1

 

Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.

Продолжим обзор первых европейских "аппаратов для летания по воздуху", которым удалось преодолеть силу земного притяжения. Ровно 110 лет назад, 12 ноября 1906 года, живший во Франции бразильский изобретатель Альберто Сантос-Дюмон впервые в Старом свете сумел пролететь на своем аэроплане №14бис расстояние 220 метров, достигнув огромной высоты 12 метров. В отличие от всех предыдущих попыток, это уже можно было назвать не подскоком, а полноценным полетом.

Аэроплан был построен по схеме "утка", то есть, оперение размещалось перед крылом, а двигатель с толкающим винтом стоял сзади. Оперение, напоминавшее коробчатый воздушный змей, целиком поворачивалось в вертикальной и горизонтальной плоскостях, являясь одновременно бипланным стабилизатором, двойным килем, рулем высоты и направления. Оно управлялось рычагом и похожим на велосипедное колесо штурвальчиком. Рычаг поворачивал "коробку" вверх-вниз, а штурвальчик – вправо-влево.

Интересно, что первые "полеты" аэроплан совершил, будучи подвешенным на протянутом над землей длинном тросе, вдоль которого его буксировал осёл. В этих "полетах" Сантос-Дюмон проверял работоспособность органов управления. Потом он летал, вися под аэростатом, который частично компенсировал вес аппарата. Первый самостоятельный моторный взлет состоялся 13 сентября 1906 года, но тогда 14бис "подпрыгнул" всего на 70 сантиметров в высоту и на 7 метров в длину. Вторично он взлетел 23 октября, поднявшись уже на 5 метров и пролетев 50.

В начале ноября изобретатель доработал машину, впервые в мире оснастив ее элеронами. Эти управляющие поверхности были шарнирно укреплены посередине между верхним и нижним крылом и поворачивались движением рычага. 12 ноября, дождавшись хорошей погоды, Сантос-Дюмон четырежды поднимался в воздух, постепенно увеличивая дистанцию, пока она не превысила 200 метров. Лететь дальше не позволяли размеры поля, на котором проходили испытания, а развернуться на 180 градусов самолет не мог из-за недостаточной эффективности рулей и элеронов.

По результатам ноябрьских полетов Сантос-Дюмон сделал вывод о бесперспективности 14бис и невозможности его кардинального улучшения. Вскоре он принялся за разработку принципиально иной машины, гораздо более легкой, компактной и сделанной по монопланной схеме с тянущим винтом. Новый аппарат, названный "Демуазель", впервые взлетел 17 ноября 1907 года и продемон­стрировал гораздо более высокие летные характеристики, чем 14бис. Но это уже другая история.

Летучий бразилец

Чертеж аэроплана "Сантос-Дюмон" 14бис после доработки, с установленными элеронами

Летучий бразилец

Альберто Сантос-Дюмон и хвостовая часть современной реплики его аэроплана (оригинал не сохранился). Почему-то он полагал, что летчик в кабине должен располагаться стоя, а саму кабину надо делать в виде плетеной корзины, наподобие гондолы аэростата. Возможно, это объяснялось консерватизмом мышления, так как ранее Сантос-Дюмон проектировал аэростаты и небольшие дирижабли с такими же плетеными кабинками. Правее виден восьмицилиндровый 50-сильный двигатель "Антуанетт" – самый распространенный в 1906-1908 годах авиационный мотор Европы. Такая же силовая установка приводила в движение аэропланы "Вуазен" №1 и "Блерио" №7

Летучий бразилец

Подлинный чертеж аэроплана 14бис с подписями на португальском языке

Летучий бразилец

14бис в разобранном виде (передняя часть фюзеляжа отстыкована) по дороге из мастерской на летное поле

Летучий бразилец

Сантос-Дюмон в кабине аэроплана перед взлетом 23 октября 1906 года. Элероны на самолете еще не установлены

Летучий бразилец

14бис после 50-метрового "скачка", который привел в восторг собравшуюся публику

Летучий бразилец

Реплика 14бис в полете


источник: http://vikond65.livejournal.com/561214.html

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account