Продолжение
Операция "Катапульта" — "нейтрализация" французского флота в Мерс-эль-Кебире.
3 июля 1940 года французская эскадра стояла в 6-ти часовой готовности в Мерс-эль-Кебире. Дежурным кораблем в этот день был "Вольта", готовый дать ход через 90 минут. Около 5.45 перед базой появилось британское соединение "Н" под командованием адмирала Сомервилля в составе двух линкоров, линейного крейсера "Худ", авианосца "Арк Ройял", двух легких крейсеров и 11 эсминцев. Англичане передали командующему эскадрой адмиралу Женсулю предложение, больше смахивающее на ультиматум. Жесткость британских требований усугубилась взаимным непониманием, и в 9.55 французский адмирал поднял сигнал: "Британский флот прибыл, чтобы предъявить нам ультиматум, который мы принять не можем. Будьте готовы ответить силой на силу".
На "Могадоре" и "Вольта" команды тут же начали убирать тенты, а минеры приступили к подкачке воздуха в двигателях торпед и проверке своих "рыбок". Спустя несколько минут контр-адмирал Лакруа отправился на "Дюнкерк" за инструкциями к Женсулю. Тот мог лишь сказать, что огонь следует открывать только в качестве ответной меры. Одновременно 6-й дивизион назначался передовым отрядом, который должен был первым отойти от стенки и прикрыть выход остальных кораблей эскадры. Вскоре после полудня лидеры были готовы отчалить от мола, но приказ не поступал. Переговоры продолжались, хотя атмосфера в базе становилась все более и более угрожающей.
Наконец в 14.15 Женсуль отдал распоряжение о выходе 6-го дивизиона в море. Он должен был дать малый ход и взять курс на Розвиль, придерживаясь 10-метровой изобаты. Такой маневр в основном предназначался для того, чтобы освободить путь линкорам "Дюнкерк" и «Страссбург" для выхода на рейд. Французы не торопились. Только в 15.00 "Могадор" снялся с бочки и двинулся к противоположному краю залива. "Вольта" последовал за ним через полчаса. К этому моменту "Могадор" удалился на 2000 м от маяка Мерс-эль-Кебира. Переговоры на борту "Дюнкерка" продолжались, а лидеры (как и остальные французские корабли) не получили никаких распоряжений. Наконец, на "Могадоре" в 17.20 перехватили последний британский ультиматум, в котором говорилось, что огонь будет открыт в 17.30. Командир отдал приказ сниматься с якоря, и в 17.30 лидер дал ход. Однако адмирал Лакруа приказал вернуть корабль на место. Английская эскадра легла на боевой курс, но огонь не открывала. Пока флагман 6-го дивизиона выполнял распоряжение старшего начальника, остальные лидеры получили приказ занять исходные места по тревоге, и в 17.40 "Вольта" приблизился к "Могадору" на 150 м. За ним потянулись остальные. Увы, время было упущено…
В 17.55 первый залп британских 15-дюймовок обрушился на набережную, а третий накрыл французские корабли. "Могадор" к тому времени уже был на ходу и быстро развил 24 узла, за ним начал ускоряться "Вольта". В 80 кбт впереди по курсу был замечен британский ЭМ (эсминец) "Рестлер", наблюдавший за выходом из порта Оран. Лидер немедленно открыл огонь, накрыв бывшего союзника первым же залпом! Последовала команда "беглый огонь!", и за несколько секунд в британца выпустили 16 снарядов. "Могадор" несколько замедлился, чтобы не столкнуться с буксиром "Йо Ласри II", открывавшим проход в стационарном сетевом заграждении базы, и в этот момент на него обрушился залп с английских линкоров.
Боевые повреждения лидера "Могадор" от огня британской эскадры.
Раздался сильный взрыв, над "Могадором" вырос столб густого черного дыма. 381-мм бронебойный снаряд попал в кормовую часть лидера, тонкая обшивка и палубы не смогли заметно замедлить скорость снаряда, и взрыватель, рассчитанный на сильный удар в броневую преграду, сработал уже в воде. Однако последствия попадания все равно оказались сокрушительными. 870-кг "чемодан" прошел через стеллажи для 16 глубинных бомб и вызвал их детонацию. Вся кормовая часть по возвышенную заднюю башню оказалась разрушена. Взрыв унес жизни 34 моряков, еще десять были тяжело ранены (двое из них позже скончались). К счастью для французов, сильнейший взрыв (в котором, помимо британского снаряда, "поучаствовали" две с лишним тонны тротила глубинных бомб) не привел к детонации кормовых погребов — снарядных и запасных глубинных бомб. Каким-то чудом уцелели валы и винты. Но лидер беспомощно застыл посередине прохода. От сильного удара сработали предохранители турбин, они остановились, что привело к падению давления пара и быстрой потере всей электроэнергии. Последовал приказ разрядить торпедные аппараты, дав залп прямо по борту. Команда вместе с моряками буксира "Йо Ласри II" пыталась бороться с разгоравшимся пожаром. К борту быстро подошли многочисленные катера различных служб базы. Началась эвакуация членов экипажа, не задействованных в борьбе за живучесть.
В это время дым от пожаров на гибнущей "Бретани", самом "Могадоре" и других кораблях, получивших попадания, наряду со столбами пыли, поднятыми взрывами на набережной, почти полностью скрыли рейд от британских наблюдателей. В 18.15 лидер был взят на буксир лихтером "Ла Пюисант", который медленно оттащил его в направлении бассейна Бэн-де-ла-Рейн. Перекачка жидких грузов позволила удержать "Могадор" на ровном киле, практически без крена и дифферента. В конце концов он бросил якорь на 7-метровой глубине в 2800 м от маяка. Хотя в борьбе с огнем теперь участвовали команды малых портовых судов, потушить пожар не удавалось. Поскольку сохранялась опасность взрыва кормовых погребов боезапаса, который мог повлечь жертвы среди военных моряков и мирных жителей близлежащих кварталов, "Могадор" решили отбуксировать ближе к концу мола. Там он сел на грунт. Только около 22.30, когда англичане уже давно ушли, с огнем частично справились.
Работы шли всю ночь и утро следующего дня. Очаги пожара продолжали угрожать боезапасу. После рассвета его начали выгружать из погребов и передавать на берег. Освобожденный от взрыво- и пожароопасных предметов корабль отбуксировали ближе к фортам. Только 16 июля его перевели в Оран и 17 июля ввели в большой сухой док. Результат осмотра специалистами оказался неутешительным. Вся кормовая часть корпуса за задней переборкой турбинного отделения была полностью разрушена, многие конструкции буквально исчезли. Местный завод мог лишь извлечь боезапас из кормовых погребов, подкрепить корпус и подготовить "Могадор" к переходу через Средиземное море в Тулон.
20 июля на борт вернулся экипаж. Офицеры, полностью лишившиеся своих кают, заняли помещения старших унтер-офицеров, те, в свою очередь, потеснили младших. В начале августа искалеченный лидер зачислили в состав возглавляемого контр-адмиралом Буксэном временного отряда, в который вошли находившиеся в то время в Оране корабли. 16 августа он официально вступил в кампанию. С "Могадора" к тому времени сняли башню №3, изрядное количество оборудования, хорошо загерметизировали заднюю переборку турбинного отделения и снабдили корабль временным деревянным рулем.
24 августа завершились ремонтные работы: башню №3 и часть оборудования вернули на борт. Лидер мог двигаться своим ходом, но только на одном валу (использовать второй сочли рискованным). Накануне перехода в Тулон на берег списали всех призванных резервистов и оставшуюся без своих боевых постов часть постоянного экипажа (54 человека).
Долгожданный выход в море состоялся в обстановке повышенной секретности только 1 ноября 1940 года. Понятно, почему: шедшего самым малым ходом "калеку" на всякий случай сопровождал буксир, а единственным прикрытием являлся сторожевик "Элан". Спустя четверо суток переход благополучно завершился. Лидер тут же поставили к стенке арсенала и начали выгрузку всего боезапаса, в том числе и торпед. На берег сдали и значительную часть оборудования, включая дальномеры и приборы управления огнем, а также затворы орудий и легкие зенитки.
22 ноября разукомплектованный корабль ввели в док Миссеси. На борту осталось лишь 45 человек под командованием капитана 2 ранга Мэртена, которого 12 декабря сменил капитан 2 ранга Лёвашер. Работы практически не велись: на заводе не имелось ни материалов, ни средств, ни специалистов для сложного ремонта. Лишь 15 мая наметился сдвиг: на борту появились рабочие, но по-прежнему часто не хватало необходимых материалов, поскольку подавляющее большинство металлургических производств осталось на севере страны, в оккупированной немцами зоне.
Лидер провел в бассейне семь месяцев, пока ему восстановили кормовую часть. Работы по корпусу завершились 20 февраля 1942 года, но корабль оставался небоеготовым. 8 апреля на него был назначен новый командир — капитан 2 ранга Дюбюк, а ввод лидера в строй по плану предполагалось осуществить 7 марта 1943 года. Но и этот срок вскоре подвергся корректировке. В конце октября 1942 года корабль перевели к стенке завода "Форж э Шантье де ла Медитерране" в Ла-Сен и передали специалистам фирмы. Дату ввода в строй отложили на июль 1943 года. Однако начавшаяся 8 ноября 1942 года высадка союзников в Северной Африке поставила крест на карьере "Могадора".
Но впереди был еще Тулон…
Продолжение следует