18

Летающая лодка Dornier Libelle. Германия

Небольшая винтажная статья более чем вековой давности (номер журнала «Flight» от 20 октября 1920 года), которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.

Время от времени мы публиковали описания и иллюстрации различных летательных аппаратов компании Zeppelin, построенных по проектам г-на Дорнье («Некоторые этапные самолеты конструкции Клаудиуса Дорнье. Часть 1»; «Некоторые этапные самолеты конструкции Клаудиуса Дорнье. Часть 2»; «Пассажирский самолет Dornier Do C.3 Komet. Германия»; «Пассажирская летающая лодка Dornier Cs.II Delphin I. Германия»). На этой неделе мы можем представить несколько иллюстраций и некоторые подробности последней разработки г-на Дорнье – небольшой трехместной летающей лодки-моноплана с маломощным двигателем.

«Стрекоза» (Libelle; Dragon Fly), как называют эту машину, была построена в Роршахе (Rorschach) на швейцарской стороне Боденского озера (где компанией Dornier Metal Aircraft Mfg. Co. был основан новый завод) и, как мы полагаем, она в Цюрихе и Женеве используется швейцарской компанией Société Ad Astra Aéro. Из сопровождающих иллюстраций видно, что «стрекоза» обладает приятным и в то же время практичным внешним видом. Также можно отметить несколько отличительных черт, характерных для самолетов г-на Дорнье. Наиболее заметными из них являются поплавки, которые выступают из бортов корпуса лодки и используются в качестве стабилизирующих подкрыльевых поплавков. Дополнительным преимуществом таких поплавков является использование в их конструкции аэродинамического профиля, благодаря чему они создают дополнительную подъемную силу и в отличие от подкрыльевых поплавков не являются источником дополнительного сопротивления.

ЛЕТАЮЩАЯ ЛОДКА DORNIER DRAGON FLY: Схема общего вида

ЛЕТАЮЩАЯ ЛОДКА DORNIER DRAGON FLY: Схема общего вида

Как и предыдущие самолеты г-на Дорнье «стрекоза» почти полностью изготовлена из металла. Дюралюминий в конструкции «стрекозы» используется не только в корпусе лодки, но и в крыле: как в силовом наборе, так и в обшивке. Прямое крыло самолета частично несущее, его консоли лишены поперечного V и дополнительно крепятся подкосами. В отличие от предыдущих летающих лодок г-на Дорнье крыло «стрекозы» состоит из трех частей и оснащено механизмом складывания назад консолей: полезная функция, которую не часто можно встретить среди летающих лодок. Короткий центроплан, который по своему размаху не превышает ширину фюзеляжа, установлен над последним на четырех кабанных стойках, а внешние секции крепятся к центроплану будучи прикрепленным шарнирами к корневым частям заднего лонжерона.

На верхней части центроплана установлен обтекаемый кожух, в котором размещаются двигатель и топливные баки. Внешние секции крыла прикреплены к корпусу лодки двумя парами обтекаемых стоек: по одной паре с каждой стороны. Когда консоли крыла поворачиваются назад, Передние стойки этих пар отсоединяются от мест крепления в корпусе и пристыковывались к выступам в нижних оконечностях задних стоек. Крепление к корпусу задних стоек, разумеется, поворотного типа. Таким образом, консоли крыла поддерживаются стойками даже когда крыло находится в сложенном положении. Складывание консолей выполняется примерно за полторы минуты, а перевод в штатное положение – около минуты. Обе операции могут быть выполнены, когда лодка находится на воде. Кроме того, утверждается, что после установки крыла в штатное положение никакой проверки не требуется. Утверждается, что со сложенными консолями «стрекоза» маневрирует на возе с такой же легкостью, как и моторная лодка.

ЛЕТАЮЩАЯ ЛОДКА DORNIER DRAGON FLY: четыре снимке летающей лодки; виды сбоку и спереди с консолями крыла в штатном (сверху) и сложенном положениях (снизу)

ЛЕТАЮЩАЯ ЛОДКА DORNIER DRAGON FLY: четыре снимке летающей лодки; виды сбоку и спереди с консолями крыла в штатном (сверху) и сложенном положениях (снизу)

Для того, чтобы при складывании консолей освободить пространство для расположенных у задней кромки их корневых частей задняя часть центроплана, которая расположена в районе его законцовок, либо сгибается в сторону, либо полностью удаляется. По данному вопросу у нас нет определенной информации, но вероятно, что эта часть покрыта полотном, когда крыло находится в штатном положении, и удаляется, когда консоли сложены. Элероны прикреплены не к заднему лонжерону, а к вспомогательным элементам между ним и задней кромкой.

Стабилизатор узкой прямоугольной формы покрыт полотном и к его задней кромке присоединен руль высоты. Сбалансированный руль направления шарнирно прикреплен к вертикальному килю. Оба они покрыты полотном и установлены выше стабилизатора.

Металлический лодочный корпус имеет прямоугольное поперечное сечение с одним реданом, расположенным ниже заднего лонжерона крыла. В своей задней оконечности корпус сужался к вертикальному ребру; в носовой части корпус имеет ярко выраженную килеватость, в то время как позади редана килеватость слабая. Непосредственно под крылом расположена вместительная кабина для размещения трех пассажиров. Два сиденья расположены спереди бок о бок и оснащены двойным управлением, а третье место находилось позади.

Летающая лодка Dornier Dragon Fly: лодка с экипажем из трех человек взлетает на скорости 60 миль в час (97 км/ч). На врезке гидросамолет в полете

Летающая лодка Dornier Dragon Fly: лодка с экипажем из трех человек взлетает на скорости 60 миль в час (97 км/ч). На врезке гидросамолет в полете

На модели, представленной в данной статье, установлен пятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Siemens-Halske мощностью 50-60 л.с., но в последующих моделях будет он установлен семицилиндровый 80-сильный двигатель той же компании. Двигатель, как указано ранее, устанавливается на обтекаемом кожухе, расположенном на верхней части центроплана, и вращал тянущий винт диаметром 8 футов (2,44 м).

Вероятно «стрекоза» имеет хорошие летные характеристики и превосходную управляемость. С 50-60-сильным двигателем, с экипажем из трех человек и с топливом на полет продолжительностью один час летающая лодка отрывается от воды за 30 секунд. Основные характеристики самолета следующие:

Размах крыла 27 футов 7 дюймов (8,41 м)
Размах крыла (в сложенном положении) 10 футов (3,05 м)
Длина хорды 5 футов 5 дюймов (1,65 м)
Общая длина 23 фута 6 дюймов (7,16 м)
Высота 7 футов 5 дюймов (2,26 м)
Площадь крыла 150,5 кв. футов (14,00 м²)
Масса (пустого) 770 фунтов (350 кг)
Масса (с полной нагрузкой) 1320 фунтов (600 кг)
Масса на кв. фут (на м²) 8,8 фунтов (4 кг)
Масса на лошадиную силу 22 фунта (10 кг)
Скорость 80 миль в час (130 км/ч)
Коэффициент запаса прочности 8

источник: «The Dornier «Dragon fly» flying boat» «Flight» October 20, 1921, pages 685-686

перевод был впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-letauschaya-lodka-dornier-libelle-germaniya

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account