Механизация войны 1.0. Часть 2 ОБТ, БМП или УБП?
Возвращаясь к боевым колесницам и тактике их применения. В современной литературе по этому поводу нет единого мнения. Как писал А.К. Нефедкин (пожалуй, единственный в нашей стране крупный специалист, кто занимается именно этой проблемой в комплексе — точнее, занимался),
«как раз реконструкцией колесничного боя ученые почти и не занимаются, следовательно, их выводы страдают чисто умозрительным характером»,
и связано это не в последнюю (а, может быть, и в первую очередь) с состоянием источников. А. Нефедкин,
«у нас есть довольно много численные ближневосточные изображения колесниц в бою: египетские рельефы и ассирийские барельефы»,
однако, несмотря на всю их реалистичность, они
«страдают большой условностью в показе сцен боя — враг, часто даже без наступательного оружия, уже повержен или спасается бегством, иногда лишь пытаясь сопротивляться».
К тому же в разных странах и регионах боевые колесницы применялись по разному — одно дело Ближний Восток, другое — Срединное государство (сиречь Китай).
В общем, существующие точки зрения на применение боевых колесницы в бою, насколько можно составить впечатление из имеющихся работ, можно свести к трем позициям:
- Боевая колесница — это своего рода «танк» древности.
- Боевая колесница — это, скорее боевая машина пехоты, доставлявшая бойцов до места сражения, после чего они спешивались и бились на своих двоих.
- Боевая колесница — это универсальная боевая платформа, выступавшая и в роли транспортного средства, и как боевая машина для стрелков.
Отметим, что на поле боя боевые колесницы в эпоху своего расцвета и упадка (примерно с тысячелетие — с XVIII по IX/VIII вв. до н.э., в Китае — несколько дольше) имели дело либо с такими же боевыми средствами, как они сами,либо по преимуществу с легкой пехотой, вооруженной метательным оружием (луки, дротики, пращи), плохо дисциплинированной и действовавшей рассыпным строем. Тяжелой пехоты, дисциплинированной, хорошо обученной и способной действовать в сомкнутом строю, вооруженной при этом большими щитами и древковым оружием, было немного и она скорее была исключением, нежели правилом. Она, в отличие от первой, для боевых колесниц (в особенности, если действовала во взаимодействии с легкой пехотой), была малоуязвима — все-таки колесниц было не так чтобы уж и очень много в силу дороговизны их изготовления и содержания, а сила лучников и метателей именно в их многочисленности — невысокий процент попаданий и эффективность компенсируется массовым использованием стрел, дротиков и камней.
Что касается первого варианта действий боевых колесниц, то, судя по всему, роль своеобразного «тарана», способного прорвать строй неприятеля, колесницы стали играть ближе к закату своей карьеры. В этом плане показательна эволюция ассирийских боевых колесниц, которые на закате существования Ассирийской державы превратились в тяжелые боевые машины с экипажем в 3-4 человека — скорость и маневренность были явно принесены в жертву защищенности и боевой мощи.
Колесница как БМП — такой вариант действий, представляется, был характерен в большей степени для периферии колесничного ареала (там, где колесниц в силу известных причин было немного и они скорее выступали в роли статусного средства ведения боя). Похоже, что в той же ахейской Греции они использовались преимущественно именно в такой роли (и позднее. на заре архаической эпохи, пока колесничные бойцы не были вытеснены всадниками — опять же, выступавшими главным образом в роли ездящей пехоты).
На Ближнем Востоке — там, где боевые колесницы процветали на протяжении долгого времени, представляется, что они выступали в роли именно универсальной боевой платформы. Здесь колесницы использовались массово, сотнями и тысячами. Из предлагаемых тактических сценариев применения боевых колесниц наиболее приемлемы выглядит следующий, предполагающий столкновение колесниц противных армий, действующих в развернутых линейных боевых порядках, друг с другом. При этом бойцы на колесницам по мере сближения (которое осуществлялось сперва шагом, затем рысью и, возможно, на последних метрах — галопом) вели стрелковый бой. Возможно, что, если одна из сторон не поворачивала по мере сближения назад, то колесницы проскакивали в интервалы между колесницами противной стороны, разворачивались и двигались обратно, или же стремились охватить противника с флангов. Сам бой, если, повторюсь, одна из сторон не обращалась в бегство, не доводя дело до ближнего боя, сводился, похоже, к индивидуальным поединкам между колесничными бойцами (и вот тут, похоже,в дело вступали пресловутые «бегуны» — пехотинцы, закрепленные за колесницами и бежавшие рядом с ними во время атаки). Любопытно, но, судя по китайским хроникам, в Китае сформировалась своеобразная «культура» «рыцарских» поединков благородных колесничих бойцов.
Примерно вот так в первом приближении все это и выглядит. А вообще было бы интересно почитать комплексную работу, в которой воедино были бы сведены все сведения о боевых колесницах и их тактике. Но такой работы у нас пока нет.
источники: