«Меч с небес»: Воздушно-десантные войска Японской империи
Еще одна интересная статья уважаемого Николая Колядко.
Содержание:
Японские ВДВ в годы Второй мировой показали себя блестяще. Командование было в полном восторге от эффективности нового рода войск и строило планы на их применение в будущем. Однако путь десантников-самураев оказался не только триумфальным, но и удивительно коротким: на счету японцев всего три десантные операции.
Всё как у больших мальчиков*
Идея радикально повысить мобильность пехоты путём её переброски авиацией витала в воздухе со времён Первой мировой. Но к началу следующей большой войны лишь немногие страны успели оценить пользу десантных сил. Полноценными воздушно-десантными войсками располагали только СССР и Германия. Лишь успехи немецких «парашютных егерей» в 1939-41 годах заставили уделять больше внимания новому виду войск.
В Японии этой темой заинтересовались и на флоте, и в армии. В ноябре 1940 года на авиабазе ВМС в Йокосуке организовали секретный «1001-й исследовательский отряд» из 26 человек. А спустя месяц был создан и армейский — не менее секретный — «учебный рейдовый отряд» из десяти офицеров. Ни один человек в данных подразделениях до этого не прыгал даже с парашютной вышки.
Импровизированный парашютный тренажёр, из соображений секретности смонтированный в ангаре
Так что сначала им пришлось осваивать технику прыжков самим, а уже затем разрабатывать методику обучения. А ещё создавать как экипировку, так и новые типы парашютов: сразу стало ясно, что парашюты лётчиков десантникам не годятся. Тем не менее за считанные месяцы подготовительная работа завершилась и началось формирование первых частей.
Уже к ноябрю 1941 года в составе «специальных десантных сил флота» было создано два батальонного уровня парашютно-десантных отряда по 750 человек. А к началу 1942 года — армейская 1-я рейдовая бригада из двух парашютных «полков». Но фактически это тоже были сокращённые батальоны по 700 бойцов.
Армейские парашютисты грузятся в транспортный Ки-57. На хвосте — эмблема 1-й рейдовой бригады
Первый блин не комом
Боевое крещение парашютистов морской пехоты состоялось на северной оконечности острова Целебес (Сулавеси) в Голландской Ост-Индии. Их первой целью стал стратегически важный аэродром Лангоан в районе порта Манадо.
Красными парашютами обозначены воздушно-десантные операции в ходе японского блицкрига
Утром 11 января 1942 года 28 переоборудованных бомбардировщиков с 334 бойцами на борту взяли курс на Целебес. Но на подлёте один из бортов был по ошибке сбит своим же самолётом. А сам десант — выброшен буквально «на голову» шести сотням оборонявших аэродром голландцев и понёс первые потери ещё в воздухе. Вдобавок возникли проблемы с вооружением.
Вооружение большинства десантников: 6,5-мм карабин «Арисака» обр. 38 со штыком, ручные гранаты, магнитная мина, пистолет «Намбу» обр. 14, бандольер для обойм с патронами и гранат
Карабины и пулемёты были слишком длинными, чтобы прыгать вместе с ними. Поэтому основное оружие сбрасывали в парашютных контейнерах, а десантники покидали самолёты, имея при себе лишь пистолет, штык и ручные гранаты.
Казалось бы, при таком соотношении сил и средств «результат был немного предсказуем».
Оказавшись на земле, японцы с ходу вступили в бой. Одни под огнём прорывались к контейнерам с оружием. Другие с гранатами атаковали доты и пулемётные точки. Спустя час сопротивление голландских колониальных войск было сломлено, и они отступили с аэродрома вместе с поддерживавшими их броневиками.
Парашютисты морской пехоты рядом с контейнером для сброса вооружения и боеприпасов
Десант вооружился, перегруппировался и двинулся к следующей цели — базе гидроавиации. Через три часа японцы захватили и её. На следующий день отряд вышел к порту Манадо, где соединился с силами морской пехоты. Боевая задача была блестяще выполнена. Десантники потеряли 32 человека убитыми (включая 12 в сбитом самолёте). Потери противника оказались в шесть раз выше.
Командир 1-го парашютного отряда ВМБ Йокосука, капитан 2-го ранга Тояки Хориути. Справа он со своими бойцами в районе Манадо. В 1948 году за художества с пленными был поставлен к стенке
Второй успех
Дебют армейских парашютистов состоялся 14 февраля 1942 года северней города Палембанга, столицы острова Суматра. Двести сорок бойцов высадились в районе крупного аэродрома P1 с задачей как минимум парализовать его работу на время десантирования основных сил с моря.
Ещё 99 человек были сброшены двумя группами в 13 километрах южней. Целями были два крупных нефтеперерабатывающих завода. Их требовалось взять под контроль и удерживать до подхода основных сил, чтобы предотвратить уничтожение стратегически важных предприятий.
Разделённые притоком реки два крупных нефтеперерабатывающих завода рядом с г. Палембанг
Силы союзников в данном районе составляли более 2000 человек пехоты с артиллерией, миномётами, зенитными автоматами и броневиками, плюс 260 человек лётного и наземного персонала аэродрома.
Часть контейнеров с оружием приземлилась на деревья или в реку, и многим парашютистам опять пришлось вступать в бой лишь с пистолетами и гранатами. Но к вечеру противник был выбит с аэродрома, а к утру десантники зачистили и оба завода. Там голландцам удалось поджечь часть нефтехранилищ, на одном из заводов сработали не найденные сапёрами заряды. Зато второй был захвачен без повреждений.
Японская открытка времён войны, изображающая высадку десанта в районе аэродрома Р1
На следующий день, получив подкрепления, японцы заодно заняли и сам Палембанг, где и дождались подхода основных сил. А 16 февраля союзники уже эвакуировали свои войска из южной Суматры на остров Ява. Операция была успешно завершена. Потери парашютистов составили 29 человек убитыми и 48 ранеными.
Лебединая песня
Третья и последняя воздушно-десантная операция японского блицкрига началась 20 февраля 1942 года. Целью парашютистов морской пехоты стал аэродром, расположенный около города Купанга — столицы голландской части острова Тимор. Район обороняли сводные силы из около 600 голландцев и 1400 австралийцев с артиллерией и лёгкой бронетехникой.
Учтя ошибки высадки на Целебесе, было решено сбросить десант аж в 17 км к востоку от цели, чтобы там спокойно собраться и вооружиться. И, пока основные силы противника будут скованы высадившимся на южном побережье морским десантом, ударом с фланга захватить аэродром.
Парашютисты морской пехоты распределились по отделениям после высадки
Однако репутация, которую успели заработать японские парашютисты, сыграла с ними злую шутку. Узнав о высадке воздушного десанта, командование союзников решило, что цель данного подразделения — как минимум перехват коммуникаций с востока. Поэтому вместо обороны от морского десанта они сразу рванули на прорыв из намечающегося окружения.
Так что 308 японских десантников почти сразу напоролись на превосходящие силы отходивших голландцев и австралийцев. После продлившихся весь день боёв, переходивших в рукопашную, командир отряда принял решение убраться с дороги и продвигаться к цели через джунгли.
Армейские десантники достают оружие и боеприпасы из парашютного контейнера
Такой же приказ получила и вторая волна десанта из 323 человек. Но для начала им тоже пришлось прорываться. Лишь утром 22 февраля парашютисты наконец добрались до аэродрома. Где обнаружили, что он давно занят японскими морпехами, причём практически без боя.
Формально боевую задачу парашютисты не выполнили. Однако благодаря их действиям морскому десанту удалось с минимальными потерями захватить западную оконечность Тимора, окружить противника и заставить его капитулировать. Парашютистам эта операция обошлась в 36 человек убитыми и 34 ранеными.
Жизнь после смерти
На этом короткая и яркая история ВДВ Японской империи по большому счёту и закончилась. До недавнего времени в западной историографии было принято считать, что причиной отказа от них стали катастрофически высокие потери.
Цифры этих потерь брались из британских и голландских отчётов, согласно которым союзники, естественно, косили толпы злобных узкоглазых парашютистов, но те завалили их трупами.
Плюс экстраполяция собственного кровавого опыта не особо удачных воздушно-десантных операций в Европе, да и немецкого десанта на Крите тоже.
Однако по японским данным, даже общие потери в каждом случае находились в пределах 10% от численности задействованных бойцов. А в абсолютных цифрах это выглядит ещё менее внушительно: 97 убитых и 114 раненых за три операции.
В реальности японское командование было в полном восторге от эффективности нового рода войск и строило «планов громадьё» на предмет их использования в будущем. А японские конструкторы в срочном порядке разработали и запустили в производство специализированное вооружение для парашютистов. Уже к концу 1942 года те получили оружие, с которым можно было десантироваться, имея его при себе, а не в парашютном контейнере.
Специализированное оружие для парашютистов: разборная версия винтовки «Арисака» обр. 99, пистолет-пулемёт «Намбу» обр. 100 со складным прикладом, ручной пулемёт «Намбу» обр. 99 со съёмными прикладом и стволом, укороченный штык обр. 100
Настоящую же причину можно сформулировать в четырёх словах: Коралловое море, Мидуэй и Гуадалканал. По результатам этих сражений Япония сначала утратила стратегическую инициативу, а затем была вынуждена перейти к глухой обороне по всем направления. ВДВ оказались попросту не нужны.
Парашютные части флота реорганизовали в обычную морскую пехоту, и бойцы поступили на усиление гарнизонов островных военных баз. Бóльшая их часть погибла при обороне острова Сайпан летом 1944 года.
В армии 1-я рейдовая бригада продолжала существовать, а в конце 1944-го была даже развёрнута в дивизию с собственными танками и артиллерией. Однако никаких оперативных или хотя бы тактических задач они уже не решали, а занимались лишь диверсионно-рейдовыми операциями. И там потери действительно были катастрофическими. Но это уже «совсем другая история».
источник: https://warhead.su/2019/03/28/mech-s-nebes-vozdushnodesantnye-voyska-yaponskoy-imperii