Лёгкие крейсера типа «Агано». Япония. Невезучее совершенство
Но было у этих кораблей одно интересное отличие, о котором чуть ниже.
Изначально эти крейсера планировались как разведчики-скауты, но в итоге их перепрофилировали в лидеры эсминцев. Это сказалось на окончательном облике кораблей, при проектировании которых за основу были взяты классические 5500-тонные крейсера, но к моменту начала работ, стоявшие на вооружении Императорского флота Японии корабли устарели окончательно и бесповоротно. Современные эсминцы стали быстрее и обладали большой дальностью хода, так что пришлось обратить внимание на современные корабли поддержки эсминцев.
Потому, как только Япония вышла из Лондонского соглашения, адмиралтейство незамедлительно приступило к созданию крейсеров нового образца, благо, сдерживающих факторов не осталось. В итоге между 1939 и 1945 годами в строй должны были войти 13 новых крейсеров водоизмещением около 6000 тонн, и вошли почти все, но это было непросто. Верфи очень сильно были загружены военными заказами.
Итак, во второй половине тридцатых годов в Японии начались работы по созданию новых 6000-тонных легких крейсеров. Вообще легкие крейсера в Японии делились на два класса, «А» и «В». Крейсера типа «А» несли более сильное вооружение, главный калибр составляли орудия 155-мм, класс «В», который был ближе к лидерам эсминцев, вооружали 140-мм орудиями.
Новый тип кораблей должен был заменить легкие крейсера типа «Могами», которые путем замены башен превращались в тяжелые крейсера, вооруженные 203-мм орудиями. А высвобождающиеся 155-мм орудия могли быть использованы для вооружения кораблей, идущих на смену. Очень логично, не так ли?
Так что «Агано», в основе которого лежали работы капитана Фудзимото над крейсером «Юбари». Корабль должен был обладать высокой скоростью и дальностью хода, что вполне устраивало адмиралтейство. Вооружить его изначально планировали 155-мм орудиями в башнях от «Могами», но это вело к значительному росту водоизмещения и увеличению размеров (ширины) корабля.
Потому от 155-мм орудий решили отказаться, а вооружить корабли 152-мм орудиями, спроектированными фирмой «Виккерс» из Великобритании и производившимися по лицензии. Такие орудия входили в состав вооружения линейных крейсеров типа «Конго» в качестве противоминной артиллерии.
На «Агано» решили установить восемь таких орудий в четырех двухорудийных башнях. Но так как крейсера должны были стать разведчиками и лидерами эсминцев, то количество башен уменьшили до трех, зато усилили торпедное вооружение, установив два четырехтрубных торпедных аппарата вместо трехтрубных.
И это стало окончательным проектом вооружения.
Постройка кораблей началась в 1940 году, закладкой головного «Агано». Строительство шло очень невысокими темпами, приоритет был отдан тяжелым крейсерам и авианосцам.
Длина корпуса корабля типа «Агано» составила 172 м.по ватерлинии, а максимальная 174,5 м. Ширина — 15,2 м., осадка — 5,63 м. Стандартное водоизмещение составило 6 614 т, а полное – 8 338 т.
Содержание:
Бронирование
Бронирование легких крейсеров традиционно для японских конструкторов, было именно легким. Бронепояс толщиной 60 мм прикрывал машинное и котельное отделения, защищая от снарядов 140-мм на расстоянии до 20 кабельтовых (почти 4 км).
Погреба боезапаса защищались листами брони толщиной 55 мм, румпельное отделение листами брони 16, 20 и 30 мм, боевая рубка бронировалась лоб – 40 мм, бок – 30 мм, верх – 20 мм, тыл – 16 мм.
Барбеты башен главного калибра имели толщину 25 мм, башни – 25,4 мм, бронепалуба – 20 мм, скосы бронепалубы – 20 мм.
Энергетическая установка
Корабль приводили в движение энергетической установкой из шести паровых котлов и четырех турбозубчатых агрегатов типа Kampon, которые вращали четыре гребных винта.
Мощность силовой установки была 104 000 л.с., что легко позволяло достичь скорости в 35 узлов. Запас топлива составлял 1 900 тонн нефти, чего по расчетам хватало на 6 300 миль, а реально 5 820 миль при 18 узлах крейсерского хода.
Экипаж и обитаемость
Общая численность экипажа по проекту должна была составить 649 человек, однако, как показывала практика, на всех японских кораблях численность экипажа была значительно выше проектной. В основном из-за увеличения количества расчетов зенитной артиллерии. Так на самом «Агано» численность экипажа составила 700 человек, а на «Сакаве» — 832 человека.
Вооружение
Главный калибр
Двухорудийные башни обеспечивали возвышение ствола до 55° и было возможно ведение заградительного зенитного огня. Такие башни использовались только на крейсерах типа «Агано».
Вспомогательная/зенитная артиллерия
Малокалиберная зенитная артиллерия была представлена шестью 25-мм автоматами Type 96 и четырьмя 13,2-мм пулеметами Type 93.
Естественно, количество автоматов с течением войны изменялось. В начале 1944 года крейсера имели уже по 26 стволов калибром 25-мм, в июле 1944 года два оставшихся в строю корабля имели уже 52 ствола 25-мм, а окончательная цифра зенитного вооружения была 61 ствол: 10 трехствольных установок и 31 одноствольная.
Все корабли за исключением «Агано» получили радары.
Минно-торпедное и противолодочное вооружение
Кроме торпед каждый крейсер имел гидрофоны для обнаружения подводных лодок и два бомбосбрасывателя с 36 глубинными бомбами.
Авиационное вооружение
Набор вооружения был не типичным для кораблей того времени. Крейсера типа «Агано» были значительно сильнее, чем обычные японские легкие крейсера, имевшие 6-7 орудий калибром 140-мм, которые, к тому же, не могли все участвовать в бортовом залпе.
Правда, боевую службу этих кораблей невозможно назвать успешной.
Боевая служба
«Агано»
Боевую службу «Агано» начал в декабре 1942 года, когда вместе с группой прикрытия авианосца «Зуньо» эскортировал конвой с войсками для захвата островов Новой Гвинеи. Острова Вэвек и Маданг были в итоге захвачены японцами.
Дальше «Агано» принял участие в эвакуации японской армии с Гуадалканала.
В ноябре 1943 года «Агано» принял непосредственное участие в обороне Рабаула и в сражении в заливе Императрицы Августы. Японцы тогда потерпели поражение, потеряв крейсер «Сендай» и эсминец «Хацукадзе».
После битвы, вернувшись в Рабаул, 7 ноября 1943 года, «Агано» чудом не стал жертвой налета самолетов с авианосцев «Саратога» и «Принстон», но в итоге отбился.
10 ноября американцы повторили визит, который был более удачен: торпеда с «Эвенджера» попала в корму «Агано», изрядно разворотив рулевое и машинное отделения. Насколько залатав повреждения, «Агано» отправился в составе конвоя на остров Трук, где находилась большая база японского флота с тем, чтобы встать на ремонт.
И снова не повезло. «Агано» был атакован американской подводной лодкой «Скамп». После взрыва торпеды, крейсер совсем потерял ход. В районе действовала еще одна американская подводная лодка, «Альбакор», которая пыталась добить крейсер, но была отогнана кораблями сопровождения.
«Агано» был взят на буксир систер-шипом «Носиро» и все-таки притащился на Трук 16 ноября.
Выяснилось, что на Труке отремонтировать крейсер нет возможности. И еще раз подлатав корабль и поставив его на ход, «Агано» отправили в Японию, чтобы там уже серьезно отремонтировать.
Не получилось. Сперва «Агано» получил две торпеды от американской подлодки «Скат». Корабль снова потерял ход, и американцы засадили в крейсер еще две торпеды. Возможно, если бы не сильнейший пожар, экипаж мог бы отстоять «Агано». Однако, фактически изуродованный и полыхающий остов крейсера был брошен экипажем, который перешел на борт эсминца «Фумизуми».
И снова не повезло. Через несколько часов на эсминец налетели американские торпедоносцы и потопили корабль со всем экипажем и гостями с «Агано». Не выжил никто.
Вообще стоит отметить, что «Агано» был категорически невезучим кораблем.
«Носиро»
После введения в строй крейсер был назначен лидером 2-й флотилии эсминцев Второго флота. С 23 августа 1943 года «Носиро» базировался на Трук и занимался в основном патрулированием.
Боевое крещение произошло 5 ноября в бухте Симпсон, где в составе отряда кораблей пытался противодействовать американскому вторжению. Экипажи самолетов с авианосцев «Принстон» и «Саратога» очень неплохо отбомбились по крейсеру, который получил несколько пробоин от взрывов бомб рядом с бортами.
Крейсер пошел на Трук для ремонта. Однако 10 ноября «Носиро» нарвался на уже упоминавшуюся лодку «Скамп», экипаж которой выпустил по крейсеру сразу шесть торпед. Однако везение было на стороне «Носиро» и только одна торпеда догнала крейсер, однако разорвалась преждевременно, причинив, правда, дополнительные повреждения. А начавшийся дальше небольшой шторм позволил покалеченному крейсеру уйти от подводной лодки.
15 ноября 1943 года «Носиро» прибыл на Трук, где пройдя ремонт, продолжил патрулирование островов в центральной части Тихого океана. 21 ноября крейсер выходил в море для оказания помощи танкеру «Терукава Мару», который торпедировали американцы, но не успел, и танкер затонул.
В начале 1944 года крейсер принял участие в эвакуации японских войск из Кавиенга. Там его отловили самолеты с авианосцев «Банкер Хилл» и «Монтеррей». В «Носиро» попала бомба в район башни №2, в правый борт, повредив обшивку и вызвав течь. Крейсер пришлось отправить на длительный ремонт.
В июне 1944 года крейсер принял участие в сражении у Марианских островов. Номинально. Орудия «Носиро» не сделали ни одного выстрела, гидросамолеты не взлетали, торпеды не запускались. Странное такое участие.
После ремонта и модернизации «Носиро» был отправлен в Первое диверсионное ударное соединение адмирала Куриты. В октябре принял участие в бою у о. Самар, в котором 127-мм снаряд с американского эсминца вывел из строя стабилизированный пост наводки по правому борту.
26 октября 1944 года в проливе Сан-Бернардино соединение адмирала Куриты попадает под удар авиации с авианосцев «Уосп» и «Коупенс». Первая атака на «Носиро» повреждает рулевое управление. Во время второй атаки крейсер получает торпеду в корму и полностью лишается управления и теряет ход. Дальше третья атака превращается просто в добивание неподвижной цели. Прилетевшие с авианосца «Хорнет» торпедоносцы пять раз попадают торпедами в неподвижный «Носиро». Экипаж не сдается и просто творит чудеса, борясь за живучесть, несмотря на то, что машинное и котельные отделения залиты водой.
Через два часа, в ходе четвертой атаки, «Носиро» получает еще одну торпеду. Спустя еще час крейсер уходит на дно, унося с собой 328 человек команды.
«Яхаги»
Вступил в строй 29 декабря 1943 года, однако процесс довооружения, оснащения и обучения экипажа затянулся неприлично надолго. В состав Первого мобильно флота «Яхаги» попал только в мае 1944 года.
Боевое крещение прошло в битве при Марианских островах. «Яхаги» принял в битве непосредственное участие в виде мишени, как и прочие корабли по обе стороны фронта. Повреждений крейсер не получил, принял участие в спасении экипажа авианосца «Шокаку».
29 сентября 1944 г. «Яхаги» входит в состав Второй группы Ночного боя вице-адмирала Судзуки Первого диверсионного Ударного соединения вице-адмирала Курита. Проводит конвои между Сингапуром и о. Лусон.
24 октября «Яхаги» оказался в битве у острова Сибуян. Сначала его очень качественно отперфорировала бомбами американская авиация, вызвав многочисленные затопления и течи. Экипаж справился с проблемами, но скорость упала до 20 узлов.
Даже в таком состоянии, на следующий день, «Яхаги» топит огнем артиллерии американский эсминец «Джонстон». В ответ получает 127-мм снаряд в ходовой мостик и 250-кг бомбу рядом с торпедным аппаратом правого борта.
Требовался ремонт и крейсер ушел в Куре для ремонта и модернизаций.
Далее «Яхаги» был приписан в отряд прикрытия линкора «Ямато». 5 апреля участвовал в совместных стрельбах с линкором по данным РЛС, а 6 апреля «Яхаги» выходит в свой последний поход.
«Яхаги» вышел в море 6 апреля 1945 года для участия в операции «Тен-Го». Последняя крупная операция, разработанная японским Морским Штабом. Отряд кораблей во главе с линкором «Ямато» должен был прорваться к Окинаве, атаковать американский десантный флот, нанести ему максимальные повреждения и выбросился на мелководье, чтобы превратить корабли в стационарные батареи.
Отряд был крошечный: линкор «Ямато», легкий крейсер «Яхаги», 8 эсминцев. Против отряда была брошена вся мощь авиации американского флота. Результат известен: «Ямато», изуродованный торпедами и бомбами, пошел на дно.
Операция «Тен-Го» на этом закончилась.
«Яхаги», в который попало 4 торпеды и 12 бомб, затонул за 15 минут с момента попадания первой бомбы.
Крейсер затонул раньше «Ямато», в 14.05. Погибло 445 членов экипажа «Яхаги».
«Сакава»
Крейсер вступил в строй 30 ноября 1944 г. со штатным вооружением и 7 декабря 1944 г. возглавил 11-ю флотилию эсминцев Комбинированного флота.
Базировался на Сингапур, куда в начале 1945 года перевез более 700 солдат, эвакуированных из Пенанга. «Сакава» долго не выходил в море по причине плохой подготовки экипажа.
26 марта 1945 года крейсер сопроводил конвой в Кам-Рань, а 8.04 переходит в Майдзуру, где крейсер частично разоружили, демонтировав катапульту и выгрузив боезапас 152-мм орудий. После этого «Сакава» был включен в состав ПВО Военно-морского района Майдзуру.
28 июля во время налета американской авиации, крейсер получил незначительные повреждения из-за близких разрывов бомб. Капитуляцию Японии «Сакава» встретил в Майдзуру.
После капитуляции Японии «Сакава» занимается перевозкой репатриантов из Сингапура в Нагасаки. Этим корабль был занят до июня 1946 года, после чего «Сакава» был передан американскому флоту.
25 февраля 1946 года «Сакава» входит в состав отряда кораблей, которые планировали использовать его в качестве мишеней на атолле Бикини.
В марте 1946 года корабль перевели из Йокоски к Эниветоку силами американского экипажа состоящего из 165 матросов и офицеров совместно с линкором «Нагато». Спустя десять дней перехода, находясь в 560 км от атолла Эниветок, линкор вышел из строя, паровой котел начал принимать воду и появился крен на правый борт. «Сакава» взял линкор на буксир, и они добрались до Эниветока 1 апреля 1946 года.
Примечательно, что экипаж крейсера поднял самый настоящий бунт. Американские матросы, не привычные к спартанским условиям на японских кораблях, да еще и было их 165 человек вместо 325 по регламенту, взбунтовались и испортили большое количество оборудования на корабле.
«Сакава» и «Нагато» стали первыми кораблями-атомными смертниками. 1 июля 1946 года, «Нагато» и «Сакава», вместе с американскими линкорами «Пенсильвания», «Невада», «Арканзас» и «Нью-Йорк» испытали на себе мощь атомного оружия.
Бомба «Эйбл» взорвалась в 450 метрах над кормой крейсера. Взрыв вызвал многочисленные пожары, взрывная волна уничтожила надстройку и проломила корму. Крейсер горел больше суток. Корабль хотели отбуксировать на мелководье для изучения, но после начала буксировки «Сакава» начал тонуть и чуть не утащил за собой буксир.
В итоге 2 июля 1946 года бывший крейсер «Сакава» окончательно скрылся под водой.
Что можно сказать в качестве итога? Крейсера типа «Агано» оказались весьма быстрыми, хорошо вооружёнными и, главное – крепкими кораблями. То, что их применение было каким-то откровенно неудачным, за исключением, пожалуй, «Яхаги», который потопил эсминец, в остальном как-то совсем уж уныло.
Скорее всего, корабли здесь не при чем. Ближе к концу войны выучка экипажей японских кораблей неуклонно падала, так как императорский флот просто не успевал обучать замену выбывающим. Корабль построить – только половина дела, хорошо обученный экипаж – намного сложнее.
Но по сути, крейсера типа «Агано» были финалом развития семейства японских легких крейсеров и по своим данным могли оставить за кормой многих одноклассников из Франции, Италии, Германии и США.