Летучий голландец. Истребитель Koolhoven FK-58. Нидерланды

11

С 1934-го в Голландии работал конструктор Эрих Шацки, эмигрировавший из Германии после установления нацистского режима. Устроившись на фирму Фоккер, он приступил к проектированию истребителя для ВВС Голландской Ост-Индии. Немецкий инженер предложил цельнометаллический моноплан с двигателем водяного охлаждения Роллс-Ройс «Кестрел», убирающимся шасси и пушечным вооружением. Э. Фоккер забраковал проект как слишком сложный и дорогой для колониальной авиации и отдал его на переработку ведущему специалисту фирмы И. Беелингу. В результате значительного упрощения конструкции появился истребитель D.XXI, которому суждено было повоевать, но не в Юго-Восточной Азии, а на севере Европы.

Содержание:

Схемы FK-58

Не нашедший общего языка с Фоккером, доктор Шацки ушел к Кольховену. Пойдя на некоторые компромиссы, он реализовал большинство своих прогрессивных идей в истребителе FK-58. Фюзеляж самолета имел каркас, сваренный из цельнотянутых, стальных труб, и комбиниро­ванную обшивку: дюралевые листы – от носа кабины, далее – полотно. Цельно­деревян­ное крыло – неразъемное, трапециевидной формы, закругленное на концах, с небольшим поперечным V несло статически сбалансированные элероны с аэродинамической компенсацией и закрылки с механическим приводом. Крыло соединялось с фюзеляжем всего четырьмя болтами. Вообще, FK-58 отличался несложностью сборки и обслуживания. Множество легкосъемных панелей и смотровых люков облегчало его ремонт.

Горизонтальное оперение, вынесенное вперед относительно киля, опиралось на V-образные подкосы. Стабилизатор и киль связывали профилированные ленты. Рули и киль – из стальных труб-лонжеронов и дюралевых нервюр под полотняной обшивкой. Статически сбалансированные рули имели осевую компенсацию. На руле направления устанавливался триммер. Шасси подкосного типа убиралось в углубления в фюзеляже и в крыле и прикрывалось щитками, укрепленными на стойках. Хвостовое колесо было неубирающимся. Шасси оснащалось масляными амортизаторами конструкции Кольховена и гидравлическими тормозами.

Компоновочная схема FK-58

Компоновочная схема FK-58

Три топливных бака общей емкостью 500 л размещались в крыле, 40-литровый маслобак – в фюзеляже. Вооружение состояло из четырех пулеметов MAC (FN-Браунинг Мlе38) калибра 7,5 мм (по 1000 патронов на каждый), сгруппированных по два в подкрыльевых обтекателях. Предполагалось наличие легких бомб или дополнительной емкости для бензина на внутренней подвеске под центральной частью крыла.

Первый прототип FK-58

Первый прототип FK-58

Эскизная проработка скоростного истребителя, подобного американскому Кертисс «Хаук» 75А и французскому Блок MB.151, велась в КБ Кольховена еще до прихода Э. Шацки. Организационные и технические сложности, с которыми столкнулись создатели самолета, отодвинули все предполагаемые сроки. В ВВС Нидерландов не дождались серийных «Кольховенов» ни в 1936-м, ни в 1937-м. Подразделения истребителей в метрополии получили «колониальные» «Фоккеры» D.XXI и мощные двухмоторные «Фоккеры» G1.

Первый прототип FK-58

Первый прототип FK-58

Первый прототип FK-58

Первый прототип FK-58

Летом 38-го на заводской аэродром в Валхавене, наконец, выкатили прототип истребителя FK-58, оснащенный двухрядным звездообразным двигателем «Испано-Сюиза» 14 АА-10 (1080 л.с. на высоте 4000 м) в капоте NACA (с регулировкой расхода охлаждающего воздуха) и трехлопастным винтом с постоянным числом оборотов. От начала работ над проектом Эриха Шацки до постройки опытной машины прошло всего три месяца.

Второй прототип FK-58

Второй прототип FK-58

Второй прототип FK-58

Второй прототип FK-58

Самолет испытывался Т. Копперсом с 17 июля 1938 г. Несмотря на вес, превысивший расчетную величину, «Кольховен» обладал неплохими характеристиками, на уровне «Блока» и «Кертисса». Разработчики FK-58 ориентировались на американский истребитель не зря. Потенциальным покупателем «Кольховенов» было французское правительство, которое с февраля 1938-го вело переговоры об импорте 300 самолетов «Хаук» 75А. Предложив в два раза дешевле истребитель, который почти не уступал бы заокеанскому, голландцы надеялись занять рынок.

FK-58

FK-58

С 25 ноября по 1 декабря 1938 года прототип FK-58, окрашенный в голубой цвет и с крупным белым номером «58» на борту, показывали в Париже. Подобно FK-55 за два года до этого, новый истребитель был заявлен, как один из самых быстрых в мире. Ведь в испытательном полете 22 сентября бортовые приборы зафиксировали 504 км/ч, а в одном из следующих полетов – 890 км/ч в пикировании с 5000 м. Реальная (не приборная) скорость «Кольховена» не превышала 448 км/ч.

Приборная доска FK-58

Приборная доска FK-58

Командование «Арме дель Эр» (ВВС Франции) заинтересовалось FK-58 еще до выставки. 10 октября Копперс перегнал самолет в Виллакубли, на аэродром летно-исследовательского центра (по другим данным, французы изучали опытный FK-58 с конца лета). Накануне войны авиапромышленность Франции, подорванная укрупнением предприятий и «политикой прототипов», провалила программу срочного перехода на новую технику. Поэтому изыскивались все возможные способы для пополнения боевых частей современными самолетами.

Варианты окраски FK-58

Варианты окраски FK-58

После закрытия авиасалона истребитель вернули на испытания. Согласно отчету капитана Ладуза, характеристики FK-58 были вполне удовлетворительны (не понравилась посадочная скорость в 130 км/ч). В декабре самолет, возвращавшийся в Голландию, разбился на бельгийской территории. Во Франции машину восстановили и передали в качестве наглядного пособия в школу авиамехаников в Рошфоре. Второй прототип, доработанный с учетом замечаний, летал с 14 февраля 1939-го.

Французы заказали 50 истребителей FK-58. Договор находился в ведении министерства колоний: замена «древних» разведчиков-бомбардировщиков «Потез» Р.25 и истребителей «Девуатин» D.510 на «Кольховены» в Индокитае помогла бы оставить немалое количество более ценных в военном отношении «Моран-Сольнье» MS. 406 во Франции. К концу 39-го в Юго-Восточной Азии предполагалось развернуть три эскадрильи истребителей FK-58.

FK-58 ВВС Франции

FK-58 ВВС Франции

Перед войной в Нидерландах вновь заинтересовались «Кольховеном». 22 июля 1939 г. поступил заказ на 36 машин для колониальной авиации. В ВВС Голландской Ост-Индии готовились эксплуатировать «пятьдесят восьмые» наравне с истребителями американского производства. Чтобы справиться с выпуском почти 90 самолетов, фирма Кольховен привлекла бельгийский концерн SABCA как субподрядчика по французскому контракту. Однако из-за срыва поставок моторов и оборудования из Франции ни один истребитель в Бельгии так и не закончили. 10 неукомплектованных самолетов «дождались» германской оккупации в мае 40-го.

Вариант окраски FK-58

Вариант окраски FK-58

Голландская серия FK 58, отличавшихся мотором Бристоль «Меркюри» XV (вариант «Таурус» III в 1090 л. с. на взлете), тоже не увидела свет. До 10 мая 1940 г., когда завод Кольховена накрыли германские бомбы, был облетан всего один экземпляр с заводским номером 5902. Модификация FK 58 с двигателем «Даймлер-Бенц» DB 600 осталась на бумаге.

FK-58

Первые четыре FK 58 для Франции выпустили в мае 1939-го. Заказчик не принял самолеты: по многим параметрам серийные машины отставали от прототипов. Забракованные истребители так и остались законсервированными на аэродроме центра отработки боевого применения в Этампе.

FK-58

Поставки «Кольховенов» возобновились в конце июня. Теперь прибывали самолеты типа FK 58А с двигателем «Гном-Рон» GR 14-N 6/16 (N 39), развивавшим 1036 л. с. на высоте 5000 м. Новая силовая установка и винт улучшили летные данные. Максимальная скорость выросла до 483 км/ч.

FK-58

Серия шла неритмично из-за постоянной нехватки моторов и бортового оборудования. В канун войны закончили всего шесть FK 58А, причем первый из них попал 26 июня в аварию и после этого не восстанавливался. Сентябрь 39-го принес новые проблемы. Нидерланды объявили о своем нейтралитете в начавшейся войне и ввели ряд запретов на торговлю с противоборствующими государствами. 23 истребителя FK 58А в различных стадиях постройки, из которых восемь были почти готовы, срочно увезли во Францию. Для завершения производства организовали «подпольный» филиал фирмы Кольховен с мастерскими в Невере. А в Голландии на заводской стоянке «застряло» еще восемь недоделанных самолетов. Их переправили во Францию только в декабре.

FK-58

К февралю 1940-го во французских ВВС числилось 13 истребителей FK 58А. В марте к ним прибавился единственный экземпляр из Невера (остальные «Кольховены» французской сборки погибли при германском вторжении). «Голландцы» опоздали к отправке в Индокитай, но целесообразность использования их в метрополии вызывала большие сомнения. Ни качественно, ни количественно FK 58А не годились для вооружения полноценного боевого подразделения. Поэтому их начали пристраивать во «второсортные» части.

FK-58

Были планы снабдить «пятьдесят восьмыми» ближневосточную авиагруппу, комплектуемую чехами. Потом партию FK 58А попытались «всучить» Югославии. «Кольховены» могли попасть и в Финляндию. На них предстояло воевать летчикам добровольческого корпуса, который формировался во Франции из поляков. В марте 40-го ящики с пятью разобранными FK 58А уже готовили к отправке из Гавра, но перемирие между СССР и Финляндией нарушило и эти замыслы.

FK-58

В начале мая 1940 г. 14 истребителей FK 58А все еще ожидали своей участи на аэродромах в Роморатене и Виллакубли. Один из них уже успели разбить, еще двум требовался ремонт после неудачных посадок с поломкой шасси.

FK-58

Ранним утром 10 мая 1940-го германское вторжение прервало «странную войну» на Западе. Довоенные просчеты французов в модернизации ВВС сказались в первых же серьезных столкновениях с люфтваффе. Для компенсации потерь понадобились все резервы, и «Кольховены» были, наконец, востребованы. Вместе с другими «бесперспективными» или уже снятыми с вооружения истребителями (Блок МВ.151, Девуатин D.501 и D.510, MS.405) «пятьдесят восьмые» вошли в состав ELD, легких эскадрилий ПВО, С самого начала битвы за Францию истребители второй линии взяли под защиту важные тыловые объекты, высвободив более новые самолеты для фронта. ELD создавались на базе запасных эскадрилий и учебных заведений ВВС, зачастую — по инициативе их командиров.

FK-58

Вспомогательные подразделения ПВО действовали довольно активно, несмотря на малочисленность, крайне изношенную технику, скудное матобеспечение и слабую подготовку летчиков. Среди 120 пилотов ELD большинство составляли резервисты, переведенные из гражданской авиации, и «ускоренные» выпускники летных училищ. Здесь были и 54 поляка, стремившихся продолжать борьбу с нацистами хотя бы и на «неполноценных» машинах. Многие из них летали на «Кольховенах».

FK-58

Самолеты FK 58А закрепили за формированиями поляков во Франции в марте 40-го, но только в мае курсанты польской Школы летчиков-истребителей в Лионе получили свои «Кольховены». Быстрому освоению помогло сходство приборной доски, состава оборудования и приемов пилотирования FK 58А и MB.151, применявшегося на заключительном этапе обучения. Четыре «Кольховена» составили первое вспомогательное подразделение ПВО, базировавшееся на аэродроме Лион-Брон. 16 мая начались боевые вылеты FK 58А, принадлежавших польскому учебному центру в Салон-де-Провансе.

FK-58

В начале июня истребители свели в ELD, названную II эскадрильей «Кольховенов» из Салон-де-Прованса, которой командовал майор Краснодебски. С поступлением еще двух «пятьдесят восьмых» полякам удалось сформировать четыре «патруля» (по два самолета в каждом) для прикрытия Клермон-Феррана и Салон-де-Прованса. Кроме них, четыре FK-58A c польскими пилотами (командир – лейтенант Андржевски) защищали авиабазу Каен-Карпике, один «Кольховен» использовался в 3-й эскадрилье бомбардировочной группы GB 11/38.

FK-58

Конечно, пара истребителей FK 58А могла только символически обозначить присутствие французских ВВС в небе. Во всяком случае ни одной воздушной победы за «конгломератами из польских пилотов, голландских планеров, французских моторов и бельгийских пулеметов», как с унылой иронией прозвали эскадрильи «Кольховенов», не числится. Хотя в то время, когда охраняемые ELD города и аэродромы находились за пределом досягаемости немецких истребителей, «Кольховены» одним фактом своего существования не позволяли вражеским бомбардировщикам надеяться на безнаказанность.

FK-58

После военного поражения Франции 10 сохранившихся FK 58А оказались в «свободной зоне», управляемой прогерманским правительством Виши. До 1943 г. они состояли в ВВС коллаборационистов. Затем пошли на слом.

ЛТХ:

Модификация: FK-58A

Размах крыла, м: 10.97

Длина, м: 8.68

Высота, м: 2.99

Площадь крыла, м²: 17.30

Масса, кг:

  • пустого самолета 1800
  • максимальная взлетная 2550

Тип двигателя: 1 ПД Hispano-Suiza 14AA

Мощность, л.с.: 1×1080

Максимальная скорость, км/ч: 504

Крейсерская скорость, км/ч: 450

Практическая дальность, км: 750

Максимальная скороподъемность, м/мин: 870

Практический потолок, м: 10 400

Экипаж: 1

Вооружение: четыре 7,5-мм пулемета FN Browning


источники:

 

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

14 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account