окончанием войны.

На настоящее время единственный сохранившийся до наших дней "Сайюн", который ждет реставрации в запасниках музея Пола Гарбера, относится именно к истребительной модификации из бывшего 302-го кокутай.

Морской перехватчик "Сайюн"

Перехватчик "Мирт" следует в США

Морской перехватчик "Сайюн"

Единственный сохранившийся до наших дней Nakajima C6N "Saiun" / "Myrt" – именно в варианте перехватчика хранится в запасниках музея Пола Гарбера в плачевном состоянии

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account