В начале
Становление Бэйянского (Северного) флота – наиболее передовой составляющей военно-морских сил Цинской империи – совпало по времени с бурным прогрессом морского минного оружия. Пигмеи поколебали казавшееся незыблемым господство гигантов: даже маленький катер был способен доставить к борту броненосца мощный заряд взрывчатки, заключенный в корпус шестовой или буксируемой мины. Появление «самодвижущегося торпедо» еще более облегчало эту задачу. Понятно, что новинка, сочетавшая грозную силу с практичностью и относительной дешевизной, не могла не привлечь внимания создателей молодого китайского флота.
Историк Чэнь Юэ утверждает, что первое знакомство «отца» Бэйянского флота Ли Хунчжана с морскими минами состоялось благодаря русским морякам. В октябре 1874 г. в Таку (Дагу) сановник якобы присутствовал при учебных пусках торпед с корабля под Андреевским флагом. В реальности такое событие не могло иметь места, так как «мины Уайтхеда» начали распространяться в русском флоте только в 1876 г. В первой половине 1870-х гг. стационарную службу на рейде Таку попеременно несли канонерские лодки Сибирской флотилии «Морж», «Соболь» и «Горностай», но ни одна из них не имела на борту минного оружия. Теоретически, демонстрация могла состояться при участии клипера «Абрек», также приписанного к Сибирской флотилии, или (что вероятнее) одного из кораблей отряда Тихого океана. К началу 1874 г. последний состоял из корветов «Аскольд» и «Богатырь», к которым летом того же года присоединились клиперы «Всадник» и «Гайдамак». Однако даже в этом случае речь могла идти только о несамоходных минах. Как бы то ни было, к концу 1870-х гг. Ли Хунчжан стал самым последовательным сторонником внедрения минного оружия в Китае.
В 1879 г. цинский посланник в Великобритании Ли Фэн-бао по поручению Ли Хунчжана заказал маленький паровой катер водоизмещением 12 т, вооруженный шестовыми минами. Строительство суденышка велось на небольшом заводе в Лондоне. Посетив предприятие в мае 1879 г., посол отметил, что оно
«занимает площадь в несколько му [1], обнесено простым дощатым забором, число рабочих не превышает 30 человек, а мощность паровой машины составляет всего 8 лошадиных сил».
Одновременно с выполнением китайского заказа завод строил одну миноноску для британского Адмиралтейства и два прогулочных катера для Румынии. Корпус китайского катера разделялся на шесть отсеков, а тремя минными шестами можно было управлять из закрытой командирской рубки. По окончании строительства выяснилось, что даже при слабом волнении вооруженный катер не может развить проектную скорость в 16 узлов – порок, свойственный многим ранним миноносцам.
Ли Фэнбао отказался принимать судно и обратился к представителю морских таможен Китая в Лондоне Дункану Кэмпбеллу. Принимавший живое участие в судьбе заказа Кэмпбелл выторговал у подрядчика неустойку в размере 160 фунтов стерлингов. После этого он посоветовал Ли не упорствовать: три четверти стоимости заказа уже было выплачено заводу, и в случае отказа от приемки вернуть деньги было бы затруднительно. Таможенник высказал надежду, что освоение дефектного катера поможет цинским морякам приобрести разнообразный опыт, и намекнул на возможность исправления недостатков при выполнении последующих заказов.
Утешенному подобным образом Ли Фэнбао ничего не оставалось, как подписать приемочный акт. 19 августа 1879 г. лондонская «Таймс» сообщала, что миноноска находится на пути к Шанхаю на борту одного из коммерческих пароходов. Позднее катер был доставлен в Таку, положив начало минной флотилии Бэйяна. Дальнейшая судьба этого кораблика неизвестна.
Заказывая консорциуму Армстронга-Митчелла строительство крейсеров «Чаоюн» и «Янвэй», Ли Хунчжан надеялся разместить на кораблях катера, вооруженные минами Уайтхеда. Не отрицая этого на стадии переговоров, Армстронг в итоге заменил торпеды шестовыми минами, вызвав сильный гнев «вице-короля» Северного Китая. Есть основание полагать, что данная история в немалой степени способствовал повороту Ли Хунчжана к сотрудничеству с германскими корабелами. Наряду с крупнотоннажными броненосными судами, они активно поставляли Китаю миноносцы. Уже в 1880 г. Ли Фэнбао передал фирме «Вулкан» заказ на первые два миноносца водоизмещением 28 т. Заложенные в Штеттине под номерами 20 и 21, корабли строились из крупповской стали под надзором чиновников китайской миссии и впоследствии получили имена «Цяньи» и «Цяньэр» («Непоколебимый №1» и «Непоколебимый №2» соответственно). Каждый оснащался одновальной силовой установкой с котлом локомотивного типа, имевшей мощность 650 л.с., запас угля составлял всего 12 т. Экипаж насчитывал 16 человек. Главным оружием каждого миноносца был 14-дюймовый минный аппарат Шварцкопфа, установленный в форштевне. Летом 1882 г. оба миноносца в разобранном виде были погружены на борт коммерческого парохода и отправлены из Штеттина в Тяньцзинь. Там они были собраны силами Тяньцзинского арсенала под наблюдением английских инженеров Холланда и Андерсона. В течение двух лет «Цяньи» и «Цяньэр» несли службу в береговой обороне на участке Дагу (Таку) – Вэйхайвэй. В июне 1884 г. Ли Хунчжан посетил Вэйхайвэй, где наблюдал за учениями экипажей миноносцев и остался доволен скоростью кораблей и точностью пуска торпед. В том же году «Цяньи» и «Цяньэр» были переданы в распоряжение строящейся ВМБ Люйшунькоу (Порт-Артур). В мае 1886 г. их команды демонстрировали выучку главе Военно-морского департамента империи великому князю Чуню. В 1888 г. русский военный агент Д.В. Путята отмечал присутствие обоих миноносцев в Артурской гавани. Позднее, в связи с острой нехваткой портовых судов, миноносцы приспособили для этой цели, переименовав в «Люйшунь гунчэнъи» и «Люйшунь гунчэнъэр» («Люйшуньский строитель №1» и «Люйшуньский строитель №2») соответственно.
Некоторые источники сообщают о постройке «Вулканом» четырех миноносцев в рамках цинского заказа 1880 г. Последние корабли серии якобы получили в Бэйянском флоте номера 3 и 4. Каких-либо подтверждений этой информации автору обнаружить не удалось.
Увлечение Ли Хунчжана минным оружием сыграло свою роль в формировании облика бэйянских броненосцев, построенных фирмой «Вулкан» и вошедших в строй в 1886 г. Помимо четырех штатных «труб» каждый из них нес по две миноноски водоизмещением 16 т, оснащенные 200-сильными паровыми машинами. Развивая скорость в 15 узлов, они вооружались двумя 350-мм аппаратами Шварцкопфа. Миноноски броненосца «Динъюань» получили названия «Динъи» и «Динъэр» («Динъюань N91» и «Динъюань №2»), а кораблики, приписанные к его систершипу – «Чжэньи» и «Чжэньэр» («Чжэньюань N«1» и «Чжэньюань №2»). Бронепалубный крейсер «Цзиюань», строившийся в Штеттине одновременно с броненосцами, также получил два минных катера, названные «Чжунцзя» и «Чжунъи» («№1 Центральной группы» и «№2 Центральной группы»). Имея более скромные размеры и слабое вооружение в виде одного 14-дюймового аппарата Шварцкопфа, эти суда несколько превосходили миноноски броненосцев в скорости (16 узлов против 15).
Известная фотография, запечатлевшая бэйянские броненосцы в полной готовности к переходу из Германии в Китай, позволяет с изрядной долей уверенности говорить о том, что миноноски серий «Дин» и «Чжэнь» строились под влиянием 28-тонных миноносцев, ранее поставленных «Вулканом». Пара миноносок устанавливалась на рострах позади второй дымовой трубы каждого броненосца. Для спуска и подъема миноносок грот-мачта каждого носителя имела грузовые стрелы. Очевидно, со временем командование Бэйянского флота сочло миноноски имеющими самостоятельную боевую ценность. На снимке, сделанном мичманом П.П. Дурново в апреле 1894 г. во время смотра китайских кораблей в Даляньване, видно, что на месте миноносок броненосца «Чжэньюань» стоят гребные баркасы. Имевшие меньшую массу минные катера крейсера «Цзиюань» подвешивались на массивных шлюпбалках между дымовой трубой и грот-мачтой корабля.
От миноносок к миноносцам
Малый тоннаж и ограниченный радиус действия не позволяли использовать имеющиеся миноноски за пределами Бохайского (Пече-лийского) залива. В связи с этим командование Бэйянского флота уже в 1885 г. приступило к созданию дивизиона мореходных миноносцев и пунктов материально-технического обеспечения этих кораблей в ряде портов Северного Китая. В это же время среди иностранных поставщиков цинского ВМФ появилась германская фирма «Шихау». Производитель из г. Эльбинг заявил о себе в 1884 г. удачным миноносцем S-1, построенным для кайзеровского флота. Проект послужил основой для нескольких серий кораблей, строившихся по заказам разных стран – в том числе и России.
В 1884 г. цинская дипмиссия в Берлине заключила с «Шихау» контракт на постройку 10 миноносцев для военно-морских сил провинций Гуандун и Фуцзянь. Первой причиталось девять однотипных кораблей водоизмещением 26 т, оснащенных 400-сильной паровой машиной и несших в носовой части один 350-мм минный аппарат Шварцкопфа. Фуцзяньская эскадра должна была получить один, но более крупный миноносец водоизмещением 115 т с двумя минными трубами. Он должен был отправиться в Китай своим ходом, тогда как его мелкие собратья планировались к перевозке в разобранном виде на борту рейсовых коммерческих судов. В начале января 1886 г. первая пара 26-тонных миноносцев была погружена на борт германского сухогруза «Ферония». Утром 11 января пароход вышел из Куксхафена, имея на борту более 2300 т различных грузов для Дальнего Востока. Менее чем сутки спустя 1500-тонное судно попало в жестокий шторм, дало течь и затонуло у берегов голландского острова Терсхеллинг. Спастись удалось только восьмерым морякам и одному пассажиру, которых спустя 6 часов после крушения подобрал пароход Северо-Германского Ллойда «Берлин». Информация об этом инциденте попала в рапорт русского морского агента в Германии капитана 2 ранга А.А. Вирениуса от 15 января 1886 г. вместе с тактико-техническими данными строящихся китайских миноносцев. Судьба прочих судов серии сложилась вполне благополучно: после сборки в Кантоне они получили однотипные названия, начинающиеся с иероглифа «Лэй» («Гром»), несли патрульную службу на реке Чжуцзян и дожили до конца 1920-х гг.
Карьера 115-тонного шихауского миноносца оказалась более богата событиями.
Корабль длиной 45 м проектировался и строился под условным обозначением S-10 (заводской №303), а позднее получил название «Фулун». Журнал «Морской сборник» в декабре 1885 г. писал о нем, как о «минном крейсере», «фулун» («Счастливый дракон»), действительно, оказался самым крупным представителем своего класса в ВМС Цинской империи накануне войны 1894-1895 гг. Результаты ходовых испытаний «Фулуна», состоявшихся в июне 1886 г., поразили морскую общественность. Машина мощностью 1500 л.с. получала пар от усовершенствованного котла, имевшего приспособления для форсирования тяги. Миноносец совершил два пробега на мерной миле в течение 3 и 6 часов. В первом случае корабль имел на борту полный боекомплект и запас угля на 1000 миль плавания 10-узловым «экономическим» ходом. Максимальная скорость составила 24,5 узла, а средняя – 24 узла при среднем количестве оборотов 325,33. Для 6-часового пробега миноносец догрузили углем на 3000 миль плавания, после чего корабль выдал среднюю скорость 22,5 узла при 318,32 оборотах вала. На всех испытаниях давление пара поддерживалось на уровне 12 атмосфер.
Публикуя в ноябре 1886 г. результаты испытаний «Фулуна», журнал «Морской сборник» назвал корабль
«самым быстрым из существующих миноносцев».
В заметке отмечалось, что диаметр гребного винта миноносца составлял всего 2,2 м.
В августе 1886 г. «Фулун» покинул Германию с немецким перегонным экипажем на борту и прибыл в Фучжоу 24 сентября. Осмотрев корабль, начальник Мавэйского адмиралтейства Пэй Иньсэнь предложил использовать его в качестве образца для организации производства минного вооружения. В связи с этим «фулун» был передан в распоряжение корабелов.
Инженер Чэнь Цайжуй честно пытался наладить в Мавэе выпуск торпед Шварцкопфа, однако слабость конструкторской базы и недостаточная подготовка кадров исключали успех предприятия. Контрафактные торпеды отличались множеством недостатков – в частности, на ходу они плохо держали заданную глубину [2].
Пэй Иньсэнь сохранял оптимизм и требовал от Пекина увеличения финансирования, обещая построить в Мавэе целую серию систершипов шихауского миноносца. В деньгах было отказано, и «Фулун» остался в гордом одиночестве. Осознав бесполезность приобретения, обошедшегося в 57 тыс. лян серебра, новый начальник адмиралтейства Бянь Баоди воспользовался заинтересованностью Ли Хунчжана и сбыл миноносец Бэйянскому флоту.
«Фулун» не был единственным пополнением бэйянского минного дивизиона. Осенью 1885 г. цинское правительство разместило в Великобритании ряд заказов на строительство боевых кораблей для Бэйянского флота. Армстронг и Митчелл в Ньюкасле получили подряд на постройку двух быстроходных бронепалубных крейсеров, тогда как заводу «Ярроу» был заказан миноносец водоизмещением 70 т. К тому времени командование морских сил Северного Китая уже выработало основы их организации и тактики. Мореходные миноносцы сводились в два основных отряда, которые при действиях в составе эскадры должны были располагаться на флангах боевого построения. Более мелкие корабли номинально составляли центральный минный отряд. Миноносец от «Ярроу» строился как флагман левого отряд и получил имя «Цзои» («Левый №1»). Одновременно в Германии были заказаны пять миноносцев водоизмещением 58 т. В качестве строителя кораблей обычно указывается фирма «Вулкан», однако русские моряки, осматривавшие их в 1888 г. в Порт-Артуре, сообщали о миноносцах «шихауской постройки». Миноносцы получили названия «Цзоэр» («Левый N22»), «Цзосань» («Левый №3»), «Юи» («Правый №1»), «Юэр» («Правый №2») и «Юсань» («Правый №3»).
«Цзои» был вторым по величине кораблем формирующегося минного дивизиона Бэйянского флота. Корпус длиной 39 м разделялся на 10 водонепроницаемых отсеков. В каждом из них, за исключением оконечностей, имелись водоотливные средства (ручная помпа и паровой эжектор) производительностью от 40 до 80 т/час. Паровая машина с питанием от локомотивного котла имела мощность 1000 л.с. Угольные ямы вмещали 14,5 т угля (полный запас 20 т). На ходовых испытаниях в Гревсэнде в течение двух часов миноносец развивал среднюю скорость 22,94 узла. Максимальная скорость в ходе шести пробегов на мерной миле составила 23,88 узла. Корабль отличался маневренностью, описывая при поворотах циркуляцию диаметром не более двух длин корпуса.
В сентябре 1887 г. «Цзои» присоединился в Портсмуте к армстронговским крейсерам «Чжи-юнь» и «Цзинъюань». С подходом из Германии броненосных крейсеров типа «Цзинъюань» (2 единицы) завершилось формирование эскадры под командованием Уильяма Лэнга. 12 сентября 1887 г. корабли отправились в Китай под военно-морским флагом Цинской империи и со штатными китайскими экипажами на борту. Во избежание преждевременного износа механизмов «Цзои» совершал переход на буксире броненосного крейсера «Лайюань». В течение 3-месячного перехода миноносец хорошо выносил непогоду: Лэнг отмечал, что при свежем ветре «Цзои» вел себя спокойнее больших крейсеров, а по прибытии в Китай в декабре 1887 г. совершенно не имел течи. Миноносцы германской постройки доставлялись в разобранном виде и собирались в Тянцзиньском арсенале.
В Порт-Артуре
Летом 1888 г. русское морское ведомство, чрезвычайно интересовавшееся положением дел в ВМС восточных соседей, организовало посещение Порт-Артура канонерскими лодками «Бобр» (командир – капитан 2 ранга И.Н. Чайковский) и «Кореец» (капитан 2 ранга К.С. Остелецкий 2-й). Гавань не принадлежала к числу китайских «договорных портов», открытых для иностранцев. В связи с этим командованию Тихоокеанской эскадры было рекомендовано воспользоваться лазейкой, предоставляемой ст.6 Тяньцзиньского договора 1858 г. Она разрешала посещение любых портов Цинской империи любыми русскими судами, нуждающимися в исправлении повреждений, пополнении запасов воды или свежей провизии.
В том же году до Порт-Артура сухим путем добрался русский военный агент в Китае Д.В. Путята. Командование ВМБ Люйшунькоу встретило визитеров учтиво, но строго: наиболее важные оборонительные пункты крепости оказались недоступны для близкого осмотра. Тем не менее, русским морякам удалось познакомиться с инфраструктурой базы – в частности, с ее минным арсеналом. Это предприятие было главным пунктом базирования миноносцев Бэйянского флота: И.Н. Чайковский в своем рапорте вообще назвал Люйшунькоу не портом, а
«убежищем для миноносок, которые могут отсюда нападать на тылы и сообщения того флота, который расположился бы для неприязненных действий в Таку».
Минный дивизион, или Юйлэйин, располагался у входа в гавань Порт-Артура, на внутренней стороне полуострова Лаохувэй (Тигровый Хвост). Там располагались минные мастерские, минный склад, причалы и
«нечто среднее между плавучим доком и мортоновским эллингом».
Устройство предназначалось для подъема миноносцев на понтоне при помощи цепей и гидравлических механизмов. Корабль можно было исправлять непосредственно на понтоне или сдвигать на берег. Плавсредства базы состояли из большой военной джонки, превращенной в блокшив, двух катеров и плавучего деревянного мола длиной около 210 м, предназначавшегося для пристрелки торпед. Для улавливания последних на расстоянии около 400 метров от оконечности мола было устроено сетевое заграждение. К.С. Остелецкий охарактеризовал мол, как устроенный по образцу аналогичного сооружения в Киле. Минная мастерская, по мнению того же офицера, хорошо содержалась и была больше кронштадтской. Она включала формовочный, столярный и слесарный цеха, а также кузницу. Мастерская выполняла работы по текущему ремонту миноносцев, их вооружения и торпед. Последние хранились на особом складе, отдельно от взрывчатых веществ [3].
На момент посещения арсенала офицерами канонерской лодки «Кореец» (29 августа (ст.ст.) 1888 г.) на складе хранилось 80 бронзовых торпед Шварцкопфа калибром 14 дюймов и длиной 14 футов. Прочие сооружения арсенала включали помещения администрации, казармы личного состава и угольный склад. Помимо подъемника, китайские моряки пытались своими силами построить в арсенале сухой док длиной 45 м, шириной 5 м и глубиной 4 м. Качество постройки оказалось совершенно неудовлетворительным, в силу чего сооружение постоянно заполнялось водой. Позднее командование базы обратилось к французской фирме, выполнявшей работы по обустройству искусственного бассейна Порт-Артура с предложением построить полноценный сухой док длиной 55 и шириной 13 м, в котором, наряду с миноносцами, должны были ремонтироваться земснаряды и портовые суда.
Подготовка кадров бэйянского минного дивизиона также происходила в Люйшунькоу. Школа при минном арсенале была учреждена в 1886 г. и была рассчитана на трехлетний курс обучения. В 1888 г. в школе обучались 22 чел. в возрасте 18-22 лет, которые проживали в казармах арсенала, а занимались на борту джонки-блокшива. В Тяньцзине при арсенале также действовала Минная школа (Шуйлэй сюэтан), основанная в 1881 г. В Вэйхайвэе минные мастерские существовали с 1883 г.
Минный арсенал находился в подчинении люйшунькоуского военного губернатора (даотая) Лю Ханьфана, а непосредственное руководство им в конце 1880-х гг. осуществлял англичанин Роджерс с двумя помощниками-соотечественниками. Все они проживали по месту службы.
Канонерская лодка «Кореец» застала во внутренней гавани Порт-Артура шесть миноносцев – один из них английской и пять германской постройки. Согласно рапорта командира русского корабля, вооружение первого состояло из двух носовых и одного кормового минных аппаратов, двух скорострельных 47-мм орудий Гочкиса и двух картечниц Гатлинга. «Немцы», которых К.С. Остелецкий счел однотипными русским шихауским миноносцам (очевидно, типа «Або»), несли по два носовых минных аппарата и по две 37-мм револьверные пушки Гочкиса. Шесть кораблей составляли оба отряда – Левый и Правый – в составе минного дивизиона Бэйянского флота. Такая организационная структура была окончательно зафиксирована в «Уставе Бэйянского флота», утвержденном высшим военно-морским командованием Цинской империи осенью 1888 г. В своих донесениях в Главный штаб Д.В. Путята утверждал, что в планы развития флота входил заказ во Франции плавучей базы миноносцев по образцу судна,
«уже имеющегося в Шербуре».
На эти цели предполагалось потратить сумму, равную 4 млн. франков. По мнению Д. Б. Якимовича, в качестве прототипа мог выступать французский транспорт «Жапон», в то время действительно употреблявшийся для обеспечения миноносцев, но приписанный не к Шербуру, а к Тулону. Нехватка средств вынудила китайцев быстро отказаться от амбициозного проекта. Вместо этого дивизиону пришлось довольствоваться небольшим пароходом «Цзешунь» («Успешный») с машиной мощностью 160 л.с. Его пытались использовать в качестве минного заградителя, но в начале войны бросили в Даляньване.
Наряду с торпедами, на вооружении Бэйянского флота имелись и обычные морские мины. По сообщению Д.В. Путяты, их запас в порт-артурском арсенале в 1888 г. составлял не менее 40 единиц, в т.ч. 30 мин заграждения массой в 500 фунтов и 6 буксируемых мин системы Гарвея, аналогичных русским «крылаткам». В 1891 г. агенту удалось ознакомиться с производством морских мин в Тяньцзиньском арсенале, являвшемся основным поставщиком боеприпасов для Бэйянского флота. Минные мастерские находились в восточной части арсенала, на левом берегу реки Байхэ в 5 км от города. Там происходила выделка корпусов мин и прессовка «призматического» (нитроцеллюлозного) пороха. Снаряжение мин производилось в Таку силами заказчика. Самодвижущиеся мины предприятиями Северного Китая не выпускались, а лишь ремонтировались. Д.В. Путята отмечал, что вся
«работа на китайских арсеналах значительно уступает европейской и даже японской, отличаясь грубостью и несоблюдением некоторых весьма существенных деталей, что может вредно отзываться на… свойствах снарядов».
Низкое качество отечественной военной продукции не было единственной проблемой бэйянского минного дивизиона. Трудная и опасная служба на миноносцах не считалась престижной, что порождало хронический дефицит офицерского состава и квалифицированных нижних чинов. Это, в свою очередь, приводило к отсутствию надлежащего ухода за сложными механизмами кораблей. Последнее обстоятельство (наряду с огрехами тяньцзиньской сборки германских миноносцев) объясняло тот факт, что накануне войны 1894-1895 гг. ни один из кораблей дивизиона не мог развить максимальную скорость. Положение усугублялось тем, что миноносцы часто привлекались к антипиратским акциям и использовались в качестве посыльных судов.
Бэйянские миноносцы в войне 1894-1895 гг.
Вместе с «Фулуном», вошедшим в состав флота в 1890 г., и миноносками с крупных кораблей, минный дивизион Бэйянского флота к началу войны с Японией насчитывал 13 единиц [4]. Миноносцем «Фулун» командовал выпускник Тяньцзиньской военно-морской школы Цай Тингань, проходивший стажировку в ВМС США. Одновременно он исполнял обязанности начальника дивизиона. Командирами шести мореходных миноносцев были офицеры, также обучавшиеся в Тяньцзине:
- • «Цзои» – Ван Пин;
- • «Цзоэр» – Ли Шиюань;
- • «Цзосань» – Сюй Юнтай;
- • «Юи» – Сюй Юнчунь;
- • «Юэр» – Лю Фанпу;
- • «Юсань» – Цао Баошан.
В мае 1894 г. в водах Северного Китая появился отряд кораблей Гуандунского флота – самого южного соединения цинских ВМС. Деревянный рангоутный крейсер «Гуанцзя» сопровождали весьма интересные корабли, в исторической литературе обычно именуемые минными крейсерами. «Гуанъи» («Гуандунский №2») и «Гуанбин» («Гуандунский N93») проектировались и строились Мавэйским адмиралтейством в провинции Фуцзянь в 1887-1891 гг. Главной особенностью этих стальных кораблей водоизмещением 1030 т были четыре 350-мм минных аппарата Шварцкопфа, установленные в оконечностях. Скорость этих кораблей (не более 16 узлов) значительно уступала скорости лучших миноносцев того периода, но в реальности превышала то, что могло выжать из своих машин большинство миноносцев Бэйянского флота. Благодаря хитрой комбинации Ли Хунчжана «Гуанъи» и «Гуанбин» оказались прикомандированы к морским силам Севера и приняли участие в боевых действиях против Японии. При этом они выступали исключительно в своей крейсерской ипостаси: «Гуанъи» погиб в артиллерийском бою у берегов Кореи, а «Гуанбин» свою единственную за всю войну торпеду выпустил, добивая поврежденный крейсер «Цзинъюань» накануне сдачи Вэйхайвэя.
Последняя предвоенная инспекция бэйянского минного отряда состоялась в мае 1894 г. в рамках большого морского смотра в Даляньване. Хотя Ли Хунчжан остался доволен видом миноносцев, с началом боевых действий оказалось, что достаточно высокую скорость могут развивать только «Фулун» и «Цзои». Именно этим кораблям выпало участвовать в главном морском сражении кампании, имевшем место близ устья Ялу 17 сентября 1894 г. В первой фазе боя, начавшегося в 12:20, оба миноносца находились в устье реки, прикрывая войсковые транспорты [5].
К 14:50 китайская эскадра потеряла четыре корабля: слабо защищенные канонерки-крейсера «Чаоюн» и «Янвэй» погибли, а бронепалубный крейсер «Цзиюань» покинул место сражения вместе с крейсером «Гуанцзя». В этот момент броненосец береговой обороны «Пинъюань» вместе с крейсером «Гуанбин» и двумя миноносцами присоединился к основным силам Бэйянского флота. В 15:05 «Фулун» атаковал японский вспомогательный крейсер «Сайкё-мару», действовавший под флагом адмирала Кабаямы Сукенори. Торпеда, выпущенная из правого носового аппарата с дистанции около 400 м, прошла мимо цели. Маневрируя, оба корабля сблизились и оказались на расстоянии менее 100 м друг от друга. Считая условия атаки идеальными, Цай Тингань скомандовал уклонение вправо и тут же выпустил оставшуюся торпеду из левого аппарата. Экипаж «Сайкё-мару» пережил несколько неприятных мгновений, однако взрыва не произошло: пущенная с такой близкой дистанции торпеда прошла под килем японского корабля. После этого оба миноносца уже не пытались атаковать, ограничившись спасением моряков с погибших бэйянских кораблей.
В 17:30 изнуренные боем противники прекратили огонь. В наступающих сумерках остатки китайского флота двинулись в направлении Порт-Артура. Японцы не пытались преследовать неприятеля – возможно, в этом проявился психологический эффект присутствия китайских миноносцев.
Даже во время войны Ли Хунчжан продолжал искать способы усиления подведомственного флота. Летом 1894 г. цинским эмиссарам в Великобритании стало известно о небольшом корабле, строившемся для Королевского флота и оставшемся невостребованным. Заложенный в 1887 г. на верфи «Сэмюэль Уайт», он лишь в 1890 г. сошел на воду, а в марте 1894 г. был перекуплен фирмой Армстронга и подвергся серьезной перестройке на ее верфях в Эльсвике. При водоизмещении в 349 т корабль получил две паровые машины тройного расширения общей мощностью 3000 л.с. и был способен развивать скорость в 21 узел. Памятуя о давних деловых связях с Ли Хунчжаном (а паче того – о высоком спросе на оружие, который порождает война), фирма предложила цинскому посланнику Гун Чжаоюаню приобрести судно. Сделку заключили 17 августа 1894 г., а менее чем через месяц цинский полпред в Берлине Сюй Цзинчэн заказал верфи «Германия» в Киле более крупный корабль с сильным вооружением [6]. Подкрепления так и не дошли до Китая: как и в случае с бэйянскими броненосцами в 1884 г., европейские власти не пожелали нарушать свой нейтралитет.
После битвы при Ялу китайский флот уже не предпринимал активных действий, сосредоточившись на обороне своих главных баз в Вэйхайвэе и Люйшунькоу. При этом китайские моряки также применяли минное оружие. Так, после ухода флота из Люйшунькоу при входе на внутренний рейд было устроено двухрядное заграждение из 58 и 20 якорных мин. Малодушие гарнизона позволило японским сухопутным силам фактически без боя занять город. По-видимому, японская разведка была осведомлена о морских минах, так как при входе в порт ни одно японское судно не пострадало. В Вэйхайвэе внутренняя гавань соединялась с открытым морем широкими проходами, что затрудняло минные постановки и, напротив, облегчало действия миноносцев. Этим обстоятельством весьма воспользовались японцы, с 31 января 1895 г. предпринимавшие упорные попытки торпедировать Бэйянский флот в его последнем убежище. Две первые атаки провалились, однако в ночь на 4 февраля японскому миноносцу №9 удалось повредить одной торпедой броненосец «Динъюань». Уже следующей ночью были подорваны броненосный крейсер «Лайюань», бронепалубный крейсер «Цзинъюань» и учебный крейсер «Вэйюань».
Хотя основные силы японского флота держались всего в 2000-3000 м от прикрывавшего базу острова Люгундао, китайские миноносцы ни разу не решились на вылазку. Все сообщения об их активности в ходе первой недели обороны Вэйхайвэя не имеют под собой оснований.
Ранним утром 7 февраля 1895 г. «Фулун», все миноносцы левого и правого отрядов, три миноноски с броненосцев, а также миноноски «Чжунцзя» и «Чжунъи» покинули внутреннюю гавань Вэйхайвэя через западный проход. Остается неясным, была ли это попытка атаки японцев по приказу бэйянского командующего Дин Жучана, самостоятельная акция командиров миноносцев или коллективное дезертирство. Как бы то ни было, оказавшись в открытом море, миноносец «Цзои» повернул на запад и на полном ходу направился в сторону Чифу (Яньтай). Остальные корабли последовали его примеру. Японцы немедленно обстреляли миноносцы со своих кораблей и с позиций береговых частей, тогда как крейсера «Иосино» и «Нанива» устремились в погоню. Вскоре китайские корабли с их изношенными машинами и истощенными командами стали один за другим выбрасываться на берег. Покидая свои суда, часть экипажей не смогла или не пожелала вывести их из строя, что дало японцам возможность организовать спасательные работы и впоследствии ввести ряд миноносцев в состав своих ВМС. В руки врага попали «Фулун», «Цзосань», «Юи», «Юэр», «Юсань» и «Динъи». Миноноска «Чжэньэр» была взята японцами на борту сдавшегося броненосцы «Чжэньюань» 17 февраля 1895 г. [7]. Миноноска «Чжунцзя» была взорвана командой после посадки на камни. «Чжунъи» была подготовлена к буксировке на ремонт, однако погибла во время шторма.
Ремонтопригодными были признаны «Фулун», «Юи» и «Юсань». Название первого из этих кораблей переиначили на японский лад («фукурю»), а два других получили номера 26 и 27 соответственно. «Чжэньэр» стала миноносцем №28.
Из всего минного дивизиона прорваться в Чифу смог только «Цзои», да и тот быстро оказался под угрозой наступающего противника. Дальнейшая судьба миноносца достоверно неизвестна, однако некоторые данные говорят за то, что Ван Пину хватило решимости взорвать свой корабль.
Вторая жизнь Бэйянского флота
Война похоронила все плоды 20-летних усилий Ли Хунчжана в области военно-морского строительства. От всего Бэйянского флота, еще недавно считавшегося сильнейшим в Азии, остался один единственный корабль – деревянный учебный крейсер «Канцзи». 12 марта 1895 г. пекинский двор своим рескриптом закрыл финансирование Бэйянского флота и аннулировал списки его личного состава. 19 июля 1895 г. губернаторам всех провинций империи было разослано предписание направить в столицу предложения по реформированию вооруженных сил. Даже в этой ситуации «вице-король» Северного Китая не собирался признавать свое поражение: с присущей ему энергией Ли Хунчжан убедил правительство возродить флот на началах прежней организации.
В первую очередь наместник позаботился о том, чтобы собрать в Тяньцзине всех уцелевших бэйянских офицеров. Возможность вернуться на службу получил, к примеру, даже бывший командир крейсера «Гуанбин» Чэнь Бигуан, сразу после войны связавшийся с революционерами и бежавший в Малайзию под угрозой казни. Следующим шагом Ли Хунчжана было форсирование отправки в Китай двух кораблей, заказанных в начале войны. Первым в состав нового флота вошел корабль, построенный в Германии и прибывший в Дагу 21 сентября 1895 г. Построенный в сжатые сроки, он представлял собой развитие проекта авизо «Грейф», построенного фирмой в 1885-1887 гг. В отличие от него новый корабль, получивший имя «Фэйин» («Летящий орел»), имел полное право именоваться минным крейсером. Два 105-мм крупповских орудия и батарея из шести 47-мм скорострелок Гочкиса сочетались с тремя 350-мм минными аппаратами Шварцкопфа – «Грейф» последними не располагал.
Британское изделие покинуло родину 23 июня 1895 г. и прибыло в Дагу ровно через месяц после «Фэйина». В китайской литературе этот корабль именуется «миноносцем-канонеркой» (юйлэй паоцзянь), что весьма точно отражает его особенности. При небольших размерах «Фэйтин» («Летящий гром») нес не только сильное артиллерийское вооружение, но и три 350-мм минных аппарата Уайтхеда.
Уже через год после завершения проигранной войны Армстронгу были заказаны два бронепалубных крейсера водоизмещением 4300 т. Германский «Вулкан» получил подряд на строительство трех однотипных бронепалубных крейсеров водоизмещением 2700 т. Одновременно с ними фирме «Шихау» была заказана серия из четырех миноносцев водоизмещением 280 т. Головной миноносец получил имя «Хайлун» («Морской дракон», зав. №608), за ним последовали «Хайси» («Морской носорог», №609), «Хайцин» («Морская синева», №610) и «Хайхуа» («Морской цветок», N2611). Каждый из миноносцев нес шесть скорострельных 47-мм орудий и два 350-мм минных аппарата. Ходовые испытания головного корабля серии состоялись осенью 1898 г. Миноносец сделал несколько пробегов на дистанцию 19 миль между Пиллау и маяком Брюстерот, показав среднее время 32 минут 28 секунд. Это соответствовало фантастической для того времени скорости в 35,2 узла. С запасом угля в 67 т корабль развил скорость 33,6 узла, что значительно превышало 30-узловую контрактную скорость.
К началу XX в. новый Бэйянский флот продолжал активно развиваться. Во главе его стоял бывший командир бронепалубного крейсера «Цзинъюань» и герой недавней войны Е Цзугуй, его заместителем был еще один ветеран – Са Чжэньбин. Однако не все обстояло благополучно. Кризис, в который все глубже погружалась дряхлая Цинская империя, провоцировал экспансионистские устремления великих держав.
Игру начала Германия, в 1897 г. взявшая под свой контроль бухту Цзяочжоу с портом Циндао. В ответ на это Россия и Великобритания «арендовали» для нужд своих военных флотов Порт-Артур и Вэйхайвэй. Таким образом, в 1898 г. Бэйянский флот разом лишился двух важнейших баз. К началу Боксерского восстания главным военным портом Северного Китая был Дагу с его открытым рейдом и мелководным баром реки Байхэ. Гораздо лучшие условия базирования предлагал Чифу, куда в мае 1900 г. перешли крупнейшие бэйянские корабли. На рейде Дагу остался бронепалубный крейсер «Хайтянь» под флагом командующего флотом Е Цзугуя. 13 июня 1900 г. его сменил крейсер «Хайжун», на который перешел адмирал Е.
В Дагу полным ходом шло наращивание международной военно-морской группировки. Взрыв ксенофобии, сопровождавший события 1900 г., не мог не вызвать жесткой ответной реакции держав, привыкших распоряжаться в Китае по своему усмотрению. Предвидя это, китайское командование перебросило основные силы Бэйянского флота в Шанхай. Для наблюдения за ситуацией в Дагу остался крейсер «Хайжун», а на рейде Мяодао – его систершип «Хайчоу». «Фэйтин» ремонтировался в Тяньцзиньском арсенале, а миноносцы шихауской постройки в полном составе стояли у фортов в реке Байхэ.
В ночь на 17 июня 1900 г. штурм этих укреплений начался с того, что английские контрминоносцы «Фэйм» и «Уайтинг» при поддержке русской канлодки «Гиляк» захватили китайские корабли. Командующий отрядом русских судов в Дагу Я.А. Гильтебрандт писал:
«Захват этот являлся насущно необходимым, так как истребители эти могли атаковать наши лодки, боровшиеся с фортами, а так как произошел он на самом месте боя и во время его, то соображения, которыми руководствовалось совещание адмиралов в определении отношений к китайским военным судам и китайскому флагу вообще – в данном случае не могли иметь места, и истребители были объявлены военным призом и поделены между нациями, суда коих принимали участие в сражении, т.е. между Россией, Францией, Германией и Англией».
Всего за несколько дней до этого на совещании старших командиров международной эскадры, проходившем на русском крейсере «Россия», действительно обсуждался вопрос недопущения насильственных действий против адмирала Е и подчиненного ему флота, как не являющихся враждебными.
При разделе китайских кораблей «Хайлун» достался англичанам, «Хайцин» – немцам, «Хайси» – французам, а «Хайхуа» – русским. В память боя за форты Дагу (Таку) все корабли получили одинаковое имя «Таку». 27 июня (14 ст.ст.) «Хайхуа-Таку» начал кампанию под Андреевским флагом, а через несколько дней был переименован в честь артиллерийского офицера канлодки «Кореец» лейтенанта Е.Н. Буракова, погибшего при памятном штурме фортов. Как и прочие китайские миноносцы, «Хайхуа» требовал значительного ремонта со всеми вытекающими из этого расходами.
Желая избежать их, Морское министерство распорядилось оставить корабль в гавани разоруженным. В конце ноября 1900 г. миноносец закончил кампанию в Порт-Артуре и окончательно вошел в состав Сибирской флотилии уже в 1901 г. Этот миноносец погиб во время Русско-японской войны. Судьба «Хайси» и «Хайцин» также сложилась трагически: первый разобрали на металл после аварии в Южно-Китайском море в 1911 г., второй был затоплен собственным экипажем во время обороны Циндао в 1914 г. Только «Хайлун» мирно дожил до списания в Гонконге в 1916 г.
«Фэйтин» также попал в руки союзников, но не стал военным призом. 19 декабря 1902 г. корабль возвратили законным владельцам с разобранными машинами и разукомплектованным вооружением. Китайцам удалось отремонтировать «Фэйтин», после чего он еще успел послужить в Бэйянском флоте. В 1909 г. в Цинской империи началась военная реформа, положившая конец региональному разделению ВМС.
Источники и литература:
- • Военные порты Печелийского залива и Цусимы. Рапорты командиров канонерских лодок «Бобр» и «Кореец» (1888 г.) // Российский государственный архив Военно-морского флота (РГАВМФ), ф.417, оп.1, д.453, л.9-11об, 18-25об.
- • О портах Тихого океана (февраль-октябрь 1888 г.) // РГАВМФ, ф.417, оп.1, д.435, л.5-6.
- • Сведения о военно-морском деле в Китае (1886 г.) // РГАВМФ, ф.417, оп.1, д.209, л.1.
- • Арсенал порта Артур (газета «Temps», письмо из Тянзина, 6 июля 1890 г.) // Сб. географических, топографических и статистических материалов по Азии, вып.42. – СПб., 1890. Афонин Н.Н. Эскадренный миноносец «Лейтенант Бураков» // «Гангут», вып.50, 2008.
- • Киселёв Д. В. Корабли Гуандуна // «Арсенал Коллекция», 2013, № 1.
- • Скрынский Н.Г. Развитие торпед в русском флоте (сб. материалов 1874-1910 гг.). – Л., 1951.
- • Патянин С.В., Пастухов А.М. Корабли Бэйянского флота // «Морская кампания», 2010, №8.
- • Путята Д.В. Очерк китайского военного хозяйства. // Сб. географических, топографических и статистических материалов по Азии, вып.45. – СПб., 1891.
- • Путята Д.В. Положение о Северной эскадре // Сб. географических, топографических и статистических материалов по Азии, вып.41. – СПб., 1890.
- • Путята Д.В. Порт-Артур (Лушунь-Коу) // Сб. географических, топографических и статистических материалов по Азии, вып.32. – СПб., 1888.
- • Путята Д.В. Войска Северного Китая, на которые распространились преобразования // Сб. географических, топографических и статистических материалов по Азии, вып.32. -СПб., 1888.
- • Татаринов В. Наши стационеры к китайских портах (из записок командира) // «Морской сборник», 1880, №5.
- • Чэнь Юэ. Бэйян хайцзюнь цзяньчуаньчжи (Описание кораблей и судов Бэйянского флота). – Цзинань, 2009. (на кит. яз.) Drashpil B.V., Tamura Т., Wright С.С. The Fate of the Four Chinese Torpedo Destroyers I I «Warships International», 1987, №2. Wright R. The Chinese Peiyang and Kwantung Torpedo Boats, built 1882-1887, and The Torpedo Boat at Boyd's Yard, Shanghai, 1885 // «Warship International», 2013, №1.
- • Wright R. The Chinese Steam Navy, 1862-1945. – London: Chatham Publishing, 2000.
- • «Морской сборник», №12, 1885; №11, 1886; №5, 1888; N212, 1894; №№2-3, 1895; №1, 1896; №12, 1898; №№9-12, 1901; №1, 1902.
- • «The Times», 18.01.1886.
- • Сайт «История Бэйянского флота» (КНР): www.beivana.org
- Му – традиционная китайская единица измерения площади, равная 0,067 га.
- По иронии судьбы, основатель немецкой фирмы инженер Луи Шварцкопф в 1877 г. также начинал с использования незаконно полученных чертежей торпеды Уайтхеда
- Поставлялись Тяньцзиньским арсеналом
- Всего же в ВМС Цинской империи было 35 миноносцев различных типов
- По другим данным, к выполнению этого задания были привлечены также миноносцы «Цзоэр» и «Цзосань». В эскадренном бою они участия не принимали.
- По другим данным, корабль строился фирмой «Вулкан» в Штеттине
- По другим данным, 5 января 1895 г. «Чжэньэр» затонула в акватории ба-зы в результате аварии и была поднята японцами в ходе оккупации Вэй-хайвэя после окончания боевых действий.
источник: Дмитрий Киселев «Минное оружие в Бэиянском флоте» «Арсенал-Коллекция» № 6’2014