Многоцелевые боевые самолеты AGO C-IV. Германия
К пожалуй самому массовому классу немецких боевых самолетов времен Первой Мировой войны – категории C (вооруженные самолеты-разведчики) – принадлежал не самый многочисленный, но с технической точки зрения один из самых интересных, многоцелевой боевой самолет AGO C-IV, разработанный и изготовленный компанией Густава Отто Aerowerke Gustav Otto (AGO). В первые годы Первой Мировой войны компания AGO изготавливала двухбалочные самолеты-бипланы С-I и C-II с толкающими воздушными винтами. В 1916 году руководство компании AGO поставило перед своим конструкторским бюро задачу построить современный мощный двухместный самолет-разведчик с большим сектором обстрела в задней полусфере. Концептуально это означало возвращение к классическому биплану с двигателем, расположенным в передней части фюзеляжа.
От более поздних серийных машин прототип AGO C-IV отличался безкилевым вертикальным оперением. Однако наиболее характерной особенностью этого типа были крылья, довольно сильно сужавшиеся от корневых частей к законцовкам. Данное решение было, безусловно, положительным с точки зрения аэродинамики, но создавало большие трудности в производстве. Технически сложное и медленное производство крыльев такой формы стало одной из причин, почему AGO C-IV не получили большого распространения.
Крылья и горизонтальное оперение имели деревянный силовой набор и полотняную обшивку. Такую же обшивку имел и руль направления, силовой набор которого был сварен из тонких стальных труб. Из труб были изготовлены межкрыльевые стойки и основные стойки шасси. Бипланная коробка была одностоечной, дополненной одиночными стойками, которые были расположены на середине между фюзеляжем и основными стойками. Это позволяло наблюдателю стрелять даже вперед и между крыльевыми стойками. В отличие от более поздних серийных машин, на прототипе и первых серийных самолетах элероны устанавливались только на верхнем крыле.
Фюзеляж имел необычную смешанную структуру: продольные элементы были деревянными, в то время как шпангоуты изготавливались из стальных труб, из которых также изготавливались диагональные элементы усиления в передней части фюзеляжа. В передней части фюзеляжа в районе двигателя боковые и верхняя поверхности имели обшивку из листов алюминия. В районе кабины экипажа боковые и верхняя поверхности обшивки фюзеляжа были фанерными. Остальная часть обшивки фюзеляжа была полотняной за исключенем нижней поверхности, которая до окончания задней кабины была алюминиевой и за ней – полотняной.
Силовая установка состояла из одного шестицилиндрового рядного двигателя жидкостного охлаждения Benz Bz-IV, развивавшего мощность 220 л.с. (162 кВт) и вращавшего двухлопастный винт. Вооружение состояло из расположенного над пилотом синхронизированного 7,92-мм пулемета Maxim LMG-08/15 и подвижного 7,92-мм пулемета Parabellum в кабине наблюдателя.
Прототип успешно прошел испытания Инспекции военной авиации (Idflieg – Inspektion der Fliegertruppen), и компания AGO получила заказ на серийное производство. Контракты на серийное производство C-IV были выданы компаниям Flugzeugbau Schüte-Lanz (250 экземпляров) и Waggonfabrik Josef Rathgeber, заказ которой составлял всего лишь 10 машин. Чтобы улучшить продольную устойчивость машины, перед рулем направления был установлен киль с силовым набором из стальных труб и полотняной обшивкой.
Первые серийные самолеты поступили в действующую армию в феврале 1917 года. Одним из немногих подразделений, на вооружении которых состояли AGO C-IV, был полевой авиаотряд №284A (Fliegerabteilung 284A). Первые серийные C-IV оказались не очень устойчивыми и их скороподъемность была не такой как ожидалось. Экипажи были разочарованы летными характеристиками, и поэтому до фронта добрались лишь 70 машин данного типа.
Тем не менее, в карьере C-IV были запоминающиеся боевые эпизоды. Среди наиболее интересных было спасение лейтенанта Фатера (Vater), служившего в полевом авиаотряде №284A. 18 февраля 1917 года лейтенант Фатер был наблюдателем в машине, выполнявшей фоторазведку в районе горы Танн (Thann), Вогезы. На высоте 3000 метров его C-IV подвергся зенитному обстрелу и получил повреждения. Пилот Люлсдорф (Lülsdorf) был убит, и биплан начал беспорядочное падение к земле. После нескольких самопроизвольных положение самолета стабилизировалось в полете на спине с небольшим пикированием. Наблюдатель Фатер не выпал из своей кабины лишь потому, что отчаянно вцепился в нее. И Фатеру повезло: перевернутая машина упала на землю и крылья смягчили удар. Наблюдатель остался жив, и с помощью немецких войск смог выбраться из обломков машины.
Источники не указывают: улучшилась ли управляемость после установки элеронов на обоих крыльях. Несмотря на малую популярность AGO C-IV оставались на фронте и в 1918 году. По-видимому, у C-IV были и хорошие качества, среди которых была, разумеется, высокая скорость горизонтального полета. В конечном итоге производство C-IV было завершено, причем компания Schütte-Lanz изготовила не все заказанные ей самолеты. По крайней мере один AGO C-IV, действовавший на западном фронте [1], был захвачен союзниками.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: AGO C-IV
Назначение: многоцелевой боевой самолет
Статус: серийное производство
Компания-производитель: Aerowerke Gustav Otto (AGO), Flugzeugwerke GmbH, Мюнхен
Экипаж: 2 чел.
Силовая установка: один шестицилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Benz Bz-IV, развивавший мощность 220 л.с. (162 кВт) и вращавший двухлопастный винт
Размеры:
размах крыльев 11,90 м
длина 8,25 м
высота 3,50 м
площадь крыльев 37,50 м²
Масса:
пустого 900 кг
взлетная 1350 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 190 км/ч
время набора высоты 3000 метров 22 мин
практический потолок 5500 м
продолжительность полета 4 ч
Количество изготовленных: около 70 экземпляров
[1] статья об испытаниях захваченного британцами AGO C-IV будет выложена позднее
источник: JIŘÍ HORNÁT Výkres STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 14-18 AEROWERKE GUSTAV OTTO (AGO) C-IV» «L+K» 10/92, стр.44/620