"Могадор" во Второй мировой войне.
Хотя формально война была объявлена 3 сентября, ВМФ Франции активно готовился к ней уже с конца августа. В Бресте было образовано оперативное соединение "Форс де рейд" (Force de raid) для перехвата германских кораблей на пути в Атлантику. Французам выделялся солидный участок между Уэссаном, Азорскими островами, островами Зеленого Мыса и мысом Пальма. И не зря: "Форс де рейд" являлось единственным союзным соединением, способным реально поддерживать 30-узловую крейсерскую скорость. Понятно, что новейшие лидеры должны были войти в его состав.
2 сентября в Брест прибыли "Могадор" и "Вольта", составлявшие часть эскорта 1-й эскадры флота, державшей путь в Касабланку. Поскольку разведка сообщила о том, что основные силы германского флота остались в своих базах, 4 сентября ценные корабли примерно с широты Лиссабона отозвали обратно. Лидеры прибыли в Брест утром 6 сентября и спустя всего несколько часов вновь вышли в море. В Ла-Манше находились многочисленные суда, перевозившие британский экспедиционный корпус из Бристоля в Сен-Назер. Им требовалось прикрытие, и 6-й дивизион получил первое боевое задание. Короткие выходы продолжились и в последующие дни, иногда корабли заходили в порт на пару часов и снова отправлялись на патрулирование.
Нервная работа закончилась только 26 сентября. Противник не беспокоил своим присутствием, лишь однажды "Могадор" донес об обнаружении подводной лодки, на которую даже сбросил две глубинные бомбы. 1 октября командование завершило переформирование флота. На Атлантике наконец-то собрался "Форс де рейд". В его состав вошли 1-я дивизия линкоров ("Дюнкерк" и "Страссбург"), 4-я дивизия крейсеров и 2-я легкая эскадра из трех дивизионов лидеров, включая 6-й дивизион — "Могадор" и "Вольта".
Первой целью этого мощного соединения стали, однако, не вражеские крейсера и линкоры, а торговые суда. Отдельными отрядами французы крейсировали вдоль побережья Испания, отлавливая немецких "купцов". "Могадор" и "Вольта" активно участвовали в этой работе. Чтобы избежать возможных атак подлодок и покрыть как можно большее пространство, они часто развивали большой ход — от 24 до 31 узла.
Между тем находившиеся в Атлантике германские "карманные линкоры" 26 сентября 1939 года получили разрешение приступить к действиям против судоходства. "Адмирал граф Шпее" и "Дойчланд" поделили между собой океан: сигналы об их обнаружении и атаках судов полетели почти одновременно. Для поимки одиночных рейдеров столь мощного соединения, как "Форс де рейд", не требовалось, и его сразу же стали "растаскивать" на оперативные группы.
4 октября 1939 года было объявлено о формировании оперативного соединения "X" в составе "Страссбурга", КРТ "Альжери" и "Дюпле" и британского легкого авианосца "Гермес". Сюда же включили и оба "океанских разведчика", лучше остальных контр-торпийёров пригодных для действий в океане. Однако ночью 7 октября, когда контр-адмирал Лакруа (его штаб располагался на обоих лидерах) в обстановке максимальной секретности выводил отряд в море, "Могадор" получил удар в левый борт от вспомогательного тральщика "Фламан". Повреждения корпуса оказались достаточно серьезными, и поход для лидера завершился. Адмирал снял свой штаб с пострадавшего лидера и его собрата, и "Могадор" в сопровождении "Вольта" отправился в Брест, оставляя за собой длинный след вытекающего из танков топлива.
В Бресте "Могадор" поставили в док Ланьон для ремонта текущих топливных танков, а на "Вольта" начали переборку парового коллектора. Вновь готовы к действию они были 19 и 23 октября соответственно. 27 октября 1939 года поступил приказ срочно выйти в море для встречи возвращавшихся в порт КРЛ (легких крейсеров) "Жорж Леги" и "Монткальм". Затем последовали учебные походы в заливе Киберон с боевой стрельбой, в ходе которой лидеры выпустили 112 снарядов главного калибра. Вновь артиллерия проявила свой капризный нрав. На обоих кораблях имели место неоднократные сбои и поломки устройств подачи и заряжания.
10 ноября 1939 года разведка донесла, что "Странная война", возможно, подошла к концу. Перегруппировав силы после разгрома Польши, германская армия была готова ко вторжению в нейтральную Голландию. Флот тут же приступил к перегруппировке, затронувшей и лидеры 6-го дивизиона. 12 ноября "Могадор" и "Вольта" на большой скорости вышли в Шербур, но далее не проследовали: тревога пока оказалась ложной. 23 ноября оба корабля вернулись в Брест, и в тот же день германские линкоры "Шарнхорст" и "Гнейзенау" напали на британский конвой и потопили прикрывавший его вспомогательный крейсер "Джервис Бей". Союзники попытались отреагировать быстро и эффективно.
В Бресте экстренно формировалось оперативное соединение в составе английского линейного крейсера "Худ", трех эсминцев и французского линкора "Дюнкерк", 4-й дивизии крейсеров и 6-го дивизиона "океанских разведчиков". По сути, здесь собрались лучшие корабли обеих стран, способные поддерживать 30-узловой ход на океанской волне. 25 октября отряд вышел в океан, который не замедлил показать свой нрав. Сильный ветер и десятиметровые волны заставили сбросить скорость до 9 узлов, причем "тормозили" продвижение именно лидеры. Только через полутора суток погода несколько улучшилась и ход удалось увеличить до 16 узлов.
28 октября 1939 года группа достигла своего района патрулирования к югу от Исландии и приступила к работе. "Могадор" произвел досмотр шведского парохода "Цейлон", отпущенного с миром. Борьба с непогодой сильно сократила запас топлива, и в тот же день лидеры отправились в Белфаст пополнять его. Быстро приняв мазут, они снова вышли в море. В 7.00 утра 30 октября корабли присоединились к своей группе, а спустя три часа с "Вольта" заметили перископ по левому борту. Последовала атака, в ходе которой лидер сбросил восемь глубинных бомб с установкой глубины на 75 м, но субмарина ушла без повреждений.
В Брест отряд вернулся в ночь со 2 на 3 декабря. Надо сказать, что первая встреча с Северной Атлантикой не прошла для "океанских разведчиков" бесследно. "Могадору" пришлось на два дня встать в док для проверки и ремонта боковых килей — правый оказался погнут на протяжении 8 м. Заодно оба лидера заново покрасили. Вечером 11 декабря 1939 года они покинули Брест, эскортируя "Дюнкерк", перевозивший 100 т золота в США — плату за военные поставки. 12 декабря "Могадор" остановил и досмотрел норвежский танкер, а на следующий день оба лидера развернулись и приступили к патрулированию в районе, через который, как предполагалось, пролегал маршрут германских судов, уходящих из испанского порта Виго. Безуспешно проискав весь следующий день прорыватель блокады "Рио де Жанейро", 6-й дивизион 15 декабря возвратился в Брест.
Следующее задание оказалось весьма ответственным. 18 декабря дивизион прибыл в Шербур, а двумя днями позже на борт "Могадора" взошел командующий флотом адмирал Дарлан, отправившийся на совещание с англичанами. Оба лидера на 25 узловой скорости "сгоняли" в Портсмут и обратно, вернувшись в Брест к вечеру 23 декабря. Через трое суток последовал выход в составе 2-й легкой эскадры, проводившей "Дюнкерк" (он прикрывал направлявшийся в Канаду конвой). Лидеры отвернули южнее Исландии и отправились в Белфаст для дозаправки. Встретив Рождество в море, 30 декабря 1939 года корабли благополучно возвратилась в Брест.
1940 год
Год 1940-й начался не слишком удачно. С 9 по 12 января "Могадор" и "Вольта" провели учебно-боевые стрельбы главным калибром в заливе Киберон, использовав в качестве мишени корпус старого броненосца "Вольтер". Вновь командующий дивизионом с горечью отметил, что восемь 138,6-мм пушек супер-лидеров заметно уступают по эффективности пяти таким же орудиям "фантасков". В результате аварий и задержек средняя скорострельность на "Вольта" не превышала 3 выстр./мин.
Этот выход стал последним перед запланированным на зиму профилактическим ремонтом. "Могадор" отправлялся на два месяца на завод в Лориане, а "Вольта" — на вдвое больший срок в арсенал в Бресте. Только 5 марта 1940 года на "Могадоре" вновь поднял свой флаг адмирал Лакруа, и тут же последовал выход в залив Киберон на учебные стрельбы вместе с "Дюнкерком" и крейсерами. Тренировки в составе отряда продолжались практически весь март.
Политическая обстановка за это время изменилась. Вступление в войну Италии казалось все более вероятным. В этом случае предполагалось перераспределение морских сил союзников: зоной ответственности Франции становилось Восточное Средиземноморье. Поэтому командование ВМС приняло решение перебазировать "Форс де Рейд" в Оран. Удобное положение этого порта позволяло быстро отреагировать на возможное выступление итальянского флота, а при необходимости немедленно выйти в Атлантику для ловли рейдеров. 2 апреля оперативное соединение, в состав которого вновь вошел "Могадор", покинуло Брест и 5 апреля 1940 года прибыло в Оран.
9 апреля началось вторжение немцев в Норвегию. 12 апреля французское быстроходное оперативное соединение возвратилось в Брест: срочная необходимость в легких кораблях для действий у норвежского побережья заставила перегруппировать силы. "Форс де Рейд" лишился ряда единиц, но не "Могадора". 24 апреля лидер вместе со "старшими товарищами" вновь отправился в Алжир. 27 апреля он встал у причала новой, еще не полностью достроенной базы в Мерс-эль-Кебире вблизи Орана. "Океанскому разведчику" предстояло выполнение поисковых задач в Средиземном море, причем вероятность противодействия скоростных легких сил итальянцев считалась очень высокой. Требовалось идеальное техническое состояние, и 2 мая 1940 года лидер встал в большой док в Оране для замены ослабевших заклепок, из-за чего наблюдалась небольшая течь в котельном отделении №3. Ремонт закончили за четыре дня, затем последовали двухдневные испытания в море.
9-10 мая состоялся общий выход соединения, проведшего интенсивные тактические упражнения. На стрельбах 23 мая обнаружились задержки при подаче теперь уже у "Могадора", тогда как "Вольта" стабильно улучшал результаты, превысив свой апрельский "рекорд" скорострельности. В следующие два дня оба лидера стали учебными целями для базировавшихся в Оране субмарин, а затем "Могадор" снова отправился на ремонт в Оран. В начале июня произошла очередная "перетасовка" наличных сил. Командование сформировало четыре тактические группы в составе дивизии линкоров или крейсеров и дивизиона лидеров каждая. 6-й дивизион вошел в группу "Дюнкерк" (вместе с 1-й дивизией быстроходных линкоров этого типа). Работа им вскоре нашлась: 10 июня Италия вступила в войну.
Хотя это событие вряд ли можно признать неожиданным, союзники несколько растерялись. Предполагалось, что итальянский флот может предпринять попытку прорыва в Атлантику для соединения с германскими рейдерами, и французские соединения должны были остановить его на восточных подходах к Гибралтару — непростая задача, с учетом того, что "Марина Итальяна" превосходила своего соседа практически во всех классах кораблей, кроме лидеров. "Могадор" и "Вольта", как и остальные единицы своей группы, находились в постоянной полуторачасовой готовности в Мерс-эль-Кебире. 12 июня 1940 года группа вышла в море и взяла курс сначала на север, затем на запад, достигнув испанского побережья у Картахены, после чего спустилась к Гибралтару. Тут было получено сообщение с летающей лодки, заметившей следующую к проливу с востока большую эскадру. Сражение с итальянцами казалось неминуемым, но вскоре выяснилось, что разведчик сбился с курса и обнаружил… свои собственные корабли, выделенные для перехвата!
После двухдневного похода на больших скоростях (21 — 24 уз.) запас топлива на лидерах угрожающе уменьшился, и "Могадор" и "Вольта" вечером 14 июня возвратились в Мерс-эль-Кебир для дозаправки. А 18 июня они направились в патрулирование на линии Марсель — Оран (операция "Бегар"). "Пробегав" полтора суток на скорости 23 узла, лидеры вернулись в базу, так и не дождавшись прорыва противника. Вскоре группа "Дюнкерк" перешла на менее напряженную 4,5-часовую готовность. Не участвовала она и в проведенной 22 июня последней операции французского флота в этой фазе войны, направленной против итальянских портов.
Франция потерпела поражение на суше и готовилась выйти из борьбы. Перемирие между Германией и Францией поставило флот побежденных в сложное положение. Бывшие союзники, англичане, больше всего опасались, что прекрасные французские корабли попадут в руки немцев и значительно усилят неприятеля на море. Результатом этих опасений стала операция "Катапульта" — нейтрализация наиболее сильных и современных единиц, находившихся в портах Алжира.
Продолжение следует
P.S.
"Часы" на носовой надстройке (для кормовых башен была своя система визуального оповещения), на фото в начале 1942 года отсутствуют.
Дублирующая оптическая система в виде "дистанционных циферблатов". Одно деление циферблата соответствовало 1500 м для короткой "часовой" стрелки и 125 м — для длинной ("минутной").
Максимальная дистанция для передачи данных с дальномера составляла 19 375 м, что практической соответствует дальности стрельбы 138,6-мм орудий.