20
Линкор-1917 и его генезис

Линкор-1917 и его генезис

Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT, которая, думаю, заинтересует коллег.

В статье речь пойдет о возникновении и развитии первых проектов американских сверхдредноутов с 406-мм артиллерией. Изначально этот корабль планировался как дальнейшее развитие проекта американского линкора «Пенсильвания» в качестве альтернативы линейным кораблям типа «Нью-Мексико» (и следовавших за ним кораблей типа «Теннесси» – первой пары в прославленной «Большой Пятерке» американских дредноутов).

Уже на «Пенсильвании» в начале ее проектирования в 1912 году в качестве главного калибра вместо двенадцати 356-мм орудий предполагалось поставить восемь 381-мм орудий в двухорудийных башнях (рис. 1 и 2), однако к началу Первой мировой войны таких орудий американский флот просто еще не имел. Правда, в конце 1912 года секретарь флота Джозеф Дэниэльс распорядился начать работы над перспективным 406-мм орудием, обозначенным как «типовое орудие в 45 калибров». Это орудие было успешно испытано в конце 1914 года и предполагалось для вооружения «линкоров 1915 года» (типа «Нью-Мексико») – но в итоге они получили все те же 356-мм орудия, только увеличенные до 50 калибров длины.

И все же параллельно развитию удачной 14-дюймовой линейки («Невада» – «Пенсильвания» – «Нью-Мексико») продолжалось проектирование кораблей с 16-дюймовой артиллерией. В сентябре 1913 года (еще до испытаний новой пушки) был утвержден заказ на проектирование линейного корабля с десятью такими орудиями. К началу октября были подготовлены два эскизных проекта нового корабля с индексом BB-40 (рис. 3 и 4), а также два альтернативных варианта «Пенсильвании» с восемью и шестью 406-мм орудиями (рис. 5 и 6). Все они оказались более дорогими, чем «Пенсильвания» (8 миллионов долларов), поэтому были отвергнуты [1].

Более того, ради экономии в одном из первых проектов «Нью-Мексико» от ноября 1913 года водоизмещение корабля было даже уменьшено до 29 500 тонн, а вооружение – до восьми 356-мм орудий при поясной броне в 343 мм. Справедливости ради следует отметить, что существовал и противоположный вариант в 34 300 тонн с восемью 406 мм орудиями и такой же поясной броней.

Точно так же были отвергнуты Дэниельсом и новые проработки «линкора 1916 года» – то есть дальнейшего развития «Нью-Мексико», сделанные летом 1914 года и весной 1915 года. Аргументы секретаря флота сводились к тому, что при существующих дистанциях стрельбы 406-мм орудия не показывают особенных преимуществ перед 356-мм, а сокращение числа стволов приведет к снижению веса залпа.

Однако весной 1916 года, когда стало очевидным неизбежное увеличение дистанции морского боя, Генеральный Совет флота решил вернуться к схеме № 3 от 1913 года. Так появился проект «Линкора-1917» – точнее, целая линейка его вариантов. Самый меньший из них, нормальным водоизмещением в 33 200 тонн (рис. 7), имел все те же десять 406-мм орудий в четырех башнях – нижние трехорудийные, верхние двухорудийные. Однако здесь обнаружился камень преткновения: Артиллерийское бюро не желало заниматься разработкой сразу двух- и трехорудийной 406-мм башен, а вдобавок предупреждало, что работы над последней могут затянуться.

В принципе, турбоэлектрическая силовая установка позволяла размещать машинные отделения где угодно, поэтому подыскать место для пятой башни не составляло особого труда. Варианты предлагались следующие:

    • Позади шельтердека, на уровне верхней палубы, перед возвышенной кормовой башней – проект № 166 в 35 800 тонн (рис. 8);
    • На шельтердеке, перед дымовыми трубами либо между ними (при эшелонированном расположении ЭУ) – проекты № 165 и 168 в 36 900 тонн (рис. 9 и 10);
    • В носовой части, возвышенно над второй башней – проект № 167 в 37 500 тонн (рис. 11).

В мае 1916 года Генеральный Совет флота остановил свой выбор на первом из перечисленных вариантов – решив, что дополнительную башню проще будет вписать именно в оконечность, а размещение ее на главной палубе избавит от лишнего верхнего веса. Однако 28 июня секретарь флота Дэниельс принял волевое решение: корабли по новой схеме не строить вообще, «Линкор 1917 года» проектировать на основе типа «Теннесси». Единственное, на что он соглашался, – увеличить главный калибр до восьми 406-мм орудий.

Генеральный Совет некоторое время сопротивлялся, но 22 августа 1916 года проект пятибашенного линкора был окончательно похоронен. Вместо него были заказаны три линкора типа «Мэриленд», имевшие на два орудия ГК меньше – восемь вместо десяти. В то же время началось проектирование как «тилльмановских» линкоров», так и кораблей типа «Саут Дакота», которые должны были стать значительно более мощными, чем несостоявшийся «Линкор-1917»…

В целом корпус «Линкора-1917» (по проекту № 166) должен был повторять корпус «Пенсильвании» – как, по сути, повторяли его «Нью-Мексико», а за ним и «Большая Пятерка». Единственное существенное отличие – новая система противоторпедной защиты, в итоге принятая на «Теннесси» и следующих линкорах «Большой Пятерки». Вместо одного большого объема, ограниченного снаружи поясом, изнутри – противоторпедной переборкой, а сверху скосом броневой палубы и предназначенного для заполнения водой или нефтью, корабли получили четыре тонких параллельных переборки, укрытых сверху плоской противоосколочной палубой без скосов.

Характеристики проекта были следующими:

    • Водоизмещение нормальное – 35 800 тонн, полное – около 36 500 тонн;
    • Длина максимальная – 196,4 м;
    • Ширина максимальная – 30,5 м;
    • Осадка (при нормальном водоизмещении) – 9,15 м;

Ходовая часть состояла из восьми нефтяных котлов (с давлением пара 20 атм.), каждый в своем отделении (по четыре на борт), двух турбин с двухфазными электрогенераторами и четырех гребных электродвигателей по 6800 кВт. Суммарная мощность машин 36 400 л.с., скорость – 21 узел.

Пояс и траверзы (5,2 метра высотой) имели толщину 343 мм. Над водой возвышалось 2,5 метра пояса; на нижних 2,7 м толщина брони постепенно сужалась до 203 мм. Пояс продолжался за кормовым траверзом до окончания румпельного отделения, но верхняя его кромка опускалась на уровень 1-й платформы (уровнем ниже нижней палубы, чуть выше ватерлинии), где прикрывалась противоосколочной палубой.

Толщина главной броневой палубы (проходящей по нижней палубе) составляла 89 мм; противоосколочная палуба (уровнем ниже, чуть выше ватерлинии) имела толщину 38 мм. Барбеты главного калибра выше главной палубы имели 330 мм, ниже – 114 мм. Лоб башен главного калибра имел 406 мм, борта 254 мм, задняя стенка 229 мм и крыша 127 мм.

Толщина брони боевой рубки (стены и коммуникационная труба) составляла 406 мм, ее крыши – 203 мм. Дымоходы защищались 229-мм гласисами.

Вооружение состояло из десяти 406/45-мм орудий Mk 8 в пяти башнях и двадцати двух 127/51-мм орудий Mk 7 [2] в небронированных казематах (в том числе четыре – открыто на палубе шельтердека).

Иллюстрации:

Предпроект линкора типа «Пенсильвания» с 15-дюймовой (381 мм) артиллерией главного калибра (1912 год)

Предпроект линкора типа «Пенсильвания» с 15-дюймовой (381 мм) артиллерией главного калибра (1912 год)

Предпроект линкора типа «Пенсильвания» с 15-дюймовой (381 мм) артиллерией главного калибра (1912 год)

Предпроект линкора типа «Пенсильвания» с 15-дюймовой (381 мм) артиллерией главного калибра (1912 год)

Вариант эскизного проекта «Линейного корабля № 40» (будущий «Линкор 1917 года»)

Вариант эскизного проекта «Линейного корабля № 40» (будущий «Линкор 1917 года»)

Вариант эскизного проекта «Линейного корабля № 40» (будущий «Линкор 1917 года»)

Вариант эскизного проекта «Линейного корабля № 40» (будущий «Линкор 1917 года»)

Вариант проекта линкора «Пенсильвания» с 406-мм артиллерией вместо 356-мм

Вариант проекта линкора «Пенсильвания» с 406-мм артиллерией вместо 356-мм

Вариант проекта линкора «Пенсильвания» с 406-мм артиллерией вместо 356-мм

Вариант проекта линкора «Пенсильвания» с 406-мм артиллерией вместо 356-мм

Самый маленький вариант «Линкора-1917» – с четырьмя двух- и трехорудийными артиллерийскими башнями

Самый маленький вариант «Линкора-1917» – с четырьмя двух- и трехорудийными артиллерийскими башнями

«Линкор-1917», проект № 166. Артиллерийские башни двухорудийные, дополнительная башня размещается в центре корабля на уровне верхней палубы

«Линкор-1917», проект № 166. Артиллерийские башни двухорудийные, дополнительная башня размещается в центре корабля на уровне верхней палубы

«Линкор-1917», проект № 165

«Линкор-1917», проект № 165

«Линкор-1917», проект № 168

«Линкор-1917», проект № 168

«Линкор-1917», проект № 167 с тремя ступенчато расположенными двухорудийными башнями на носу

«Линкор-1917», проект № 167 с тремя ступенчато расположенными двухорудийными башнями на носу


[1] Следует заметить, что все эти корабли несли перспективный индекс BS-40, но при этом к линкору BB-40 «Нью-Мексико» имели весьма опосредованное отношение.

[2] В некоторых источниках указывается, что на «Линкоре-1917» должны были стоять 152-мм пушки – однако приведенные спецификации свидетельствуют об ином.

источник: https://warspot.ru/701-linkor-1917-i-ego-genezis

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account