Автор этой культовой книги, появившемся 50 лет назад, — американский писательИ фантаст Рэй Брэдбери, умерший год тому назад в преклонном возрасте — 92 лет. Так что, давая своей статье то же название, я как бы принимаю эстафету из его рук. Но только мои хроники — не фантастика, хотя и очень похожи на нее. Пусть это будет первая реальная марсианская хроника.
Голландцы славны как мореходы и корабелы, но никогда Голландия (Нидерланды) не была великой космической державой. Поэтому новость о том, что в 2023 году нидерландский космический корабль доставит на Марс экспедицию из четырех человек, была воспринята исключительно как чья-то пиар-акция. Но оказалось, что это не совсем так, а может быть, и совсем не так.
Mars One
Голландская компания, организующая полет на Марс, называется Mars One. Это -частное некоммерческое предприятие, а там, где частная собственность, о государственных амбициях не говорят. Называется этот проект «Атрух Power».
Частных компаний с космическим профилем деятельности в мире пока немного. Компания Virgin Galactic, ведущую роль в которой играет английский миллиардер Ричард Брэнсон, развивает космический туризм, а компания, принадлежащая американскому миллиардеру Элону Маску SpaceX, -космические грузоперевозки. В прошлом году ее «грузовик» совершил полет к МКС. Компания Mars One действительно собирается отправить в 2023 году на Марс миссию из четырех человек. И собирается делать это каждые два года на протяжении 10 лет.
Не рановато ли летим? Возможно, и не рановато. Дело в том, что возвращать этих четверых на Землю никто не планирует: при сегодняшнем уровне развития космических технологий это невозможно. То есть люди летят на Марс, чтобы основать там колонию и постоянно там жить. Они об этом знают и сознательно рискуют, хотя риск совсем не маленький. Полететь в принципе может любой из совершеннолетних жителей Земли, и уже несколько тысяч человек заявили о своем желании попытать счастья.
Стоит заметить, что для голландцев, принадлежащих к атлантической цивилизации (как, впрочем, и для остальных «атлантистов»), колонизация чужих земель — традиционная реакция на перенаселенность и кризис на родине. Совсем иначе преодолевают кризисы огромные континентальные империи: они ищут выходы из своих трудностей на пути установления деспотий и государственного регулирования экономики.
Насколько такой полет возможен? Скепсис овладел мной, когда я узнал, что у человека есть органы, очень чувствительные к повышенной радиации, поэтому перед полетом их надо или удалить, или заменить на искусственные. А остальное — дело техники. Но оказалось, что эти критические органы… зубы!
«С технической точки зрения, вероятность успеха этой миссии — примерно 50 на 50»,
— заявил профессор Международного технического университета Крис Уэлч.
Итак, по словам одного из руководителей Mars One Баса Лансдорпа, в апреле 2023 года планируется старт ракеты на Марс с четырьмя человеками на борту. Заранее, в 2016 и 2022 годах, туда же вылетят планетная база и запасы пищи, воды и воздуха. Длительность полета — 7 месяцев. Набор колонистов объявлен 8 января 2013 года. Участники миссий должны быть старше 18 лет, с крепким здоровьем и устойчивой психикой, целеустремленностью, а также готовностью налаживать и поддерживать отношения с людьми. Среди других качеств называются способность приспосабливаться к сложной обстановке, любопытство, находчивость и жизнерадостность. Никаких особых навыков и знаний от кандидатов не требуется, хотя наличие таковых станет преимуществом при отборе. Финальный отбор участников будет проведен в прямом телеэфире, после чего им предстоит пройти 8-летнюю подготовку к полету. Начало колонизации будет опираться на привозные ресурсы, однако постепенно марсианская колония должна автономизироваться. Иначе эта идея не имеет никакого смысла.
Проект предполагает довести численность первой колонии до 20 человек. Понятно, что миссии придется столкнуться с проблемами. Добывать кислород планируется из воды, находящейся под поверхностью Марса, но достоверные месторождения воды на планете пока не обнаружены. Сильные ветры могут разбрасывать спускаемые аппараты далеко друг от друга, и пока неизвестно, насколько сложно будет колонистам хотя бы собраться вместе. Для поддержания жизнедеятельности предлагается использовать солнечную энергию, а также местные ресурсы, в частности, воду, полученную перетапливанием льда, и кислород, выделенный в результате ее электролиза.
Реализация проекта оценивается примерно в $40 млрд. Откуда такие деньжищи? Mars One, будучи по своему статусу некоммерческой организацией, имеет право принимать пожертвования. И первый инвестор появился у нее еще в январе. На его взнос будет проведен отбор претендентов, а также их подготовка к полету. Но основной источник финансирования — телевизионное реалити-шоу. Весь полет будет проходить в прямом эфире, а компания намерена продавать права на его трансляцию. Возможность как бы присутствовать на борту корабля, пребывая в полной безопасности, наверняка привлечет публику, однако безопасность не распространяется на экипаж, а прямой репортаж о его гибели, как говорят эксперты, может оказаться незаконным. В общем, есть вопросы, но проект запущен, он живет и продвигается.
По данным некоторых источников, доставку колонистов на Марс предполагается осуществить на корабле Falcon Heavy, который на данный момент разрабатывается. Но это название заставляет повернуть голову в несколько ином направлении.
Элон Маск
За проектом стоит Элон Маск и его личное желание стать основателем первой колонии на Марсе. Он рассчитывает умереть на Марсе, но только не при посадке. Свою инженерную, как и бизнес-карьеру, он начинал в знаменитой Силиконовой долине. В свое время Маск прославился и разбогател как создатель глобальной системы Pay Pal электронных платежей в Интернете. Еще он является крупнейшим совладельцем компании, выпускающей электромобили, и верит в то, что в недалеком будущем электрическими будет половина автомобилей. Они для него — не просто бизнес, ему хочется облагодетельствовать человечество. Есть в нем много общего со Стивом Джобсом. Тот тоже умел делать невозможное. Среди созданных и поставленных Маском «на ноги» бизнесов — три компании, стоимостью свыше $1 млрд каждая. Одна из них — SpaceX, в которой Маек выступает и как глава компании и как ее генеральный конструктор.
Авторитет Маска — и инженерный, и деловой — чрезвычайно велик, как среди бизнесменов, так и вообще в обществе. О том, что этот авторитет не безоснователен, говорит тот факт, что SpaceX и Маек смогли с нуля спроектировать ракету-носитель Falcon 9 и космический корабль Dragon. По оценкам NASA, создание Falcon 9 должно было обойтись в $3,9 млрд, SpaceX уложилась в $300 млн. Компания Маска предлагает также самые низкие расценки в мире на доставку грузов на орбиту. Сегодня SpaceX владеет контрактами на $4 млрд, лишь треть из которых приходится на NASA, остальное — на частные компании. Частный бизнес уже пришел в космос и начинает делать в нем погоду. Марсианские амбиции Маска вообще грандиозны. Он собирается основать на Марсе колонию с восьмьюдесятью тысячами человек. По сути, эта колония может положить начало новому поколению человечества.
«На Марсе можно создать самоподдерживающуюся цивилизацию и развить ее в нечто действительно грандиозное»,
— заявил Маек, выступая перед аудиторией Королевского авиационного общества в Лондоне, куда он был приглашен, чтобы рассказать о своих бизнес-планах и получить золотую медаль общества за свой вклад в коммерциализацию космоса. Можно, конечно, ему не верить, но нет никаких оснований полагать, будто он умышленно водит нас за нос.
…Более 100 лет назад Жюль Верн, сочинявший познавательные фантастические романы, вставил в один из своих романов целую энциклопедию знаний, необходимых для успешного освоения необитаемого острова. Но мы, несмотря на сходную задачу, стоящую перед нашими героями, не пойдем по его пути. Куда ценнее уже имеющийся у них опыт достижения успеха и жизненные принципы, которым они следовали и, по всей вероятности, будут следовать в дальнейшем. Элон Маск сформулировал свои принципы следующим образом:
Вкладывать деньги в проекты, которые могут что-то изменить.
Я не хочу быть дедушкой, который даже не умеет проверять свою электронную почту. Но я вряд ли в будущем создам новый интернет-бизнес. Мне кажется, что мне следует направить свои усилия на создание вещей, которые позитивно могут сказаться на будущем человечества.
Всегда спрашивать: «Почему нет?»
Я всегда первым делом думаю о том, являются ли наши знания о чем-то правдой. Может быть, есть какое-то другое объяснение? Я делал это с первых классов школы. Я всегда всё оспаривал. Это доводило родителей до бешенства. Я никогда им не верил и всегда требовал отвечать на вопрос «почему?». Затем я пытался понять, есть ли смысл в их ответе.
Надо быть Томасом Эдисоном, а не Николой Теслой.
Tesla Motors (одна из компаний Маска. Прим. автора) названа в честь Николы Теслы, поскольку мы используем некоторые его изобретения. Этот парень совершенно точно достоин большего признания обществом. Однако, если честно, мне всегда больше нравился Томас Эдисон, потому что, в отличие от Теслы, он смог вывести свои изобретения на массовый рынок и сделать их доступными для всего человечества. Тесла в этом провалился.
Искать Святой Грааль
SpaceX хочет быть компанией, которая сможет способствовать переселению людей на другие планеты, поскольку, я думаю, это самая грандиозная цель, которая может стоять перед жизнью. И хотя никогда нельзя забывать о более приземленных вещах, очень полезно иметь такой своеобразный Святой Грааль, поиск которого становится долгосрочной целью и главным источником вдохновения.
Появление одного из своих интервью Маск сопроводил следующим комментарием:
«Для марсианской колонии нужны миллионы людей, так что 80к+ это количество для отправки на Марс в год. Да, я в курсе, что на самом деле это звучит безумно. Это от меня не ускользнуло я не думаю, что SpaceX будет это в одиночку. Но если человечество хочет стать мультипланетным, мы должны выяснить, как переместить на Марс миллионы людей».
источник: Валерий Тырнов "Марсианские хроники" «Партнер» №4(187)/2013