Мир красной Германии и красной России. Бронетехника-4. Основные танки.
Получив на рубеже 20-30-х весьма ответственный заказ, несколько ведущих машиностроительных компаний ГФССР начали разработку «сельскохозяйственного трактора», причём не формально, а именно такого, к которому хрен придерёшься не зная точно, что должно получиться «на выходе». Шасси было небольшим, на довольно широких гусеницах, с мотором умеренной мощности (простой и очень экономичный коммерческий 55-сильный автомотор «Даймлер»). Так что никаких подозрений у союзнической контрольной комиссии эта работа не вызывала. Тем более что именно на такой трактор, для своего сельского хозяйства, вполне официально объявили международный конкурс в РСФСР. А учитывая русский размах, это был чертовски сладкий приз, за который действительно стоило побороться.
Той комиссии, конечно, было невдомёк, почему исходя из «архитектуры» трактора, не совсем понятно, спереди или сзади у него будет МТО. Невдомёк, что все агрегаты трансмиссии имеют невероятно большой запас прочности, система охлаждения работает на 25 % от своей проектной производительности, а МТО по габаритам «немного» не соответствует установленному двигателю. И почему тракторная рама, на которой всё энто собиралось, имеет столько совершенно непонятно для чего предназначенных «косынок» (к которым впоследствии будут привариваться элементы каркаса корпуса танка).
После прошедшего в Германии первого предварительного этапа испытаний, отсеявшего добрую половину конкурсантов, четыре самые перспективные модели прошли серьёзную доработку и отправились в РСФСР для официального участия в «русском тракторном конкурсе», к которому легализации ради, допустили неограниченное число участников и из других стран (Австрии, Италии, САСШ и др.).
По завершении конкурса (в котором, к разочарованию многих, победителем был объявлен один из немецких образцов, хотя в качестве пропашного трактора имелись и более подходящие и вполне законченные (не голое шасси) конструкции), два лучших немецких трактора увезли в наглухо засекреченный объект «КАМА» под Казанью и подвергли «небольшой доработке». Вместо временного 55-сильного моторчика установили штатный, 100-сильный. В трансмиссии поменяли КПП и несколько шестерёнок в бортовых передачах, изменив передаточные числа, благодаря чему шасси тихоходного пропашного трактора сразу превратилось в шасси лёгкого быстроходного танка. Систему охлаждения «открыли» на максимальную производительность. Шасси догрузили балластом, соответствующим массе брони и вооружения.
В таком виде две лучших модели подвергли повторным испытаниям, уже по совершенно другой программе. К разочарованию заказчиков, тех испытаний оба «трактора» не выдержали и после возвращения в исходное состояние были возвращены в Германию на доработку с целым списком новых требований и рекомендаций.
Главными в тех требованиях значились:
- Увеличение мощности двигателя до 120–150 л.с. (С существующим мотором танк переставал быть и быстроходным и экономичным).
- Новая, более простая, прочная и динамичная подвеска на катках большого диаметра (по типу американского быстроходного танка Кристи).
- Усиление трансмиссии (КПП и фрикционов) под мотор большей мощности.
- Повышение надёжности и эффективности тормозов.
- Гусеничные ленты по типу английского танка Виккерс-6 тонн, но с увеличенным «гребнем».
Для доработки шасси, из Чехословакии пригласили самого опытного немца – разработчика танков, Йозефа Фольмера – того самого, что стоял у истоков германского танкостроения в ПМВ, выдав не только бестолковый тяжёлый A7V – дитя неуёмной страсти немецких генералов к «вундервафлям», но и вполне умеренный и боеспособный Lk-II.
Впрочем, со своим лёгким танком Фольмер малость подзадержался – Германия сдалась, танки в ней оказались под полным запретом и конструктору пришлось работать уже на Чехословакию, высказавшую большую заинтересованность в услугах такого специалиста.
Но время шло, и когда из Германии пришло приглашение вернуться на Родину, чтоб продолжать работать по специальности, он с радостью согласился. С его участием доработка шасси пошла гораздо быстрее!
Уже на следующий год испытания были повторены. И хотя они опять прошли не идеально, теперь оба «трактора» обратно в Германию уже не повезли. Один, оказавшийся по их итогам худшим, просто бросили в сарае. Второй доводили окончательно до ума тут же – в срочном порядке выписывая всё необходимое из Германии и с заводов РСФСР. Приехал в РСФСР и сам Фольмер, не желавший допустить, чтоб конечное «изделие» доводили без его участия.
Ещё через несколько месяцев «трактор» (вместе с Фольмером) отправился на Ижорский завод под бронировку, после чего уже в качестве полноценного танка он прошёл ещё один, уже не столь продолжительный цикл испытаний, по завершении которого, под пристальным надзором Фольмера и Сячинтова (отвечавшего за вооружение с российской стороны) на танк установили пушку с пулемётом и отправили на стрельбище.
По результатам стрельб с места и на ходу в конструкцию внесли ещё несколько полезных изменений и дополнений, и в таком виде, в начале 1933 года, танк под индексом Т-4 приняли на вооружение РККА (и под огромным секретом DVA). Конечно, у танка по-прежнему имелись какие-то мелкие недостатки, но руководство Красной Армии уже «било копытом» в нетерпении. Ситуация и впрямь складывалась странная – штурмовой и средний танки уже выпускались серийно, а самый массовый, лёгкий, всё ещё доводится до ума. То, что «большие танки» приняли на вооружение с излишней поспешностью и выпускать начали с большим количеством недоработок, с которыми бились конструктора и технологи заводов, во внимание в данном случае не принималось. Армии нужен был массовый танк, а промышленность уже была готова к их производству. Всё упиралось в доработку конструкции. Вот только немецким участникам проекта спешить было некуда, и они работали не на время, а на качество (что впоследствии вполне себя оправдало). Тем не менее, танк довели-таки до ума.
Вот его ТТХ:
Боевая масса 12 т.
Двигатель – «Даймлер», карбюраторный, 6-цилиндровый жидкостного охлаждения, мощностью 150 л.с.
Максимальная скорость 45 км/ч. Запас хода 300 км.
Броня – лоб корпуса и башни 30 мм. Прочее вертикальное бронирование – 14 мм. Горизонтальное – 9 мм.
Вооружение: в башне, спаренная установка 20-мм немецкой АП KwK-30 (она же – отечественная 20-мм АП обр. 31 г.) с танковым пулемётом ДТ-29. Боекомплект 300 патронов к пушке (30 10-патронных обойм) и 2268 патронов к пулемёту (36 дисков по 63 патрона).
Экипаж 3 человека.
Для массового выпуска танка были подготовлены мощности на Харьковском и Царицынском тракторных заводах (именно Царицынском, поскольку такой привилегии, как переименовывать города в честь своих лидеров, большевики в АИ РСФСР не имели). Объём выпуска, до ввода вторых очередей, при 8-часовой пятидневке в одну смену, по 750 машин в год на каждом. При мобилизации промышленности, объёмы должны возрасти минимум вдвое.
Впрочем, готовность заводов оказалась далеко не полной (особенно Царицынского), и первые серийные танки армия получила только во второй половине 1933 года. Зато сразу в больших объёмах (при очень среднем качестве).
Танки сводились в бригады, главной ударной силой которых являлся танковый полк трёхбатальонного состава (53 танка в батальоне). Отдельные бригады лёгких танков теперь в обязательном порядке включались в структуру кавалерийских корпусов (их было 10).
Основная же масса легкотанковых полков РККА шла на формирование механизированных дивизий, простой и хорошо управляемой структуры: танковая бригада однополкового состава, мотострелковая бригада двухполкового состава, лёгкий моторизованный артполк, сильный моторизованный разведполк и прочие подразделения, со всеми полагающимися службами боевого и материально-технического обеспечения. Всего в дивизии было 169 танков.
Поскольку танки в дивизиях были только одного типа – лёгкие, для их качественного усиления дивизии (или мотокорпусу из двух дивизий) мог придаваться отдельный полк средних танков (100 машин). Тогда ударная мощь этого соединения становилась поистине страшной – 100 средних танков и 169 лёгких.
Чтоб не дёргать не слишком быстрые в оперативном плане отдельные полки средних танков (которых на всю РККА планировалось сформировать только 20), немцы предлагали иную структуру дивизий (которую они приняли для DVA в начале 1934-го нелегально, а с конца 35-го уже вовсю реализовывали абсолютно официально).
Они ратовали за создание ещё более мощных соединений. Прежде всего, за счёт существенного усиления танковой составляющей. В танковую бригаду они предлагали включить не один, а два танковых полка. И на постоянной основе усилить их, по крайней мере, батальоном собственных средних танков. Средними танками они видели и все командирские машины в батальонах лёгких танков.
Такие дивизии имели бы просто сокрушительную ударную мощь.
Но планы планами, а воевать немцам пришлось гораздо более скромными силами.
В конце 1933 года Генштаб DVA закончил разработку программы строительства бронетанковых войск (как и ВВС). Поскольку в 1935 году (сразу после взятия всей территории Германии под полный военный контроль) Тельман собирался официально объявить об отказе дальше соблюдать версальские военные ограничения, уже с начала 34-го промышленность начала форсированную подготовку к крупносерийному производству бронетехники – бронемашин и танков.
Когда всё было готово, заводы сразу четырёх крупных фирм начали сборку шасси, под видом тракторных по заказу РСФСР (якобы остро нуждавшегося в большом количестве мощных трелёвочников для форсированной модернизации своей лесной промышленности).
Но в 1935-ом французы уходили из Рейнской области очень медленно, и со своим заявлением осторожный Тельман медлил. Тем не менее, не дожидаясь массового поступления техники, DVA начала формировать и разворачивать свои танковые дивизии под видом автотранспортных – эту идею разработал и блестяще внедрял Гейнц Гудериан. А когда произошёл т. н. «Данцигский инцидент», у Германии было практически всё готово – поляки со своей провокацией «поторопились» максимум на полгода.
Пока германские заводы срочно превращали сотни готовых шасси в полноценные танки, в германские порты пришли транспорты, доверху нагруженные почти аналогичными танками, выпущенными в Харькове. Их принимали экипажи, хорошо обученные вождению таких «тракторов» и прекрасно натасканные в тактике на фанерных муляжах. На боевое сколачивание дивизий после получения штатной матчасти Тельман дал армии не более двух месяцев.
Всего к началу операции DVA успела подготовить 6 первых танковых дивизий (в плане танков, пока, однополкового состава и вообще без средних танков). Четыре из которых вошли в состав ударных армий (по две в каждую), вспоровших «Данцигский коридор» со стороны Померании. Ещё две ТД сыграли главную роль в операции по освобождению Верхней Силезии. Находящиеся ещё в стадии формирования четыре последние ТД (в которых танков ещё практически и не было!) в составе вспомогательной «Армии Народного Ополчения» «прикрывали» франко-германскую границу. Генштабу DVA было достаточно, что французская разведка доложит куда надо именно о наличии четырёх ТАНКОВЫХ дивизий в частях прикрытия границы. Какого они качества, для французского руководства пусть остаётся загадкой…
Но, война войной, а своих планов создать сверхмощные ТД немцы не оставляли. Гудериан и Фольмер, подробно обсудив все проблемы, стоящие на пути реализации этой программы, пришли к выводу, что медлить с созданием более мощных «командирских» танков нельзя. Французы со своими новыми толстобронными танками в любой момент могли обрушиться на Германию с запада. Российский союзник поставлять средние танки в таких объёмах не мог. Проблематично было и развернуть выпуск тех танков на заводах Германии – все производственные мощности были на 100 % загружены сборкой лёгких танков, остро необходимых для насыщения матчастью уже существующих дивизий. Благо, полякам противопоставить нечего было и им. А вот французы…
Получив информацию о разработке во Франции танков с толстой бронёй, немецкие оружейники уже сделали мощную 37-мм танковую пушку со специальными (подкалиберными) снарядами, способную, пусть и на короткой дистанции, гарантированно пробивать 40-мм броню новых основных танков Франции. На перспективу было заказано и новое 50-мм орудие… Если с ним произойдёт заминка, РСФСР была готова поделиться своими 57-мм танковыми пушками. В крайнем случае, есть ещё и «универсальные» 75-мм танковые пушки (которые, кстати, серийно тоже ещё не производились), БК которых также можно пополнить специальными боеприпасами. Но на какое шасси всё это ставить? Лёгкий танк не годился. Средних в Германии почти нет, и налаживать их выпуск с нуля – долго. Да и устареют те средние танки разработки самого начала 30-х раньше, чем заводы насытят ими DVA. То же самое касается и САУ. Самоходки – это, конечно, хорошо, но средний танк-то армии в любом случае нужен! Тем более что из наличной и выпускаемой серийно бронетехники, в DVA даже 37-мм пушками оснащались только тяжёлые БА. Вот когда сказалась недооценка прогресса в части усиления бронезащиты, допущенная в самом начале 30-х!
Выход нашли в уже проверенной идее создания нового шасси на основе уже имеющегося. Но если русские умельцы умудрились сделать нормальный средний танк, убрав лишнюю пару катков в ходовке штурмового, то почему бы не сварганить более лёгкий и, что немаловажно, относительно дешёвый средний танк-«эрзац», прибавив катки в шасси лёгкого? На такую удлинённую (а если надо, то и уширенную) базу вполне встанет большая башня с мощной пушкой-дыроколом.
Гений Фольмера не подвёл. Танк получился быстро и вполне такой, о каком мечтал Гудериан.
ТТХ: боевая масса 17 т, двигатель – дизель MAN, мощностью 225 л.с. (половинка от 450-сильного дизеля, разработанного фирмой по заказу РККА для среднего и штурмового танков на базе ТГ). Макс. скорость 40 км/ч. Вооружение – 37-мм пушка и два 7,92-мм пулемёта. Экипаж 5 чел. (водитель и стрелок в отделении управления и трое, включая специально освобождённого командира ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ в башне). Броня: лоб корпуса и башни 39 мм (30 основная плюс 9 мм дополнительная, сваренные в единую не разбираемую конструкцию). Борт башни – 30 мм. Борта и корма корпуса, корма башни – 14 мм. Горизонтальная броня – 9 мм. Т. е. для сборки среднего танка использовался тот же бронепрокат, что и для производства лёгкого. Выпендриваться пока банально не было времени.
Но, как ни старались, «пограничный инцидент» с Польшей был благополучно «улажен» до того, как Pz-II попали в армию. (По немецкой маркировке это была вторая модель, официально принятая на вооружение DVA и запущенная в серию после лёгкого Pz-I. Штурмовой и средний танки на базе ТГ в Германии не выпускались и официально на вооружение DVA не принимались, хотя армия и получила три батальона этих машин и даже активно использовала их в польской кампании).
В РСФСР столь внезапно появившаяся новинка DVA произвела двоякое впечатление. С одной стороны, танк оказался весьма удачным, достаточно сбалансированным и недорогим. К тому же он имел определённую унификацию с лёгким танком. С другой, некоторые ТТХ танка представлялись для КА слабоватыми (например, бортовая броня и вооружение, да и двигатель для среднего танка был явно слабоват), а в стране к тому времени уже во всю разрабатывался собственный новый средний танк.
Но тот новый танк получался значительно более сложным и дорогим. А доводка его затягивалась на неопределённое время. Поэтому было принято решение о принятии на вооружение немецкой модели (а временно или надолго – там видно будет!), естественно модифицированной под наши требования.
Помимо незначительных изменений в конструкции по агрегатной части, танк получил уже давно ставшую стандартной «универсальную» 57-мм пушку и кормовую нишу для размещения радиостанции «немецкого типа» и части БК. От бронированных «лотков» по бортам над крыльями в задней части корпуса, в которых размещались дополнительные баки с горючим, отказались в пользу небронированных, зато значительно большей ёмкости.
Танк был принят на вооружение РККА в конце 1936 года под маркой Т-5 и с начала 1937-го серийно выпускался на «Большевике» в Петрограде. Один отдельный полк, укомплектованный Т-5, находился в резерве Дальневосточного фронта (непосредственно в боевых действиях участия не принимал). Зато аналогичные танки в течение всей кампании поставлялись для замещения потерь в частях, вооружённых средними танками Т-3 (уже снятыми с производства), где показали себя более надёжными машинами.
П.С. В РИ немцы также сделали версию своего Pz-II на катках большого диаметра с подвеской типа «Кристи» (Pz-IID). Этот танк предназначался для вооружения «лёгких» дивизий.
А вот фото прототипа РИ «командирского» Pz-III.
Согласитесь – больше всего этот прототип напоминает именно удлинённый Pz-II.