Механическая тяга. Часть 3. Уходили «комсомольцы»… Часть 1

2

Совершенствование артиллерийских систем потребовало соответ­ствую­щего развития средств механической тяги, а именно – специальных гусеничных тягачей, поскольку народнохозяйственные тракторы не в полной мере отвечали предъявляемым к ним требованиям. В частности, для меха­нической тяги полковой артиллерии был необходим массовый легкий быстроходный малогабаритный гусеничный тягач. Требованиям массового производства и удобства эксплуатации мог соответствовать трактор, максимально унифицированный с авто­мобилями и легкими танками, выпускающимися с использованием автомобильных агрегатов.

«Пионер» всем пример

Первая машина такого типа – трактор «Пионер» – была разработана в 1935 г. в специальном отделе НАТИ под руководством А.С. Щеглова. Ее прототипом послужил английский трактор «Мармон-Херингтон» с карбюраторным двигателем «Форд» V-8. Ведущим инженером по машине был Брусянцев. Компоновку машины и ее тягово-динамический расчет выполнил С.Н. Осипов.

Место водителя трактора «Пионер» располагалось в носовой части машины над коробкой передач, закрытой защитным кожухом. За ним по бортам корпуса размещались спинками внутрь по три сиденья для перевозки орудийного расчета. Двигатель с трансмиссией и элементы ходовой части были заимствованы у плавающего танка Т-37. Подвеска трактора – балансирная, пружин­ная. Со стороны каждого борта находилась одна тележка с двумя опорными катками. В ходовой части использовались ведущие колеса переднего расположения. Направляющие колеса были подрессорены и выполняли роль опорных катков.

11 июня 1936 г. нарком обороны К.Е. Ворошилов в своем письме №403184 председателю Совета труда и обороны (СТО) СССР В. М. Молотову изложил ситуацию с работами по перспективному артиллерийскому трактору. Климент Ефремович отмечал, что для моторизации полковой артиллерии в 1936 г. НАТИ разработал и изготовил опытный образец гусеничного сверхлегкого трактора «Пионер». Трактор имел массу 1700 кг и оснащался двигателем ГАЗ-АА. Скорость трактора «с посаженными на нем 6-ю людьми» достигала 35 км/ч, а с 76-мм полковой пушкой и 6 чел. орудийного расчета – 25 км/ч. «Пионер» прошел предварительные испытания в Московской пролетарской стрелковой дивизии.

Механическая тяга. Часть 3. Уходили "комсомольцы"... Часть 1

Результаты этих испытаний, по мнению Ворошилова, давали основание полагать, что внедрение трактора «Пионер» позволит перевести на механическую тягу полковую артиллерию. Однако окончательное решение по этому вопросу могло быть принято после широких войсковых испытаний, для чего требовалось изготовить серию тракторов. Так как «Пионер» был выполнен на базе агрегатов легкого танка Т-37, то и постройку опытной партии целесообразнее всего было поручить заводу №237, изготавливавшему указанные танки.

Нарком тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе дал принципиальное согласие на организацию производства. В бюджете НКО имелись средства, необходимые для оплаты заказа, однако без правительственного решения выпуск новой машины не мог быть налажен, поэтому К.Е. Ворошилов просил председателя СТО разрешить изготовить серию тракторов «Пионер» в количестве 50 машин на заводе №37 со сроком сдачи к 1 октября 1936 г. В.М. Молотов возражать против выпуска опытной партии не стал и, согласно подписанному Г.К. Орджоникидзе распоряжению, тракторы «Пионер» были приняты к производству на заводе №37 с IV квартала 1936 г.

Однако в ходе эксплуатации выяснилось, что «Пионер» отличался неустойчивостью прямо­линейного движения, низкими тяговыми свойствами и малой вместимостью, поэтому его выпуск ограничился опытной партией.

Помимо полковой артиллерии, в легком быстроходном тракторе нуждалась и противотанковая артиллерия, на вооружении которой состояли 37-мм пушки обр. 1930 г. и 45-мм пушки обр. 1932 г. Противотанковой артиллерии требовалась высокая маневренность при смене позиций, зачастую под ружейно-пулеметным огнем противника. Исходя из этих требований, под руководством инженера Маринина были разработаны и изготовлены опытные образцы полубронированных тракторов-транспортеров «Пионер Б1»и «Пионер Б2», которые отличались конструкцией броневого корпуса, ходовой части и расположением орудийного расчета. На «Пионере Б1» расчет на грузовой платформе располагался лицом друг к другу, на «Пионере Б2» – спинами друг к другу. Численность экипажа увеличили до двух человек за счет введения в его состав стрелка.

Механическая тяга. Часть 3. Уходили "комсомольцы"... Часть 1Механическая тяга. Часть 3. Уходили "комсомольцы"... Часть 1

Компоновка машины была выполнена с передним расположением ведущих колес и кормовым размещением двигателя вдоль продольной оси машины. Отделение управления с рабочими местами водителя и стрелка располагалось в передней части броневого корпуса в специальной бронированной кабине. В средней и кормовой частях корпуса над моторным отделением располагалось грузовое отделение, в котором вдоль продольной оси машины устанавливались два сиденья для перевозки артиллерийского расчета, состоявшего из шести человек. Трактор мог буксировать прицеп массой не более 2 т.

Броневая защита кабины и корпуса – противопульная. Клепано-сварные корпус и кабина были изготовлены из броневых листов, имевших рациональные углы наклона. В крыше кабины над рабочими местами водителя и стрелка находились входные люки, закрывавшиеся откидными крышками. Вооружение состояло из 7,62-мм пулемета ДТ.

На тракторе устанавливался четырехтактный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель ГАЗ-АА мощностью 40 л.с., который был защищен броневым капотом.

На тягаче «Пионер Б1» в ходовой части использовалась балансирная подвеска с листовыми рессорами. Подвеска трактора «Пионер Б2» – балансирная, с пружинными рессорами. В ходовой части использовались тележки, опорные и поддерживающие катки, направляющие колеса с механизмами натяжения, ведущие колеса, а также мелкозвенчатые гусеницы, аналогичные соответствующим элементам танка Т-38. Со стороны каждого борта устанавливались две тележки с двумя опорными катками в каждой и два поддерживающих катка. Причем задний опорный каток второй тележки, выполнявший роль направляющего колеса, имел больший диаметр.

В 1938 г. на опытном образце трактора-транспортера «Пионер Б1» установили и в начале 1939 г. испытали торсионную подвеску, разработанную специалистами ленинградского завода №185. Опыт разработки и испытаний трактора «Пионер Б1» с торсионной подвеской был использован при создании легкого плавающего танка Т-40.

Механическая тяга. Часть 3. Уходили "комсомольцы"... Часть 1

Одновременно с созданием тракторов «Пионер Б1» и «Пионер Б2» в КБ завода №37 под руководством И.П. Шитикова был спроектирован легкий бронетранспортер с противопульным бронированием, который предназначался для подвоза боеприпасов, а также мог служить в качестве артиллерийского тягача и перевозить шесть человек орудийного расчета. Машина была разработана на основе использования узлов и агрегатов плавающего танка И.П. Шитикова, однако являлась неплавающей. Опытный образец машины изготовили на заводе №37 в декабре 1936 г.

Компоновка бронетранспортера характеризовалась передним расположением ведущих колес и установкой двигателя вдоль продольной оси машины в кормовой части корпуса. Экипаж, состоявший из двух человек, находился в броневой рубке в средней части за трансмиссионным отделением. Водитель располагался у правого борта и вел наблюдение за местностью через смотровой люк, закрывавшийся броневой крышкой со смотровой щелью. Слева от него было место командира машины, который также выполнял обязанности стрелка. За ними над моторным отделением размещалось грузовое отделение, в котором продольно крепились два сиденья спинками друг к другу.

Механическая тяга. Часть 3. Уходили "комсомольцы"... Часть 1

Бронетранспортер был вооружен 7,62-мм пулеметом ДТ, смонтированным в шаровой установке слева в лобовом листе рубки. На машине использовался двигатель, а также агрегаты трансмиссии, заимствованные у грузового автомобиля ГАЗ-М. В качестве механизма поворота служили бортовые фрикционы. Конструкция ходовой части была подобна применяемой на легких плавающих танках Т-33 и Т-37. Максимальная скорость по шоссе составляла 40 км/ч, запас хода по шоссе – 220 км. Машина имела боевую массу 2,6 т и могла преодолевать подъемы до 40°, рвы до 1,6 м и вертикальную стенку до 0,5 м. На вооружение бронетранспортер принят не был и на серийное производство не ставился.

Результаты работ по созданию тракторов-транспортеров «Пионер Б1», «Пионер Б2» и бронетранспортера И. П. Шитикова были использованы при создании легкого артиллерийского трактора «Комсомолец».

Рождение «Комсомольца»

В 1936 г. в КБ завода №37 под руководством Н.А. Астрова с использованием узлов и агрегатов малого плавающего танка Т-38 был разработан легкий трактор Т-20 «Комсомолец». Опытный образец трактора, получившего заводское обозначение «0-20», изготовили в 1937 г.

Механическая тяга. Часть 3. Уходили "комсомольцы"... Часть 1

«Комсомолец» предназначался для обслуживания частей и подразделений противотанковой и полковой артиллерии. Средняя скорость движения трактора-транспортера с прицепом по шоссе достигала 15-20 км/ч, по проселку и бездорожью – до 8-11 км/ч. Максимальная скорость машины, имевшей боевую массу 4,1 т, по шоссе при буксировании прицепа массой 2 т составляла 40 км/ч, а запас хода достигал 200 км. «Комсомолец» преодолевал ров шириной 1,4 м, брод глубиной 0,6 м, стенку высотой 0,47 м, валил деревья толщиной 0,18 м. Движение было возможно при крене 40º и ограничивалось спаданием гусениц с короткими гребнями траков. Величина максимально преодолеваемого подъема на твердом грунте с экипажем из двух человек и полной заправкой топлива без прицепа равнялась 45°, а при полной боевой массе и с прицепом массой 2000 кг – 18°. Радиус поворота без прицепа составлял всего 2,4 м.

Механическая тяга. Часть 3. Уходили "комсомольцы"... Часть 1Механическая тяга. Часть 3. Уходили "комсомольцы"... Часть 1

Т-20 приняли на вооружение, а его серийное производство было организовано на заводе №37 с использованием производственных мощностей ГАЗ. В августе-ноябре 1937 г. состоялись войсковые испытания, показавшие неудовлетворительную надежность «Комсомольца»:

«До устранения течи бензобаков и обрывов бензопроводов тракторы не могут быть допущены на снабжение армии».

Выявленные в ходе испытаний и эксплуатации конструктивные недостатки устранялись уже в ходе серийного производства, поэтому можно выделить три производственные серии, отли­чав­шиеся между собой конструкцией бронированной кабины, устройством грузовой платформы, сидений, смотровых приборов и приспособлений, связанных с обеспечением температурного режима работы двигателя и улучшением ходовой части.

Механическая тяга. Часть 3. Уходили "комсомольцы"... Часть 1Механическая тяга. Часть 3. Уходили "комсомольцы"... Часть 1Механическая тяга. Часть 3. Уходили "комсомольцы"... Часть 1

Выпуск тракторов-транспортеров «Комсомолец» прекратился в 1941 г. Всего собрали 7780 таких машин. На базе «Комсомольца» было создано несколько типов боевых машин, в частности, телемеханическая группа тракторов, самоходная установка ЗИС-30 с 57-мм противотанковой пушкой ЗИС-2, звуковещательная станция и др.

В статье использованы иллюстративные и документальные материалы РГВА, ГАРФ и частных коллекций.


источник: Александр Кириндас, Михаил Павлов «МЕХАНИЧЕСКАЯ ТЯГА. УХОДИЛИ «КОМСОМОЛЬЦЫ»» // «Техника и вооружение» Декабрь 2010 г.

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account