«Мирный советский трактор»: На защите Одессы и Балтики
Летом 1941 года ситуацию на Южном и Юго-Западном фронтах Великой Отечественной войны можно было с полным правом назвать критической. В гигантском танковом сражении, развернувшемся в треугольнике между украинскими городами Дубно, Ровно и Броды, была потеряна большая часть техники механизированных корпусов Юго-Западного фронта, в которых была сконцентрирована половина советских танков, собранных на западной границе. В число потерянных машин входили почти все танки последних моделей: Т-34, КВ-1, КВ-2.
Первые два года войны командование Красной Армии постоянно сталкивалось с вопросом нейтрализации танков противника и пополнения собственных поредевших бронетанковых войск.
4 августа 4-я румынская армия подошла к Одессе. Приморская группа войск Южного фронта (далее – ЮФ) довольно успешно сражалась на своем участке, но севернее, на участке Юго-Западного фронта (далее – ЮЗФ), ситуация складывалась катастрофическая. 12-я и 6-я армии ЮЗФ попали в «Уманский котел» и были полностью уничтожены. Из Приморской группы войск была сформирована Приморская армия (далее – ПА), оставшаяся оборонять Одессу, остальные же части ЮФ отступили на восток, при этом сообщение ПА с остальными силами Красной Армии осуществлялось только по морю.
Между тем противник продолжал наступать, используя свое численное преимущество. 10 августа ПА вела бои на дальних подступах к городу, а 13 августа румынские войска полностью блокировали город с суши. 19 августа из войск, оборонявших Одессу, был создан Одесский оборонительный район.
Защитникам города срочно требовалась бронетехника, но ее не было. Главный инженер Одесского машиностроительного завода им. Январского восстания П. К. Романов предложил частично решить вопрос, защитив броней сельскохозяйственные тракторы и установив на них вооружение. Завод имел опыт ремонта бронетехники, так как на нем уже восстанавливались подбитые танкетки Т-27, танки Т-26, БТ-5 и БТ-7.На роль шасси был выбран самый массовый довоенный трактор – СХТЗ-НАТИ производства Сталинградского и Харьковского тракторного заводов, оснащенный керосиновым карбюраторным четырехцилиндровым двигателем мощностью 52 л.с. Для бронирования трактора использовались 8–10-мм листы корабельной стали, взятые из складских запасов Одесского судоремонтного завода им. Андре Марти. Для понижения пробиваемости броня делалась комбинированной – между двумя листами стали прокладывался 10-мм слой резины или 20-мм слой доски. В результате этой нехитрой операции прочность брони вырастала в разы. Корпуса бронетракторов производились на заводе им. Октябрьской Революции.
На некоторые бронетракторы устанавливались оставшиеся целыми башни, снятые с подбитых танков, погоны под эти башни изготавливали в трамвайных мастерских. На часть машин устанавливались самодельные башни, еще часть производилась совершенно без башен. Помимо завода им. Январского восстания сборку бронетракторов производили Судоремонтный завод №1 и Завод им. Красной гвардии.
Вооружение бронетракторов было весьма разнообразным, но чаще всего состояло из двух пулеметов. При этом использовались пулеметы различных марок – от «Максимов», ДШК и ДТ-29 до трофейных МГ-34 и прочих, добытых в боях или снятых со сбитых самолетов. На часть машин были установлены 45-мм противотанковые орудия или же трофейные 37-мм или 47-мм пушки. На нескольких бронетракторах установили траншейные дальнеструйные огнеметы, изготовлявшиеся из переделанных баллонов для автоматов с газированной водой.Так как орудий для установки на бронетракторы не хватало, часть машин, с целью устрашения противника, оснастили муляжами пушек. Для того же психологического эффекта стволы орудий малого калибра наращивались, чтобы создать иллюзию пушек большего калибра.
К концу августа были изготовлены три первые машины. К 14 сентября их количество возросло до тридцати одной, плюс к бронированию были подготовлены еще 15 тракторов. По различным оценкам, всего за время обороны Одессы (73 дня) предприятиями города было изготовлено от 50 до 60 бронетракторов.
13 сентября в районе села Великий Дальник Южного сектора обороны 20 бронетракторов участвовали в ночной атаке на позиции румынской армии. Они пошли в атаку ночью, внезапно, без артиллерийской подготовки с включенными фарами и сиренами, под аккомпанемент пулеметных очередей. Эту какофонию усиливал грохот, который раздавался при движении бронетракторов.
Не выдержав такого психологического воздействия, румынские солдаты в панике покинули свои траншеи. После этого с легкой руки остроумных одесситов «танк» получил шуточный индекс НИ-1 – «на испуг». Бронетракторы внесли значительный вклад в успешную оборону города, которая была прекращена только в связи с блокированием Севастополя и вынужденной эвакуацией Приморской армии в Крым. Бронетракторы из Одессы не эвакуировали, и они достались румынам, которые использовали часть из них для обучения своих танковых экипажей и расчетов средств противотанковой обороны.
Независимо от одесситов к идее бронирования тракторов обратились в другом уголке СССР – на островах Моонзундского архипелага (сейчас – территория Эстонии), где гарнизоны Красной армии оборонялись до 22 октября 1941 года. В августе на острове Эзель (Сааремаа) в Курессаарском ремесленном училище под руководством мастеров Хельги и Оясауна был изготовлен первый бронетрактор.
Любопытно, что независимо от своих одесских коллег эстонские изобретатели пришли к тем же инженерным решениям. Для бронирования были выбраны все те же тракторы СХТЗ-НАТИ, которые также покрывались комбинированной броней. Отличие состояло лишь в том, что вместо древесины или резины для прослойки между 6-мм стальными листами использовался 30–40-мм слой цемента.
На островах не было подходящего оборудования, чтобы изготовить погоны для вращающихся башен, поэтому их сделали неподвижными, четырехгранными с амбразурами (на каждой грани), через которые можно было вести огонь из стрелкового оружия. Экипаж такого бронетрактора состоял из трех человек. Всего за период с августа по сентябрь 1941 года в Курессаарском ремесленном училище были изготовлены три таких машины. 5 октября Эзель пал, а все бронетрактора были или уничтожены огнем противника (достоверно известно о гибели одной машины), или взяты им в качестве трофеев.
Еще два бронетрактора были сконструированы на острове Даго (Хийумаа). Известно, что они обшивались 3-мм листами железа, между которыми прокладывалась резина использованных автомобильных покрышек. В качестве вооружения сверху на тракторах устанавливались станковые пулеметы. Ответственным за создание бронетракторов гарнизона острова Даго был назначен военком 1-й роты 1-го батальона 156-го стрелкового полка политрук П. П. Прохоров.
Оборона Даго продолжалась с 12 по 22 октября, после чего последние шестьдесят его защитников были эвакуированы на полуостров Ханко. Согласно боевым донесениям гарнизона, оба бронетрактора участвовали в обороне острова и были уничтожены в боях огнем немецких противотанковых ружей.
Таким образом, ни один «моонзундский трактор» до наших дней не сохранился, а бронетракторов НИ-1 уцелело как минимум два (один из которых находится на постаменте возле одесского завода им. Январского восстания, а второй – в экспозиции Мемориала героической обороны Одессы), однако существуют подозрения, что это более поздние имитации. Также по одному бронетрактору выставляется в экспозициях музеев в Киеве и Москве, но и их аутентичность подвергается сомнению.
источник: https://warspot.ru/1765-mirnyy-sovetskiy-traktor-na-zaschite-odessy-i-baltiki