Лидеры типа «Могадор». Часть 4.

0

Продолжение

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Операция "Катапульта" — "нейтрализация" французского флота в Мерс-эль-Кебире.

3 июля 1940 года французская эскадра сто­яла в 6-ти часовой готовности в Мерс-эль-Кебире. Дежурным кораблем в этот день был "Вольта", готовый дать ход через 90 минут. Около 5.45 перед базой появилось британское соединение "Н" под командо­ванием адмирала Сомервилля в составе двух линкоров, линейного крейсера "Худ", авианосца "Арк Ройял", двух легких крей­серов и 11 эсминцев. Англичане передали командующему эскадрой адмиралу Женсу­лю предложение, больше смахивающее на ультиматум. Жесткость британских требо­ваний усугубилась взаимным непонимани­ем, и в 9.55 французский адмирал поднял сигнал: "Британский флот прибыл, чтобы предъявить нам ультиматум, который мы принять не можем. Будьте готовы ответить силой на силу".

На "Могадоре" и "Вольта" команды тут же начали убирать тенты, а минеры при­ступили к подкачке воздуха в двигателях  торпед и проверке своих "рыбок". Спус­тя несколько минут контр-адмирал Лакруа отправился на "Дюнкерк" за инструкция­ми к Женсулю. Тот мог лишь сказать, что огонь следует открывать только в качестве ответной меры. Одновременно 6-й дивизи­он назначался передовым отрядом, кото­рый должен был первым отойти от стен­ки и прикрыть выход остальных кораб­лей эскадры. Вскоре после полудня лидеры были готовы отчалить от мола, но при­каз не поступал. Переговоры продолжа­лись, хотя атмосфера в базе становилась все более и более угрожающей.

Наконец в 14.15 Женсуль отдал распоряжение о выходе 6-го дивизиона в море. Он должен был дать малый ход и взять курс на Розвиль, придерживаясь 10-метровой изоба­ты. Такой маневр в основном предназна­чался для того, чтобы освободить путь линкорам "Дюнкерк" и «Страссбург" для выхода на рейд.  Французы не торопились. Только в 15.00 "Могадор" снялся с бочки и двинулся к противоположному краю залива. "Вольта" последовал за ним через полчаса. К этому моменту "Могадор" удалился на 2000 м от маяка Мерс-эль-Кебира. Переговоры на борту "Дюнкерка" продолжались, а лиде­ры (как и остальные французские корабли) не получили никаких распоряжений. Нако­нец, на "Могадоре" в 17.20 перехватили последний британский ультиматум, в кото­ром говорилось, что огонь будет открыт в 17.30. Командир отдал приказ сниматься с якоря, и в 17.30 лидер дал ход. Однако адмирал Лакруа приказал вернуть корабль на место. Английская эскадра легла на боевой курс, но огонь не открывала. Пока флагман 6-го дивизиона выполнял распо­ряжение старшего начальника, остальные лидеры получили приказ занять исходные места по тревоге, и в 17.40 "Вольта" при­близился к "Могадору" на 150 м. За ним потянулись остальные. Увы, время было упущено…

В 17.55 пер­вый залп британских 15-дюймовок обру­шился на набережную, а третий накрыл французские корабли. "Могадор" к тому времени уже был на ходу и быстро раз­вил 24 узла, за ним начал ускоряться "Воль­та". В 80 кбт впереди по курсу был заме­чен британский ЭМ (эсминец) "Рестлер", наблюдав­ший за выходом из порта Оран. Лидер немедленно открыл огонь, накрыв бывшего союзника первым же залпом! Последова­ла команда "беглый огонь!", и за несколь­ко секунд в британца выпустили 16 сна­рядов. "Могадор" несколько замедлился, чтобы не столкнуться с буксиром "Йо Ласри II", открывавшим проход в стационар­ном сетевом заграждении базы, и в этот момент на него обрушился залп с англий­ских линкоров.

Боевые повреждения лидера "Могадор" от огня британской эскадры.

Раздался сильный взрыв, над "Могадором" вырос столб густого черного дыма. 381-мм бронебойный снаряд попал в кор­мовую часть лидера, тонкая обшивка и палубы не смогли заметно замедлить ско­рость снаряда, и взрыватель, рассчитан­ный на сильный удар в броневую пре­граду, сработал уже в воде. Однако по­следствия попадания все равно оказались сокрушительными. 870-кг "чемодан" про­шел через стеллажи для 16 глубинных бомб и вызвал их детонацию. Вся кормовая часть по возвы­шенную заднюю башню оказалась разру­шена. Взрыв унес жизни 34 моряков, еще десять были тяжело ранены (двое из них позже скончались). К счастью для францу­зов, сильнейший взрыв (в котором, поми­мо британского снаряда, "поучаствова­ли" две с лишним тонны тротила глубин­ных бомб) не привел к детонации кормо­вых погребов — снарядных и запасных глубинных бомб. Каким-то чудом уцеле­ли валы и винты. Но лидер беспомощно застыл посередине прохода. От сильного удара сработали предохранители турбин, они остановились, что привело к паде­нию давления пара и быстрой потере всей электроэнергии. Последовал приказ раз­рядить торпедные аппараты, дав залп пря­мо по борту. Команда вместе с моряками буксира "Йо Ласри II" пыталась бороться с разгоравшимся пожаром. К борту быстро подошли многочисленные катера различ­ных служб базы. Началась эвакуация чле­нов экипажа, не задействованных в борь­бе за живучесть.

В это время дым от пожаров на гибну­щей "Бретани", самом "Могадоре" и дру­гих кораблях, получивших попадания, наряду со столбами пыли, поднятыми взрывами на набережной, почти полностью скрыли рейд от британских наблюдателей. В 18.15 лидер был взят на буксир лихтером "Ла Пюисант", который медленно оттащил его в направлении бассейна Бэн-де-ла-Рейн. Перекачка жидких грузов позволила удер­жать "Могадор" на ровном киле, прак­тически без крена и дифферента. В кон­це концов он бросил якорь на 7-метровой глубине в 2800 м от маяка. Хотя в борь­бе с огнем теперь участвовали команды малых портовых судов, потушить пожар не удавалось. Поскольку сохранялась опас­ность взрыва кормовых погребов боезапаса, который мог повлечь жертвы среди военных моряков и мирных жителей близлежащих кварталов, "Могадор" решили отбуксировать ближе к концу мола. Там он сел на грунт. Только около 22.30, когда анг­личане уже давно ушли, с огнем частично справились.

Работы шли всю ночь и утро следую­щего дня. Очаги пожара продолжали угро­жать боезапасу. После рассвета его нача­ли выгружать из погребов и передавать на берег. Освобожденный от взрыво- и пожа­роопасных предметов корабль отбуксиро­вали ближе к фортам. Только 16 июля его перевели в Оран и 17 июля ввели в большой сухой док. Результат осмотра специалис­тами оказался неутешительным. Вся кор­мовая часть корпуса за задней перебор­кой турбинного отделения была полностью разрушена, многие конструкции буквально исчезли. Местный завод мог лишь извлечь боезапас из кормовых погребов, подкрепить корпус и подготовить "Могадор" к переходу через Средиземное море в Тулон.

20 июля на борт вернулся экипаж. Офицеры, полно­стью лишившиеся своих кают, заняли поме­щения старших унтер-офицеров, те, в свою очередь, потеснили младших. В начале августа искалеченный лидер зачислили в состав возглавляемого контр­-адмиралом Буксэном временного отряда, в который вошли находившиеся в то время в Оране корабли. 16 августа он официально вступил в кампанию. С "Могадора" к тому времени сняли башню №3, изрядное коли­чество оборудования, хорошо загерметизировали заднюю переборку турбинного отделения и снабдили корабль временным деревянным рулем.

24 августа завершились ремонтные работы: башню №3 и часть оборудования вернули на борт. Лидер мог двигаться своим ходом, но только на одном валу (использовать второй сочли рискован­ным). Накануне перехода в Тулон на берег списали всех призванных резервистов и оставшуюся без своих боевых постов часть постоянного экипажа (54 человека).

Долгожданный выход в море состоялся в обстановке повышенной секретности толь­ко 1 ноября 1940 года. Понятно, почему: шед­шего самым малым ходом "калеку" на вся­кий случай сопровождал буксир, а единст­венным прикрытием являлся сторожевик "Элан". Спустя четверо суток переход бла­гополучно завершился. Лидер тут же по­ставили к стенке арсенала и начали выгруз­ку всего боезапаса, в том числе и торпед.  На берег сдали и значительную часть обо­рудования, включая дальномеры и прибо­ры управления огнем, а также затворы ору­дий и легкие зенитки.

22 ноября разуком­плектованный корабль ввели в док Миссеси. На борту осталось лишь 45 человек под командованием капитана 2 ранга Мэртена, которого 12 декабря сменил капи­тан 2 ранга Лёвашер. Работы практически не велись: на заводе не имелось ни мате­риалов, ни средств, ни специалистов для сложного ремонта.  Лишь 15 мая наметился сдвиг: на бор­ту появились рабочие, но по-прежнему час­то не хватало необходимых материалов, по­скольку подавляющее большинство метал­лургических производств осталось на севе­ре страны, в оккупированной немцами зоне.

Лидер провел в бассейне семь месяцев, пока ему восстановили кормовую часть. Работы по корпусу завершились 20 февраля 1942 года, но корабль оставался небоеготовым. 8 апре­ля на него был назначен новый командир — капитан 2 ранга Дюбюк, а ввод лидера в строй по плану предполагалось осуществить 7 марта 1943 года. Но и этот срок вскоре подверг­ся корректировке.  В конце октября 1942 года корабль перевели к стенке завода "Форж э Шантье де ла Медитерране" в Ла-Сен и передали специалистам фирмы. Дату ввода в строй отложили на июль 1943 года. Однако начавшаяся 8 ноября 1942 года высадка союз­ников в Северной Африке поставила крест на карьере "Могадора".

Но впереди был еще  Тулон…

Продолжение следует

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account