Линейные крейсера типа «Пересвет»

1

Линейные крейсера типа "Пересвет".

«Пересветы» создавались как «мегакрейсера», предназначенные для рейдерства в океане на коммуникациях вероятного противника (под которым на момент начала их создания подразумевалась Великобритания), превосходящие по боевой мощи любой вражеский крейсер и способные уйти за счёт превосходства в скорости от любого более мощного корабля. В жертву крейсерским качествам — мореходности и дальности плавания, а также скорости — были принесены и огневая мощь, и защита. Ради уменьшения расхода угля на экономическом ходу была применена не привычная двухвальная, а трёхвальная энергетическая установка (аналогичным образом поступили и на другом океанском рейдере — броненосном крейсере «Россия»). Действительность, однако, опрокинула все расчёты адмиралов: всем трём «пересветам» пришлось выступать в роли обычных броненосцев. Но что ещё хуже, опыт эксплуатации этих кораблей даёт очень веские основания сомневаться в возможности их успешного применения и по прямому назначению.

А если бы опыт эксплуатации "Пересветов" был бы несколько благоприятнее? Или не дал бы однозначный ответ?

Линейные крейсера типа "Пересвет"

* * *

25 июля 1903 года Балтийское море покинуло 2 броненосных корабля, предназначавшихся для поддержки "друг друга". В смысле: броненосец, предназначавшийся для поддержки крейсеров – "Ослябя" и крейсер, предназначавшийся для поддержки броненосцев – "Баян". Естественно, каждый корабль должен был взаимодействовать с собратьями, а оказывать помощь братьям нашим большим/меньшим по обстоятельствам. Судьба оказалась благосклонна к российским кораблям – они благополучно прибыли в Порт-Артур. И если крейсер "Баян" так и остался один-одинешенек, не найдя систершипов, то "Ослябя" благополучно нашел обоих братьев.

В РИ "Ослябя" в ночь с 8 на 9 августа при проходе Гибралтарского пролива коснулся дна.

Линейные крейсера типа "Пересвет"

Таким образом, в заканчивающемся 1903 году, Первая Тихоокеанская эскадра имела 8 броненосцев (5 броненосцев 1-го ранга и 3 броненосца 2-го ранга) – "Цесаревич", "Ретвизан" (новые), "Пересвет", "Победа", "Ослябя" (новые, но слабые), "Петропавловск", "Полтава", "Севастополь" (устаревшие, но крепкие).

 

Нападение на Порт-Артур 27 января 1904 года. Японские миноносцы добились в в цель попало 3 из 12 торпед. Подорваны 2 броненосца ("Ретвизан" и "Цесаревич") и 1 крейсер ("Паллада"). Ночная атака и утренний бой принесли японцам еще одну победу – броненосец "Ослябя", выполняя маневр, зацепил дно и повредил винты. В японской версии повреждение "Осляби" объяснялось и удачными пусками торпед (успешно торпедирован) и артиллерийскими попаданиями (успешно поврежден).

Линейные крейсера типа "Пересвет"

Сражение в Желтом море.

Утром 28 июля 1-я тихоокеанская эскадра в составе семи броненосцев – «Цесаревич» (флагман Витгефта), «Ретвизан», «Пересвет» (под флагом контр-адмирала Ухтомского, ставшего младшим флагманом эскадры), «Победа», "Ослябя", а также «Севастополь» и «Полтава», четырех бронепалубных крейсеров «Аскольд», «Диана», «Паллада» и «Новик», а также 8 миноносцев вышла на прорыв.

Никто не питал иллюзий насчет того, что эскадра сможет пройти без боя – слишком густа цепь дозорных кораблей японцев у Артура и слишком близко острова Эллиота, где Хейхатиро Того устроил свою «летучую» базу для главных сил. И японцы не разочаровали – в 11.30 по левому борту показались дымы броненосцев 1-го боевого отряда.

Хейхатиро Того, как истинный гурман, не ринулся безоглядно в бой, но сперва аккуратно совершил ряд ошибок, и только после этого начал сражение с дистанции 80 кабельтов.

Линейные крейсера типа "Пересвет"

Бой при Шантунге состоял из 3-х неравномерных фаз, от неравномерных примерно по 2 часа каждая. Первая фаза боя началась на дистанции 70 или даже 80 кбт, и ближе 45-50 кбт корабли противоборствующих сторон не сближались. Вторая фаза была куда интереснее — в ней командующий японскими флотом Того подставился по полной программе. Вынужденный догонять русскую эскадру, он поставил свой флагман «Микаса» как раз напротив середины нашего строя. В итоге по «Микасе» могли стрелять все 7 русских броненосцев. Вот только стреляли русские корабли не то что бы совсем не попадая, а попадая не туда (море большое, в него попасть легче).

Тем не менее статистика вещь великая, броненосец конечно капля в океане, но если эта капля находится в прицеле, а еще и теория вероятности спешит на помощь….Поэтому не удивительно, что русские комендоры, несмотря на минимальную подготовку, попадали по "Микасе", пока наконец 254-мм снаряд с "Осляби" не попал в мостик "Микасы". И ничего не произошло. Видать браузерносец был надежно защищен. Броненосец "Микаса" все так же продолжал идти…. но постепенно отходя от русской линии, и тем самым увеличивая дистанцию. Следующая за флагманом, линия японских броненосцев организованно и послушно следовала за первым кораблем, постепенно отходя от русских.

Причина маневра японцев крылась в паре вещей. Первая – убит был японский рулевой, который заклинил руль на поворот. Вторая, гораздо более серьезная – смерть практически всего высшего состава среди офицеров и адмирала Того.

Гибель адмирала Того пагубно сказалась не только на самом броненосце, но и на всей японской эскадре. "Растерянность и беспокойство овладело ей".

И хотя через пару часов японцы вновь устремились в погоню и даже смогли завязать бой, запал японцев иссяк. Наступившая ночь развела обе стороны.

 

Прорыв во Владивосток стоил русским не только больших нервов – на кораблях в топку пошел не только уголь, но и все, что горит (есть данные, что пришлось пожертвовать парой миноносцев, изъяв с них уголь, а сами миноносцы потопить…..). Но и существенных потерь – броненосец "Пересвет", крейсера "Паллада" и "Новик" ("Новик" принял торпеду, предназначенную "Цесаревичу") стали жертвами торпедных атак. Русских потерь могло быть и больше – но Николай Угодник явно взял вверх над Аматерасу – несмотря на попадание японских торпед в другие русские броненосцы, ни одна из них не сработала. Впрочем, учитывая общее количество попаданий – 9 (девять) в броненосцы "Полтава", "Цесаревич", "Победа" и "Ослябя", следует говорить не о дефекте японских торпед, а об ошибках русских моряков (во время боя и не такое привидится).

 

Несмотря на тактическую победу по очкам, ведь русские потеряли три корабля, а японцы – ни одного (миноносцы японцы не считали), стратегически сражение закончилось проигрышем Японии.

Русская эскадра, хотя и получила существенные повреждения, и пришла туда, где имелись слабые ремонтные возможности, выскользнула из клещей японского капкана.

 

Дожидаясь подхода 2ТЭ во Владивостоке, русские адмиралы занялись подготовкой кораблей к сражению. Японцы несколько раз пробовали выманить русских и завязать сражение, но неудачно. После подрыва "Микасы" на мине (несмотря на расстояние, благополучно дошел домой) японцы перестали устраивать подобные развлечения.

Линейные крейсера типа "Пересвет"

К решающему сражению на море обе стороны, к взаимному удивлению, применили сходные тактические приемы. До этого японцы во всех своих сражениях действовали двумя флотами, основным и быстроходным… И против китайцев, и при атаке на Порт-Артур. Будто длинный и короткий мечи в японской школе фехтования. В бою в Желтом море с 1-й Тихоокеанской эскадрой быстроходные броненосные крейсера адмирала Камимуры, правда, не участвовали.

Но к новому сражению адмиралы Камимура и Катаока решили действовать 3 отрядами по 4 корабля. Этого японцам показалось мало, и они допустили построение 2+2 (два броненосца + два крейсера).

В это же время Иессен, Скрыдлов и Витгефт также решили действовать построением 2+2.

Авт. Малореально, но иное не придумал. В ином случае, т.е. как в "РИ", надо, чтобы Россия заложила на Балтике одновременно 8 дредноутов.

Но новые тактические приемы японского флота, хотя и доставили русским неприятности, но переломить ход сражения не могли. Русские выставили одних броненосцев больше чем японцы имели броненосных крейсеров.

Проиграв на море, Япония проиграла и войну.

* * *

Русские конструктора учли уроки РЯВ и пожелания офицеров. Новые корабли отражали "японскую" тактику – относительно медленные броненосцы и крыло (2) быстрых крейсеров. Собственно и российская тактика строилась на этом же принципе. Было решено сразу формировать полубригады: по 2 линкора и 2 линейных крейсера. В случае необходимости, получалась бригада линейных кораблей.

Поэтому одновременно с линкором типа "Петропавловск" ("Петропавловск" и "Гангут") были заложены и линейные крейсера типа "Пересвет" ("Пересвет" и "Рюрик").

Линейные крейсера типа "Пересвет"

Линейные крейсера типа "Пересвет" демонстрировали наглядный пример удачных конструкторских разработок и технического (точнее чиновничьего) регресса.

В первую очередь, была установка…. тарана. Причем как на линейных крейсерах, так и на линкорах. Логика чинов, ратовавших за таран, была простой: раз тараны стояли на броненосцах, то должны стоять и на линкорах (не нами заведено, не нами и нарушать). Тем не менее, от тарана на русских дредноутах отказались.

Линейные крейсера типа "Пересвет"

Зато высокие чины отыгрались на артиллерии. "Родословная" подвела "Пересветы" и в этот раз: сохранилось деление «броненосец» с 305-мм и «броненосец-крейсер» с 254-мм артиллерией. А чего хотите, раз были 10-дюймовки на броненосце, извольте и на линкор поставить такие же!

Впрочем, нельзя сказать, что русские линейные крейсера изначально проектировались слабее всех. Ведь в Великобритании ("Владычице морей"!) строились линейные крейсера типа "Инвинсибл" с 230-мм артиллерией – и на их фоне русские 254-мм смотрелись предпочтительнее. Да и в Германии первые линейные корабли (как линейные крейсера, так и линкоры) не могли похвастаться серьезным калибром, и довольствовались только 280-мм артиллерией. Конечно, впоследствии выяснилось что "Инвинсиблы" были вооружены не 230-мм, а 305-мм орудиями, но и тогда преимущество в бортовом залпе было у русских. Ведь британцы могли стрелять на борт из 4-х башен 8-ю орудиями в исключительных случаях (в основном стреляли из 3-х башен 6-ю орудиями), в то время как русские – из 4-х башен и 12 орудиями не имели таких ограничений.

Поскольку 10-дюймовая пушка с длиной ствола в 45 калибров, являвшаяся главным оружием серии броненосцев "Пересвет", устарела, решено было срочно разработать новое 54-калиберное орудие. Обуховский завод успешно справился с заданием (одновременно разработав и 305-мм орудие для линкоров), а Петербургский металлический завод параллельно спроектировал трехорудийную башенную установку.

Ставка на 254-мм артиллерию объяснялась не только "преемственностью" поколений. Российской империи требовался именно линейный крейсер или океанский рейдер, и 254-мм калибр позволял увеличить боезапас. Или же (в зависимости от задачи) увеличить дальность плавания.

Вспомогательное вооружение было представлено 15 120-мм орудиями – хотя вполне можно было поставить 16, а то и 18 120-мм орудий. Но, раз броненосцы типа "Пересвет" имели меньше вспомогательный орудий, то и линкоры типа "Пересвет" должны иметь меньше орудий. В русле этой логики, установка погонного орудия выглядит уместной: раз были на предшественнике, должны быть и на потомке!

Линейные крейсера типа "Пересвет"

Поступившая информация о том, что Турция тоже собирается пополнить свой флот дредноутами, потребовала от России принятия адекватных мер и на южном направлении. В мае 1911 года царь утвердил программу обновления Черноморского флота, предусматривавшую строительство четырех дредноутов: два линейных крейсера типа "Императрица Мария" ("Императрица Мария" и "Екатерина Великая") и два линкора типа "Князь Константин" ("Князь Константин" и "Князь Олег"). Если наличие дредноутов еще можно было трактовать как "защиту черноморского побережья", то наличие линейных крейсеров недвусмысленно указывало на то, что Российская Империя не намерена отсиживаться в Черном море. Да и "имена" линкоров прямо указывали на Проливы: "Князь Константин" – Константинополь, "Князь Олег" – формально в честь погибшего крейсера "Олег", но учитывая, что именно князь Олег прибил щит к вратам города, который теперь носит (или пока носил?!) название Стамбул…..И это не считая воинственной риторики всего российского общества относительно храма Святой Софии, которой надо было возвращать крест.

Если черноморские линкоры (тип "Константин") имели отличия от балтийских (тип "Петропавловск") – шире и короче корпус, то "Императрицы" были практически идентичны "Пересветам".

Небольшим отличием стало "усиление" противоминного вооружения. В носовой части было решено установить 2 120-мм (погонных) орудия вместо одного. Ведь линейный крейсер будет воевать в узких проливах Босфор и Дарданеллы, и тут надо огонь на нос усилить.

Линейные крейсера типа "Пересвет"

Но к моменту закладки крейсеров, архаичность погонных орудий уже перевесила все доводы чиновников. В результате погонные орудия не только не поставили на "Императрицы", но и сняли с "Пересветов". При этом вариант поставить 2 120-мм пушки, как и на "Петропавловске", был отвергнут.

Линейные крейсера типа "Пересвет"

В 1911 году стапели уже освобождались от двух первых "Петропавловсков" и "Пересветов". Однако следующие дредноуты – "Измаил" и "Кинбурн" представляли совершенно другой тип корабля.

В первую очередь было решено отказаться от деления "линкор – линейный крейсер" – новые корабли представляли единый тип "быстроходного линкора". Придя к единому типу, конструктора существенно увеличили размеры – 32,5 тыс. тонн и вооружение – 12 14" орудий. Однако новым кораблям не суждено было вступить в строй под Императорским флагом.

Линейные крейсера типа "Пересвет"

Начавшаяся 1 августа Великая Война перечеркнула планы Российской Империи овладеть турецкими Проливами. Не довелось "Мариям" резвиться в Средиземном море под российскими флагами. Но вот резвиться в Средиземном море не под российским флагом – пришлось.

Авт. Поскольку Россия победила в РЯВ, то у нее должна быть другая внешняя политика. Причем агрессивнее, чем в РИ – и вариант ранней ПМВ даже вероятнее. Но решил остановиться на "традиционном варианте" – 1 августа 1914 года.

Несмотря на стратегический проигрыш всех участников начавшейся Войны, тактические успехи были у Германии.

Сначала неправдоподобно легко удалось остановить наступление русских армий в Восточной Пруссии. 1-я и 2-я русские армии совершали такие ошибки, что немцы действовали осторожно и умеренно – они опасались хитрой игры русских. Но русские либо перемудрили со своей игрой – либо вообще не играли! Осень 1914 года показала, что русские, хотя и добиваются побед (в основном над австро-венгерскими войсками), но их ошибки – это правило, а не исключение или "мудрая игра". К концу 1914 года инициатива на Восточном фронте перешла в руки немецких и австро-венгерских армий.

Декабрь 1914 года принес удачу, точнее УСПЕХ и немецкому флоту. Ему удалось разгромить часть британского флота, при минимальных потерях. Фактически немцы обменяли «Блюхер» на девять тяжёлых кораблей противника – размен более чем выгодный (Дредноуты. Хохзеефлотте против Гранд Флита).

Линейные крейсера типа "Пересвет"Линейные крейсера типа "Пересвет"

1915 год принес оглушительный успех немецкой армии на Восточном фронте. Под ударами армий немецких войск из Восточной Пруссии и австро-венгерских войск из Карпат, русский фронт был прорван (в РИ наступление было не успешно). В попытке избежать окружения, русское командование начало отвод войск из "польских канн". Но немецко-австро-венгерские войска, отразив русские контратаки, стали наступать не навстречу другу другу, а устремились на восток – вынуждая русские войска отступать и дальше.

Линейные крейсера типа "Пересвет"

Полугодовое отступление русских армий проходило в тяжелых условиях, и в точности в соответствии с законом Мерфи: полегшая кадровая армия, недостаток боеприпасов, оставление уже накопленных запасов….Неудачи Западного фронта привели к неудачам и на других фронтах.

Сначала активизировались турки, сумев, после ожесточенных сражений, оттеснить русские войска к границе (в РИ Алашкертская операция закончилась для турок не удачей). Хотя дальнейшее продвижение турецких войск было отстановлено, стратегическая инициатива на Кавказе перешла к Османской Империи.

Затем активизировалась германо-турецкая резедентура в Иране, и у России с Англией не хватало сил, чтобы парировать и эту угрозу.

Могла ли Российская Империя избежать развала фронта? – возможно. Как писал генерал Деникин, "если бы Маньчжурский урок оказался бы тяжелее, Россия смогла бы выстоять в 1915 году".

Линейные крейсера типа "Пересвет"

Поражение британского флота и успехи немцев в России изменили и политическую обстановку – Италия вступать в войну не хотела. А вот Болгария и, позднее, Румыния присоединились к войне – на стороне Тройственного Союза.

К концу 1915 года русский фронт все же был стабилизирован, были достигнуты и победы (над румынскими войсками). Натиск англо-французских войск на Западном фронте вынудил немцев временно приоставновить наступление на Россию, а заодно и привести в порядок коммуникации. За время "Великого отступления" потери русской армии составили около 3,5 миллионов человек, потери Германии, Австро-Венгрии, Румынии – около миллиона человек. "Великое отступление" пошатнуло не только позиции России, но и лично императора Николая-2 (как главнокомандующего) – в начале 1916 года он отрекся от престола. Но триумф новой власти – Временного правительства был не долгим. Начавшееся успешно наступление русских войск обернулось сначала победами (тактическими), а затем поражениями (стратегическими) – силы Тройственного союза, не отвлекаясь на Западный фронт, снова продолжили наступление на Восточном. В итоге Временное Правительство было свергнуто (и не только из-за неудач на внешнем фронте), а пришедшие ко власти большевики заключили с Тройственным Союзом мир.

Но радость Тройственного союза, которому удалось победить и вывести из войны одного из противников, была не долгой. США, обеспокоенные успехами Германии (как морскими, так и сухопутными), в начале 1916 года вступили в войну – именно американские дивизии смогли летом-осенью сдержать натиск немцев на Францию. Но потребовалось еще два года, чтобы Германия и Австро-Венгрия признали себя побежденными.

Какая же судьба была у русских дредноутов?

Балтика.

1914 год. Активность балтийского флота быстро сменилась (после провала наступления в Восточной Пруссии) пассивностью. Впрочем пассивность была оправдана – линейный крейсер "Рюрик" получил три торпеды от немецкой подлодки. А "Пересвет" напоролся на мину. Оба крейсера своим ходом добраться до баз.

1915 год. Вся четверка балтийских линкоров приняла активное участие в обороне Рижского залива. Но успех на море (например потопление крейсера "Асбург") был нивелирован отступлениями на суше.

Линейные крейсера типа "Пересвет"

Черноморские дредноуты в отличие от балтийцев использовались куда активнее – опасность от мин или подводных лодок здесь была минимальна. С другой стороны, и с противниками было не густо. Ну не считать же противником для линейного крейсера в 27 тыс. тонн и с 12 254-мм орудиями легкого крейсера в 4 тыс. тонн и 10 105-мм орудиями? И это не считая, что "Екатерина", настигнувшая "Бреслау", могла управиться одной только противоминной. Интересно, что по данным немецкой стороны, крейсер"Бреслау" потонул не от огня русских пушек, а от налетевшего шквала! Что ж, такой вариант тоже не исключен, особенно если перед этим немецкий "город" получил ряд повреждений.

А вот схватка линейных крейсеров – немецко-турецкого "Гебена" и русской "Императрицы" так и не состоялась.

На первый взгляд обе стороны имеют примерно равные силы. У немцев орудия мощнее (280 против 254), но у русских их больше (12 против 10). Немцы имеют превосходство в носовом и кормовом залпе (6 и 8 против 3 орудий) но уступают в бортовом (8 против 12). По дальности стрельбы русские превосходили немцев, но более мощные немецкие снаряды лучше наблюдать. Другими словами, схватка "немца" и "русского" в сферическом вакууме – это 50/50. Все зависит от многих условий – погода, кто кого раньше обнаружил, желание идти до конца. Но на деле, а если точнее на Черном море преимущества были у русских. Одержать бескровную победу "Гебен" просто не мог (вероятность незаметно подойти к "Императрице" и после первого же залпа добиться "золотого попадания" – нулевая), поэтому речь шла не о бескровной победе. И тут преимущества были у русских: даже в случае потопления "Императрицы", Российская Империя имела еще один линейный крейсер, а там и два линкора должны были войти в строй. А вот "Гебен" просто не имел возможности качественного ремонта. И теоретическая победа над "императрицей" – тут же превращалась в "пиррову победу".

Но судьба в очередной раз посмеялась над врагами. "Гебену" и "Женщинам" пришлось воевать вместе.

По результатам мирного договора между Германией и СССР, русский флот лишался всех построенных дредноутов (по 4 линейных корабля для Германии и Австро-Венгрии). Немцы, стремясь нанести второе поражение английскому флоту (чтобы потом разгромить в одном-двух сражениях американский флот, а потом окончательно разгромить англичан), остро нуждались в линейных кораблях. Хотели немцы получить и "Измаилы", но корабли оказались неготовы – причем по вине самих немцев и австро-венгров (частично недопоставив нужные механизмы, частично отвлекая ресурсы флота).

Коротко о дальнейшей судьбе русских линкоров.

"Петропавловск" – погиб в Ютландском сражении в результате взрыва боезапаса. Взрыв в первой башне фактически оторвал всю носовую часть.

Линейные крейсера типа "Пересвет"

"Гангут" – по результатам раздела немецкого флота достался Великобритании. Англичане, изучив русский корабль, признали достоинства русского дредноута.

"Пересвет" – по результатам раздела немецкого флота достался Великобритании.

"Рюрик" – отправлен в крейсерство (не участвовал в Ютландском сражении), разгромил американский конвой и силы прикрытия – 4 крейсера. Затоплен экипажем из-за угрозы захвата.

"Императрица Мария" – погибла в результате взрыва боезапаса во 2-й и 3-й башне. Популярна версия (фактически одновременный пожар в двух башнях), что гибель линейного крейсера – дело рук русских патриотов.

"Екатерина Великая" – досталась Италии по результатам войны.

"Константин". Достался Османской Империи где получил наименование – "Фазли-Аллах" (или "Ниметулла"). Турки тоже имели память на исторические события и могли смеяться. Ведь так был назван сдавшийся русский фрегат "Рафаил".

"Олег" потоплен в Средиземном море итальянскими торпедными катерами.

Линейные крейсера типа "Пересвет"

Авт. Вот такая вот альтернатива, местами натянутая.

1. При удаче в РЯВ, и особенно крейсерских сил, вариант с постройкой линейного крейсера (облегченного линкора) – не исключен.

2. Морская победа над Японией, и победа в общем (куда же Япония без флота), закроет глаза военному ведомству над всплывшими проблемами в русской армии, и она (армия) будет слабо реформирована (долго реформироваться). Что касается Японии, то ПМВ пройдет без ее участия. Сначала размышления "а надо ли воевать с белыми", а потом….а ради чего воевать? Циндао и Германская Микронезия (и другие колонии) будут заняты Россией и Великобританией.

3. Победоносная РЯВ (в целом) снизит кризис власти, и Первой Революции не будет. Но проблемы останутся, и грянут сильнее и раньше.

4. Не исключен вариант, что после победы над Японией император Николай-2 решит, что настало время и получить Проливы от Турции. И начало Великой войны в 1908 или 1912 году, как раз Марокканский кризис.

5. Победа над английским флотом нужна для успешного привлечения США и чтобы ПМВ закончилась проигрышем Германии. В ином случае Германия в 1916-1917 годах побеждает Францию, и Великобритания соглашается на мир. Даже если Великобритания и США продолжат войну, то в успешный "Оверлорд-17" не верю.

Подписаться
Уведомить о
guest

33 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account