Миноносцы типов «Осетр» и «Форель». Россия

15

Спроектированный специалистами фирмы О. Нормана корабль практически повторял тип contre-torpilleur или aviso-torpilleur, строившихся для французского флота («Pique», «Epée» и «Yatagan»), приспособленный под установку русского вооружения.


Его главные размерения согласно спецификации были следующими:

  • длина между перпендикулярами 56,6 м,
  • наибольшая ширина 6,3 м,
  • высота борта от киля до верхней палубы 4,1 м,
  • среднее углубление 1,97 м.
  • Водоизмещение составляло 312 т.

При этом следует иметь в виду, что декларированное в контрактах и спецификациях водоизмещение представляло собой так называемое «проектное водоизмещение»
(или водоизмещение «при показанном углублении»), т. е. водоизмещение, которое корабль имел бы при проектной осадке, принятой за основную (по конструктивную ватерлинию), при нормальном запасе топлива (для миноносцев около 2/3 от полной вместимости угольных ям).
В английском и русском кораблестроении в проектное водоизмещение входил так называемый «весовой запас», доходивший до 3% «на могущие встретиться в течение постройки изменения».
В германском и французском флотах «проектное водоизмещение» кроме постоянных масс (корпуса механизмов, вооружения и т. п.) учитывало еще массу («от одной трети до двух пятых общего запаса») топлива и половину питательной и мытьевой воды (в том числе в котлах и трубах).

Следовательно, полное водоизмещение кораблей оказывалось, как минимум, «на две трети или три пятых» массы топлива и на половину массы воды больше. Следует заметить, что О. Норман
так и не смог уложиться в обещанные им в начале переговоров 300 т, превысив в ходе проектирования водоизмещение каждого из своих миноносцев на 12 т.
Миноносцы типов «Форель» и «Осетр» сохранили все характерные для «торпиллеров» французского флота особенности корабельной архитектуры: округлые обводы корпуса (по замыслу они должны были способствовать плавной качке), наружный киль и необычное для того времени расположение руля впереди гребных винтов. Обшивка корпуса и палуб изготавливалась из оцинкованной никелевой стали толщиной 4,8–6,8 мм. Шпация составляла 0,6 м везде, кроме машинных отделений, где она зависела от устройства машинных фундаментов. Внутри корпус делился на отсеки девятью водонепроницаемыми переборками (2–4 мм), восемь из которых доходили по высоте до верхней палубы.
При швартовках борта миноносцев в средней части защищал деревянный привальный брус (сечением 120×20 мм и длиной около 35 м).
Несмотря на то, что чертежи миноносцев разрабатывал завод О. Нормана, миноносцы, построенные на разных заводах, при схожем силуэте имели ряд отличий, в том числе и в компоновке машинных и котельных отделений.

 Французский миноносец «Yatagan», наиболее близкий по типу к миноносцам «Форель» и «Осетр»


Французский миноносец «Yatagan», наиболее близкий по типу к миноносцам «Форель» и «Осетр»

В результате на миноносцах постройки завода «Форж э Шантье» между дымовыми трубами появились большие вентиляционные раструбы, в то время как на миноносцах завода О. Нормана использовались грибовидные вентиляционные головки, разнесенные по бортам. Соответственно изменилось и расположение сходных люков в котельные отделения.
К внешним различиям можно отнести и разные обвесы орудийной платформы, и различную в плане конфигурацию кормового мостика, а также характерное для миноносцев постройки общества
«Форж э Шантье» крепление парусиновых шлюпок в корме миноносцев.
Главной же отличительной чертой миноносцев французской постройки была так называемая «возвышенная» палуба — своеобразный мостик из легких сосновых решетчатых щитов, укрепленных на стальных угольниках и стойках на высоте 0,6 м от верхней палубы.
Такая конструкция позволяла избежать обычного для того времени загромождения палубы и существенно облегчала обслуживание пушек и минных аппаратов. Выведенные на «возвышенную» палубу сходные люки могли оставаться открытыми даже при значительном волнении, обеспечивая хорошую вентиляцию внутренних помещений. От падения предохраняли стойки высотой около 1 м, через которые проходили три ряда проволочного каната, с дополнительной предохранительной сеткой из смоляного троса.

Вообще миноносцы типов «Форель» и «Осетр» стали рекордсменами по объему примененного в их конструкции дерева. Вопреки требованиям МТК деревянными были не только «возвышенная» палуба, но и все платформы, правда, со стальными вставками над патронными погребами. По настоянию МТК миноносцы имели таранные форштевни для возможного «таранения вражеских миноносцев»ь (при постройке миноносцев для своего флота французы от таких штевней отказались). Артиллерийское вооружение миноносцев изготавливалось на российских заводах и было одинаковым: одна 75-мм пушка системы Кане и пять 47-мм одноствольных пушек Гочкиса. Основания под 47-мм пушки (по своей конструкции сильно отличавшиеся от обычных тумб), а также высокие выходящие на «возвышенную» палубу основания под круговые погоны торпедных аппаратов завод-строитель изготавливал сам.
75-мм пушка с длиной в 50 калибров устанавливалась на облегченном станке системы Меллера и не имела системы горизонтального наведения (орудие наводчик поворачивал плечом). В боекомплект входили только бронебойные снаряды. Их подача из погребов была ручной.
47-мм пушка Гочкиса с длиной в 43,5 калибра имела в боекомплекте стальные и чугунные гранаты. Подача снарядов (патронов) также была ручная.

 Миноносцы «Форель» и «Стерлядь». Общее расположение


Миноносцы «Форель» и «Стерлядь». Общее расположение

Минное (торпедное) вооружение состояло из двух торпедных, или, как говорили в то время, минных аппаратов. Стрельба велась «17-футовыми минами Уайтхеда» (торпедами) образца 1898 года.
Их запас составлял 4 шт., причем две торпеды находилась непосред-ственно в аппаратах, а две — на верхней палубе в специальных цилиндрических пеналах-кранцах. Для подъема учебных торпед из воды после стрельбы на миноносцах имелась переносная мин-балка, которая также использовалась при подъеме якорей.
На миноносцах имелось всего два котельных отделения; в них котлы (рабочее давление пара 16 атм) устанавливались попарно, здесь же размещались питательные донки, вентилятор, водяные цистерны. Дополнительной защитой котлов служили бортовые и поперечная угольные ямы.
Паровые машины (вертикальные, тройного расширения пара) были смещены по длине (левая — в корму, правая — в нос), и каждая размещалась в собственном отделении. Их индикаторная мощность
при заключении контрактов специально не оговаривалась. Требовалось лишь, чтобы она была достаточной для достижения контрактной скорости (как правило, около 6000 л. с.) и действие самих машин «доведено до возможной тишины».
Что касается контрактной скорости миноносцев, то она должна была быть не менее 26 уз. Испытания продолжительностью 1 ч следовало проводить «при тихой погоде и спокойной воде».

Контрактом оговаривалось, что «за каждую недостающую четверть узла хода первого узла» фирмы обязаны уплатить штраф в размере 12 тыс. франков, «хода второго узла» — уже 20 тыс., а в случае, если скорость окажется меньше 24 уз, Морское министерство оставляло за собой право отказаться от приемки миноносца и французские фирмы обязаны были в течении месяца «вернуть все полученные платежи, с начислением 3,5 % годовых».
Водоотливные средства миноносцев включали в себя магистральную трубу, прорезавшую переборки (что у ряда специалистов вызывало справедливые опасения, так как могло привести «к совершенно обратным результатам, т.е. к затоплению через эти трубы и других отделений»), циркуляционную помпу и 10 паровых эжекторов (суммарная подача последних составляла 840 т/ч).
Мощности пародинамомашины (50 А, 80 В) хватало для работы 40-см прожектора системы Соттера и Манжена и освещения внутренних помещений (20 ламп накаливания).
Для управление кораблями в боевых рубках (толщина стальных листов 4–5 мм), размещались штурвалы, машинные телеграфы, компасы и переговорные трубы, а также манометры для контроля давления в паровых котлах. На практике же командир вынужден был отдавать приказания, стоя на банкете 75-мм орудия или на прожекторной площадке, под которой находился машинный телеграф. В крайнем случае он мог перейти на кормовой мостик, но оттуда обзор по курсу был крайне ограничен, не говоря о том, что его на ходу постоянно засыпало искрами из труб и окутывало дымом.

 Миноносцы «Форель» и «Стерлядь». Конструктивный мидель-шпангоут


Миноносцы «Форель» и «Стерлядь». Конструктивный мидель-шпангоут

Наряду с паровой рулевой машиной, на миноносцах предусматривался вспомогательный ручной привод руля от кормового штурвала.
Что касается пера руля, то оно находилось впереди гребных винтов и было сильно углублено (ниже киля). Такое конструктивное решение, с одной стороны, улучшало управляемость миноносцем в свежую погоду (руль не оголялся при продольной качке), но с другой — повышало риск повредить руль при плавании на мелководье.
Первоначально на миноносцах предусматривались две «16-метровых сигнальных мачты», но в процессе строительства оба завода предложили установить лишь по одной мачте, ссылаясь на то, что при составлении спецификации ими за основу были взяты чертежи двухтрубных миноносцев французского флота (так как «миноносцы четырехтрубные, то …выяснилась полная невозможность установки второй мачты»). Заводы предложили снизить цену каждого миноносца (на 872 франка), а массу мачты (210 кг) при испытаниях на полный ход «возместить добавочным грузом».
Подъем якоря (масса 380 кг) осуществлялся при помощи ручной лебедки и переносной мин-балки. На стадии согласования спецификаций на всех миноносцах предусматривались тросовые якорные канаты, но после доклада адмирала Е. И. Алексеева о большом дрейфе миноносцев типа «Кит» при стоянке на якорях со стальными канатами по распоряжению управляющего Морским министерством один из якорных тросов (на миноносцах французской постройки — оба) заменили цепным.

На миноносцах типов «Осетр» и «Форель» имелось по 7-метровому вельботу и 3,5-метровой гичке, к которым добавили две 3,6-метровые складные парусиновые шлюпки (замененные позднее на «восьмивесель-ные парусинки» большего размера). Кроме того, на каждом миноносце имелось по 12 пробковых спасательных кругов и спасательные пробковые пояса по числу членов команды, и это не считая коек, которые также использовались как спасательные средства.
К началу Русско-японской войны фактическая численность команд на миноносцах типов «Осетр» и «Форель» составляла 57–58 чел. Разме-щение нижних чинов на миноносцах было практически одинаковым — в носовом и кормовом кубриках на рундуках и в подвесных койках.
Для офицеров отводилось восьмое отделение общей длиной 6,6 м. Проектанту удалось создать для них вполне приемлемые условия. На миноносцах имелось по пять одноместных кают, две кают-компании, а для командира предусматривался отдельный «ватер-клозет», вскоре, впрочем, переоборудованный под «штурманскую каюту».
Все офицерские помещения отделывались полированным тиком, матросские кубрики и помещения унтер-офицеров «внутри выше рундуков» обшивались клеенкой, укрепленной деревянными рейками. Палубы были деревянными (из сосны толщиной 22 мм), разборными.

Немаловажную роль на таких небольших кораблях, как миноносцы, играли санитарно-гигиенические условия. Если офицерские «ватер-клозеты» находились во внутренних помещениях, то гальюны для команды размещались на верхней палубе в корме, прикрытые лишь парусиновой ширмой. Пригодные для теплого средиземноморского климата, они в условиях плавания на Тихом океане оказались негигиеничны и неудобны.
В снабжение миноносцев входил парусиновый тент со стойками, который обычно натягивался от штурманской рубки до кормы. По оценке современников миноносцы французской постройки обладали достаточно «приличной» мореходностью. Благодаря своим обводам качка у них была плавная, полные кормовые обводы «образующие как бы свод над гребными винтами» препятствовали «оголению кормы», а большой дифферент на корму позволял легко всходить на волну.

Автор — Н. Н. Афонин

Источник — https://zen.yandex.ru/media/id/5e7da90638906d44f052c041/minonoscy-tipov-osetr-i-forel-60fb096abb5d9f515306edac

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account