MIM-23 HAWK, который вовсе не ястреб (часть II)

13

MIM-23 HAWK, который вовсе не ястреб (часть II)

Часть 1

Содержание:

МОДЕРНИЗАЦИИ

На протяжении долгих десятилетий своей службы, HAWK подвергался неоднократным модернизациям – как комплексным, так и локальным.

Базовый HAWK (с 1960-го)

Базовая версия ракеты, MIM-23A, описанная выше.

Улучшенный HAWK (I-HAWK, 1964-1971 год)

Вскоре после принятия HAWK на вооружение, начались работы по улучшению комплекса. Программа “улучшенный HAWK” (англ. Improved HAWK, I-HAWK) имела целью модифицировать ракету и систему управления для расширения возможностей комплекса.

MIM-23 HAWK, который вовсе не ястреб (часть II)

Ракета MIM-23B оснащалась новым двигателем Mk 112, имевшим большую продолжительность горения 5+21 секунд (разгон + маршевый). Предельная дальность полета теперь составляла 40 км (25 миль), а максимальная высота перехвата – 18000 метров (60000 футов). Новая утяжеленная боевая часть весом 73 кг (163 фунта) снаряжалась 14.000 поражающих элементов весом 2 грамма, создающих значительно более широкую область поражения.

Радар PAR был заменен версией AN/MPQ-50, оснащен цифровой системой индикации целей на дисплее (которая помогала отличать подвижные цели от фонового шума) и работал на более высоких частотах до 1000 МГц. Радар CWAR был заменен AN/MPQ-48, практически удвоившей его мощность и существенно увеличившей дальность обнаружения. Радар HPIR был модифицирован до версии AN/MPQ-46, с заменой части ламповых компонентов на более надежные транзисторы.

В число прочих улучшений входила также интеграция HAWK в системы информационного обмена и координации данных BIRDIE, “Missile Monitor”, “Missile Mentor” и т.д. Батареи HAWK использовали цифровой канал передачи данных AN/SGA-77, который позволял им обмениваться информацией и распределять цели как друг с другом, так и со стационарными радарами и дальнобойными ЗРК семейства “Nike”.

PIP фаза I (1973-1979 год)

В начале 70-ых, армия США запланировала серию апгрейдов для HAWK под общим обозначением PIP (англ. Product Improvement Plan – План Улучшения Продукта). Эта программа делилась на три “фазы”.

В ходе Фазы I, радар CWAR был заменен значительно улучшенным AN/MPQ-55. Удвоение мощности излучения позволило довести дальность обнаружения маловысотных целей до 70 км. Также радар получил возможность измерять расстояние до целей с помощью частотной модуляции.

PIP фаза II (1978-1983 год)

Основной задачей этой фазы было улучшение способности комплекса противостоять средствам РЭБ, таким как советская система СПС-141 “Сирень”. Специально под нее была разработана ракета MIM-23C, оснащенная развитыми средствами фильтрации помех и ложных целей, а также ракета MIM-23D, имевшая режим пассивного наведения на источник радиопомех.

MIM-23 HAWK, который вовсе не ястреб (часть II)

Радары HPIR были усовершенствованы до стандарта AN/MPQ-57, который включал полную замену всей ламповой электроники на транзисторную. При этом их дополнили работающей параллельно оптико-электронной системой идентификации цели OD-179/TVY, предназначенной для работы в обстановке интенсивного применения РЭБ. Оптико-электронная система могла самостоятельно брать цель на сопровождение, если HPIR не мог установить захват, и удерживать луч радара на цели.

PIP фаза III (1983-1989 год)

Эта фаза модернизации была предпринята с целью приведения HAWK к цифровым стандартам НАТО. Аналоговые связи между компонентами системы (радарами, фургонами и пусковыми установками) заменили на цифровые.

MIM-23 HAWK, который вовсе не ястреб (часть II)

В рамках этой программы, на вооружение были приняты ракеты MIM-23E и MIM-23F (развитие моделей C и D соответственно). Эти модели имели усовершенствованную систему наведения, позволяющую эффективнее поражать цели на малых и сверхмалых высотах – такие, как низколетящие крылатые ракеты. В дальнейшем на их основе были созданы MIM-23G и MIM-23H, идентичные по функционалу, но отличавшиеся деталями конструкции.

Отдельные фургоны BCC, ICC и PCP заменили общим командно-контрольным фургоном FDC (англ. Fire Distribution Center – Центр Распределения Огня (батареи)). Оснащенный современными цифровыми компьютерами и информационными дисплеями, FDC выполнял функции сбора и обработки информации, выработки огневого решения и передачи цифровых команд для радаров HPIR и модифицированных пусковых установок. Он также обеспечивал интеграцию HAWK в цифровые системы связи США/НАТО и позволял использовать HAWK вместе с новыми системами MIM-104 “Patriot”.

Радар CWAR был доработан до стандарта AN/MPQ-62, в основном в плане внедрения цифровых средств обработки сигналов. Радары HPIR были дополнены системой LASHE (англ. Low-Altitude Simultaneous Hawk Engagement – Одновременный Перехват Хоком на Малых Высотах), позволявшей им генерировать узкий, быстро двигающийся веерообразный луч, и сопровождать и обстреливать до шести целей одновременно. Радар ROR был сочтен устаревшим и не нужным при наличии более современных средств преодоления помех, и от него отказались.

Противобаллистическая модификация (1990-ые)

Ограниченные противобаллистические возможности были заложены в комплекс начиная с версии I-HAWK, но к 1990-ым они были сочтены недостаточными. Поэтому после Войны в Заливе, КМП США был разработан ряд модификаций с целью улучшить возможности системы против баллистических ракет.

MIM-23 HAWK, который вовсе не ястреб (часть II)

Для этого HAWK придали возможность совместной работы с тактической РЛС AN/TPS-59, способной отслеживать траектории баллистических ракет малой и средней дальности, и выдавать целеуказание для РЛС комплекса. По данным AN/TPS-59, радары HPIR выполняли захват цели, когда та входила в радиус поражения.

Для более эффективного поражения баллистических целей, были созданы модификации ракеты MIM-23K и MIM-23J. Эти ракеты оснащались новой боевой частью с тяжелыми 35-граммовыми поражающими элементами – способными пробить прочный корпус боеголовки баллистической ракеты. Время реакции взрывателя было значительно сокращено, чтобы обеспечить возможность эффективного перехвата на высоких скоростях сближения.

Модернизации также подверглись пусковые установки HAWK – в первую очередь, чтобы повысить мобильность системы. Теперь ракеты можно было перевозить непосредственно на пусковых установках (не тратя время на заряжание после развертывания) а сами пусковые установки были оснащены автоматической системой приведения к северу – что позволяло сократить время на их синхронизацию с радарами HPIR при сборке батареи. Также старые армированные кабели связи компонентов заменили более тонкими и легкими, что позволило увеличить максимальную дистанцию между компонентами системы с 500 до 2000 метров.

HAWK-XXI (2000-ые)

Модернизация, предпринятая в начале 2000-ых, с целью привести HAWK к требованиям времени. Поскольку к этому времени вооруженные силы США уже снимали HAWK с вооружения, модификация в основном предпринималась в интересах стран НАТО и экспортных клиентов. Основной целью было интегрирование «классического» комплекса в современные системы ПВО и контроля воздушного пространства, обеспечение его взаимодействия с зенитными системами нового поколения.

MIM-23 HAWK, который вовсе не ястреб (часть II)

В ходе этой модернизации радары PAR и CWAR заменили новой РЛС с фазированной антенной решеткой AN/MPQ-64 “Sentinel”. Используя электронное сканирование узким лучом, эта система может засекать как маловысотные аэродинамические так и высотные баллистические цели, в том числе и малозаметные. Возможности «Sentinel» в комбинации с системой LASHE сделали HAWK подлинно многоканальным, обеспечив возможность одновременного обнаружения, сопровождения и обстрела до 12 целей.

Была также проведена работа по оснащению новыми взрывателями мгновенной реакции ракет старых моделей (с обычными боевыми частями) что привело к появлению модификаций MIM-23L и MIM-23M.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Батареи HAWK начали поступать на вооружение армии и морской пехоты США в 1960-ом году. Они заменяли на вооружении как ствольные зенитные пушки, так и некоторые образцы ранних зенитных ракет (вроде наземной версии корабельного RIM-2 “Terrier”, ограниченно применявшейся морской пехотой).

MIM-23 HAWK, который вовсе не ястреб (часть II)

Хотя ранние образцы системы имели определенные проблемы с надежностью многочисленных электронных ламп – среднее время между поломками не превышало 43 часов – высокая точность и хорошая мобильность HAWK (по сравнению с “транспортабельными” ЗРК первого поколения) сделали эту систему чрезвычайно популярной как в вооруженных силах США так и среди союзников по НАТО. Поставлялись ракеты HAWK и другим странам: так, в 1965 году, Конгресс США одобрил продажу батарей HAWK Израилю (хотя отношения между странами в то время были не идеальными, американцев беспокоили советские поставки Египту нового военного снаряжения).

Впервые HAWK развернули на театре боевых действий во Вьетнаме в 1965 году. Однако, работы для армейского ЗРК там не нашлось. Вопреки предвоенным опасениям, авиация Северного Вьетнама действовала строго оборонительно, и попыток массированных налетов на американские войска и базы в Южном Вьетнаме не предпринимала.

MIM-23 HAWK, который вовсе не ястреб (часть II)

Первое практическое применение HAWK в итог состоялось 5 июня 1967 года в Израиле, при несколько необычных и печальных обстоятельствах. Израильская батарея, защищавшая центр атомных исследований в Негеве была поднята по тревоге, чтобы… сбить израильский же самолет Dassault MD.450 Ouragan. Самолет получил повреждения в бою и вошел в запретную для полетов зону около атомного центра, и ЗРК сработал на поражение. Пилот самолета погиб.

Боевой дебют HAWK состоялся во время Войны на Истощение между Израилем и арабскими странами в 1967-1970-ых годах. В ходе этого конфликта, батареи HAWK составляли основу противовоздушной обороны Израиля как в тылу, так и на фронте. Боевой счет комплекс открыл 21 марта 1969 года, когда батарея, развернутая в Балузе на Синайском Полуострове сбила египетский Миг-21 – первое успешное боевое применение зенитных ракет американского производства! Всего до конца конфликта, израильские HAWK сбили по разным данным от 8 до 12 самолетов (называются один Ил-28, четыре Су-7, четыре Миг-17 и три Миг-21).

Наиболее массовым театром применения HAWK, стала ирано-иракская война 1980-1988 года. Шахский Иран ориентировался в основном на закупки американского вооружения, и в результате именно батареи MIM-23 HAWK составляли основу ПВО после исламской революции. В войне с Ираком, они показали себя чрезвычайно эффективно. Иранцы особенно обращают внимание на оборону порта Аль-Фав 12 февраля 1986 года, когда оборонявшая гавань батарея HAWK случайно оказалась прямо на пути атакующих иракских самолетов – и сбила девять из них. Всего иранские HAWK претендуют на 40 сбитых иракских самолетов (хотя эти данные не всегда подтверждены)… и четыре сбитых по ошибке своих же иранских. Еще один иранский самолет был сбит кувейтским HAWK, когда случайно нарушил воздушное пространство страны.

MIM-23 HAWK, который вовсе не ястреб (часть II)

7 сентября 1987 года в африканском Чаде состоялось самое, возможно, известное применение HAWK. Батареи зенитных ракет были развернуты французскими миротворцами для защиты столицы Чада от налетов ливийских бомбардировщиков Ту-22. Ситуация осложнялась тем, что ввиду особенностей географии, ливийские бомбардировщики лишь на очень короткое время оказывались над контролируемой французами территорией (французы не имели юрисдикции на действия за ее пределами). Французам пришлось пустить ракету почти вертикально, в тот момент, когда бомбардировщик пролетал точно над батареей – и HAWK успешно поразил Ту-22, отправив гордость воздушного флота Каддафи на песок.

Во время вторжения Саддама Хусейна в Кувейт в 1990 году, последний располагал пятью батареями HAWK. По кувейтским данным, их зенитные ракеты сбили 14 иракских самолетов – однако независимо подтверждены только два. Четыре из пяти батарей в итоге были захвачены иракцами и вывезены из страны.

MIM-23 HAWK, который вовсе не ястреб (часть II)

Батареи HAWK активно развертывались армией и КМП США во время войны в Ираке в 1991, а также и в других операциях. Но, по иронии судьбы — именно американским HAWK так и не удалось совершить ни единого боевого выстрела.

В настоящее время ракеты HAWK разных модификаций все еще стоят на вооружении почти трех десятков стран. Их используют как основу мало- и средневысотного эшелона перехвата, защиты стратегических объектов от самолетов и крылатых ракет. Хотя в Европе и США они, по большей части, были сняты с вооружения, высокая надежность и эффективность (вероятность успешного перехвата 85% для современных моделей) HAWK привела к тому, что они по-прежнему сохраняются в резерве и для экспортных поставок.

MIM-23 HAWK, который вовсе не ястреб (часть II)

Продолжается и производство компонентов для стоящих на вооружении ракет (так, в 2014 году Иордания заказала в США серию новых ракетных двигателей). В Иране же “нелицензионная” версия HAWK выпускается серийно как “Мершад” (перс. Засада) с 2010 года. Исходя из распространенности комплекса, и его широкой доступности на рынке вооружений, можно предполагать, что Непрерывно Наводящийся Убийца благополучно доживет, по крайней мере, до середины XXI столетия.

MIM-23 HAWK, который вовсе не ястреб (часть II)

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/251819.html

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account