Первый американский самолёт, который должен был пересечь Атлантику. Многоцелевая летающая лодка Curtiss H-4 Small America

15

Первый американский самолёт, который должен был пересечь Атлантику. Многоцелевая летающая лодка Curtiss H-4 Small America

Самой успешной американской авиастроительной компанией времен Первой Мировой войны как с коммерческой, так и с производственной точки зрения была, несомненно, основанная Гленом Кертиссом компания Curtiss Aeroplane & Motor Corporation (Curtiss). В основном это произошло благодаря массовому производству учебных самолетов-бипланов типа JN, известных под прозвищем Jenny. Косвенно успеху компании способствовал богатый американский бизнесмен Родман Ванамейкер, который решил выиграть приз в 10000 фунтов стерлингов, предложенный британской газетой «Daily Mail» за первое пересечение Атлантики, и заказал у компании Curtisse летающую лодку, которой заранее присвоил имя America. Заказанная машина получила внутрифирменное обозначение Curtiss H. Концептуально она была основывалась на предыдущих летающих лодках Curtiss, но была крупнее. Начало трансатлантического перелета было назначено на 5 августа 1914 года, однако в Европе уже началась война, и перелет не состоялся.

Пилотом летающей лодки America должен был стать лейтенант (капитан-лейтенант) британского флота Джон К. Порт. Порт был отозван в Великобританию, где он смог убедить Адмиралтейство приобрести для военных целей две летающие лодки Curtiss H (в том числе и предназначенную для трансатлантического перелета). В конце августа 1914 года гидросамолеты были импортированы компанией White &Thompson и поступили на вооружение авиационной службы Королевского флота (Royal Naval Air Service – RNAS), выполняя полеты с базы в Калшоте. В том же месяце Джон Порт обсудил с представителем Адмиралтейства коммодором Суэтером (Sueter) возможность импорта большего количества летающих лодок Curtiss. Первоначальная цена, которую потребовала американская компания, была слишком высокой, но вскоре после переговоров она была скорректирована до приемлемого значения. Первые две серийные двухмоторные летающие лодки Curtiss H были изготовлены и отправлены в Великобританию в кратчайшие сроки. Сразу же после этого были заказаны еще двенадцать машин, но они были собраны на британских заводах. Поскольку мощность первоначальной силовой установки (два 90-сильных [66 кВт] двигателя Curtiss OX-5)оказалась недостаточной (предназначенная для трансатлантического перелета America получила два двигателя с толкающими винтами, которые позднее были дополнены третьи двигателем с тянущим винтов), то в Феликсстоу устанавливался целый ряд более мощных авиамоторов: 120-сильные (88 кВт) рядные шестицилиндровые двигатели жидкостного охлаждения Beardmore, десятицилиндровые радиальные двигатели воздушного охлаждения Anzani мощностью 100 л.с. (74 кВт) или 125 л.с. (92 кВт) и 12-цилиндровые рядные V-образные двигатели жидкостного охлаждения Sunbeam мощностью 150 л.с. (110 кВт). Модифицированные таким образом машины получили обозначение Curtiss H-4 America. Их конструкция осталась цельнодеревянной, как и у Curtiss H, с полотняной обшивкой крыльев и хвостового оперения и фанерной обшивкой фюзеляжа.

Британский флот по большей части не был доволен летающими лодками Curtiss H-4 America, поскольку они могли действовать только в отсутствие волнения на море. Кроме того, летающие лодки со 100-сильными двигателями иногда даже не могли оторваться от воды. По этим причинам летающие лодки Curtiss H-4 America в основном использовались в качестве учебных. Тем не менее в начале 1915 года Адмиралтейство заключило с компанией Curtiss контракт на сумму 11 миллионов долларов и с марта по сентябрь закупило всю продукцию быстро развивающейся компании, т.е. не только летающие лодки Curtiss H-4, которых было заказано 50 экземпляров, но а также учебные самолеты JN-3 и JN-4. Летающие лодки, некоторые из которых оснащались двигателями Curtiss мощностью по 118 кВт (160 л.с.), использовались в основном для противолодочного патрулирования. Машины со 100-сильными двигателями получили обозначение H-4 America 950 и могли нести под крыльями двенадцать 9-килограммовых бомб или две 45-килограммовые бомбы. Летающие лодки Curtiss H-4 со 160-сильными двигателями получил обозначение America Improved и нес до четырех 45-килограммовых бомб. Когда на вооружение RNAS поступили более крупные и мощные летающие лодки Curtiss H-12, название гидросамолетов H-4 было изменено на Small America, а H-12 (а после этого и H-16) сталм известны как Large (Большая) America.

Работы Джон Порт с летающими лодками Curtiss H-4 не закончилось после заказа прототипов. Напротив, на базе в Феликстоу он постоянно работал над совершенствованием как силовых установок, так и, прежде всего, форм и конструкции корпусов лодок. Эксперименты с семью гидросамолетами H-4 привели к созданию британских летающих лодок серии F, которые были полностью основаны на типах машин компании Curtiss и многие их узлы, особенно крылья, были непосредственно заимствованы у H-4. Серийный выпуск летающих лодок H-4 был завершен в Феликсстоу уже в январе 1916 года. Машины данного типа таили в себе одну опасность: во время полета пары бензина скапливались в закрытом лодочном корпусе, что могло привести к взрыву самолета. Летающие лодки H-4 в основном базировались на Британских островах: помимо Феликсстоу они базировались в Киллингхолме (Killingholm). Еще 12 летающих лодке базировались в Гибралтаре. Сообщений о каких-либо боевых успехах летающих лодок H-4 не поступало, но эти летающие лодки были признаны устаревшими только в августе 1918 года. Войну пережили только три летающие лодки – одна, переоборудованная компанией Джона Порта в Porte 1 (Felixstowe F.1), оставалась на базе еще некоторое время. В общей сложности были изготовлены 70 летающих лодок Curtiss H-4: 62 самолета были изготовлены головным предприятием (т.е. компанией Curtiss), а остальные 8 британскими компаниями Airco и Saunders.

схема многоцелевой летающей лодки Curtiss H-4 Small America

схема многоцелевой летающей лодки Curtiss H-4 Small America

многоцелевая летающая лодка Curtiss H-4 Small America. Снимок airwar.ru

многоцелевая летающая лодка Curtiss H-4 Small America. Снимок airwar.ru

многоцелевая летающая лодка Curtiss H-4 Small America. Снимок airwar.ru

многоцелевая летающая лодка Curtiss H-4 Small America. Снимок airwar.ru

состоявшие на вооружении Великобритании летающие лодки Curtiss H-4 Small America были полностью окрашены в серый цвет. Опознавательные знаки (трехцветные сине-бело-красные кокарды) были нанесены на обеих поверхностях верхнего крыла и имели одинаковые размеры и расположение. Представленная на рисунке машина несла на борту серийный номер 3592

состоявшие на вооружении Великобритании летающие лодки Curtiss H-4 Small America были полностью окрашены в серый цвет. Опознавательные знаки (трехцветные сине-бело-красные кокарды) были нанесены на обеих поверхностях верхнего крыла и имели одинаковые размеры и расположение. Представленная на рисунке машина несла на борту серийный номер 3592

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Curtiss H-4 Small America

Назначение: многоцелевая летающая лодка

Статус: серийное производство

Компания-производитель: Curtiss Aeroplane & Motor Corporation, Хаммондспорт, штат Нью-Йорк

Экипаж: 3 человека

Силовая установка: два восьмицилиндровых рядных двигателя жидкостного охлаждения Curtiss OX-5 мощностью по 90 л.с. (67 кВт)

Размеры:

размах крыльев 23,09 м
длина 11,29 м
высота 4,87 м

Масса:

пустого 1356 кг
взлетная 2260 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 97 км/ч
дальность полета нормальная 1160 км
максимальная продолжительность полета 17,2 ч

источник: Jiří Hornát Výkres Stanislav Smékal «Letadla 14-18: Curtiss H-4 Small America» «Letectví + kosmonautika» 22/92, str.40/1384

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-mnogocelevye-letauschie-lodki-curtiss-h-4-small-america-ssha

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account