15

Наверно, всем известно, что для Конгресса США интересы армии находятся где-то между запасным мундиром лётчика и коробкой с инструментами для инженера-механика на флоте. И эта история посвящена проектам, которые были погублены данным отношением.

История берёт своё начало в 1944 году. Или даже в 1943. Именно тогда американцы впервые познакомились в бою с маленьким тигрёнком Гитлера – тяжёлым танком Тигр. В начале особых опасений эти встречи не вызывали. Считалось, что доблестная авиация вбомбит Германию, если не в каменный век, так в средневековье, так что до Тигров дело не дойдёт. Ну а тех одиночек, что уже выпустили, добьёт та же доблестная авиация. Но после высадки американцы с удивлением обнаружили, что Тигров стало только больше, да ещё к выпуску готовились более опасные представители семейства кошачьих. Программа Т28 незаметно для всех выродилась в чистокровную САУ, так что прорывать оборону японских остров тоже чем-то надо было. Деньги дали.

Концепт танка M6A2E1

Концепт танка M6A2E1

Военные, не веря в своё счастье, сразу запустили две программы: перевооружение архаичного танка М6 105-мм пушкой в новой башне и программа создания «борца с тигром», танка заточенного под уничтожение других танков. Первый на этом сайте уже рассмотрен, так что поговорим про вторую программу, а вернее про двух её детей: Т30 и Т34 (так как о Т29 на этом сайте статья уже есть).

Первый прототип Т29

Первый прототип Т29

В августе 1944 инженеры получили задания разработать две максимально унифицированные машины – тяжёлый танк-истребитель со 105-мм пушкой и тяжёлый танк для прорыва долговременных линий обороны. Одним очень интересным моментом в ТЗ было требование максимально увеличить защиту башни даже в ушерб броне корпуса. Объяснялось это излюбленной американцами тактикой ведения танкового боя – когда из-за складки местности выставлялась только башня. В сентябре проекты были готовы, и последовал заказ на производство двух Т29 (что со 105-мм пушкой) и двух Т30 (что со 155-мм пушкой). Заказ разместили на заводе Pressed Steel Car Company («Прессованные стальные машины» – с фантазией у владельцев было плохо). Летом 1945 обещали построить Т29, а осенью Т30.

Первый прототип Т30

Первый прототип Т30

Танки потихоньку строили, весной 1945 заказали ещё 4 прототипа Т29, но тут произошло необратимое – подло сдалась Япония. В тот же момент конгресс отменил финансирование всех перспективных программ по БТТ. Все до одной. При этом в авиации и флоте такого не произошло. Почему? Ну, так войны теперь будут выигрывать атомной бомбой, а глупые танки никому не нужны. Контракт с заводом «Прессованных Стальных Машин» расторгли, а 8 недостроенных экземпляров велели передать в Детройтские арсеналы, где их достроят и посмотрят, что получится. Так что семейство Т29, Т30, Т34 родилось уже мёртвым.

Он же

Он же

Первым достроили прототип Т29 в 1947 году. Так как корпуса Т30, переданные Детройтскому арсеналу, были в малой стадии готовности, решили особо не заморачиваться и переделать второй прототип Т29 в Т30. Первый Т30 был готов в апреле 1948 года. При схожем корпусе в Т30 засунули более мощный движок AV-1790-3 в 810 лошадиных сил (у Т29 было всего 710).

Схема с внутренностями Т30

Схема с внутренностями Т30

Вооружен Т30 был 155-мм пушкой Т7, отличительной особенностью которой был не только большой калибр, но и отсутствие к ней обычных болванок (бронебойных снарядов). Только подкалиберные, ведь Америка не СССР, она может себе это позволить. Также Т7 отличилась на испытаниях и по другому поводу – отвратительной скорострельностью – 2 выстрела в минуту. И это при том, что ленивому негру-заряжающему установили в помощь орудийный досылатель.

T30, вид спереди. Курсовой пулемёт кто-то уже спёр

T30, вид спереди. Курсовой пулемёт кто-то уже спёр

Были у машины и другие недостатки. Машина была явно перетяжелена, в танке было просторно даже по американским понятиям. Из-за этого сильно просела скорость по сравнению с Т29, повысился износ гусениц. Отмечали также отвратительный обзор с места командира танка. В общем военные сказали, что такое они бы не приняли на вооружение, даже если бы деньги были, и спокойно отправили Т30 в музей.

Проблему с заряжанием предвидели ещё на стадии производства, и поэтому в 1947 Детройскому Арсеналу было поручено собрать на базе одного из Т30 машину с системой полуавтоматического заряжания. Тут как раз помогло наличие большого заброневого объёма в башне. Также было поручено установить на машину более удобную командирскую башенку. Со всеми этими изменениями танк получил название Т30Е1.

T30Е1. Чётко видно новую командирскую башенку

T30Е1. Чётко видно новую командирскую башенку

Система заряжания на Т30Е1 была вполне сложной, ещё чуть-чуть и можно было бы говорить про автомат заряжания. От заряжающего почти не требовалось никаких действий. Только осуществление контроля за механизмом. На испытаниях скорострельность повысилась до 3 с половиной выстрелов в минуту. Но военных также не устраивало и само орудие. При своём большом калибре Т7 уступала новым 120-мм пушкам в бронепробиваемости и точности. Из-за своей конструкции ствол быстро изнашивался. Основные проблемы с подвижностью решены также не были. Исходя из всего этого, Т30Е1 признали бесперспективным.

Чертёж Т30Е1

Чертёж Т30Е1

Уголок альтернативки: Был ли у Т30 шанс быть принятым на вооружение? Да, был, но самый минимальный. Если бы война с Японией затянулась на год или два, Т30Е1 вполне мог пригодиться для уничтожения укреплений своим мощным фугасным снарядом. В других случаях калибр 155 мм был бы избыточен для тяжёлого танка. Если есть другие мысли на тему Т30, принятого на вооружение – пишите)

На этом история Т30 заканчивается. Как видно, особо успешным он не был. А что с Т34? Про него в Части II.

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account