Мир Тихоокеанской Конфедерации: Королевский Флот Великобритании после войны

13

Уважаемые коллеги, я наконец-то закончил почти трехмесячный труд, посвященный послевоенному развитию Королевского Флота Великобритании в Мире Тихоокеанской Конфедерации. О развитии в таковом флота советского вы могли уже иметь представление на основании моих предшествующих материалов по советским авианосцам, линкорам и крейсерам.

Содержание:

Мир Тихоокеанской Конфедерации: Королевский Флот Великобритании после войны

1940-ые:

Королевский Флот Великобритании закончил Вторую Мировую безусловным победителем. Но это была пиррова победа. Истощенная войной экономика Империи шаталась на подпорках: поддерживающая ее колониальная система начинала рассыпаться. Индия, крупнейший доминион Британии, находилась в шаге от обретения давно обещанной ей независимости. Из короны Британской Империи вырвали ее ярчайшую жемчужину.

Ухудшавшееся экономическое положение ясно означало, что Империя более не может, просто не может себе позволить содержать в полной мере свой флот. Некогда первый в мире, он был безнадежно отброшен на второе место – и по сравнению с американским уже смотрелся просто анахронично. Сил для участия в новой гонке морских вооружений у Британии уже не было. Оставалось надеяться лишь на удержание второго места.

Послевоенная история британского флота началась с глобальной зачистки: старые корабли и “временные” (не рассчитанные на длительную эксплуатацию) массово выводились из состава флота.

На стапелях стояли два больших эскадренных авианосца класса “Идейчес”, водоизмещением в 36000 тонн Их строительство было приостановлено с окончанием военных действий, и возобновлено лишь в 1946, по существенно модернизированному проекту. В 1951 году, первый из них – “Игл” – вступил в состав флота. Его систершип, “Арк Ройал”, задержался на пять лет на стапеле, и был введен в строй лишь в 1955 году. Это были крупные, вполне боеспособные корабли, сравнимые по возможностям с американскими авианосцами типа “Эссекс” – но уступающие новейшим разработкам.

В наличии имелось еще шесть больших эскадренных авианосцев типа “Илластрис” и “Имплэкэйбл”, судьбу которых предстояло решить. “Формидейбл”, искалеченный атаками камикадзе в боях на Тихом Океане находился за гранью экономически обоснованного ремонта. Он был списан, и отправлен на слом в 1953 году. “Илластрис”, имевший проблемы с винтами, еще в 1946 году был переклассифицирован в учебный авианосец, в роли которого функционировал до 1975 года.

В составе флота остались “Индомитейбл”, “Викториес”, “Индефатигейбл” и “Имплакейбл”. Первые два в 1950 были поставлены на капитальную модернизацию, продлившуюся почти восемь лет. Их корпуса и машины были перестроены, силовые установки заменены, высота ангаров увеличена, чтобы обеспечить возможность принимать новые боевые самолеты. Гидравлические катапульты были заменены современными паровыми: наконец, на обеих кораблях были смонтированы угловые полетные палубы. В 1957-1958 модернизированные авианосцы вернулись в состав флота, став его основой (вместе с “Иглом” и “Арк Ройалом”) почти на два десятилетия.

Стоимость и продолжительность модернизации этих кораблей привела к тому, что следующая пара — “Индефатигейбл” и “Имплакейбл” – модифицировались в 1958-1963 по существенно сокращенной программе. В ходе переделки, нижний ангар ликвидировался с целью расширения верхнего. На кораблях устанавливались паровые катапульты и угловая ангарная палуба. Но силовая установка не заменялась, и корпуса оставались прежними, что привело к падению скорости с 32,5 до 28 узлов. В результате, в составе флота они эксплуатировались недолго.

Шестнадцать легких эскадренных авианосцев типа “Колоссус” и “Маджестик”, построенных по экстренной программе 1942 года, недолго оставались в составе королевского флота. Их карьера под британским флагом оказалась очень короткой: в наступившую эпоху реактивной авиации эти небольшие 18000-тонные корабли с ограниченной длиной летной палубы имели невысокую боевую ценность. Проблемой также была их небольшая скорость. Флот откровенно стремился от них избавиться, чтобы сэкономить средства на поддержание и достройку более ценных единиц.

Еще в 1944 году, строящийся “Венедженс” был выкуплен бразильцами. В 1946 году он вступил в состав бразильского флота под названием “Рио Гранде”. “Тезеус” в 1948 году был продан Колумбии, и переименован в “Альмиранте Падилла”. Последний оказался редкостным долгожителем, оставаясь в строю при всех последовательно сменявшихся режимах вплоть до 1990-ых.  В 1946 году, два легких авианосца – “Колоссус” и “Венерабль”- были переданы флотам, соответственно, Франции и Голландии. Под именами “Арроманш” и “Карел Доорман” они служили до 1970-ых.

Оставшиеся в строю британского флота “Глори”, “Оушен”, “Триумф”,“Пионер” и ”Персеус” тоже недолго служили в своей основной роли. Два последних из них были достроены как вспомогательные авианосцы, предназначенные для обслуживания и ремонта самолетов. “Триумф” в начале 1960-ых был переоборудован в самоходную плавучую мастерскую, и служил в этой роли всю свою долгую и спокойную карьеру.

“Глори” и “Оушен” в середине 1950-ых были поставлены в резерв, с перспективой на длительное хранение. Но в 1957 году было принято решение переоснастить их в ракетные крейсера-вертолетоносцы, оснащенные пусковыми комплексами зенитных ракет “Sea Slug”[1]. Большие незанятые объемы корпуса, свойственные авианосцам, значительно облегчали конверсию:  объем конструкторских работ на авианосцах был значительно меньше, чем на параллельно конверсируемых легких крейсерах типа “Кроун Колони”.

Оба авианосца прошли переделку в 1957-1960 годах. Авиационный ангар на них был укорочен вдвое, и освободившееся пространство использовано для размещения погребов под 48 зенитных ракет “Sea Slug”, запуск которых осуществлялся с двух строенных пусковых установок. Наведение ракет выполнялось при помощи двух радаров тип 901, установленных на надстройке.

Мир Тихоокеанской Конфедерации: Королевский Флот Великобритании после войны

Вошедшие в строй в 1959-1960, “Глори” и “Оушен” классифицировались как тяжелые ракетные крейсера. Несмотря на существенное сокращение авиационных мощностей, корабли сохранили возможность базировать вертолеты и обычно несли авиагруппу из шести “Вестланд Вирвилд” для противолодочной обороны соединения. В целом, конверсия рассматривалась как весьма удачная – за вычетом низкой скорости кораблей.

Все шесть строящихся авианосцев типа “Маджестик” были проданы еще на стапеле. “Мельбурн” и “Сидней” — бывшие “Маджестик”  и “Террибль” — приобрела Австралия.  “Магнифишент” и “Бонавентур” пополнили состав флота Канады. “Геркулес” под именем “Викрант” был приобретен Индией: некоторое время обсуждалась также возможность приобретения недостроенного “Левиафана” под именем “Викрам”, но в итоге сделка так и не состоялась, и авианосец был приобретен в 1962 Бельгией.

Иная судьба ждала четыре находившихся в ранней степени готовности легких авианосца типа “Центаур”. Заложенные в предпоследний год мировой войны, эти корабли были практически сразу же после ее окончания остановлены постройкой и оставлены на стапелях. В 1950-ых, их строительство возобновилось – так как степень готовности авианосцев была невысокой, они предоставляли больший простор для модернизации чем “Маджестики” и могли быть адаптированы для использования современной реактивной авиации. Из четырех кораблей серии по исходному проекту был завершен только головной “Сентаур”: “Булварк”, “Альбион” и “Гермес” были введены в строй уже с паровыми катапультами и угловыми полетными палубами.

Столь же серьезной переоценке подверглись после войны и другие классы надводных кораблей. Большая часть огромного британского флота крейсеров и эскадренных миноносцев была списана практически сразу после войны, и отправлена на слом. Заложенные по довоенным проектам, эти корабли уже не соответствовали стремительно менявшимся требованиям войны на море, а некоторые из них были просто плавучими анахронизмами.

Линейный флот Великобритании, второй по мощи в мире, прекратил существование вскоре после войны. Еще в 1944 году, устаревшие тихоходные линкоры типа “R”[2] и изношенные до предела “Нельсоны” были выведены из состава флота и поставлены в резерв, чтобы сберечь средства и личный состав. Вскоре после окончания войны, все старые линкоры отправились на слом (исключая лишь “Вэлиант”, сохраненный в качестве корабля-музея в Розайте).

В наличии оставались четыре современных быстроходных линкора типа “Король Георг V”, к которым в 1946 году добавился несколько запоздавший “Вэнгард”. Первоначально, британцы собирались сохранить линейное “ядро” флота в целости. Но неумолимые экономические ограничения сыграли свою роль: уже в 1949 году “Король Георг V”[3] и “Дюк оф Йорк” были поставлены на прикол.

В строю флота оставались восемь легких крейсеров типа
“Кроун Колони” и три типа “Минотаур”. В конце 1950-ых к ним последовательно добавились еще три корабля типа “Тайгер” – последних в мире артиллерийских крейсера, несших 152-миллиметровые автоматические скорострельные орудия. На этих одиннадцати кораблях – бледной тени былого крейсерского флота Британской Империи – лежала явно  непосильная задача обеспечивать безопасность торгового флота, линий сообщения и колониальных владений Короны по всему миру.

Британские адмиралы хорошо осознавали слабость своего послевоенного флота и пытались ее компенсировать. В конце 1940-ых возникла идея заменить классы эскадренных миноносцев и легких крейсеров единым универсальным классом “крейсерских миноносцев”. По мнению сторонников этой концепции, подобные корабли водоизмещением около 4500 тонн могли бы исполнять задачи крейсеров – демонстрация флага, защита коммуникаций – и одновременно эсминцев, эскортируя и прикрывая в бою более крупные корабли.

Мир Тихоокеанской Конфедерации: Королевский Флот Великобритании после войны

Четыре корабля нового проекта, официально обозначенные как “эскадренные крейсера” (fleet cruisers) типа “Бирмингем” были заказаны в 1951 году. Заказ на три из них, впрочем, был приостановлен практически сразу же после закладки – сказалась постоянная критика проекта – и в итоге в строй вступил лишь головной “Бархэм”, достроенный как экспериментальный корабль в 1955 году. Эксплуатация этого корабля выявила ряд недостатков, сама концепция эсминца, призванного сражаться с крейсерами, казалась уже малоосмысленной. В итоге, от планируемой постройки серии усовершенствованных кораблей отказались и весь проект “крейсерского миноносца” был отправлен в архив.

Тем не менее, наработки по проекту не пропали даром. Идеи универсального корабля, занимающего промежуточное положение между эскадренными миноносцами и легкими крейсерами, легли в основу нового поколения британских кораблей – легких ракетных крейсеров типа “Каунти”. Адмиралы считали, что эти корабли смогут успешно выполнять как функции эскортирования авианосных соединений, так и – за счет применения противокорабельных ракет “Блю Слаг”[4] – задачи уничтожения в дуэльном бою многочисленных крейсеров советского флота, которые, как полагали англичане, могут представлять существенную угрозу британским коммуникациям[5].

1960-ые

Суэцкий Кризис стал хорошим уроком для британской военной машины. Беспомощность англо-французской эскадры против советских береговых самолетов-ракетоносцев, поддерживаемых сверхзвуковыми истребителями с авианосцев “Сталинград”, “Варяг” и “Чкалов” была слишком очевидна, чтобы ее не заметить. Британские моряки мрачно отмечали, что в случае внезапного советского удара, “половина наших авианосцев могла бы быть потоплена раньше, чем мы бы успели сделать хоть что-нибудь

Выводы были сделаны правильные. В 1957 году была принята экстренная программа модернизации военно-морских сил. Особое внимание в ней уделялось противовоздушной обороне авианосных соединений, которые рассматривались как основная действующая сила флота.

В соответствии с программой, в 1958 году на вооружение был принят новый палубный истребитель – D.H. 110 “Sea Vixen”. Оснащенный мощным радаром, этот двухместный трансзвуковой перехватчик рассматривался как основной эшелон внешней обороны от бомбардировщиков – носителей ракетного и атомного оружия. В 1959 году, первые эскадрильи “Виксенов” были развернуты на “Игле” и “Викториесе”, а к 1962 году на них были перевооружены все тяжелые авианосцы британского флота.

Большое внимание было уделено зенитно-ракетным комплексам. В 1957 году, в связи с ожидаемой задержкой строительства специализированных ракетных крейсеров типа “Каунти” (первые четыре из которых вступили в строй только в 1962 году) парламент, после долгих споров, одобрил промежуточную программу перестройки в ракетоносцы старых кораблей военной постройки. Инженеры флота экстренно подготовили проекты оснащения зенитно-ракетным комплексом “Sea Slug” более чем двух десятков остававшихся в строю кораблей. По соображениям экономии, программа была урезана втрое: к перестройке в ракетные крейсера были в итоге предназначены легкие авианосцы “Оушен”, “Глори”, “Пионер“[6] и легкие крейсера “Мауритис”, “Кения” и “Ямайка”.

Не остались без внимания и ударные возможности флота. В отличие от СССР и США, Великобритания не занималась разработкой специализированных противокорабельных ракет, вместо этого сосредоточившись на создании палубных штурмовиков, приспособленных для маловысотных атак с применением тактического ядерного оружия. В 1959 году на вооружение авианосцев поступил “Блэкбурн Буканьер” – трансзвуковой палубный штурмовик, специально спроектированный для обеспечения околозвуковой скорости полета на высотах менее 100 метров. Предполагалось, что атакуя на столь малой высоте, самолет сможет приблизиться к цели, оставаясь за радиогоризонтом – т.е. ниже порога обнаружения радаров зенитных систем противника – и атаковать неожиданно, используя тактику “броскового бомбометания”[7].

Мир Тихоокеанской Конфедерации: Королевский Флот Великобритании после войны

Для эффективного выполнения маловысотной атаки против корабельных соединений противника (советского флота) “Bristol Aeroplane Corporation” разработала особое оружие, известное как “импульсная бомба”[8]. Это был управляемый снаряд, специально приспособленный для запуска со сверхмалой высоты. Двигателя бомба не имела: после запуска, она использовала приданный самолетом-носителем импульс и собственные аэродинамические плоскости чтобы набрать высоту, и затем атаковала цель из планирующего полета.

Импульсные бомбы – также известные как “оружие Тайфун” – поставлялись как в ядерном (15-килотонный ядерный заряд “Red Beard” Mk-1.), так и в обычном вариантах. Ядерная версия имела только инерциальную систему наведения, синхронизированную с системой LABS[9]. Не-ядерная версия, имела инфракрасную и пассивную радиолокационную аппаратуру самонаведения для точного поражения цели.

Типовая авиагруппа тяжелых авианосцев в 1961 году состояла из:

— Эскадрильи перехватчиков D.H. 110 “Sea Vixen”

— Эскадрильи истребителей D.H. 100 “Sea Venome” или Supermarine Scimitar

— Эскадрильи палубных штурмовиков Blackburn Buckaneer S.2

— Эскадрильи самолетов ДРЛО Fairey Gannet AEW.8

В 1962 году состав флота наконец-то начал пополняться новыми легкими ракетными крейсерами (по британской классификации: в США и СССР эти корабли определялись как ракетоносные эсминцы) типа “Каунти”. Двенадцать таких кораблей были построены с 1956 по 1969 для британского флота, и еще два – по заказу ВМФ Тихоокеанской Конфедерации[10]. Адмиралы планировали поэтапно заменить легкими ракетными крейсерами и фрегатами типа “Линдер” артиллерийские крейсера и эскадренные миноносцы военной постройки, тем самым сформировав “полностью современный флот”.

Программа модернизации военно-морских сил прошла хорошую проверку в 1961 году на Ближнем Востоке.  Неудачная попытка иракского президента Абдула Карима Кассима подчинить своему влиянию Ирак привела к двухнедельной военной кампании, в которой критическую роль сыграл британский флот. Палубные самолеты с “Арк Ройала”, “Индоминейтебла” и “Альбиона” установили контроль над воздушным пространством страны, и наносили удары по иракским войскам у границы. “Центаур” и “Булварк”, временно переквалифицированные в вертолетоносцы, выполнили экстренную переброску контингента морской пехоты и экспедиционных сил Арабской Лиги для защиты территории Кувейта. В ходе этого конфликта, боевое крещение получил “Си Слаг” – ракетный крейсер “Глори” сбил им крылатую противокорабельную ракету “Дингбат”[11] выпущенную с батареи.

Но никакие успехи не могли отменить плачевного экономического положения Великобритании. Надломленная экономика былой империи уже была не в силах поддерживать армаду из десяти авианосцев и множества боевых и вспомогательных кораблей.

В 1962 году, из состава действующего флота были выведены в резерв “Центаур” и “Гермес”. Спустя всего три года за ними последовали “Индефатигейбл” с “Имплакейбл”, причем последний находился в строю менее двух лет после завершения капитальной модернизации. Причиной столь быстрого списания только что модернизированных кораблей стала… удешевленная программа модернизации, которая привела к сильной строительной перегрузке и падению скорости до 28 узлов. В 1965 году, “Индефатигейбл” был переименован в “Виктория” и продан австралийскому флоту, искавшему замену своим устаревшим легким авианосцам. “Имплакейбл” провел в резерве несколько дольше: сначала возможность его покупки рассматривала Канада, затем – Индия, но в итоге в 1968 году корабль был выкуплен бразильским флотом, заменив в нем старый “Венедженс”.

В строю остались “Игл”, “Арк Ройал”, “Викториес”, “Индоминейтбл”, “Альбион” и “Булварк”. Последние два были в 1960-ых перестроены в амфибийные корабли-вертолетоносцы для королевской морской пехоты. О доктрине “тройного присутствия”, предполагавшей наличие сил флота одновременно в метрополии, Средиземном Море и на Дальнем Востоке уже никто и не вспоминал: наличных сил едва хватало, чтобы поддерживать присутствие флота в Атлантике и на Дальнем Востоке, где практически безвылазно пребывал “Викториес”.

В середине 1960-ых британский флот ощутил настоятельную потребность в новом сверхзвуковом истребителе. На фоне советских Су-21КОР и американских F-4 “Phantom II” и F-8 “Ultra-Crusader”, трансзвуковые “Виксены” смотрелись настоящим анахронизмом. Даже появившаяся в 1962 сверхзвуковая версия “Super Vixen” с узким дельтаивдным крылом и скоростью до 1,58 МаХа не решала проблемы, ибо этот тяжелый двухместный перехватчик попросту не был ориентирован на маневренный бой с палубными истребителями. Советский Союз инициировал в 1960-ых масштабную программу серийной постройки небольших авианосцев ПБИА[12], несущих, не смотря на скромные размеры, три эскадрильи истребителей Су-21КОР. Проведенные в 1963 году исследования показали, что в случае встречи в бою равных по тоннажу авианосных сил СССР и Великобритании, британские палубные эскадрильи понесут тяжелые потери и скорее всего не смогут защитить свои авианосцы.

Флоту требовался новый истребитель, способный развивать высокие сверхзвуковые скорости. Им стал English Electric Sea Lighting, модифицированная палубная версия наземного истребителя-бомбардировщика English Electric Lighting F.5

Мир Тихоокеанской Конфедерации: Королевский Флот Великобритании после войны

На этой модели истребителя, проектировщики применили убирающееся в фюзеляж шасси велосипедного типа. За счет подобной модификации, удалось сделать крыло складным, что соответствовало требованиям к хранению в ангаре авианосца. Чтобы уменьшить высоту конструкции, вертикальный стабилизатор был также выполнен складным, и на стоянке отклонялся влево на 90 градусов.

Подобно своим собратьям из RAF, морские “Молнии” F.5 имели улучшенную авионику и модернизированное радиоэлектронное оснащение. В то же время, они сохранили главную особенность своего класса – впечатляющие характеристики скороподъемности и способность к сверхзвуковому крейсированию без использования форсажа. Специально для этих истребителей, флот разработал новую систему вооружений – управляемую авиационную ракету Bristol Blue Star, первую в мире ракету “воздух-воздух” с активным самонаведением.

Мир Тихоокеанской Конфедерации: Королевский Флот Великобритании после войны

Первые эскадрильи Fleet Air Arm были перевооружены на “морские молнии” в 1968 году. Это были эскадрильи палубных перехватчиков, базирующиеся на “Игле” и “Викториесе”. “Арк Ройал” получил полный комплект “молний” только в 1970 году, а перевооружение “Индоминейтбл” в итоге вообще не состоялось.

Сильным изменениям подвергся надводный флот. Переориентация на ракетное оружие и стремление к сокращению числа кораблей привели к почти полной замене ракетными крейсерами типа “Каунти” старых легких крейсеров и эсминцев. К 1967 году из кораблей старой постройки в строю оставались лишь пять тяжелых ракетных крейсеров типа “Оушен” и “Мауритис”, шесть легких артиллерийских крейсеров типа “Минотаур” и “Тайгер” и двенадцать эсминцев типа “Дэринг”. Все старые корабли прошли интенсивную модернизацию с установкой зенитно-ракетных комплексов “Си Кэт” и “Турбо Кэт” и противоторпедного комплекса “Властелин”[13].

1970-ые:

В 1965 году, британское правительство, наконец, анонсировало первую со времен войны масштабную программу обновления состава флота. Результатом длившихся почти пять лет споров, консультаций, и отчаянной борьбы за средства между представителями разных родов вооруженных сил стал десятилетний план военного кораблестроения, предусматривающий в том числе:

— Сокращение состава британского авианосного флота до трех авианосцев, из которых два находятся на боевом дежурстве и один – в ремонте.

— Списание к 1970 году всех авианосцев военной постройки. “Арк Ройал” и “Игл” должны оставаться на вооружении до тех пор, пока не будут заменены современными кораблями.

— Постройку к 1975 году трех больших 45000-тонных авианосцев для замены существующего флота.

— Замену существующего парка тяжелых и легких ракетных крейсеров новым поколением океанских эскортных кораблей с зенитно-ракетным комплексом “Си Дарт” большого радиуса действия.

— Принятие на вооружение флота нового многоцелевого истребителя “English Electric Star Lighting” с изменяемой геометрией крыла.

Авторы плана постулировали, что экономически, Британия не может позволить себе обладать значительными авианосными силами, и даже паритет с советским флотом – на 1965 год включавшим уже четыре тяжелых и четыре легких авианосца — ныне выглядел недосягаемым. В то же время, по соображениям безопасности британский флот не мог пожертвовать океанскими возможностями, обеспечение которых без авианосцев не представлялось возможным.

В основу программы было поставлено качественное обновление состава флота, за счет новой военно-морской “триады”: тяжелого авианосца проекта CVA-01, палубного истребителя “English Electric Star Lighting”[14] и противовоздушного комплекса “Sea Dart”.

Реализация программы сразу же столкнулась с целым рядом проблем непредвиденного характера. Средств в бюджете по-прежнему не хватало: на проблему наложились еще и регулярные пересмотры проекта нового авианосца. Все это привело к тому, что первый авианосец нового поколения – CVA-01 “Куин Элизабет” – был заложен лишь в 1968 году. В связи с затянувшейся постройкой, правительство было вынуждено пойти на уступки, и сохранить в составе флота “Викториес”. Парадоксальным образом, этот самый старый из действующих кораблей покинул флот последним, лишь в 1982 году.

Первый британский послевоенный авианосец вошел в строй спустя почти 7 лет после начала строительства, в 1975 году. Это был весьма крупный корабль, полным водоизмещением в 52000 тонн и длиной полетной палубы в 285 метров.

Мир Тихоокеанской Конфедерации: Королевский Флот Великобритании после войны

Его авиагруппа состояла из:

— 24 многоцелевых истребителей “English Electric Star Lighting”

— 12 палубных истребителей-бомбардировщиков вертикального взлета и посадки “Sea Harrier”

— четырех самолетов ДРЛО “Fairy Gannet AEW.8”

— противолодочных вертолетов

Корабль имел паротубринную силовую установку. Атомная рассматривалась как потенциально возможная, но в итоге было сочтено, что ее разработка и обслуживание потребует дополнительных расходов. Оборонительное вооружение было представлено зенитным ракетным комплексом “Sea Wolf”, хотя возможность установки ЗРК секторальной обороны “Sea Dart” обсуждалась некоторое время. По боевым возможностям, этот авианосец превосходил французские аналоги класса “Клемансо” и советские ПБИА и находился почти на одном уровне с американскими суперавианосцами класса “Энтерпрайз”[15] и советскими “Победа”.

Первоначально предполагалось, что этот авианосец заменит в строю “Викториес”. Но анализ ситуации показал, что в наихудшем состоянии находился не самый старый авианосец, а активно эксплуатировавшийся “Арк Ройал”. В результате, в 1976 году “Арк Роял” был помещен в резерв (где с 1968 стоял “Индоминейтбл”) и спустя четыре года был продан на слом.

В 1978 году флот получил второй тяжелый авианосец – CVA-02 “Принц Уэльский”. Его вступление в строй озаменовало списание “Игла”, выведенного из состава флота после почти трех десятилетий службы. Третий и последний корабль серии – CVA-03 “Кинг Георг V” – вошел в строй в 1983 году, заменив собой древний “Викториес”.

Параллельно со строительством новых авианосцев, флот осуществлял большую программу замены эскортных сил. К 1975 году из состава ВМФ были выведены тяжелые ракетные крейсера класса “Глори” и “Кения”. Флот счел эти импровизированные ракетоносцы слишком дорогими в обслуживании для их ограниченных боевых возможностей, а зенитный комплекс “Си Слаг” – устаревшим морально и физически, более не соответствующим требованиям современной войны на море.

В строю остались десять легких ракетных крейсеров типа “Каунти”[16]. Замена этих кораблей началась в 1970-ых по мере вступления в строй новых эскадренных миноносцев тип 42, но по причине значительных затрат на строительство новых авианосцев, продвигалась медленно. К 1983 году в строю все еще находились шесть ракетных крейсеров типа “Каунти”. Чтобы поддерживать эти устаревшие корабли на уровне требований времени, они прошли интенсивную модернизацию в середине 1970-ых, с заменой устаревших комплексов “Sea Cat” на модифицированные сверхзвуковые ракеты “Sea Wolf” и оптимизацией радиоэлектронного оборудования.

С завершением программы 1965 года, британский флот, наконец, получил то, что желал: полностью современные и боеспособные силы, адекватные требованиям войны на море.

1970-ые были ознаменованы рядом международных конфликтов, в которых Королевскому Флоту пришлось принять активное участие. Самым известным стал Гонконгский Кризис 1974 года, вызванный провокационной политикой китайских властей в отношении этого британского анклава. В момент предельного напряжения отношений, когда в Гонконге уже рыли бомбоубежища, именно британский флот первым вмешался в ситуацию. В течении чрезвычайно короткого периода, у берегов Китая была собрана мощная эскадра, включавшая эскадренные авианосцы “Викториес” и “Виктория”[17], легкий канадский авианосец “Магнифишент”, вертолетоносец “Альбион”, ракетный крейсер “Ямайка”, восемнадцать ракетоносных эсминцев и фрегатов и восемь подводных лодок, из них четыре атомные. Командующий Дальневосточным Флотом, адмирал сэр Дерек Эмпсон имел секретные инструкции, предписывающие применить тактическое ядерное оружие против китайских войск, если таковые попытаются захватить Гонконг. Австралийские стратегические бомбардировщики “Виктор” были также изготовлены к действию, на случай, если КНР попытается наносить авиационно-ракетные удары по иным объектам Содружества.

В конечном итоге, демонстрационные действия британо-австрало-канадского флота и экстренная переброска в Гонконг по воздушному мосту двух австралийских дивизий сыграла свою роль. Под давлением СССР и США, недовольных китайской политикой, правительство КНР было вынуждено уступить и дать гарантии автономии Гонконга.

В 1979 году, британские военные корабли принимали участие в международном “нейтральном патруле” у берегов Вьетнама[18], препятствуя попыткам китайских кораблей войти в его территориальные воды. Во время “инцидента в южно-китайском море” – якобы случайной атаки китайских бомбардировщиков-ракетоносцев на советские и американские корабли (“случайно принятые за вьетнамские фрегаты”, по официальной китайской версии) — британские корабли оставались вне области столкновения. Позднее, ракетный крейсер “Ямайка” и эсминец “Ковентри” потопили китайский сторожевой корабль, пытавшийся высадить десант на островах Спратли.

1980-ые:

В 1980-ые британский флот вступил во всеоружии. Основную его линию составляли три тяжелых и современных авианосца: еще один, “Викториес”, был переведен на роль учебного корабля. По совокупной боевой мощи, Королевский Флот занимал третье место в мире, уступая лишь американскому и советскому.

Фолклендский Кризис 1982 года стал новой неожиданной проверкой на прочность – которую на этот раз Британии пришлось пройти в одиночестве. Аргентина, впервые после поражения во Второй Мировой решившаяся поднять голову, начала с оккупации Фолклендских Островов, чей политический статус был предметом споров. Аргентинцы рассчитывали, что британский флот не сумеет отмобилизоваться быстро и оккупационные войска успеют закрепиться на островах.

Ответ Короны последовал незамедлительно. Авианосное ударное соединение Флота Метрополии, возглавляемое CVA-01 “Куин Элизабет” и состоявшее из тяжелого авианосца, восьми ракетоносных эсминцев и легких крейсеров, четырех атомных подводных лодок, огромного конвоя десантных кораблей, транспортов снабжения и мобилизованных сухогрузов выдвинулось к берегам Южной Америки.

1 мая 1982 года, произошло одно из немногих в послевоенной истории сражений авианосных эскадр. Первыми заметили приближавшегося противника аргентинцы. Контр-адмирал Жорже Аллара начал бой, выслав против британского флота волну палубных истребителей-бомбардировщиков  “Супер Энтендарт” со своего флагмана – авианосца. Он рассчитывал, что летящие на малой высоте штурмовики сумеют незамеченными выйти на дистанцию пуска ракет “Экосет”, и поразить основную цель –авианосец “Куин Элизабет”, тем самым, эффективно обезоружив противостоящий ему королевский флот.

Однако, план аргентинского адмирала не увенчался успехом. Патрулирующий над британской эскадрой самолет ДРЛО“Fairy Gannet AEW.8” обнаружил приближающиеся самолеты, и поднял тревогу, наведя на них перехватчики с авианосца. Усилиями двух “Стар Лайтингов” патрульного звена и четырех оперативно взлетевших “Си Харриеров”[19] аргентинцы были перехвачены: четверо из них были сбиты, трое были принуждены отвернуть, и лишь один сумел выйти на рубеж пуска ракет, впрочем, не сумев добиться попадания.

Британский ответный удар не заставил себя ждать. Эскадрилья “Харриеров”, прикрываемая “Звездными Молниями” поднялась с “Куин Элизабет” и нанесла бомбово-ракетный удар по аргентинскому соединению. В ходе атаки, ракетный крейсер “Альмиранте Бельграно” был выведен из строя, и позже добит британской субмариной. Аргентинский флагман – легкий авианосец “Бентисимо ди майо”, по иронии судьбы тоже британской постройки – уцелел, но был серьезно поврежден и до конца войны не покидал порта. Также британской авиацией были потоплены два устаревших эсминца. Контр-адмиралу Жорже Аллара не пришлось испить чашу поражения, ибо он был убит взрывом ракеты, разрушившей “остров” аргентинского авианосца.

Сражение 1-го мая стало ключевым в ходе конфликта. По его завершении, аргентинский флот, понесший тяжелейшие потери, более не рисковал покидать гавани, ограничиваясь лишь действиями субмарин и ракетных катеров. Британский флот успешно завершил зачистку островов от аргентинского присутствия: при этом неожиданно полезными продемонстрировали себя старые корабли, спешно извлеченные из резерва – линкор “Вэнгард” и крейсер “Блэйк”. Их мощная артиллерия и высокая живучесть оказались чрезвычайно эффективны при подавлении многочисленных береговых батарей, смонтированных аргентинцами в период оккупации.

Несомненный успех Фолклендского Конфликта побудил британское общество обратить большее внимание на флот, купавшийся в лучах заслуженной славы. Немедленно после войны, Парламент анонсировал очередную программу повышения боеспособности военно-морских сил.

Существенное внимание было обращено на развитие класса эскортов. Первоначально, британский флот планировал вообще избавиться от класса “ракетный крейсер” полностью заменив таковые новыми ракетными эсминцами. Но опыт вооруженных конфликтов конца 1970-ых – начала 1980-ых убедил англичан в том, что число каналов наведения ракет и пусковых установок на эсминцах проекта 42 явно недостаточно.

В результате, в 1978 году состоялась закладка двух новых тяжелых ракетоносцев – ракетных крейсеров проекта 83. Эти корабли стандартным водоизмещением около 6800 тонн несли две спаренные пусковые установки “Sea Dart” и четыре радара индивидуального наведения. Согласно расчетам британского флота, расчетная эффективность подобных крейсеров была почти втрое выше, чем у эсминцев проекта 42, обладавших лишь одной пусковой установкой и одним радаром наведения.

Основная ставка этого периода была сделана на развитие систем вооружения. Зенитно-ракетный комплекс “Си Дарт”, сменивший устаревший “Си Слаг”, являлся ключевым элементом противовоздушной обороны британских соединений. В 1983 году на вооружение была принята новая версия этой системы – в которой балочные пусковые установки были заменены гексагональными вертикальными ячейками. Это решение позволило повысить эффективность (за счет более высокой скорострельности) и многофункциональность комплекса: в дальнейшем, были разработаны адаптеры, позволявшие запускать из пусковых ячеек “Honeycomb”[20] иные виды ракет, включая тактические ракеты ближней ПВО “Си Вульф” и противокорабельные ракеты “Си Игл”.

Мир Тихоокеанской Конфедерации: Королевский Флот Великобритании после войны

Британские военные корабли приняли участие в Ливийской операции, в 1988 году. Хотя роль Королевского Флота в этой короткой, но интенсивной кампании была ограничена, тем не менее, его действия в конфликте были неоценимы. Основная нагрузка легла на Экспедиционный Флот, возглавляемый авианосцем CVA-03 “Кинг Георг V”. Британские корабли принимали участие в защите Мальты и Сицилии от попыток нападения на эти острова бомбардировочной авиации Муамара Каддафи, и осуществляли противолодочные  и эскортные операции в Средиземном Море. Специально для этой кампании, Адмиралтейство сформировало т.н. “гибралтарский патруль” – отдельное соединение эсминцев и фрегатов Королевского Флота, базирующееся на Гибралтар и осуществляющее противолодочную оборону Западного Средиземноморья. Именно усилиями Гибралтарского Патруля была в итоге потоплена субмарина “Эль-Фатих”, печально прославившаяся атаками на три гражданских корабля у берегов Корсики.

В конце 1980-ых, под влиянием американской программы “Surface Combatant 21th”, Королевский Флот анонсировал свой собственный фундаментальный проект модернизации флота. Неспокойная ситуация конца 1980-ых – “малая мировая война” в конце десятилетия[21] — способствовала повышению внимания к оборонительным вопросам по обе стороны “Железного Занавеса”.

На этот раз британские адмиралы решили пойти на подлинно революционный шаг – в рамках программы, предполагалось заменить к началу двадцать первого столетия все основные типы британских надводных кораблей единым “авианесущим эсминцем”, выполненным по технологиям снижения заметности.

Концептуальный проект, разработанный к 1989 году, предусматривал корабль полным водоизмещением почти в 18000 тонн. Выполненный по технологии “стелс”, авианесущий эсминец – хотя некоторые адмиралы предлагали обозначить его как “линейный крейсер” – имел бы V-образную полетную палубу с двумя трамплинами в корме, приспособленную для использования следующего поколения сверхзвуковых самолетов вертикального взлета и посадки. Полная авиагруппа должна была состоять из 8 самолетов и 4 вертолетов (рассматривалась также возможность использования конвертопланов) в двухъярусном ангаре в надстройке и под палубой.

В качестве основного вооружения, “эсминец” нес 96 ракет различных классов в универсальных пусковых ячейках “Honeycomb”. Новые радарные комплексы, включая перспективные РЛС с ФАР MESAR и SMART-M должны были обеспечить кораблю эффективный контроль над воздушным и морским пространством и обеспечить эффективное применение как дальнобойного ЗРК “Sea Dart” так и ракет малого радиуса действия “Sea Wolf”.


[1] Решение было принято в рамках экстренной программы усиления флота после Суэцкого Кризиса 1956. Так как достройка специализированных ракетоносцев типа “Каунти” задерживалась, флот принял решение переоснастить под ракеты несколько наличных кораблей в качестве временного решения.

[2] Тип “Роял Соверен”

[3] В 1948 году кратко обсуждалась возможность продажи такового Индии.

[4] Вариация зенитной ракеты “Си Слаг”, оснащенная полубронебойной 300-фунтовой боевой частью.

[5] К концу 1950-ых советский флот насчитывал почти 30 крейсеров, включая 14 новейших 68-бис, поэтому британские опасения не были беспочвенными.

[6] В 1959 уже начатая перестройка “Пионера” была отменена в пользу модернизации линкора “Вэнгард”.

[7] Также известно как бомбометание из кабрирования. Принцип основан на том, что самолет совершает петлю Нестерова или иммельман, сбрасывая бомбу на подъеме в верхней точке траектории. Таким образом, бомба движется по баллистической траектории в сторону цели, позволяя применять обычные свободнопадающие бомбы с некоторой дистанции. Маневр был разработан для применения тактического ядерного оружия с малой высоты, чтобы растянуть траекторию и дать самолету время выйти из радиуса поражения своей же бомбы.

[8] Momentum bomb (en).

[9] Low-Altitude Bombing System – автоматическая система бомбометания с малых высот, разработанная специально для эффективного применения броскового бомбометания.

[10] Еще четыре эсминца типа “Каунти” были построены конфедератами по лицензии, с поставками оружия и оборудования из Великобритании.

[11] SSM-N-4, американского производства.

[12] Плавбаза Истребительной Авиации

[13] Ruler anti-torpedo system: скорострельный бомбомет ближнего радиуса действия, рассчитаный на поражение торпед.

[14] Морская версия многоцелевого истребителя RAF.

[15] Шесть единиц, построены в 1962-1974 годах

[16] Два корабля в 1968 году были переданы Саудовской Аравии.

[17] Австралийский, бывший “Индефатигейбл”

[18] В связи с китайско-вьетнамской войной, начавшейся после свержения вьетнамцами про-маоистского режима в Камбодже.

[19] Эти истребители-бомбардировщики вертикального взлета и посадки были подняты по тревоге потому, что не нуждались в катапультах и могли подняться быстрее чем “Лайтинги”.

[20] Англ. “пчелиные соты”

[21] Серия локальных конфликтов высокой интенсивности между нациями второго и третьего мира в Африке, Азии и Южной Америке.

admin
Подписаться
Уведомить о
guest

27 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account