Многоцелевой самолет LFG Roland C.II «Walfisch»: быстроходный кит кайзеровских ВВС
Статья с канала «Исторический броневичок» на яндекс-дзене.
Действительно, форма фюзеляжа этого самолета очень напоминает могучее морское животное. В отличие от своего морского «тезки» он мог летать, а также огрызался пулеметным огнем. Да и бомбу мог сбросить, если что…
В 1906 году под покровительством императора Вильгельма II была основана дирижаблестроительная фирма «Motorluftschiff-Studien-Gesellscaft» («MSG»). 30 апреля 1908 года «MSG» стала учредителем нового авиастроительного предприятия «Luft-Fahrzeug-Gesellschaft Bitterfeld». Первой продукцией фирмы стали дирижабли конструкции Августа фон Парсеваля. Через год «MSG» приобретает ряд патентов братьев Райт и меняет наименование фирмы на «Flugmaschine Wright Gesellschaft». После того как предприятие выпустило сорок самолетов «Flyer» и обучило три десятка пилотов, германский патентный суд признал признал патенты Райтов не действующими. Компанию пришлось ликвидировать .
В 1912 году в порядке поддержки зарождающейся авиационной промышленности концерн Круппа, AEG, а также ряд других крупных финансово-промышленных «тяжеловесов» Германии основали Luftfahrzeug Gesellschaft (L.F.G.). Чтобы избежать путаницы с уже хорошо известной к тому времени компанией Luftverkehrs GmbH (L.V.G), было решено, добавить к аббревиатуре L.F.G. имя Roland и сделать его частью новой торговой марки. Первое время компания занималась производством самолетов по лицензии: был изготовлен ряд бипланов и монопланов, которые направлены для службы в германских африканских колониях. В начале войны последовал серьезный заказ от военных — в серию были запущены двухместные самолеты-разведчики Альбатрос В I и В II. Это позволило компании, что называется, «набить руку» в производстве и затем перейти к постройке машин собственной конструкции.
Глядя на обилие проволочных расчалок и стоек, применявшихся в консрукции лицензионных «альбатросов», инженеры L.F.G. стали искать пути улучшения аэродинамики самолета, что позволило бы достигнуть более высоких летных характеристик, без значительного увеличения мощности мотора. Большая исследовательская работа была проведена профессором Людвигом Прандтлем в аэродинамической трубе Гёттингенского университета. Помимо исследований Прандтль активно консультировал главного конструктора фирмы инженера Танцена и его команду, которая в итоге и разработала оригинальный проект двухместного самолета-разведчика, получившего наименование»Walfisch» («Кит»).
Первый полет прототипа состоялся 25 октября 1915 года. Закончился он неудачно. Оснащенная 160-сильным двигателем Mercedes D. III машина едва успела оторваться от земли, как мотор заглох. Самолет упал повредив нижнее крыло. Последующие испытательные полеты прошли в целом благополучно. В ходе испытаний была отмечена недостаточная продольная устойчивость, что требовало от пилота постоянной бдительности. Еще одним дефектом была ощутимая крутка тонких крыльев на высоких скоростях во время пикирования. Но самолет показал преимущество в скорости на 30 км/ч над состоявшими на вооружении двухместными машинами, что позволило фирме получить первый заказ на 50 машин уже 23 декабря 1915 года.
По конструкции самолет представлял собой биплан с высоким фюзеляжем, что позволило установить прямо на нем верхнее крыло. Такое техническое решение позволило отказаться от сложной системы крепления верхнего крыла и, тем самым, улучшило аэродинамику самолета, а также повысило жесткость бипланной коробки, которая представляла собой весьма совершенную конструкцию.
По сравнению с многими своими современниками, чей фюзеляж представлял собой, как правило, ферменную конструкцию коробчатого сечения, LFG Roland C.II имел революционную конструкции фюзеляжа. Это был полумонокок, эллиптического сечения, построенный с внешней обшивкой из двух слоев тонких полос фанеры, расположенных под углом друг к другу (известный как дизайн Wickelrumpf, или «обернутый корпус»). Работающая обшивка, фюзеляжа подкреплялась силовым каркасом. Подобное конструктивное решение позволило получить как меньшее лобовое сопротивление, так и лучшую прочность на вес, чем обычно в то время, но было относительно медленным и дорогим в изготовлении. Гораздо позже, уже в годы Второй мировой войны, этот метод производства получил дальнейшее развитие в знаменитом британском De Havilland Mosquito. Фюзеляж у двигателя был закрыт алюминиевым листом. По бортам кабин экипажа для улучшения обзора были сделаны по два окна. Над кабиной пилота была установлена рама из изогнутых труб которая предохраняла голову пилота при капотировании самолета.
Крылья деревянные двухлонжеронные с полотняной обшивкой. Передний лонжерон одновременно являлся носком крыла, из-за чего крылья были недостаточно жесткими. Для улучшения обзора вниз в корнях обоих крыльев были сделаны вырезы. Х-образные межкрыльевые стойки были спрятаны в обтекатель, чтобы минимизировать сопротивление воздуха. Элероны располагались только на верхнем крыле.
Хвостовое оперение классической схемы: киль, стабилизаторы, рули высоты и направления. Конструкция киля и стабилизаторов аналогична крыльям — деревянный каркас с полотняной обшивкой. Рули имели стальной трубчатый каркас покрытый полотном.
Шасси двухколесное с резино-шнуровой амортизацией. Оборудовано тормозным крюком.
Самолет оснащался шестицилиндровым рядным двигателем водяного охлаждения Mercedes D.III, мощностью 160 л.с., вращавшим тянущий двухлопастный воздушный винт. Мотор устанавливался на раме из стальных труб в носовой части фюзеляжа. Радиаторы охлаждения воды устанавливались по обеим сторонам фюзеляжа.
Первоначально стрелковое вооружение составлял один 7,92-мм пулемет «Парабеллум» LMG 14, который устанавливался на подвижной турели в кабине летчика-наблюдателя. Начиная со второй серии появился еще и синхронный пулемет «Шпандау» LMG 08 был установлен в носовой части самолета. В дополнение к стрелковому вооружению мог принимать на борт до 70 кг бомб.
Экипаж состоял из двух человек — пилота и стрелка наблюдателя, размещавшихся в открытых кабинах в верхней части фюзеляжа.
После начала эксплуатации самолетов в строевых частях появилась модификация C.IIa, отличавшаяся от базовой модели переделанными и усиленными концами крыльев и установленным синхронным пулеметом.
На базе Роланда С. II было создано также несколько опытных модификаций, построенных в единичных экземплярах. На модификации С. III был установлен двигатель Benz Bz.IV (200 л.с.) и и обычные прямые межкрыльевые стойки. Версия С. VIII, отличалась от С. III ещё более мощным 260-сильным двигателем Мерседес D.IVa. Помимо LFG, самолет строился по лицензии фирмами Pfalz Flugzeugwerke и Linke-Hofmann. Всего же было произведено 300 машин, двести из которых построила LFG.
В строевые части на Западном фронте новый разведчик стал поступать в марте 1916 года. «Роланды» успели как раз к битве под Верденом, где использовались для дальней разведки, корректировки артиллерийского огня, а также в ограниченном объеме для сопровождения бомбардировщиков и, изредка, в качестве легкого бомбардировщика. Благодаря хорошей аэродинамике он был столь же быстрым, как и истребители союзников того времени, такие как Nieuport 11 или Sopwith Pup , и его было трудно перехватить. Исключением являлся Nieuport 17. Наблюдатель имел неограниченное поле огня в верхней полусфере, также вперед, а после отклонения пулемета — в ограниченной степени вбок вниз. Английский ас-истребитель капитан Альберт Болл, первым сбитым самолетом которого как раз и стал один из «роландов», оценил его как лучшую немецкую машину того времени.
Всего за время боевого использования «роландами» были вооружены следующие части: полевые авиаотряды (Feldflieger-Abteilung) 1b, 2b, 5b, 18, 23, 24, 25, 62; авиационные отряды Flieger-Abteilung (А)213, (А)227, (А)235, (А)245, (А)252, по одной эскадрилье (Staffel) входило в состав Боевых эскадр (Kampfgeschwader), I, III, IV и VI, в двух летных школах и одном запасном авиаотряде.
Внешнее сходство формы фюзеляжа с китом немецкие летчики старались всячески подчеркнуть, дорисовывая изображения глаза и рта морского млекопитающего. Первым пилотом, кто таким «тюнинговал» своего С. II стал Эдуард фон Шлейх, в последствие германский ас-истребитель одержавший в годы Первой мировой 35 побед в воздушных боях.
Из-за трудоемкости производства машина попадала на фронт с опозданием и в небольших количествах. По состоянию на октябрь 1916 г. имевшиеся 56 экземпляров составляли всего 4% немецких от всех разведывательных самолетов категории С. В конце декабря того же года их количество возросло лишь до 64. Остальные были поставлены в части уже в 1917 году.
Уже в конце 1916 года появление новых машин означало, что «Вальфиш» перестал соответствовать требованиям поля боя. К тому моменту у союзников уже появились истребители, способные его перехватить. Он оставался на боевой службе до весны 1917 года, когда его постепенно стали отозвать в учебные авиачасти. В конце концов, в июне 1917 г. «киты» были выведены с фронта.
Применялись «роланды» и на Восточном фронте. Причем здесь они продержались в частях первой линии практически до конца боевых действий. Интенсивность воздушной войны на русском фронте была существенно ниже, чем во Франции, да и русская авиация располагала в основном устаревшими типами истребителей. Хотя потери также имели место быть.
Подведем итоги. Безусловно Roland C.II на момент своего создания был весьма незаурядной машиной. По сути это был многоцелевой самолет, технические характеристики которого позволяли использовать его в качестве разведчика, истребителя и легкого бомбардировщика. Однако примененные конструктивные решения имели как положительные так и отрицательные стороны. Благодаря полумонококовой конструкции фюзеляжа и расположению крыльев машина получилась прочной, аэродинамичной, довольно компактной по размерам и отличалась хорошими скоростными характеристиками. Хорошее стрелковое вооружение в сочетании с высокой скоростью делали самолет серьезным противником в воздушном бою. Самолет обладал большой дальностью полета, что было безусловным плюсом и для разведчика и для истребителя сопровождения.
Однако маневренность у «роландов» была более слабой стороной из-за низкой эффективности рулей. Размещение крыла в верхней части фюзеляжа, с одной стороны, позволило дать экипажу неограниченный обзор в верхней полусфере, но, с другой, обзор вниз был одинаково плох, как для пилота так и для стрелка-наблюдателя. Пилоту это обстоятельство серьезно затрудняло посадку, что приводило к многочисленным авариям, а летнаб мог своевременно не заметить атакующий снизу истребитель противника. Вырезы в крыльях и окна в фюзеляже решали эту проблему лишь частично. Вышеупомянутый Альберт Болл не раз использовал этот недостаток «роландов», атакуя из нижней слепой зоны. Таким способом по некоторым данным ему удалось сбить несколько машин в период битвы на Сомме осенью 1916 года.
Кроме того, самолет получился довольно трудоемким в изготовлении, что и предопределило небольшие масштабы производства и использования. Тем не менее, это была очень интересная машина, конструкция которой была существенным шагом вперед в военном самолетостроении, как минимум в плане аэродинамики.
Источники: P.M. Grosz. «LFG Roland C.II» /Windsock Datafile 49, J.Herris — «Roland Aircraft of WWI», O.Thetford, P.Gray. «German Aircraft of the First World War», В. Обухович, А. Никифоров «Самолеты Первой мировой войны».
источник: https://dzen.ru/a/Yr3pELl_EGEv4qRL