Воздушные рабочие первой мировой. Самолеты-разведчики Albatros C.I. Германия
Для большинства людей, знакомых с авиацией времен Первой Мировой войны, авиастроительная компания из берлинского пригорода Йоханнисталь Albatros Werke GmbH (Albatros) известна в первую очередь семейством истребителей-бипланов Albatros D.I – Albatros D.V, сыгравших большую роль в воздушных боях 1916-18 годов. Однако мало кто знает, что помимо истребителей компания Albatros выпускала бронированные штурмовики, двухмоторные бомбардировщики и, в первую очередь, самолеты-разведчики. Об этих машинах стоит сказать особо. Данные самолеты вели разведку — визуальную и фотографическую, — корректировали огонь артиллерии и, в меру своих возможностей, наносили бомбовые удары по целям противника. Машины данной категории выпускались самыми крупными сериями и несли самые большие потери. В отличие от истребителей экипажи самолетов-разведчиков не купались в лучах славы и не возводились на пьедестал национальных героев. Они — люди и машины — просто выполняли свою боевую работу и были, по сути, воздушными рабочими Первой Мировой войны.
Первым в семействе вооруженных самолетов-разведчиков компании Albatros стал C.I. Данный самолет был создан компанией, которая ранее выпускала аналогичные самолеты категории «B» (невооруженные двухместные бипланы), в которых, как и в британских разведчиках того времени, наблюдатель располагался в передней кабине, а пилот – в задней. Когда весной 1915 года в Германии появились первые самолеты категории «C» (вооруженные двухместные бипланы), вооруженные подвижным пулеметом Parabellum MG14, у большинства из них пилот сидел спереди, а наблюдатель, размещенный теперь в задней кабине, мог контролировать практически все пространство позади самолета и над ним.
Одним из лучших новых самолетов категории «C» была машина, созданная компанией Albatros в начале 1915 года. Основой при его создании стал невооруженный самолет-разведчик Albatros B.II несколько меньших размеров. Создателем обоих самолетов был молодой авиаконструктор Эрнст Хейнкель, который вскоре покинул компанию Albatros и устроился на работу в компанию Hansa-Brandenburg. Преемники Эрнста Хейнкеля использовали новые и очень мощные по тем временам рядные шестицилиндровые двигатели водяного охлаждения: 150-сильный (110 кВт) Benz Bz.III и 160-сильный (116 кВт) Mercedes D.III. Прототип оснащался двигателем Benz Bz.III, но на серийные самолеты устанавливались оба упомянутых типа авиамоторов. В то время у союзников не было столь мощных и в то же время легких двигателей.

Albatros C.I был переходной конструкцией, сохранившей базовый планер разведчика B.II с более мощным двигателем и вращающейся пулеметной турелью для наблюдателя, который был перемещен в заднюю кабину для максимального увеличения сектора обстрела. Данный самолет разведчик Albatros C.I был оснащен двигателем Mercedes D.III мощностью 160 л.с. (Снимок из коллекции Питера М. Бауэрса/Музей авиации). Снимок flyingmachines.ru
Конструкция самолета-разведчика C.I была традиционной. Фюзеляж, как это было принято в компании Albatros, имел деревянный силовой набор и фанерную обшивку. Это исключало необходимость во внутренних расчалках и делало фюзеляж очень прочным и жестким. Силовой набор двухлонжеронных крыльев, отличавшихся заметно изогнутым аэродинамическим профилем, был деревянным. Передний лонжерон был значительно вынесен вперед, а задний лонжерон располагался примерно на половине длины хорды. Обшивка крыльев была полотняной, как полотняной была обшивка элеронов, рулей высоты и направления, силовой набор которых был сварен из стальных труб. Межкрыльевые стойки и стойки шасси также были изготовлены из стальных труб, профилированных деревянными накладками. В средней части межколесной оси часто монтировали качающийся рычаг, предназначенный для торможения при движении накатом и управлявшийся пилотом. Система охлаждения двигателя была представлена крупными многосекционными регулируемыми радиаторами, установленными по бортам фюзеляжа рядом с кабиной пилота. Также следует сказать, что в ходе производства неоднократно менялась форма выхлопных патрубков.

Albatros C.I. (заводской номер 475/15) был частью партии из 50 самолетов, заказанных в июле 1915 года. Вариант опознавательных знаков типичен для самолетов более позднего производства, возможно данный самолет был восстановлен. На ранних двухместных «Альбатросах» использовались различные выпускные коллекторы и радиаторы (Снимок из коллекции Питера М. Бауэрса/Музей авиации). Снимок flyingmachines.ru
Самолеты-разведчики Albatros C.I выпускались как головным предприятием, так и дочерней компанией Ostdeutsche Albatros Werke (OAW) в Шнайдемюле. Самолеты данного типа поступали на вооружение полевых авиационных отрядов (Feld Flieger Abteilung) в первой половине 1915 года. Благодаря мощному двигателю и прочной конструкции «Альбатросы»-разведчики отлично зарекомендовали себя в боевых условиях. Самолеты-разведчики Albatros C.I быстро понравились экипажам еще и потому, что их характеристики намного превосходили характеристики всех ранее использовавшихся машин. Еще одной причиной любви экипажей стал подвижный пулемет, позволявший наблюдателю отбиваться от атак истребителей, которые становились все более частыми, особенно на Западном фронте.
«Альбатросы» широко применялись в 1915 и 1916 годах для ведения разведки, корректировки артиллерийского огня, бомбометания (70 кг бомб размещались в барабанных магазинах между кабинами членов экипажа) и для фоторазведки на Западном и Русском фронтах. Некоторые пилоты, которые позднее стали знаменитыми летчиками-истребителями, начинали свою летную карьеру в качестве членов экипажей «Альбатросов». Среди них были самый успешный немецкий ас Манфред фон Рихтофен, который был наблюдателем на Русском фронте, и Освальд Бёльке, который в начале лета 1915 года пилотировал свой Albatros C.I таким образом, чтобы его наблюдатель мог атаковать вражеские самолеты. Инициативного летчика заметили и перевели в зарождавшуюся истребительную авиацию.

самолет-разведчик Albatros C.I немецкой военной авиации в том виде, в котором он был в конце 1915 года. У самолета с заводским номером 2015/15 все поверхности фюзеляжа были окрашены в светло-кремово-зеленый цвет. Обе поверхности крыльев и хвостовое оперение были выкрашены в серый цвет. Опознавательные знаки (черный лапчатый крест) были размещены на белых полях на верхней поверхности верхнего крыла и на нижней поверхности нижнего крыла (на одинаковом расстоянии от законцовок верхнего и нижнего крыльев). Albatros C.I с двигателем Mercedes имел дополнительную обшивку капота, оставленную в цвете неокрашенного алюминиевого листа. Светло-кремово-зеленая краска была также нанесена на межкрыльевые стойки, стойки шасси и подкосы хвостового оперения. Полотняная обшивка колпаков колес шасси также была окрашена в светло-кремово-зеленый цвет. Рисунок jnpassieux.fr
Компания OAW также изготовила два прототипа C.I с двигателем Bz.III, трехстоечной бипланной коробкой и сплошной кабиной экипажа, аналогичным кабинам австро-венгерских двухместных боевых самолетов, но в серийное производство эти машины не покали. Несколько серийных «Альбатросов» были оснащены австрийскими двигателями Rapp.
В целях совершенствования аэродинамики была разработана версия Albatros C.Ia с радиатором, установленным перед передней кромкой верхнего крыла. Разведчики варианта C.Ia по лицензии выпускались компаниями LVG Roland, Linke-Hofmann и Bayerische Flugzeugwerke (BFW) и оснащались 160-сильными (132 кВт) двигателями Argus. Однако к этому времени уже был создан более совершенный разведчик Albatros C.III. В 1917 году компания Mercur разработала учебный вариант, получивший обозначение C.Ib, с двойным управлением и выпускала его серийно. Также следует сказать, что один самолет-разведчик C.I в экспериментальных целях был оснащен однолонжеронным крылом с толстым профилем конструкции инженера Георга Маделунга (Georg Madelung), которое затем использовалось на двухмоторных бомбардировщиках Albatros G.II и G.III. В заключение следует сказать, что общее количество изготовленных «альбатросов» неизвестно, но, вероятно, оно достигло нескольких сотен экземпляров.

Albatros C.Ia(Bay), сфотографированный в Адлерсхофе во время летных испытаний в декабре 1917 года. Самолет, изготовленный в Мюнхене компанией BFW (Bayerische Flugzeug Werke) был оснащен 180-сильным двигателем Argus As.III и предназначался для учебных целей. Передний радиатор был изготовлен компанией Windhoff, а межкрыльевые стойки в целях экономии материалов – из дерева. Несущие поверхности были покрыты полотном с уже нанесенным на него камуфляжем «лозенг». (Снимок из коллекции Питера М. Бауэрса/Музей авиации). Снимок flyingmachines.ru
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Albatros C.I
Назначение: самолет-разведчик
Статус: серийное производство
Компания-производитель: Albatros Werke GmbH, Йоханнисталь
Экипаж: 2 человека
Тип: | C.I | C.Ia |
Силовая установка: | ||
тип двигателя | Benz Bz-III (Mercedes D-III) | Argus As.III |
мощность | 1×150 л.с. (1×160 л.с.) | 1×180 л.с. |
общая мощность | 150 л.с. (160 л.с.) | 180 л.с. |
Размеры: | ||
размах крыльев | 12,90 м | 13,00 м |
длина | 7,85 м | 7,85 м |
высота | 3,14 м | 3,07 м |
площадь крыльев | 40,40 м² | 42,00 м² |
Масса: | ||
пустого самолета | 875 кг | 839 кг |
взлетная | 1190 кг | 1154 кг |
Летные характеристики: | ||
максимальная скорость | 130-140 км/ч | 130-140 км/ч |
время набора высоты1000 метров | 9,75 мин | 6,00 мин |
практический потолок | 3400 м | 3400 м |
продолжительность полета | 2,50 ч | 2,25 ч |
источник: Text: Jiři Hornát, Výkres: Stanislav Smékal «Letadla 14-18. Albatros C.I» «Letectvi+Kosmonautika» 1990-24, str.35,42/955,962
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-vozdushnye-rabochie-pervoi-mirovoi-albatros-c-i