Летающая лодка Hiro H4H. Япония
В 1931 году арсенал Хиро приступил к проектированию современной двухмоторной летающей лодки-моноплана в качестве замены собственных летающих лодок Type 15 и Type 89. Новый самолет представлял собой уменьшенную версию летающей лодки тип 90-1 с большим упором на практическую осуществимость конструкции самолетов данного типа. Главным конструктором проекта был назначен лейтенант-коммандер (капитан 3-го ранга) (артиллерии) Юн Окамура (Lieut-Cdr (Ordnance) Jun Okamura).
схемы летающей лодки H4H
Первоначально этот цельнометаллический самолет был оснащен двумя 500-сильными двигателями водяного охлаждения тип 91-1 или 600-сильными тип 91-2, устанавливавшимися на стойках над крылом. после проходивших в течение длительного периода повторных испытаний и изменений они были заменены на 760-сильные двигатели Myojo, представлявшие собой построенные по лицензии американские Pratt & Whitney Hornet. Другие изменения, выполненные в целях улучшения конструкции, были связаны с перемещением высокорасположенного крыла еще выше относительно корпуса и с изменением хвостового оперения. Были и другие небольшие изменения. Благодаря усилиям, направленным на улучшение конструкции, почти каждый прототип тем или иным образом отличался от предыдущего. На все это уходило много времени и к 1937 году из-за устарелости проекта дальнейшие усилия по улучшению конструкции и производства были прекращены.
летающая лодка H4H
Множество изменений, внесенных в эти летающие лодки, были ответственны за разные обозначения для этого типа самолета. Первоначально в июле 1933 года принятая на вооружение самый ранний вариант этого самолета был назван флотом как летающая лодка тип 91-1 (короткое обозначение H4H1); она была оснащена двигателями водяного охлаждения. после таких изменений как изменение положения двух реданов корпуса, замена двухлопастных винтов четырехлопастными, изменение хвостового оперения, на данный вариант поступил заказ. Более усовершенствованная модель с двигателями воздушного охлаждения Myojo и трехлопастными винтами получила обозначение летающая лодка тип 91-2 (короткое обозначение H4H2). Однако обе модели имели отличия: один был высокопланом, а другой имел крыла, расположенное над корпусом. Они также отличались в пределах обозначений каждого типа: прямой или конической задней кромкой, помимо этого на поздних версиях закрылки были по типу "двойного крыла" (doublewing type) Юнкерса. До самого конца не удалось решить проблему неустойчивости на воде и со слабой способностью справиться с волнами. Помимо этого общие характеристики не достигли расчетных показателей при проектировании, однако накопленный опыт помог в разработке летающей лодки тип 99 (H5Y1), получившей во время войны на Тихом океане у союзников кодовое обозначение Cherry.
летающая лодка H4H
Производство серии H4H было поручено Каваниси, в то время как арсенал Хиро продолжал эксперименты с изменениями конструкции. Это вызвало неопределенность и замедлило производство. В компании Каваниси эта летающая лодка была известна как тип L, первая из произведенных этой фирмой совершила свой первый полет 16 июня 1933 года.
летающая лодка H4H
Небольшое количество летающих лодок данного типа активно использовались в течение всей японо-китайской войны. Они патрулировали вдоль побережья Китая и перевозили из японской метрополии через Восточно-Китайское море на материк почту и грузы. Это привело к утверждению, что летающие лодки тип 91 были первыми летающими лодками Японии, которые приняли участие в боевых действиях.
вариант окраски летающей лодки H4H
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ*
Описание: двухдвигательная двухреданная летающая лодка-моноплан. Цельнометаллическая конструкция с работающей обшивкой и крылом, имевшим корбчатый лонжерон Рорбаха/Вагнера
Экипаж: 6-8 человек
Силовая установка:
H4H1 — два 600-сильных двенацатицилиндровых W-образных рядных двигателя водяного охлаждения тип 91-2, вращавших четырехлопастные деревянные винты
H4H2 — два 760-сильных девятицилиндровых звездообразных радиальных двигателя воздушного охлаждения Myojo 1 или 2
|
H4H1 |
H4H2 |
Размеры |
||
размах крыльев, м |
23,55 |
23,46 |
длина, м |
16,675 |
16,57 |
высота, м |
5,81 |
6,22 |
площадь крыла, м² |
82,7 |
82,7 |
Вес |
||
пустого, кг |
4924 |
4663 |
с полной нагрузкой, кг |
7500 |
7500 |
удельная нагрузка на крыло, кг/м² |
90,7 |
90,7 |
удельная нагрузка на мощность, кг/л.с. |
6,25 |
4,93 |
Летные характеристики |
||
максимальная скорость, км/ч |
207 |
233 |
крейсерская скорость, км/ч |
157 |
– |
подъем на высоту 3000 метров |
18 мин |
– |
практический потолок, м |
4970 |
3620 |
продолжительность полета, час |
2000 |
2333 |
Вооружение:
стрелковое — один установленный в носу подвижный 7,7-мм пулемет, два подвижных 7,7-мм пулемета в средней части фюзеляжа
бомбовое — две 250-кг бомбы
Производство: с 1932 года Хиро построила около 30 мишин, Каваниси в 1933 году построила 5 машин, в 1934 году — 4, в 1935 году — 1, в 1936 году — 4 и в 1937 году — 3. В общей сложности построено примерно 47 машин
* — размеры, вес и характеристики взяты технических заказов японского флота
источник: Robert C Mikesh & Shorzoe Abe "Japanese Aircraft 1910-1941"