МиГ-321 – гиперзвуковой убийца авианосцев 70-х
Из архива. Материал 2019 года.
В середине 70-х годов, то ли в результате дезинформационной операции ЦРУ, то ли по каким-то своим соображениям советское руководство решило, что США на пороге создания гиперзвуковых самолётов. Хотя реально даже серьёзных работ в этом направлении в США не велось.
Но как бы там ни было, советским авиаКБ было дано задание на разработку подобных самолётов разного назначения.
КБ Микояна взяло на себя разработку дальнего сверхзвукового ракетоносца-бомбардировщика, который должен был прийти на смену Ту-22.
Кстати, самолёт стоит на вооружении до сих пор, и снимать его с вооружения пока не планируется.
Главной проблемой при полёте на гиперзвуке является перегрев планера самолёта. Поэтому для борьбы с этой проблемой планировалось 60% самолёта делать из титана и 40% из жаропрочных сталей.
По планам, новый советский бомбардировщик должен был иметь следующие характеристики:
- Длина – 40.0 м;
- Размах – 13.2 м / 29.6 м;
- Высота – 7.13 м;
- Взлётная масса – 95 152 кг;
- Нормальная масса – 89 152 кг;
- Масса пустого самолёта – 44 384 кг;
- Вес топлива – 38 568 кг;
- Вес нагрузки – 12 000 кг;
- Площадь крыла – 200 м²;
- Максимальная скорость – 5300 км/ч
- Крейсерская скорость – 4250 км/ч (М=4) на высоте 25-27 км;
- Практический потолок – 37 000 м;
- Дальность максимальная – 7000–9000 км.
Силовая установка машины должна была состоять из двух двигателей, с общей тягой в 60 тонн. При этом каждая из установок состояла из двух моторов: традиционного турбореактивного и прямоточного.
Как известно, серийный прямоточный двигатель не разработан до сих пор. Но в 70-е годы была надежда, что Пермское КБ его всё же разработает. Работы по этой теме активно велись, и будущий мотор имел шифр Д-102. Главной особенностью этого двигателя должен был стать авторотирующий вентилятор (что это такое, честно говоря, не знаю, и судя по всему, именно эта деталь и стала основным камнем преткновения в разработке прямоточных моторов. Хотя я могу и ошибаться).
Как бы там ни было, но рабочий образец прямоточного двигателя не был разработан и этот проект перешёл в разряд нереализованных.
PS. Ещё одной странностью этого проекта, на мой взгляд, является выбор КБ. У Микояна никогда не разрабатывали бомбардировщиков, это была прерогатива Туполева. Так что вопрос, почему Микояну доверили эту разработку, остаётся загадкой.
По материалам: