10

Немного предыстории к morskoi-lev-ii-v-1941 — что было от РИ августа 1940 до АИ августа 1941 .

Содержание:

Немецкое воздушное наступление .

Реальная История.

С октября 1940 немецкая авиация перешла на ночные бомбёжки . К такого рода действиям английская ПВО была не готова . 14 октября 380 бомберов атаковали Лондон , было сбито 2 самолёта , хотя английские зенитчики выпустили в небо больше 8 тысяч снарядов . Около 450 бомберов атаковали Ковентри – был потерян один самолёт , хотя английские ночные истребители сделали 125 вылетов .

Безнаказанность при ночных налётах немецкая авиация сохраняла до весны 1941.

Из «Военно-воздушные силы Великобритании во Второй мировой войне (1939-1945)» : «С чисто экономической точки зрения немецкое воздушное наступление на Англию, несомненно, достигло определенных успехов. Производство самолетов в Англии значительно снизилось как в результате прямого ущерба, нанесенного промышленности, так и вследствие вынужденного рассредоточения заводов. Только в феврале 1941 года выпуск самолетов достиг уровня августа предыдущего года. От налетов немецкой авиации пострадали сталелитейная и судостроительная промышленность, сети коммуникаций, сократилось производство электроэнергии, было уничтожено некоторое количество запасов нефти, продовольственных и других резервов. Нам приходилось держать более 600 000 человек в системе противовоздушной обороны.

Воздушное наступление обошлось немцам довольно дешево, и свои потери в самолетах и экипажах они полностью оправдали достигнутыми результатами.»

В январе из-за плохой погоды активность действий немецкой авиации снизилась .Часть немецкой авиации ( в основном пикировщики ) в январе-феврале была переброшена в Средиземноморье .

Со второй половины февраля широкомасштабное воздушное наступление возобновилось .

Альтернатива 

АИ – всё тоже самое , только с конца февраля немецкое воздушное наступление возобновилось в больших масштабах . Скажется увеличение авиапроизводства и нет оглядки на Барбароссу , на то , чтоб поберечь силы на неё .

Морской лев в 1941 . Дополнения .

Противодействие британцев ночным налётам поначалу свелось к тому , что они затрудняли наведение немецких самолётов на цель : ставили помехи в немецкую радионавигацию , сооружали ложные ориентиры , вели заградительный зенитный огонь . Эти контрмеры имели заметную эффективность , немцы нередко промахивались не только по точечным объектам , но и по среднего размера городам . Но надо было и сбивать немецкие самолёты ; решением стало развитие радарной техники . Англичане довольно быстро разработали бортовой авиарадар , внедрили его в производство ; постепенно количество оснащённых самолётов и подготовленных лётчиков увеличивалось . В марте и апреле немецкие потери увеличились , но , в среднем , не превышали ещё процента на вылет . Но с мая немецкие потери начали увеличиваться . В борьбе за ночное небо Британии наступил перелом .

С этой точки зрения , апрель 1940 – крайний месяц для немецкой операции . Ну май ещё туда-сюда . Потом для немцев всё глуше . Им придётся прекратить воздушное наступление .

Но общую подготовку к апрелю 1940 немцам завершить практически невозможно . Либо им придётся начинать с одним Бисмарком и Шарном и Гнеем не перевооружёнными на 380 мм . Сомнительно также , что немцы успеют завершить грандиозные работы по строительству береговых батарей в Па-де-Кале . Нужно также время на производство десантных средств ; наиболее совершенное из них – MFP немцы начали строить только весной 1941.

 

Наступление на британские коммуникации .

 

С февраля 1941 усилились действия немцев против британского судоходства . В море вышли новые подводные лодки – уже начало сказываться расширение их строительства , предпринятое с осени 1939 . Также в море вышли надводные рейдеры — броненосцы Шеер и Лютцов ( этот – АИ ) , тяжелый крейсер Хиппер . Их действия поддерживали дальние разведчики-бомбардировщики ФВ-200.

Активизировалась немецкая авиация — бомбила британские порты , атаковала суда в море , ставила мины . Немецкие бомберы атаковали на малой высоте, стараясь попасть бомбой в борт судна и пролетая над ним на уровне мачт. Этот метод , поскольку зенитки на английских судах были ещё редкостью , не представлял ни сложности, ни опасности и позволял добиться неплохих результатов .

Потери британского торгового флота росли — в марте они составили 532000 т, в апреле — 644000 т. Цифры из РИ . Кроме того множество судов получили повреждения . А так как , судоремонтные доки тоже были одной их приоритетных целей для бомбёжек , то ремонт затягивался ; порты Британии были забиты повреждёнными кораблями . Ещё одно следствие : много судов задерживалось в портах в ожидании формирования конвоев , конвои же формировались медленно из-за недостатка кораблей-конвоиров ; оборачиваемость тоннажа снизилась . Ввоз в Англию снизился на четверть ( РИ – на 20 % ). В апреле британское военное производство упало . Собственно , оно и в РИ заметно просело ; в АИ побольше и не тока в апреле .

В мае 1941 британцы добились перелома в борьбе с немецкими надводными рейдерами . Выход Шарнхорста и Гнейзенау ( в АИ – одного Шарна , поскольку Гней на перевооружении ) в феврале на коммуникации стал в РИ последним беспрепятственным выходом немецких крупных кораблей-рейдеров в Атлантику . Выход в мае Бисмарка был уже отслежен английскими дозорами . Хотя и не без срывов , британцы не слезали с контакта с Бисмарком и довели дело до его потопления . Также британцы потопили 5 танкеров , уничтожив немецкую систему снабжения рейдеров в океане . В июне немцы послали крейсер Лютцов . Но британцы выследили его ещё на выходе ; получив торпеду с английского самолёта , Лютцов вынужден был вернуться . С мая Атлантика закрыта для немецких рейдеров , больше на британские коммуникации они не выходили .

( Здесь есть некоторый затык для АИ : получив к августу 1941 Тирпиц и 381 мм Гнейзенау , немцы могут потерять Бисмарк . Редер погонит его в мае в рейд ; то , что британцы его перехватят — это детерминированно ; то , что утопят — это уже менее детеминированно , были там срывы . Но лепить такую АИ — где Бисмарк топит Худ и таки уходит от погони , а затем участвует в Зеелёве — думаю , коллеги не поймут , расценят как прям уж совсем подыгрывание . Лучше просто отменить детерминизм отправки Бисмарка в рейд . Напряжение на британских коммуникациях поддерживать , конечно , надо . Но у немцев вырисовывается эскадра из трёх ЛК с 380 мм ГК — соединению надо сплаваться в преддверии близкой совместной операции ).

Морской лев в 1941 . Дополнения .

В общем , к лету 1941 британцы сумели выключить из борьбы на коммуникациях немецкие рейдеры ; также были ограничены действия пока ещё немногочисленных немецких подлодок . Но до перелома в борьбе с немецкой авиацией на коммуникациях было ещё не близко . Всего за 3 весенних месяца фашистская авиация потопила в Атлантике 212 транспортов (583070 брт), а подводные лодки — 142 транспорта (817887 брт). В РИ летом немцы перебросили свою авиацию на восток – британские потери резко снизились . В АИ немецкая авиация только наращивает удары .

 

К борьбе в воздухе .

 

В сентябре 1940 г. немцы поимели опыт упреждающих британских ударов по исходным районам концентрации немецких сил . К августу 1941 также будут упреждающие удары со стороны британцев по немецким портам , стройплощадкам береговых батарей , аэродромам и транспортным узлам . Как вариант : немцы предприняли демонстративную концентрацию ( частью из ложных целей ) – чтобы как раз вызвать британские налёты . В 1941 атаки британцев приведут к их большим потерям .

Пруфопример из РИ : как раз в это время — с конца июня по август 1941 британцы предприняли воздушное наступление через Ла-Манш . Это наступление они позиционировали как помощь СССР ; планировалось нанести потери немецкой авиации , заставить немцев оттянуть часть сил с Восточного фронта .

Цитата из «Военно-воздушные силы Великобритании во Второй мировой войне (1939-1945)» : «…мы активизировали действия нашей авиации по другую сторону Ла-Манша… Рост потерь бомбардировочной авиации вскоре вынудил нас сократить масштабы воздушного наступления по объектам на территории противника. Это решение было принято в августе… В ходе этого наступления в 1941 году, по нашим данным, сбито около 800 истребителей противника, в то время как наши потери составили 462 истребителя. Теперь известно, что немцы потеряли только 183 самолета. Таким образом, мы потерпели неудачу как в соотношении потерь своих самолетов и самолетов противника …».

Итого : против 183 немецких самолётов британцы потеряли 462 истребителя + неназванное количество бомберов . При том , что главные силы немецкой авиации находились на востоке  В АИ они находятся на западе . Поэтому можно смело принимать соотношение потерь 3 к 1 в пользу немцев . При этом экипажи сбитых британских самолётов терялись безвозвратно – поскольку падали они на подконтрольной противнику территории .

К тому же эффективность самих ударов английской авиации в 1941 довольно низка . Цитата из «Военно-воздушные силы Великобритании во Второй мировой войне (1939-1945)» : «результаты ночных бомбардировок нашей авиации в 1941-году, хотя о них знали лишь немногие, были весьма плачевными. В сентябре 1941 года командование английских ВВС произвело подробную оценку этих результатов на основании аэрофотоснимков, сделанных во время ста последних ночных налетов нашей бомбардировочной авиации. Оказалось, что из трех самолетов, экипажи которых докладывали об успешном выполнении боевого задания, только один подходил к своей цели на расстояние ближе восьми километров, а при проведении налетов на объекты Рура только один из десяти самолетов приближался к своей цели на такое расстояние.»

То есть , пилоты докладывали : мы разбомбили цель — там всё взлетело на воздух мелкими кусочками и сгорело во прах . Затем вылетал фоторазведчик – оказывалось : немецкий объект–цель не пострадал совершенно ; ближайшие к нему воронки были в 8 км от него . И это было ещё нормальным результатом для ночных бомберов — скинуть бомбы в 8 км от цели . Большинство пилотов мазали ещё сильнее .

Ещё цитата про налёты на немецкие линкоры в Бресте : на них «произвели в течение 8 недель 1161 самолёто-вылет , однако только 4 бомбы попали».

Немецкая береговая батарея — цель гораздо меньшая , чем линкор , Стоит под маскировкой . Заметить позицию затруднительно + ложные позиции + установки дымзавес . Соответственно вылетов против неё надо сделать ещё больше — соответственно ещё больше потерять самолётов от немецкого противодействия .

Соответственно , к началу немецкой высадки англичане теряют большое количество самолётов , и что важнее – опытных лётчиков . Соотношение сил в воздухе ещё больше изменяется в пользу немцев.

 

К воздушно-морскому сражению в проливе .

 

Возьмём за основу реальные приготовления англичан в 1940. В Розайте сосредоточили 3 линкора, 2 легких крейсера, 3 крейсера ПВО и 12 ЭМ.

Еще 1 крейсер и 12 эсминцев — в устье реки Тайн, 3 крейсера и 7 ЭМ — в устье реки Хамбер.

Еще 1 крейсер и 12 эсминцев — в устье Темзы.

Ну и линкор, 4 крейсера и 60 эсминцев — уже в Канале. В том числе от 8 до 12 — прямо в Па-де-Кале ( Дувр ).

Итак , как минимум , 60 английских ЭМ и 4 крейсера уже в проливе на момент перед немецкой высадкой в Па-де-Кале . Затем ещё добегает 3 линкора, 10 крейсеров и 43 ЭМ из портов восточного побережья (по Розайт включительно). В зависимости от исходной ВМБ — от 3 до 10 часов хода, т.е. в пределах ночного перехода.

В отличие от 1940 , в 1941 у немцев есть линкоры . В начальной высадке они не участвуют , действуют только своим существованием . Их существование заставит англичан не бросать в пролив свои линкоры – пока не задействованы немецкие . Сперва идут лёгкие силы с эсминцами во главе и крейсера .

Немецкая встреча .

Предварительный массированный удар авиации по ВМБ англичан . Пять ВМБ – до 500-600 вылетов за ночь против каждой немцы смогут ( по 2-3 вылета на самолёт ).

Затем подлодки , заранее развёрнутые на путях подхода-отхода английских кораблей .

Затем мины . Совсем наглухо перекрыть минами подходы к зоне десанта немцы не смогут . Но и полной свободы действий у англичан не будет . Подорвутся , конечно , не все , но какие-то подрывы будут . Это один их факторов , наряду с авиацией , тяжёлой артиллерией и торпедоносными силами . Каждый фактор сам по себе не решает всё , но что-то у англичан пооткусывает .

Затем группировка дальнобойной артиллерии . Высадка происходит в зоне её действия – чтобы помешать высадке англичанам надо идти в эту зону . Одно орудие на дальностях 20-40 км попадёт в корабль только чудом . Но залпы большого количества орудий вероятность попадания увеличивают . Это одна из фишек предлагаемой АИ : имеющаяся у немцев дальнобойная артиллерия не размазывается по всему атлантическому берегу , а концентрируется в Па-де-Кале . Соответственно , в каждом залпе гораздо большее количество орудий — больше вероятность попадания .

К тому же англичанам надо подходить к немецкому берегу ближе , чем на 20 км . Надо выбивать немецкие десантные плавсредства в портах . Немцы же не будут их отправлять в море в момент , когда англичане могут их там перехватить ( а такие моменты немцы вполне могут определять ). А чем ближе англичане — тем выше вероятность попадания по ним с береговых батарей .

Морской лев в 1941 . Дополнения .

В Па-де-Кале у немцев пилабы , зибели и MFP , курсирующие между французским и английским берегами . Скорость — от 15 км/ч , пересекаемое расстояние — 33-45 км , течения в самом Па-де-Кале относительно слабые ; тащиться эшелонам вторжения 3-4 часа максимум ; при тревоге ( а приближение на опасную дистанцию английских кораблей не останется не замеченным — всё прошаривается радарами + дозоры + авиаразведка ) десантные корабли успеют отойти ближе к своему берегу .

Хорошо вооружённые зибели и особенно MFP были непростой мишенью даже для эсминцев . Для кораблей меньше эсминца они уже просто опасны . Хотя , конечно , и сами зибели довольно уязвимы ; поэтому их много .

Кроме того , у немцев здесь куча тральщиков ( раумботы и др.) — суда достаточно быстроходные , прочные , мореходные и вооружённые , чтобы не быть лёгкой добычей – успеть отойти ближе к своим батареям , вызвать авиацию . В РИ набеги британских эсминцев в 1941-43 на немецкие конвои , сопровождаемые этими кораблями , не приводили к их неприемлемым потерям .

Авиация.

Пример : РИ Критская операция ( апрель 1941 ). В ходе борьбы английский Средиземноморский флот понес тяжелые потери от авиации противника. Он лишился 3 крейсеров, 7 эсминцев и 29 малых кораблей; были повреждены авианосец, 3 линкора, 6 крейсеров и 7 эсминцев. Немецко-фашистская авиация уничтожила старый броненосец «Килкис», 12 эсминцев и 10 катеров греческого флота.

При этом : критские налёты — со стороны немцев это импровизация ( влезли английские корабли в их операцию — тут-то немецкие начальники на них внимание обратили ). Специально к действиям против флота не готовились ; торпедоносцев не было вовсе . В АИ у немцев проработанный план , длительная подготовка экипажей к противокорабельным действиям , соответствующая матчасть .

Морской лев в 1941 . Дополнения .

Но , коллеги заметили ( и справедливо ) – как пример к теме Морльва РИ Критская операция ( апрель 1941 ) нерелевантна . Она проходила в условиях ярко выраженного немецкого господства в воздухе – чего в Ла-манше не будет .

Кроме того наибольшие потери британцы понесли когда на их кораблях закончились боеприпасы к зениткам . К этому – цитата из Белли В.А. «Боевые действия в Атлантике и на Средиземном море. 1939–1945 гг.»: «Казалось бы, что в создавшейся обстановке, когда главная угроза исходила от авиации противника, английскому командованию следовало обратить особое внимание на расход и подачу зенитного боезапаса. Однако пополнение его в ходе операции предусмотрено не было, а расход велся почти без всякого учета. Больше того, когда возникла необходимость отвести часть флота из-под удара немецкой авиации, по недоразумению были выведены корабли западных отрядов с почти неизрасходованным зенитным боезапасом, а для содействия обороне острова остались корабли, имевшие 20–30% зенитного боезапаса. Израсходовав его, они оказались совершенно беззащитными при налетах вражеской авиации .»

Как ближайший аналог АИ немецких авиаударов по морским целям с британским противодействием – РИ немецкие атаки против английского судоходства в Ла-Манше летом 1940 . По английским данным ( енвики Kanalkampf  ) с 10 июля по 10 августа сбито 80 немецких истребителей , 22 пикировщика , 100 средних бомберов , 13 гидросамолетов ; при английских потерях в 115 истребителей ; немцы утопили 35 транспортных кораблей и четыре эсминца . Данные английские — может чего и приукрасили ( хотя итог боёв засчитывается как победа немцев ).

Трудности англичан : над морем эффективность английских радаров снижалась , они не могли предупреждать о подлёте немецких авиагрупп так , чтобы английские истребители успевали подняться и перехватить врага . Прикрытие своих конвоев англичане могли осуществлять только патрулируя в воздухе над ними . Но патрулирование держало англичан в постоянном напряжении . Многочисленные вылеты в патруль выматывали лётчиков и ресурс техники . Инициатива была у немцев — они посылали в атаку превосходящие силы ( как-то так : в английском патруле над кораблями было , скажем , 40 истребителей — немцев прилетает 80 ). Английские радары засекали в воздухе много немецких групп — но в каких из них именно находились ударные самолёты — этого диспетчеры не знали.

Морской лев в 1941 . Дополнения .

Против немцев играло то , что они только закончили кампанию во Франции , налёты в проливе были импровизацией и проводились ограниченными силами . Подготовка для действий против кораблей у немецких лётчиков отсутствовала . Поэтому для решения задачи (разгром конвоя ) им требовалось большое количество вылетов – пикировщики с какого-нибудь «Дзуйкаку» справилась бы там за на порядок меньшие усилия .

Немцы не вкладывались в обучение морских ударников . Ибо их кампании в РИ планировались и велись сухопутные . АИ : поскольку немцы готовят операцию с преимущественно морской составляющей — то и подготовка лётчиков проводится соответствующая . Больше тренировок — больше попаданий .

Итак , немцы в АИ ударах по английскому флоту встречают сильное противодействие . Скажем , они теряют 500-700 самолётов за кампанию в противокорабельных налётах. Сколько нужно дней , чтобы расколупать английскую корабельную группировку , чтобы уцелевшие отступили ? Ну , дней 10-20 . Затем начинается основная высадка .

По немецким сухопутным силам : в РИ на июнь 1941 они имели 208 дивизий — из них 167 нормальной боеспособности ( в т.ч. 21 танковая ) , 17 пд ограниченной боеспособности ( в основном сторожат побережье ), 15 пд очень плохой боеспособности ( решение о их формировании принято в апреле 1941 , вооружить их пока было мало чем ) , 9 охранных дивизий .

Альтернатива

АИ : поскольку приоритет за ВВС и ВМС , то сухопутные войска меньше — на август 1941 у немцев 159 нормальных дивизий ( в т.ч. 15 танковых ) ,12 пд ограниченных , 9 пд пятнадцатой волны формируются . Распределение : Вост.Пруссия и Польша — 50 , Румыния — 6 , Дания и Норвегия — 5 , северная Норвегия ( близ СССР ) — 4 , общий резерв на территории Германии — 10 ( + 15-я волна ), северная Африка , Средний Восток — 8 , побережье Франции-Нидерландов — 17 , резервы внутри Франции-Нидерландов — 8 , Балканы — 6 . Итого к высадке в Британию — 45 дивизий . При необходимости возможно усиление .

И в построении АИ с Зеелёве-1941 надо , конечно , учитывать фактор активности СССР . Как вариант : устранять этот фактор . АИ-Сталин сидит ровно , не выдвигает неприемлемых для Берлина требований ( подвариант : Берлин вообще не обращается с предложением по развитию отношений – соответственно , и у СССР нет повода выдвинуть свои требования . Хотя это маловероятно ). В этой АИ предлагаю простое решение : пока немцы напрягаются на западе — на востоке они предохраняются сооружением оборонительной линии . Восточный Вал в 1941 г.

Подписаться
Уведомить о
guest

289 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account