Летающие крепости по-немецки. Messerschmitt Me-264 Amerika
Этот самолёт можно по праву считать одним из самых проработанных нереализованных проектов. Было создано три опытных модели самолета, которые прошли не только всесторонние испытания, но и достаточно большое количество полётов. Кроме этого, для этого самолёта было создано огромное количество различных схем, которые в другое время и в другой фирме вполне могли стать самостоятельными проектами. Однако в компании Вилли Мессершмитта все они были объединены одним названием – Me.264.
Содержание:
История разработки
Разработка Me-264 началась еще до войны, в 1937 году, и тогда проект имел обозначение Р.1061. Согласно спецификации, компании Мессершмитт поручили разработку дальнего самолёта-разведчика, с дальностью полёта до 20 000 км (по другим источникам – до 15 000).
С началом Второй Мировой его разработка была приостановлена, так как были более неотложные задачи, в виде работ над серийными истребителями компании Bf-109 и Bf-110. Однако когда встал вопрос создания бомбардировщика, способного наносить удары по территории США, об этом проекте вспомнили. При этом новый проект получил и новые технические требования.
Согласно этим требованиям и возобновилась работа над проектом. Новый Me-264 стал цельнометаллическим с чистыми аэродинамическими формами с круглым в сечении фюзеляжем и двухкилевым оперением. Рули на самолёте отклонялись при помощи электроприводов. На задней кромке крыла большого удлинения располагались элероны и закрылки. Основной запас топлива размещался в крыльевых баках. Шасси – трехстоечное, на каждой стойке располагалось по одному колесу.
Согласно планам должно было быть построено для испытаний три опытные машины. Однако работы шли медленно, фирме Мессершмитт катастрофически не хватало ни свободных кадров, ни свободного времени, чтобы ускорить работы над Ме-264. Тогда в феврале 1943 года, было принято решение, разработку опытных машин временно передать компании «Дорнье». Однако и на «Дорнье» ситуация была не лучше, таким образом, вопрос о подключении к работам других фирм отпал сам собой.
Но вернёмся к постройке опытных образцов Ме-264. Первый из них Me.264 V1 (RE+EN) был готов в конце 1942 г. По проекту самолет должен был донести до Нью-Йорка 1800 кг бомб. Бомбовый удар должен был совершаться с высоты, недоступной истребителям. Оборонительного вооружения не предусматривалось, чтобы снизить воздушное сопротивление и вес конструкции до возможного минимума. Для ускорения работ Me 264 V1 был оснащен четырьмя двигателями «Юнкерса» Jumo 211J-1 жидкостного охлаждения в гондолах и с лобовыми радиаторами от Ju 88A-4. Двигатели развивали на взлете 1340 л.с. и 1060 л.с. на высоте 6000 м.
Фюзеляж был типа монокок овального сечения и делился на три секции. Hосовая секция имела полетную палубу и большую площадь остекления. Центральная секция включала бомбоотсек, с проходом сверху, отсек для отдыха экипажа, проход в хвостовую часть. Хвостовая секция имела в конце позицию для наблюдателя. Однолонжеронное крыло имело довольно большую стреловидность по передней кромке и прямую заднюю кромку. Всю заднюю кромку занимали закрылки и элероны. Одноколесные стойки шасси убирались в сторону, в центроплан. Практически весь остальной объем крыла занимали протектированные баки общей емкостью 13 800 л и еще 5800 л в непротектированных баках.
Первый полет состоялся в декабре 1942 г. Me 264 V1 был во всех отношениях, да и по проекту, лишь летающим испытательным стендом.
Однако к тому времени США действительно вступили в войну, и в Техническом департаменте РЛМ окончательно сложилась концепция «америкабомбера». Было потребовано установить эффективное оборонительное вооружение и увеличить бомбовую нагрузку. Все эти требования можно было выполнить, только использовав шесть двигателей. Как следствие «Фокке-Вульф» выступил с предложением Та 400, как развитие проекта Fw 300A, «Юнкерс» предложил Ju 390, а «Мессершмитт» – шестимоторный Me 264B. Технический департамент отдавал предпочтение Ju 390, имевшему хорошую совместимость по конструкции с Ju 290, уже выпускавшимся в Бернбурге, а «Мессершмитту» было предложено переделать второй и третий опытные машины в дальние морские разведчики.
Hеобходимые доработки задержали готовность Me 264 V2, хотя конструкционно он не отличался от предшественника. Требования Технического департамента появились только в марте 1943 г. Самолет должен был получить вместо Jumo 211J-1 14-цилиндровые BMW 801D с системой форсирования GM 1. Двигатели, экипаж, оборонительные стрелковые установки планировалось прикрыть 1000 кг брони. Предусматривалась установка оборонительного вооружения, фотооборудования, оборудование отсека для радиобуев, осветительных бомб и т.п. Me 264 V2 было решено закончить без оборонительного вооружения и оборудования — их планировалось поставить на Me 264 V3, который рассматривался прототипом для серии Ме 264А. В конце 1943 г Me 264 V2 был готов для наземных испытаний, когда его разбомбила союзная авиация.
Работа над Me 264V3 продолжалась. Он, как и V2, получил удлиненные законцовки крыла, увеличившие размах крыла с 39 до 43 м. Оборонительное вооружение состояло из передней и задней верхних башен с 13-мм пулеметом MG 131 в первой и 20-мм пушкой MG 151 во второй. Один MG 131 был в носовом остеклении, два таких пулемета в боковых установках, а в уступе в нижней части — 20-мм MG 151. Экипаж состоял из восьми человек. В конце бомбоотсека монтировались три автоматические камеры Rb 50/30. В отсек можно было подвесить до 2000 кг бомб. Для взлета с перегрузкой планировалось использовать дополнительные, сбрасываемые колеса на основных стойках шасси и стартовые ракетные ускорители — шесть тягой по 1000 кг.
Проводились проработки и по другим вариантам самолета – с четырьмя Jumo 213, четырьмя BMW 801E или G, плюс двумя турбореактивными Jumo 004, четыремя BMW 801TG и двумя турбореактивными BMW 018, а на БМВ был даже просчитан вариант с двумя турбовальными BMW 028. Другим вариантом являлся Me-264/6m с шестью двигателями DB 603. Рабочее обозначение его было Р.1075, но В. Мессершмитт добивался присвоения самолету серийного индекса Me 364. Hо ситуация в начале 1944 г. с поставками стратегического сырья не позволила надеяться на запуск Me 264 в серийное производство. Программа была завершена еще до окончания Me 264 V3.
Me P.1085 с четырьмя толкающими двигателей и двумя реактивными, в корневой части крыла
Первое сообщение о существовании Me 264 всплыло в июле 1944 г, когда какая-то неизвестная немецкая радиостанция сообщила, что Ме 264 был подготовлен на случай победы мятежных генералов, чтобы доставить Гитлера в Японию. Это вполне могло быть, но с окончанием программы Ме 264 единственный опытный самолет был передан на «Озермашинен Г.м.б.Х.» для испытания на нем в полете паровой турбины. Паровая турбина должна была развивать мощность 6000 л.с. при 6000 оборотах в минуту и приводить 5,3-м винт с частотой вращения 400–500 оборотов или 2-м винт при 6000 оборотах. Двигатель должен был работать на смеси угля и бензина (65% угольной пыли и 35% бензина). Me 264 V1 разбомбили еще до начала летных испытаний двигателя.
ТТХ:
Размах крыла, м – 43.00
Длина, м – 20.90
Высота, м – 4.30
Площадь крыла, м² – 127.80
Масса, кг
- пустого самолета, кг – 21 150
- максимальная взлетная, кг – 56 000
Тип двигателя – 4 BMW 801D или G
Мощность, л.с. – 4×1700
Максимальная скорость, км/ч – 560
Практическая дальность, км – 14 900
Максимальная скороподъемность, м/мин – 120
Практический потолок, м – 8000
Экипаж, чел – 6–9
Вооружение:
- • один 13-мм пулемет MG 131 в верхней, передней башне,
- • одна 20-мм пушка MG 151 в верхней, задней башне,
- • один 13-мм пулемет MG 131 в носовом остеклении,
- • по одному 13-мм пулемету MG 131 в боковых установках,
- • одна 20-мм пушка MG 151 в нижнем уступе;
- • до 2000 кг бомб в отсеке.
PS. Ну и в заключение предлагаю вашему вниманию очень красивые варианты реконструкции, выполненные в технике 3D графики: