«Мешковые броненосцы» или «Россия – Родина карманных линкоров».

13

Работая над очередной частью «четырехорудийных….» я вспомнил, что ничего не упомянул про «Рюрик». А ведь четырехорудийный русский крейсер (без башен 203-мм орудиями) смотрелся бы очень эффектно. А тут еще как раз неожиданно из другой темы начала вырисовываться развилка. Ну и как итог, а почему Российская Империя не могла создать «карманный линкор?», ведь «Рюрик-2» подходит практически по всем параметрам.

Русско-японская война закончилась для российского императорского флота катастрофически — он практически перестал существовать. Собственно в истории Российской Империи это явление (лишение флота) было не ново – пример Крымская война.

В сложившихся условиях, Российской Империи требовалось, хотя бы для престижа, срочно усилить имеющийся флот. Для этого надо было:

1) Построить / купить много (желательно так 10 броненосцев и крейсеров) новых кораблей, причем как можно быстрее;

2) Качественно усилить вооружение имеющихся кораблей;

3) Гибкое сочетание 1-го и 2-го пункта.

В качестве постройки, предполагалось начать строительство миноносцев и броненосцев береговой обороны (сюда входили и канонерские лодки, мониторы). Этот путь фактически повторял опыт Крымской войны – сосредоточиться на охране берега. Этот путь хотя и возрождал флот, но делал Россию не океанской, а «прибрежной» державой. С другой стороны, как показала практика, русские броненосцы береговой обороны типа «Адмирал Ушаков» способны совершать почти кругосветные маршруты. Так что Россия маскируясь «оборонительными» задачами, могла готовиться к чему-то иному. Вариант строительства малых кораблей был отвергнут.

Поскольку воссоздать флот стандартным путем, в сложившихся условиях (экономических, военных и революционных), для Российской Империи было невозможно (если не считать производства малых кораблей), было решено идти по другому пути. Строительство и перестройка новых усиленных кораблей.

Впрочем, к проектированию новых кораблей, русские конструктора приступили еще до начала русско-японской войны (проект броненосного крейсера «Рюрик-2»). И в конце 1905 года проект, с внесенными под влиянием РЯВ изменениями и новыми условиями, нового корабля был утвержден.

Стремление как можно быстрее пополнить флот, сделать корабль качественно более сильным, быстрым чем другие аналоги, натыкалось на массу противоречий. Не говоря уже о том, что многие внедряемые новинки были не доведенными до конца. Однако российский минфин, который клятвенно заверили что новая программа восстановления флота обойдется куда дешевле чем строительство 5-6 броненосцев, выделял деньги очень охотно.

В 1905 году был заложен, и в 1908 году вступил первый корабль нового типа – «Рюрик-2». Спустя год (т.е. в 1909) вошли в строй однотипные «Адмирал Макаров» и «Паллада».

Новые корабли, «Рюрики» оказались очень дорогими кораблями в самом буквальном смысле слова — что очень раздражало министерство финансов. Узнав, что каждый новый корабль стоил как два корабля старого типа, Витте произнес: «это не корабли, а мешки с деньгами» (Это было самое мягкое, что он произнес когда узнал, что кораблестроители, реализовывая свою программу несколько его надурили, а вот про грубое так никто ни не узнал – потому что такие слова на бумаге не записывают). Так прозвище «мешковый броненосец» приклеилось к русским кораблям.

К числу очевидных достоинств «Рюриков» следует отнести, прежде всего, артиллерию главного калибра — новейшие 52-калиберные 254-мм (2*3 254) орудия разработанные Обуховским заводом. Любой, даже самый защищённый броненосный крейсер других стран, оказывался уязвимым под обстрелом 254-мм орудий русских рейдеров. В результате, «Рюрики» представляли страшную опасность для любых кораблей своего класса и на момент закладки не имели опасных противников.

Вторым важным достоинством «мешковиков» стал переход на нефтяное топливо. Недостатки, такие как дефицит топлива, в других портах, с лихвой перекрывались огромной дальностью плавания и незаметностью, делавшей «Рюрики» отличными рейдерами.

Однако все эти плюсы были куплены весьма дорогой ценой.

Бронирование кораблей совершенно не соответствовало наступательной мощи. Фактически «Рюрики» могли противостоять только 203-мм японским фугасным снарядам.

Вторым явным недостатком проекта стало наличие двух вспомогательных калибров — 203-мм и 120-мм (8 и 10 орудий). В реальности башенные 203-мм орудия оказались малоэффективными и слабозащищёнными, а противоминная артиллерия имелась в совершенно недостаточном количестве. По мнению специалистов, было бы предпочтительнее установить универсальный калибр 152-мм, как и предполагалось первоначальным проектом.

«Мешковые броненосцы» привлекали к себе внимание экспертов с самого начала их разработки. Построенные вразрез со сформированными стандартами тяжёлых крейсеров, они явно выделялись среди кораблей этого класса.

Ещё до спуска на воду «Рюрик» вызвал бурную реакцию в военно-морских кругах всего мира. Необыкновенное сочетание характеристик, не подходивших под международные стандарты, привело к попыткам придумать для корабля некий новый термин. В этом отношении преуспела британская пресса, которая подхватила название «мешковый броненосец».

Вот как охарактеризовали «Рюрик» в Европе:

«Короче говоря, перед нами корабль водоизмещением 15 000 т. Это не броненосец и не крейсер, а попросту «бронированный» корабль. Несомненно, пока это наилучшее определение класса. Вооружён он как броненосец, обладает скоростью хода как крейсер, но всё же это и не то, и не другое. Вот ответ России на Цусимское сражение, и трудно придумать что-то более эффективное. Ни в одной стране мира не заложен корабль с такими характеристиками, как у русских…

Без преувеличений можно сказать, что создание «Рюриков» и однотипных кораблей полностью меняет привычную стратегию и тактику войны на море, равно как и многие взгляды на кораблестроение».

При этом англичане то ли лукавили, то ли так продемонстрировали свой тонкий юмор. Линейные крейсера типа «Инвисибл» уже вступили встрой, оставляя «мешковикам» призрачные шансы на успех (как в бою, так и в безопасном рейдерстве).

К ветви развития «мешковиков» стоит отнести и русские броненосцы типа «Святой Евстафий» — «Император Павел-1». Если «Рюрики» из крейсеров превращали в броненосцы, то здесь наблюдалась обратная картина – броненосцы превращали в крейсера. Но если только заложенные балтийские корабли еще имел смысл превращать в крейсера, то в отношение черноморцев такого смысла не было. Тем не менее конструктора попытались привести корабли к единому стандарту. Отказ от минно-торпедного вооружения, единый 120-мм противоминный калибр, 203-мм орудия (4-8 штук), и 2*3 254-мм орудия главного калибра. И естественно переход с угля на нефть. Ради предания скоростных характеристик, пришлось пожертвовать броней в некоторых местах. Однако дальность плавания и скорость, как главные качества крейсера, возросли не на много.«Мешковые броненосцы» или «Россия – Родина карманных линкоров».

В целом можно отметить, что «мешковые корабли» крейсерского и броненосного типа, готовились специально для войны с Японией. Тонкая броня по большой площади защищающая от японских фугасов, прекрасные рейдерские качества – японские броненосные крейсера типа «Асама» были обречены.

«Мешковые броненосцы» или «Россия – Родина карманных линкоров».

Впрочем «попытка» найти рецепт борьбы с «мешковыми броненосцами» были предприняты очень скоро, и как оказалось еще до окончания постройки последних. Причем как раз у наиболее вероятного противника «мешковиков» — Японии. В 1907 году со стапелейсходят на воду еще более крупные и быстроходные «Курама» и “Ибуки”, на которых калибр, средней артиллерии был увеличен со 152 мм до 203 мм. “Ибуки” стал первым японским кораблем с паровыми турбинами.

Неудивительно, что по весу бортового залпа последние японские крейсеры оставили далеко позади аналогичные корабли всех остальных стран мира: 2138 кг. Но японские кораблестроители и не думали останавливаться на этом. В 1906 и 1907 годах на воду сходят “Сацума” и “Аки” — броненосные крейсеры, неотличимые от эскадренных броненосцев. Кроме четырех 305-мм орудий главного калибра, они несли еще двенадцать 254-мм.

Дальнейшее развитии «мешковых броненосцев / крейсеров» остановило начавшееся в других странах строительство линкоров и линейных крейсеров, столкновение с которыми не оставляло «Рюрикам» никаких шансов. В связи с этим Россия (а так же с выправленным экономическим положением) отказалась от дальнейшего развития проекта и перешла к постройке гораздо более крупных и сбалансированных кораблей типа «Севастополь».

Боевой путь «мешковиков» разнообразен.

«Паллада». В 1917 году второй раз за войну удачно торпедирована. Корабль сел на грунт но продолжал оказывать поддержку русским войскам. При подходе немцев взорван экипажем. В 20-х годах корабль поднят, и даже вошел в состав эстонского флота. Но восстановление разрушенного корабля было признано не целесообразным.

«Рюрик». Потоплен в результате атаки английских торпедных катеров.

«Адмирал Макаров». В 1914 году отправлен по маршруту Санкт-Петербург – Рио-де-Жанейро – Владивосток. С целью, до сих пор не ясной… память о начале русско-японской войны (что уже не январь?), тогда к 10-летию Корейского боя (что все равно не успеет?), тогда – да отправьте его для проверки рейдерских способностей в конце концов! Начавшаяся война застала корабль в пути, и с неясными указаниями из столицы: «оставаться на месте, ждать дальнейших указаний, действовать по обстановке, в бой не вступать, сражений не избегать». Наконец, в Санкт-Петербурге решили отправить корабль во Владивосток для усиления имеющегося флота (варианты возращения был отвергнут). В начале декабря русский «мешковый броненосец» столкнулся с немецкой эскадрой адмирала Шпее. В завязавшемся бою, «Адмирал Макаров смог тяжело повредить «Шарнхорст» (адмирал Шпее погиб), но был тяжело поврежден крейсерами «Гнейзенау» и «Нюрберг». Русскому крейсеру удалось оторваться от противника и отступить в нейтральный порт. По иронии судьбы, посланное русскими сообщение о бое и обнаружении эскадры Шпее, позволило немцам ускользнуть. Два британских линейных крейсер «Инвисибл» и «Инфлексебл», отправившиеся к месту сражения, разминулись с немецкой эскадрой, а не будь боя, немцы и британцы обязательно бы встретились….

Германия после Первой Мировой Войны в полной мере оценила русские «мешковые корабли», и разработала на их основе собственный проект. Однако в отличие от грубой русской мешковины сделанной в спешке, немецкие конструктора работали в куда более лучших условиях, отшлифовав русскую идею, превратив ее в мягкий хлопок. Впрочем, не стоит забывать, что хлопок немцам пришлось делать не от хорошей жизни – русские были не ограниченны в водоизмещении. Прежде всего, Германия на собственных КРЛ отказались от двух калибров – противоминного и зенитного. Все решил единый универсальный калибр, первоначально 120, а в конечном итоге 128-мм. Так же было решено отказаться от торпедных аппаратов.

«Мешковые броненосцы» или «Россия – Родина карманных линкоров».

В СССР где внимательно проанализировали опыт «мешковиков», так же прижилась идея универсального калибра (130-мм). А вот в США и Великобритании к универсальному калибру пришли только после войны. И в результате, могло быть так:

«Русский пристрелялся, и залпы его вспомогательной артиллерии ложились все ближе. Впрочем, и сам он шел в окружении всплесков шести– и пятидюймовок американских кораблей, на миделе и юте болтались дымные струи, штопором уносящиеся ему в кильватер. Артиллерия русского стреляла не переставая, и на нее, в связи с уменьшившейся дистанцией, приходилось обращать все большее внимание. Первое попадание крейсер получил в 09:48, то бишь в девять часов сорок восемь минут «Ак Эмма», и после этого, несмотря на решительное маневрирование, они следовали одно за другим – русский, видимо, сосредоточил на крейсере огонь всей своей противоминной артиллерии. Снаряды из накрывавших их залпов шли под острым углом по отношению к курсу «Мемфиса», и крейсер содрогался при каждом попадании: проламывающем поясную броню, вырывающем фонтан искореженных обломков из полубака, мгновенным огненным шквалом разрушающем надстройки. Восемь снарядов попали в американский крейсер менее чем за две минуты, а для торпедного залпа, такого, чтоб наверняка, все еще было слишком далеко.

– Один, – командир оторвался от прорези в броне и обернулся к окружающим его офицерам. – У него один калибр!

– Как у итальянцев.

– Да, и у немцев. Не знаю, хорошо это или плохо.

– Для нас?»

Использованы:

«Вариант Бис»

Википедия. Тяжелые крейсера типа «Дойчланд».

История создания и службы японских броненосных крейсеров 1890-1907 г

Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account